«Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников»
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Лемонджава Валентина Александровна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже, сталкиваются с рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Почему нужно детям давать эти основы финансовой грамотности?

25 сентября 2017 года вышло Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.».

Этот документ предусматривает создание целой системы обучения финансовой грамотности начиная с детского садика и заканчивая высшими учебными заведениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический педагогический совет

«Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже, сталкиваются с рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Почему нужно детям давать эти основы финансовой грамотности?

25 сентября 2017 года вышло Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.».

Этот документ предусматривает создание целой системы обучения финансовой грамотности начиная с детского садика и заканчивая высшими учебными заведениями.

В 2017 году центральный банк совместно с Министерством образования Российской Федерации утвердили перечень совместных мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций на 2017-2023 годы. Получается, что финансовая грамотность будет внедряться в учреждения.

На уровне дошкольного образования предусмотрены и проведены следующие мероприятия:

1.Организован и проведен социологический опрос среди административного, педагогического и родительского сообщества в части определения потребности включения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в ФГОС и в программу дошкольного образования.

2. Сформированы предложения по внесению изменений в части включения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в ФГОС и программы дошкольного образования.

3. Разработан проект примерной рабочей программы образовательной области «Основы финансовой грамотности».

4. Разработаны методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях.

Цель методических рекомендаций - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений включить основы финансовой грамотности в образовательный процесс  

Основная цель включения финансовой грамотности в образовательный процесс ДОУ-
содействие формированию первичных социальных компетенций дошкольников в сфере личных и семейных финансов (т.е. помочь дошкольникам адаптироваться в мире финансов).

В методических рекомендациях Министерства образования дан перечень базовых- экономических понятий. На слайде вы видите эти понятия. Вы можете видеть, что нет сложных определений, даны самые обычные слова, которые могут определить и вмести в мир финансов ребенка, нет сложных понятий- кредит, ипотека и т.п.

Задачи воспитателей:

  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей при отборе содержания системы знаний и умений в вопросах финансовой грамотности;
  • проектировать образовательный процессов соответствии с требования ФГОС ДО;
  • адаптировать учебно-методические материалы к образовательному процессу;
  • включать родителей в образовательный процесс дошкольников;
  • транслировать имеющийся опыт в педагогическом обществе.

Финансовую грамотность следует включать в воспитательно-образовательный процесс в следующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.

Практические занятия по программе «Основы финансовой грамотности» должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, а также создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.

2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).

3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.

5. В процессе физического развития совершенствуется двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторики обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В процессе организации образовательного процесса по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические, так и современные формы работы. Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Формы работы:

1. Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

Виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные , подвижные, спортивные и другие.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ:

Проведение ситуативной игры «Магазин», во время которой дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги.

Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Включение в подготовительную работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (реклама, изготовление «денег», вывесок и др.).

2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение - является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд - основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, всё по плану, жадность и пр.

Пример обсуждения пословиц и поговорок о труде:

«Послушайте поговорки и сделайте вывод, как следует правильно браться за дело:

1. «Думай с вечера, что делать поутру»

2. «За все дела браться – ничего не сделать»

3. «Делали наспех и сделали на смех»

Из поговорок можно сделать вывод, что следует планировать свои дела, браться вначале за одно дело, а не за все сразу и не выполнять на скорую руку, не торопиться».

3. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Дошкольники готовят рисунки на тему «Деньги будущего», придумывают, какие должны быть деньги, какой формы, что на них должно быть нарисовано и какие средства защиты должны быть у денег от подделки мошенниками. Рисунки дошкольников будут размещены на специальном стенде, который смогут просматривать родители.

4. Для работы с семьей эффективно использование папок- передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», следует «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должны быть приведен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, представлены рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.

5. Анкетирование, опрос дошкольников и родителей - позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

6. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почётно», «Наше богатство» - формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

7. Ситуационные задачи - обучения на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребёнка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

«Родители подарили на день рождения Ане подарок. Подарком оказался долгожданный котенок. Папа предупредил девочку, что придётся не лениться, каждый день трудиться и ухаживать за котенком. Сначала Аня вместе с родителями изучила, как следует ухаживать за её питомцем: кормить, поить, играть с ним, менять лоток и пр. Через некоторое время Аня всему научилась и решила, что теперь будет самостоятельно ухаживать за котёнком.

Вопросы воспитателя детям:

Можно ли сказать, что Аня не только любит котёнка, но и любит трудиться?

Как вы думаете, кто должен ухаживать за питомцем: родители или ребенок, который просил приобрести питомца?

Согласны ли вы, что чтобы иметь питомца, надо быть трудолюбивым человеком?

Какое вознаграждение может получить человек, который ухаживает за своим питомцем?»

Источником для разработки ситуационных задач, как формы образовательной работы ДОО, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.

8. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективнойесли привлекать к участию в ней родителей.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Дошкольники готовят рисунки, лепят из пластилина, теста, глины, вырезают из цветной бумаги или клеят «деньги будущего». При этом важно приучить ребенка к самостоятельности – сам придумал и сам слепил, склеил, вырезал и т.д. (ноне отказывая ему в поддержке и помощи).

9. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня мы узнаем, кто у нас знаток экономики. За каждый правильный ответ команда получит монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет – выиграет.

Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.

Вопросы:

1) Что хранится в кошельке? (монеты, деньги).

2) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него есть пятачок).

3) Какие бывают деньги (бумажные и металлические).

Средства организации изучения основ финансовой грамотности.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);

- игровой (игры, игрушки);

- трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);

- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);

- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

- музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.);

- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Ожидаемые результаты – дети должны понять, что…

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести .
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  • Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  • Финансы – это интересно и увлекательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности и экономической культуры дошкольников(5 - 7 лет) «Финансовая школа»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»1 Этап - подготовительныйМесяц ЦельСентябрьИзучение псих...

Внедрение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность

Данный материал поможет повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию основ финансовой грамотности дошкольников через сказку...

Включение основ финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников

Актуальность включения основ  финансовой грамотности в воспитательно образовательный процесс дошкольников...

Презентация «Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОУ»

В чем же актуальность данного направления работы? Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно активизировать интерес детей к экон...

Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОУ.

Консультация для педагогов по основам финансовой грамотности....