Материалы для эффективного внедрения основ финансовой грамотности в детском саду
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Авласенко Наталья Николаевна
Финансовая грамотность для дошкольников
– это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
К дошкольному возрасту основы финансовой грамотности можно привить с помощью основных моральных представлений: о добре и зле, о том, что красиво и некрасиво, что хорошо, а что плохо.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Викторина с родителями «По дорогам финансовой грамотности»

Цель: вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников.

Задачи: расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.

Форма проведения: викторина.

Оформление и оборудование:

Презентация на тему «Бюджет семьи - забота каждого». (домашнее задание, выполненное родителями); наглядная агитация. Оборудование для проведения конкурсов: маркеры, фломастеры, тонированные листы бумаги, ножницы, мешочки с деньгами, маски, денежные купюры, мешочки для фишек, фишки «умник».

Ход мероприятия:

Родители, заходя в зал вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры, какого-либо достоинства, рассаживаются.

Вступительное слово педагога.

Добрый вечер, дорогие друзья. Мы очень рады встрече с вами и надеемся, что эта встреча будет для вас интересной, увлекательной и пройдет с пользой как для вас, так и для нас. А назовем мы наше мероприятие «Азбука финансов».

Многие из вас сейчас про себя подумали: «Какая финансовая грамотность для наших малышей?» Чтобы разобраться в этом вопросе внимательно вслушайтесь в фразу:

 Финансовая грамотность-это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и вам.

 Финансовое воспитание подразумевает не просто разговоры, но и реальные действия. Сейчас наши детки - еще малыши. И начнем мы с азов. Наша с вами совместная задача- воспитание бережного отношения к игрушкам, вещам, предметам окружающего мира, природе, прививать у детей привычку к труду.

Но сегодня наша встреча- это не лекция. Мы начнем, дорогие друзья нашу финансовую грамотность с себя. И для начала взгляните на те бумажные кусочки, которые вы взяли вначале. Составив кусочки купюры, вы образуете команды для участия в нашей увлекательной игре. И так, я предлагаю первой команде название «Финансисты», вторая «Экономисты» и третья «Банкиры».

Сегодня у нас необычная встреча. В финансовую игру поиграем. Кто во что горазд, узнаем. Не доллар, не рубль, не финт и не тугрик. Знакомьтесь, наша валюта- умник! Почет и хвала тому будет, кто больше умников добудет.

Чтобы настроиться на игру, проведем разминку. Ответы в разминке не оцениваются.

Разминка:

1) Что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

2) Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)

3) Что сколачивают из денег? (капитал)

4) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

Воспитатель: и так, начнем!

Задание № 1.

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Многие маленькие дети не знают, что такое «деньги», но они уже улавливают значимость этого явления. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребенка интереснее и привлекательным. Почему, если есть деньги, то и кукла тоже есть.

Вопрос. Определите, каким государствам принадлежат названия денег.

1 команда: Злотый (Польша)

Рупия (Индия)

Донг (Вьетнам)

2 команда: Шекель (Израиль)

Юань (Китай)

Доллар (США)

3 команда: Тугрик (Монголия)

Фунт (Англия)

Иена (Япония)

Слово нашему эксперту.

Эксперт. Все команды справились с заданием и получают по 3 умника.

Задание №2 «Кто быстрее?»

Раньше у людей не было копилок и деньги хранили в мешочках, чулочках, носочках. У нас замечательные носочки с монетками. Ваша задача, как можно скорее пересчитать содержимое. Кто первый, поднимает мешочек вверх.

Эксперт раздает мешочки. Команды выполняют задание.

Первые получают-3 умника

Вторые- 2 умника

Третьи- 1 умник

Задание №3. Планирование.

Перед вами лист бумаги, маркер и ножницы. Нарисуйте на первой стороне листа яблоко, а на другой грушу. А теперь вырежьте и яблоко и грушу.

Вывод: если мы изначально хотим вырезать оба рисунка, необходимо заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами - их нужно планировать заранее.

Эксперт оценивает по одному умнику.

Задание №4«Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без рекламы».

Что любят все дети? (конфеты)

Сегодня я предлагаю Вам побыть рекламными агентами. Перед вами фломастеры и листы бумаги для фона.

Задание: придумать рисунок обережки - фантика для конфеты под названием «Кис-кис» и разрекламировать свой товар.

Эксперт-оценка по два умника.

Каждая команда проявила творчество, смекалку, умело разрекламировали свой товар.

Задание №5 Творческое.

Вначале нашей встрече я рассказала вам о том, что означает понятие финансовой грамотности у детей раннего возраста. Это воспитание бережного отношения ко всему, что его окружает, воспитание привычки к труду. Попробуем на примере детских потешек раскрыть эту тему. Перед вами текст потешки, атрибуты. Я буду читать текст, а вы изображать действия.

1 команда. Сорока – белобока кашу варила

Деток кормила

Этому дала – он в лес ходил

Этому дала – он дрова рубил

Этому дала - он воду носил

Этому дала – он печку топил

А этому не дала – он ничего не делал.

Вывод: Чтобы что-то получить, необходимо трудиться.

2 команда. Я открою тайну,

Чтобы стало ясно

Никого не стану

Обижать напрасно.

Замурлычет кошка,

Даст себя погладить

Пес лизнет ладошку

И со мной поладит.

Вывод: Бережно относиться ко всему живому.

3 команда. Хороши у нас игрушки

Куклы, мишки и хлопушки.

С ними весело играть

Но, не надо забывать:

Игрушки - не люди

Но все понимают

И очень не любят, когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами

Обижать мы их не станем

Поиграем, а потом

Все на место уберем.

Вывод: Бережно относись к игрушкам.

Оценка – один умник.

И последний наш конкурс «Вложение»

Нужно как можно больше вложить денежных купюр в банк за одну минуту. Подсчитать количество купюр. У кого больше.

Оценка - 3 умника

2 или 1

А теперь каждая команда подсчитает свой бюджет.

Оценка эксперта: По количеству умников побеждает команда…

А теперь дорогие участники перед вами стоит непростая задача. Посовещайтесь и решите, как вы распределите свой бюджет. Перед вами два мешочка, в который вы можете распределить заработанные деньги.

Вывод: деньги - это не смысл жизни, а инструмент, которым нужно научиться пользоваться.

Вручение золотых слитков.



Предварительный просмотр:

С основами экономической культуры, даже не задумываясь, мы начинаем знакомить детей уже с раннего возраста, когда приводим в магазин, когда объясняем ребенку, почему не можем купить «ВЕСЬ» «Детский Мир» или просто нужно ответить на его «ХОЧУ».

В современном мире, каждый человек имеет право стать финансово благополучным, это просто необходимо. Поэтому уже в дошкольном возрасте, в детский садах, у дошколят, закладывается фундамент финансовой грамотности что позволяет воспитателям и родителям надеяться на то что в будущем ребенок будет успешным.

 Финансовая грамотность – это множество знаний необходимых детям для того, чтобы в дальнейшем они могли принимать разумные решения и в итоге достичь материального благополучия. Здесь подразумевается грамотное обращение с деньгами, их приумножение и умение вести личный бюджет.

 В детском саду с 5-6 лет мы начинаем знакомить детей с миром денег, миром финансов. В этом возрасте формируется мышление, проявляется интерес к реальному окружающему миру и особенно к деньгам. В этом возрасте они получают основную информацию о деньгах, о материальных потребностях человека и только потом о том, как можно использовать деньги, как распорядиться ими.

Знакомя детей с различными профессиями, их обязанностями и продуктом этой профессии, мы помогаем ребенку понять, что такое «заработная плата» и за что работник ее получает. В подготовительной группе дети уже мечтают о хорошо оплачиваемых профессиях и, конечно, о своем бюджете, о том, как он может распорядиться деньгами, если овладеет этой профессий. И это дает стимул развивать более глубокие знания.

 Вместе с тем детям даются общие понятия о бюджете, доходах, расходах и экономии. Дети начинают задумываться о правильности покупок, когда играют в сюжетную игру «Лента». И это уже большой плюс в этом направлении. Мы не только считаем складываем и даем сдачу, но и пытаемся грамотно распорядиться своим бюджетом. Нужно обязательно объяснить ребенку, что нужно беречь свои игрушки и нельзя ломать их, чтобы купить новые, ведь мы уже потратили деньги на игрушку и, купив такую же, не сможем потратить деньги на более важные покупки, продукты для семьи.

Мы не устаем напоминать ребенку, что в магазине это «товар». И уже при планировании похода магазина с ребенком составляем план его посещения и список тех продуктов и вещей, которых необходимо купить, при этом не забываем озвучить приблизительную сумму в деньгах, которую нам нужно истратить. Ребенок должен почувствовать ответственность за каждую покупку.

Конечно, ребенок не сможет соотнести те данные, которые вы ему говорите, но предложить посчитать и подумать о непредвиденных покупках и о том, что может при этом получиться, вместе вы сможете.

Смело берите ребенка в магазин. Доверьтесь юному покупателю, научите выбирать продукты, канцелярские принадлежности и другие товары, и тогда визит в магазин вам не покажется тяжелым и расточительным.

Эта обучающая реальная «игра», после посещения магазина перерастает в сюжетно-ролевую игру «Магазин», где ваш малыш не престает удивлять вас теми знаниями, которые он приобрёл вместе с вами в магазине. В игре товаром могут быть его многочисленные игрушки, а деньги можно и напечатать. Конечно, он будет играть, предавать все эмоции, полученные в магазине, но главное совершать арифметические действия со своими «финансами».

Полезно играть в разнообразные профессии: дети и взрослые изображают врачей, учителей, строителей, стеклодувов, железнодорожников и т.д.

Мы не забываем, что многое можно узнать из любимых мультиков «Смешариков», «Три кота».

Давайте будем изучать финансовую грамотность, и вы не заметите как ваш ребенок будет с удовольствием помогать в покупках, владеть математическими знаниями и экономикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Эффективное внедрение технологий УМК в работу детского сада» по теме: «Система обучения дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК»

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии  развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Респуб...

Азы по финансовой грамотности в детском саду. Детско - родительский клуб.

    Азы финансовой грамотности в детском саду.     В подготовительной группе проводится обучение в игровой форме  азам финансовой грамотности с целью формиров...

Внедрение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность

Данный материал поможет повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию основ финансовой грамотности дошкольников через сказку...

Доклад на тему: «Внедрение основ финансовой грамотности в ДОУ, как ранней профориентации дошкольников».

Доклад на тему: «Внедрение основ  финансовой грамотности в ДОУ,  как ранней профориентации дошкольников»...

«Внедрение основ финансовой грамотности в ДОУ, как ранней профориентации дошкольников».

laquo;Внедрение основ  финансовой грамотности в ДОУ, как ранней профориентации дошкольников»....

Доклад на тему: «Внедрение основ финансовой грамотности в ДОУ, как ранней профориентации дошкольников»

laquo;Внедрение основ финансовой грамотности в ДОУ, как ранней профориентации дошкольников»...