«Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность. Образовательные практики организации образовательной деятельности с детьми»
статья по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Агапова Ольга Игоревна

Представляю Вам опыт внедрения основ финансовой грамотности дошкольников в работу детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность. Образовательные практики организации образовательной деятельности с детьми

Всем нам ясно, что для формирования у детей представлений об экономике необходима организованная работа по формированию финансовой грамотности, которая должна включать в себя всех участников образовательных отношений.

Сегодня я представлю вам нашу практику по формированию основ финансово-экономической грамотности дошкольников.

Для начала мы провели google опрос среди педагогов и родителей с целью выявления отношения к данному направлению работы в воспитании детей. Сделали вывод, что и педагогам, и родителям экономическое воспитание интересно и они готовы к активному взаимодействию.

Процесс работы по вопросам финансовой грамотности у нас начался с педагогического совета, на котором мы ознакомили педагогов с Распоряжение Правительства № 2039 от 25.09.2017г. о «Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ 2017-2023гг» Поэтому мы включили работу по экономическому воспитанию в образовательную программу и в комплексно – тематическом планировании спроектировали неделю «Финансовая грамотность».

В годовом планировании мы так же отразили работу по финансовой грамотности. Спланировали обучение педагогов на курсах повышения квалификации и проведение внутрифирменного обучения.

Для обеспечения образовательного процесса использовали 2 парциальные программы:

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Рекомендованную Банком России и министреством образования и науки РФ.
  2. Программу Натальи Александровна Кузнецовой «Дети и денежные отношения» в комплекте с учебно - методическим комплексом. Сейчас вашему вниманию я представлю небольшой анализ каждой из программ.

Название программы

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

«Дети и денежные отношения»

Разработчики

Коллектив авторов, в который вошли и педагоги, и психологи, начальник отдела методологии образовательных

программ Управления финансовой грамотности Службы по защите прав потребителей, кандидат экономических наук.

Наталья Александровна Кузнецова д.п.н., профессор, автор Волновой педагогики Детства, Волновых технологий образования, УМК нового поколения «Норма плюс», научный руководитель АНО СОВ «Единство», член-корреспондент РАЕ.

Цель программы

- помочь детям пяти–семи лет войти

в социально-экономическую жизнь, способствовать

формированию основ финансовой грамотности у детей

данного возраста.

- формирование у детей предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений на универсальной визуальной основе всеобщих закономерностей развития и функционирования живых систем и парадоксальной логики; создание основы устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально-экономических перемен.

Отличительные особенности

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной

образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного

образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь

Программа соответствует ФГОС ДО и позволяет формировать у детей навыки и компетенции, соответствующие потребностям современного общества ХХI века; включает механизмы устойчивого развития ребенка в условиях непрерывных внутренних и внешних перемен; готовность непрерывно учиться в течение всей жизни, отображая все ее проявления в гармоничном единстве материальных и духовных благ.

В программе говорится о системном подходе в финансовом воспитании, который формирует у ребенка систему устойчивых позитивных ассоциаций в сфере денежных отношений.

Программа базируется на применении в педагогической практике следующих инноваций:

- метода визуализации абстрактных понятий (автор Н.А. Кузнецова и соавторы) и системы опорных образов Нормы – гармоничных природных объектов, образов Нормы - образов из цикла жизни дерева (семя, дерево, цветок, плод, и проч.)

- опытно-экспериментальной деятельности с использованием природных объектов и явлений – для визуализации типов денежных отношений и моделей финансового поведения;

- универсальной визуальной основы системы базовых ценностей, актуальной на всех этапах социализации человека;

- игр нового поколения «Норма плюс»;

-  современных интерактивных форм работы (книги, игры – пазлы, раскраски, фотостудия и проч.);

Метода цветовой видеогармонизации;

Образовательных нейротренажеров – гармоничных цветомузыкальных композиций (видеоролики) различной тематической направленности.

Все эти методы подробно освещаются в программе.

Образовательные модули

Программа состоит из четырех образовательных блоков:

  1. Труд и продукт (товар)
  2. Деньги и цена (стоимость)
  3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности
  4. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Программа состоит из трех образовательных модулей:

1. Труд и мастерство

2. Денежная система РФ

3. Деньги, время и счет

УМК

К каждому блоку имеется:

- Сборник методических материалов

- Сборник

демонстрационных

материалов

К каждому модулю разработан учебно – методический комплекс в который включены:

  1. Картотека дидактических игр
  2. Навигатор денежных отношений к рабочей тетради
  3. Конспекты занятий
  4. Образовательные нейротренажеры
  5. Детская литература
  6. Дидактические игры и пособия
  7. Наглядные пособия
  8. Видеотека
  9. Интерактивная программа «Копеечка 5+»
  10. Ключевые персонажи Программы – игрушки

Цена

Бесплатно

Платно

Выводы

Обе программы разработаны для детей 5-7 лет, могут быть реализованы как в течении одного года, так и в течение двух лет.

Оптимальный режим работы с детьми по Программе — не реже одного раза в месяц.

Программа оставляет за организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей

реализации основной образовательной программы.

Программа может стать составной частью образовательной программы дошкольного образования. Пополнить такие образовательные области, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».

Программу «Дети и денежные отношения» можно использовать в реализации обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений, а также в реализации дополнительных образовательных программ.

Ярко выраженная нравственная направленность

Достаточно широкий список методических пособий, делает программу достаточно привлекательной для педагогов.

Это достаточно хорошо разработанные программы, которые имеют свои отличия. Фундаментальную базовую составляющую программы банка России хорошо дополнит яркий и интересный учебно-методический комплекс программы «Дети и денежные отношения.

С обеими этими программами мы ознакомили Методический совет ОУ, который функционирует в нашем детском саду с 2019 года. В содержание деятельности которого входит работа по совершенствованию образовательного процесса и повышение профессиональной компетентности педагогов ОУ. В него вошли педагоги с высшей и первой квалификационной категорией, имеющие большой стаж работы, и пользующиеся авторитетом у коллег. На одном из заседаний мы обсудили план работы и распределили обязанности по организации работы по формированию финансовой грамотности дошкольников.

В целях повышения квалификации педагогов в вопросах экономического воспитания дошкольников мы направили двоих педагогов на курсы «Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях». После чего были организованы обучающие занятия для всех педагогов нашего ОУ.

В процессе методической работы весь дидактический материал по вопросам экономического воспитания дошкольников постоянно распространялся по средствам сети интернет. Для каждой группы и специалистов ОУ создана электронная почта, с помощью которой мы и делимся накопленным опытом.

В итоге у нас нашлись заинтересованные люди, которых мы объединили в творческую группу.

Она разработала проект «Обращайся с деньгами по-взрослому» с использованием интерактивных игр, с которым в январе 2021г. выступили на районном этапе 17 городского фестиваля «Информационных технологий в образовательной деятельности».

Этот проект включает в себя восемь модулей, которые представлены на слайде (финансовая азбука, труд, товар, деньги, семейный бюджет, юные финансисты, магазины бывают разные, экономград).

В процессе участия в проекте у детей формируются:

-  понимание что не всегда желания совпадают с возможностями;

- первоначальные представления о труде и его результатах;

- представления о купле – продаже товаров;

- представления о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа      и накопления;

- представления о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;

- экономическое мышление, умение принимать правильные решение в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Проект является долгосрочным. В его работе принимают участие дети в возрасте 5-7 лет, педагоги, родители.

Итоговым мероприятием первых четырех модулей стала тематическая неделя «Финансовая грамотность», которая прошла у нас в феврале этого года.

В течении этой недели педагоги представляли свой опыт работы, давали открытые занятия, представляли игры и пособия.

Для родителей проведены онлайн консультации по вопросам экономического воспитания дошкольников, разработан буклет по истории денег «Путешествие феечки Копеечки».

В программе Недели прошли различные образовательные мероприятия для ребят старшего дошкольного возраста. В начале недели дети закрепляли понятие «деньги», для этого педагоги провели тематическое занятие «Монеты и купюры России», был организован просмотр мультфильмов по теме финансовой грамотности, чтение литературных произведений из раздела «Деньги в сказках», а также викторина «Копейка к копейке».

В последующие дни дети готовились к ярмарке, которая стала завершением недели.

Каждая группа должна была «потрудится» и изготовить различные поделки для продажи на ярмарке.

Реклама – двигатель торговли, поэтому наши воспитанники выпустили рекламные плакаты своих товаров. Итак, поделки готовы, рекламный плакат нарисован, что же дальше?

А дальше мы выпустили собственную банкноту ГБДОУ детский сад № 49. Вот именно ее и получил каждый ребенок за выполненную работу. Денежку необходимо было бережно хранить и не забыть принести ее в день ярмарки.

В пятницу с самого утра все группы по очереди приходили на распродажу, там их встречал продавец, который закреплял с детьми правила поведения, необходимые при посещении магазина и совершения покупок. После презентации всех отделов ярмарки каждый ребенок мог выбрать только одну вещь, заплатив за нее деньги и получив чек.  

Таким образом дети в игровой форме познавали азы товарно-денежных отношений.

Мероприятия недели финансовой грамотности нацелены в первую очередь на то, чтобы заинтересовать ребят, показать важность знаний в области личных финансов для повседневной жизни, познакомить детей с миром денег, рассказать какую роль играют в отношениях между людьми, а также рассказать дошкольникам о различных профессиях и ценности труда людей.

Подводя итог, хочется отметить, что ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Организация игровой деятельности в младшей группе в целях освоения детьми образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация»

Игра – это такой сложный социально-психологический феномен, который имеет важную роль не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека.Игровое общение очень важно для ре...

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...

Проектная деятельность как форма организации образовательного взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания в ДОО.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отноше...

Использования современных образовательных технологий в практике воспитательно - образовательной деятельности. Воспитатель: Вяльчинова Светлана Вячеславовна.

В своей педагогической деятельности я применяю в системе  воспитательно- образовательной работы, как традиционные так и новые современные образовательные технологии. Использование   сов...

Методические рекомендации воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям по организации совместной деятельности взрослого с детьми основанной на просмотре и анализе мультфильмов духовно - нравственного содержания

Методические рекомендации воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям по организации совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста основанной на просм...