Внедрение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность
методическая разработка (средняя группа)

Поповская Ольга Владимировна

Данный материал поможет повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию основ финансовой грамотности дошкольников через сказку 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность

Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку в средней группе

Одной из важнейших задач педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических отношений. Это обусловлено переменами в современной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Дошкольники и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности - одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определится, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джани Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе образовательный и воспитательный потенциал.

Через сказку дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «расчет», «деньги» и др., встречаются с героями трудолюбивыми и ленивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными и т.д.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

- сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их
сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения («Три поросенка», «Легкий хлеб», «Мешок яблок», «Телефон»);

-  сказки, отражающие труд людей («Терем – Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Морозко», «Мужик и медведь», «Колобок»);

- сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства («Жадная старуха», «Наши пряли, а ваши спали», «Как коза избушку построила»)

- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д. («Муха - Цокотуха»,  «Кот в сапогах», «Чужие деньги», «Как старик корову продавал»);

- сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчетливость, практичность (сказка К. И. Чуковского «Федорино горе» и др.). 

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделены основные экономические категории, социально-нравственные качества, сформулированы вопросы к детям.

Структура занятия по каждой сказке инвариантна: включает цели, краткое содержание, материал, экономические категории, социально-нравственные качества, вопросы, выводы.

Экономические категории, выделенные в структуре предложенных занятий, являются содержательным материалом для обсуждения актуальных нравственных проблем. Нельзя забывать, что нравственный аспект - важнейший в сфере экономических отношений. Таким образом, задачей педагогов и родителей является использование таких сказочных ситуаций, которые способствуют обогащению нравственно - экономического опыта дошкольников.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развитие предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую культурную позицию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Внедрение основ финансовой грамотности в ДОУ как ранней профориентации дошкольников»

laquo;Внедрение основ  финансовой грамотности в ДОУ,  как ранней профориентации дошкольников»...

«Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...

Доклад на тему: «Внедрение основ финансовой грамотности в ДОУ, как ранней профориентации дошкольников».

Доклад на тему: «Внедрение основ  финансовой грамотности в ДОУ,  как ранней профориентации дошкольников»...

Презентация «Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОУ»

В чем же актуальность данного направления работы? Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно активизировать интерес детей к экон...

«Внедрение основ финансовой грамотности в ДОУ, как ранней профориентации дошкольников».

laquo;Внедрение основ  финансовой грамотности в ДОУ, как ранней профориентации дошкольников»....

Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОУ.

Консультация для педагогов по основам финансовой грамотности....

Материалы для эффективного внедрения основ финансовой грамотности в детском саду

Финансовая грамотность для дошкольников– это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в о...