Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

 

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»

1 Этап - подготовительный

Месяц

 

Цель

Сентябрь

Изучение психолого-педагогической литературы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

Составление перспективного планирования с детьми.

Составление перспективного планирования с родителями

Сбор материала необходимого для реализации проекта, постановка целей и задач проекта. Разработка перспективного плана.

Создание тематических папок «Путешествие в мир финансов», «Дети и деньги»

Пополнение предметно-пространственной среды

Сбор и оформление дидактических игр, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых уголков.

Октябрь

Анкетирование родителей «Дети и деньги»

Узнать уровень компетентности родителей по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

Мониторинг детей: диагностика результатов освоения программы

«Финансовая грамотность»

 

Выявление уровня экономического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Составление консультаций и родительских собраний, подготовка памяток, раздаточного материала для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Повышение уровня компетености родителей по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Этап – организационно-практический

Перспективное планирование с дошкольниками 6 – 7 лет

Срок проведе

ния

Виды игровой деятельности

Социально-коммуникативные

Игры с правилами

Творческие игры

Дидактические

Сюжетно-ролевые и театрализованные

 

Художественно-игровые

 

 

Что такое потребности? Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста представление о потребностях человека и их видах (материальные, духовные, социальные).

 

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Подвести к пониманию необходимости рационального ведения домашнего хозяйства (потребностей каждого). Показать важность выполнения обязанностей каждого члена семьи

«Потребности животных» Закрепить знания детей о потребностях человека, путем рассуждений ввести понятие «потребности животных», воспитывать чувство любви к животным и желание заботится о них.

 

«Потребности растений» Познакомить детей с потребностями растений.

Игра «Кому что нужно» Ц: раскрыть понятие потребность человека.

Дидактическая игра «Выбери дом для черепахи» Ц: закрепления понятия потребности животных.

Сюжетно-дидактическая игра «Осознанный выбор»: формировать умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.

 

 

Ноябрь

Тема: «Труд и продукт труда»

Цели: познакомить с понятием «продукт труда», с многообразием профессий человека; способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.

Беседа: «Труд – важное условие в жизни человека»: уточнить понятие, что такое труд, какой он бывает; расширить представления детей о труде взрослых

Беседа «Труд – продукт»: формировать представление у детей, что результатом труда является продукт – полезная нужная вещь, продукт труда – это богатство.

1.      Игра - беседа «Почему взрослые работают?»: развивать представление у детей о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода.

2.      Чтение стихотворений Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть»: формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться

Чтение детям произведения русской народной сказки «Зимовье»: формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом, умелого распределения труда.

 

 

 

Лото «Профессии»: формировать представление о многообразии профессий человека.

Дидактическая игра «Кто чем занимается?»:  расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду 

взрослых.

Дидактическая игра «Чей труд важнее»:

учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»: назвать и определить предмет, человеку какой профессии этот предмет нужен.

Игра - театрализация «По страницам сказки «Мужик и медведь»: помочь осознавать на доступном для детей  уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт»

Игра - драматизация «Путешествие в страну профессий»: вызвать интерес к труду разных профессий.

 

Изготовление альбома «Кем я хочу быть»: (совместно с родителями): обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, воспитывать уважительное отношение к труду людей различных профессий.

Изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно ролевой игры «Магазин»: привитие желания что-либо делать своими руками для игры, учить видеть качественно сделанные товары.

 

Декабрь

Тема: «Товар»

Цель: познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «обмен», «цена», «покупка», «реклама»; научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; объяснить, от чего зависит цена товара; способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

Беседа «Труд – товар, услуга»: формировать у детей первоначальные представления о результате труда, товаре.

Обучающая игра «Цена – ценник»: познакомить с ценником, научить детей сопоставлять цену товара (стоимость) с имеющимися у них наличными деньгами.

Игра - беседа «Реклама – двигатель торговли»: уточнить знания детей о рекламе, показать рекламные листовки из магазинов, понятные детям.

Чтение и обсуждение народной сказки «Жадная старуха», сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.

Дидактическая игра «Товарный склад»: закрепление у детей понятия «товар», учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.)

Настольная игра «Товарный поезд»: дать представление детям о месте изготовления товара, классифицировать товар по месту производства.

Дидактическая игра  «Разложите товар»: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов.

Дидактическая игра «Бартер»: сформировать представления о бартере как операции взаимообмена товарами, деньгах как средстве обмена товарами между людьми.

Дидактическая  игра «Рекламное агентство»: развитие связной речи с использование финансовых терминов посредством придумывания рекламы.

Дидактическая игра «Запланированная покупка»:– сформировать у детей понятие «список покупок».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин. Рынок»: раскрыть специфику купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, реклама)

Игра «Путешествие товаров»: раскрыть детям необходимость обмена продуктами труда между людьми; показать, что человек постоянно нуждается в каких-либо товарах.

Игра-викторина «Товары и услуги»: объяснить детям разницу между товарами и услугами.

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»: расширить представления детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве, воспитывать уважение к их труду, познакомить с разнообразными видами рекламы.

 

·         Изготовление товара – мороженого и его реклама: развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность, научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). Рисование ценников, рекламы: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать материал.

Январь

Тема: «Деньги и цена (стоимость)»

·         Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа; помочь детям осознать роль денег в жизни людей, развитию умения детей пользоваться деньгами.

1.      Беседа «Что такое деньги»; «История возникновения денег»: познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

Просмотр видеоролика «Схема изготовления денег»: дать сведения и расширять представления детей о производстве денежных знаков (купюр и монет).

Рассматривание денег: формировать представление детей о денежных знаках (монетах, купюрах), их номинале; познакомить детей с деньгами разных стран.

2.      Беседа «Достоинство монет и купюр»: дать представление об отличительных и сходных признаках между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства.

Чтение произведений  К.И. Чуковского «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсена «Огниво»: раскрыть понятие «деньги» через художественную литературу.

Игра – беседа «Где можно и безопаснее хранить деньги»: познакомить детей с различными способами хранения денег.

Рассматривание иллюстраций с разными домами «Банки мира»: формировать представление о банке, банковских операциях, работниках банка.

Создание проблемной ситуации «Копилка»:  выяснить что это такое, что там лежит, зачем деньги кладут в копилку, где взять деньги.

Чтение сказки: «Как деньги дом искали»: поиск ответа на проблемную ситуацию.

 

1.       

 

Дидактическая игра «Электронные деньги»: дать понятие «Электронные деньги»

Настольная игра «Денежный поток»:

развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами.

Игра - лото «Размен»: научить разменивать и считать деньги.

Настольная игра «Коммерсант»: продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков.

Настольная игра «Домино»: закреплять знания детей о названии, достоинства монет; развивать внимание, память.

Дидактическая игра  «Банк»: на конкретном примере показать детям, что такое банк, для чего он существует, его назначение; рассказать о работе служащих банка; дать понятие о том, что именно банк – надежное хранилище наших денежных средств

Дидактическая игра «Школа банкиров»: продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра.

Дидактическая игра «Что значит экономить?»: расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения. Дидактическая игра «Дом, в котором живут деньги»: закрепить представления детей о банке, его функциях, о валюте разных стран.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»: дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развивать умение видеть «товар»: цену (стоимость).

 

Сюжетная игра «Сдача»: формирование умения делать первичные экономические расчеты.

 

 Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса»: учить детей правилам поведения в общественных местах, уточнить представления детей о некоторых операциях, производимых в банке, воспитывать уважение к профессиям взрослых.

 

Поделка различных денег для игры «Магазин игрушек» (обязательно отмечать достоинство купюр, монет): создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности для дальнейшей игры

 Игровая ситуация «Стираем кукле Маше вещи»: донести принцип «бережно надо относиться к своим вещам в целях практичности, бережливости»

Конструирование из картона «Сейф для денег»: дать понятие, что такое сейф и для чего он нужен, как он выглядит.

Февраль

Тема «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Цель: расширить  представление  детей  о  том,  как  складывается  семейный  бюджет;  познакомить с новыми понятиями «доходы» и «расходы»;  воспитывать  в  детях  бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.  

3.      Беседа «Семейный бюджет»: познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета (заработная плата, пенсия, стипендия…), воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Беседа «Бюджет – источник дохода и расхода»: дать понятие детям, что такое доходы и расходы (основные, неосновные), воспитывать разумные потребности.

Игровое упражнение «Какие бывают доходы?»: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

4.      Наблюдение за тем, как дети обращаются с вещами, игрушками и т.д.: закрепление на практике, как нужно бережно и экономно относиться к вещам, оказывая тем самым помощь родителям  в экономии семейного бюджета.

Чтение произведения К.И. Чуковского «Телефон»: развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения; продолжать учить различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные)

5.      Чтение произведения В. П. Катаева «Дудочка и кувшинчик»: развивать логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки. Обогащать нравственно-экономический опыт дошкольников.

6.     

Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников.      Дидактическая игра «Доходы семьи»: познакомить детей с понятием «доходы»; расширить их знания об основных и дополнительных доходах в семье; воспитывать ответственность за свои поступки.

Дидактическая игра «Таблица расходов»: продолжать учить считать деньги, показать принципы финансового планирования.  Дидактическая игра «Дорого – дешево»: познакомить с понятиями «дороже/дешевле». Обучающая игра «Хочу и надо»: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями, научить определять разницу между «хочу» и «надо». Дидактическая игра «Поможем сэкономить»: расширить представления о «ресурсосберегающей деятельности» и грамотного потребления ресурсов.

 

Практическая игра «Мини-банк»: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим».

Сюжетно – ролевая  игра «Супермаркет» : развивать умение покупать товар в соответствие с имеющимися финансовыми возможностями, учить аргументировать свой выбор.

Сюжетно-дидактическая игра "Опасности вокруг нас": расширить и закрепить знания детей по энергосбережению, формировать у детей потребность в экономии тепла, электричества, воды, газа, закреплять знание правил безопасного использования энергоресурсов.

 

 

 

Изготовление «Семейного кошелька»: изготавливать поделку для игры своими руками, способствовать радостному эмоциональному настрою, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

 Моделирование денег из пластилина: закрепить понятие продукт труда – результат труда людей, выяснить что такое кошелек, зачем он нужен.

Рисование «Моя семья»: развитие любви к семье, создание условий для стимулирования и поддерживания доверительного отношения в семье.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

 

      

 

 

 

Этап – организационно-практический

Перспективное планирование с родителями

Месяц

Форма работы с родителями

Тема

Цель: Повышение педагогического мастерства и финансовой компетенции родителей, определение роли финансовой грамотности в развитии ребёнка.

Октябрь

Анкетирование родителей

«Основы финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для родителей

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Организация почтового ящика для родителей

«Ваши вопросы – наши ответы»     

Ноябрь

Консультация для родителей

«Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

Родительское собрание

«Финансово-экономическое воспитание детей в семье»

Папка – передвижка

«Дети и деньги»

Декабрь

Консультация для родителей

«Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Творческое задание вместе с детьми

Изготовление атрибутов к играм

Деловая игра

«Азбука финансов»

Памятка родителям

«Формируем у детей разумные потребности».

Февраль

Консультация для родителей

« Правила карманных денег»

Март

Рекомендации для родителей

 

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»

 

Папка – передвижка

«Экономический словарь»

Апрель

Родительское собрание

«Экономическое воспитание дошкольников»

Май

Итоговое мероприятие

«Юные экономисты»

 

 

 

 

3 Этап – заключительный

Май

 

Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»

1 Этап - подготовительный

Месяц

Цель

Сентябрь

Изучение психолого-педагогической литературы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

Составление перспективного планирования с детьми.

Составление перспективного планирования с родителями

Сбор материала необходимого для реализации проекта, постановка целей и задач проекта. Разработка перспективного плана.

Создание тематических папок «Путешествие в мир финансов», «Дети и деньги»

Пополнение предметно-пространственной среды

Сбор и оформление дидактических игр, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых уголков.

Октябрь

Анкетирование родителей «Дети и деньги»

Узнать уровень компетентности родителей по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

Мониторинг детей: диагностика результатов освоения программы

«Финансовая грамотность»

Выявление уровня экономического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Составление консультаций и родительских собраний, подготовка памяток, раздаточного материала для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Повышение уровня компетености родителей по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

2 Этап – организационно-практический

Перспективное планирование с дошкольниками 6 – 7 лет

Срок проведе

ния

Виды игровой деятельности

Социально-коммуникативные

Игры с правилами

Творческие игры

Дидактические

Сюжетно-ролевые и театрализованные

Художественно-игровые

Что такое потребности? Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста представление о потребностях человека и их видах (материальные, духовные, социальные).

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Подвести к пониманию необходимости рационального ведения домашнего хозяйства (потребностей каждого). Показать важность выполнения обязанностей каждого члена семьи

«Потребности животных» Закрепить знания детей о потребностях человека, путем рассуждений ввести понятие «потребности животных», воспитывать чувство любви к животным и желание заботится о них.

«Потребности растений» Познакомить детей с потребностями растений.

Игра «Кому что нужно» Ц: раскрыть понятие потребность человека.

Дидактическая игра «Выбери дом для черепахи» Ц: закрепления понятия потребности животных.

Сюжетно-дидактическая игра «Осознанный выбор»: формировать умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.

Ноябрь

Тема: «Труд и продукт труда»

Цели: познакомить с понятием «продукт труда», с многообразием профессий человека; способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.

Беседа: «Труд – важное условие в жизни человека»: уточнить понятие, что такое труд, какой он бывает; расширить представления детей о труде взрослых

Беседа «Труд – продукт»: формировать представление у детей, что результатом труда является продукт – полезная нужная вещь, продукт труда – это богатство.

  1. Игра - беседа «Почему взрослые работают?»: развивать представление у детей о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода. 
  2. Чтение стихотворений Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть»: формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться

Чтение детям произведения русской народной сказки «Зимовье»: формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом, умелого распределения труда.

Лото «Профессии»: формировать представление о многообразии профессий человека.

Дидактическая игра «Кто чем занимается?»:  расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду 

взрослых.

Дидактическая игра «Чей труд важнее»:

учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»: назвать и определить предмет, человеку какой профессии этот предмет нужен.

Игра - театрализация «По страницам сказки «Мужик и медведь»: помочь осознавать на доступном для детей  уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт»

Игра - драматизация «Путешествие в страну профессий»: вызвать интерес к труду разных профессий. 

Изготовление альбома «Кем я хочу быть»: (совместно с родителями): обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, воспитывать уважительное отношение к труду людей различных профессий.

Изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно ролевой игры «Магазин»: привитие желания что-либо делать своими руками для игры, учить видеть качественно сделанные товары.

Декабрь

Тема: «Товар»

Цель: познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «обмен», «цена», «покупка», «реклама»; научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; объяснить, от чего зависит цена товара; способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

Беседа «Труд – товар, услуга»: формировать у детей первоначальные представления о результате труда, товаре.

Обучающая игра «Цена – ценник»: познакомить с ценником, научить детей сопоставлять цену товара (стоимость) с имеющимися у них наличными деньгами.

Игра - беседа «Реклама – двигатель торговли»: уточнить знания детей о рекламе, показать рекламные листовки из магазинов, понятные детям.

Чтение и обсуждение народной сказки «Жадная старуха», сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.

Дидактическая игра «Товарный склад»: закрепление у детей понятия «товар», учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.)

Настольная игра «Товарный поезд»: дать представление детям о месте изготовления товара, классифицировать товар по месту производства.

Дидактическая игра  «Разложите товар»: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов.

Дидактическая игра «Бартер»: сформировать представления о бартере как операции взаимообмена товарами, деньгах как средстве обмена товарами между людьми.

Дидактическая  игра «Рекламное агентство»: развитие связной речи с использование финансовых терминов посредством придумывания рекламы.

Дидактическая игра «Запланированная покупка»:– сформировать у детей понятие «список покупок».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин. Рынок»: раскрыть специфику купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, реклама)

Игра «Путешествие товаров»: раскрыть детям необходимость обмена продуктами труда между людьми; показать, что человек постоянно нуждается в каких-либо товарах.

Игра-викторина «Товары и услуги»: объяснить детям разницу между товарами и услугами.

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»: расширить представления детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве, воспитывать уважение к их труду, познакомить с разнообразными видами рекламы.

  • Изготовление товара – мороженого и его реклама: развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность, научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). Рисование ценников, рекламы: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать материал.

Январь

Тема: «Деньги и цена (стоимость)»

  • Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа; помочь детям осознать роль денег в жизни людей, развитию умения детей пользоваться деньгами.
  1. Беседа «Что такое деньги»; «История возникновения денег»: познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

Просмотр видеоролика «Схема изготовления денег»: дать сведения и расширять представления детей о производстве денежных знаков (купюр и монет).

Рассматривание денег: формировать представление детей о денежных знаках (монетах, купюрах), их номинале; познакомить детей с деньгами разных стран.

  1. Беседа «Достоинство монет и купюр»: дать представление об отличительных и сходных признаках между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства.

Чтение произведений  К.И. Чуковского «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсена «Огниво»: раскрыть понятие «деньги» через художественную литературу.

Игра – беседа «Где можно и безопаснее хранить деньги»: познакомить детей с различными способами хранения денег.

Рассматривание иллюстраций с разными домами «Банки мира»: формировать представление о банке, банковских операциях, работниках банка.

Создание проблемной ситуации «Копилка»:  выяснить что это такое, что там лежит, зачем деньги кладут в копилку, где взять деньги.

Чтение сказки: «Как деньги дом искали»: поиск ответа на проблемную ситуацию.

Дидактическая игра «Электронные деньги»: дать понятие «Электронные деньги»

Настольная игра «Денежный поток»:

развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами. 

Игра - лото «Размен»: научить разменивать и считать деньги.

Настольная игра «Коммерсант»: продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков.

Настольная игра «Домино»: закреплять знания детей о названии, достоинства монет; развивать внимание, память.

Дидактическая игра  «Банк»: на конкретном примере показать детям, что такое банк, для чего он существует, его назначение; рассказать о работе служащих банка; дать понятие о том, что именно банк – надежное хранилище наших денежных средств

Дидактическая игра «Школа банкиров»: продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра.

Дидактическая игра «Что значит экономить?»: расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения. Дидактическая игра «Дом, в котором живут деньги»: закрепить представления детей о банке, его функциях, о валюте разных стран.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»: дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развивать умение видеть «товар»: цену (стоимость).

Сюжетная игра «Сдача»: формирование умения делать первичные экономические расчеты.

 Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса»: учить детей правилам поведения в общественных местах, уточнить представления детей о некоторых операциях, производимых в банке, воспитывать уважение к профессиям взрослых.

Поделка различных денег для игры «Магазин игрушек» (обязательно отмечать достоинство купюр, монет): создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности для дальнейшей игры

 Игровая ситуация «Стираем кукле Маше вещи»: донести принцип «бережно надо относиться к своим вещам в целях практичности, бережливости»

Конструирование из картона «Сейф для денег»: дать понятие, что такое сейф и для чего он нужен, как он выглядит.

Февраль

Тема «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Цель: расширить  представление  детей  о  том,  как  складывается  семейный  бюджет;  познакомить с новыми понятиями «доходы» и «расходы»;  воспитывать  в  детях  бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.  

  1. Беседа «Семейный бюджет»: познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета (заработная плата, пенсия, стипендия…), воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Беседа «Бюджет – источник дохода и расхода»: дать понятие детям, что такое доходы и расходы (основные, неосновные), воспитывать разумные потребности. 

Игровое упражнение «Какие бывают доходы?»: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

  1. Наблюдение за тем, как дети обращаются с вещами, игрушками и т.д.: закрепление на практике, как нужно бережно и экономно относиться к вещам, оказывая тем самым помощь родителям  в экономии семейного бюджета.

Чтение произведения К.И. Чуковского «Телефон»: развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения; продолжать учить различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные)

  1. Чтение произведения В. П. Катаева «Дудочка и кувшинчик»: развивать логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки. Обогащать нравственно-экономический опыт дошкольников.

Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников.      Дидактическая игра «Доходы семьи»: познакомить детей с понятием «доходы»; расширить их знания об основных и дополнительных доходах в семье; воспитывать ответственность за свои поступки.

Дидактическая игра «Таблица расходов»: продолжать учить считать деньги, показать принципы финансового планирования.  Дидактическая игра «Дорого – дешево»: познакомить с понятиями «дороже/дешевле». Обучающая игра «Хочу и надо»: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями, научить определять разницу между «хочу» и «надо». Дидактическая игра «Поможем сэкономить»: расширить представления о «ресурсосберегающей деятельности» и грамотного потребления ресурсов.

Практическая игра «Мини-банк»: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим».

Сюжетно – ролевая  игра «Супермаркет» : развивать умение покупать товар в соответствие с имеющимися финансовыми возможностями, учить аргументировать свой выбор.

Сюжетно-дидактическая игра "Опасности вокруг нас": расширить и закрепить знания детей по энергосбережению, формировать у детей потребность в экономии тепла, электричества, воды, газа, закреплять знание правил безопасного использования энергоресурсов.

Изготовление «Семейного кошелька»: изготавливать поделку для игры своими руками, способствовать радостному эмоциональному настрою, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

 Моделирование денег из пластилина: закрепить понятие продукт труда – результат труда людей, выяснить что такое кошелек, зачем он нужен.

Рисование «Моя семья»: развитие любви к семье, создание условий для стимулирования и поддерживания доверительного отношения в семье.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

 


Этап – организационно-практический

Перспективное планирование с родителями

Месяц

Форма работы с родителями

Тема

Цель: Повышение педагогического мастерства и финансовой компетенции родителей, определение роли финансовой грамотности в развитии ребёнка.

Октябрь

Анкетирование родителей

«Основы финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для родителей

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Организация почтового ящика для родителей

«Ваши вопросы – наши ответы»      

Ноябрь

Консультация для родителей

«Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

Родительское собрание

«Финансово-экономическое воспитание детей в семье»

Папка – передвижка

«Дети и деньги»

Декабрь

Консультация для родителей

«Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Творческое задание вместе с детьми

Изготовление атрибутов к играм

Деловая игра

«Азбука финансов»

Памятка родителям

«Формируем у детей разумные потребности».

Февраль

Консультация для родителей

« Правила карманных денег»

Март

Рекомендации для родителей

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»

Папка – передвижка

«Экономический словарь»

Апрель

Родительское собрание

«Экономическое воспитание дошкольников»

Май

Итоговое мероприятие

«Юные экономисты»

3 Этап – заключительный

Май

Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...

План по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Актуальность:Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включа...

План самообразования. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет через разные виды деятельности»

План самообразования. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет через разные виды деятельности»...

2020-2024г. Презентация "Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через организацию различных видов детской деятельности»

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимат...