Самообразование "Патриотическое воспитание в детском саду".
методическая разработка (старшая группа)

Придатко Ольга Михайловна

Формировать у детей дошкольного возраста нравственно - патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

           МБДОУ Детский сад № 89 «Журавленок» компенсирующего вида

                               Самообразование

«Патриотическое воспитание детей старшей группы»

                                                       

                                                             Выполнила: Придатко О.М

                               

                                 

                                       г.Улан-Удэ, 2021

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Введение:

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

Художественную литературу и все виды искусства;

Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);

Привлечение семьи.

Цель работы по самообразованию: Формировать у детей дошкольного возраста нравственно - патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

Проанализировать литературу по данной теме.

Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.

Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.

Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Работа в данном направлении поможет мне:

повысить свой теоретический и научно – методический уровень, через подборку и изучение методической литературы;

научить детей любить свою родину и беречь ее;

познакомить детей с государственными праздниками;

сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты:

У дошкольников повысится уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края.

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Возрастёт количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.

Расширение представлений детей о малой родине.

Содержание работы:

Знакомство с художественной литературой

консультация для родителей

картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Изготовление папок передвижек.

Изготовление игры «Мой любимый Оренбург»

Изготовление альбома «История города Оренбурга»

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

сотрудничество через консультации,

беседы,

совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

специальные занятия по патриотическому воспитанию,

совместные игры,

индивидуальная работа,

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по патриотическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме.

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр по патриотическому воспитанию.

4 этап – дополнение патриотического уголка.

Методическая работа

Формы работы Сроки Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой. Сентябрь 2020г. Список использованной литературы.

Организация предметно пространственной – развивающей среды для развития сюжетно – ролевых игр по патриотическому воспитанию. В течение года. Наличие игр по патриотическому воспитанию

Проведение консультации для родителей Сентябрь-Май Консультации

Работа с детьми

Формы работы Сроки Фома отчета

специальные занятия по патриотическому воспитанию В течение года конспекты

Беседа «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Выставка рисунков «Бабушкины руки»

Проект «Генеалогическое древо семьи»

Чтение художественной литературы:

А. Ишимова «История России в рассказах для детей». А. Пинчук Моя первая книжка о России» Сентябрь – ноябрь 2019г. Картотека, рисунок, конспект,

проект

Беседа «Государственные праздники нашей страны»

Оформление альбома «Символы России», «Моя страна»

Оформление картотеки «Стихи о Родине»

Оформление альбома «История города Оренбурга»

Дидактическая игра «Мой любимый Оренбург» Декабрь 2020г. Картотека, конспект, альбом,

Д/И

Беседа «Животные занесенные в красную книгу Оренбуржья»

Изготовление альбома «Природные памятники Оренбургского района»

Беседа «заповедники Оренбургского района»

Беседа «Защитники отечества» Январь - Февраль

2021 г. Альбом,

конспект

Краткосрочный проект «Моя малая Родина»

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа

Беседа по теме «Русские обычаи -

взаимопомощь и гостеприимство»

Беседа «День космонавтики»

Выставка рисунков «Необъятный космос»

Март – апрель 2021г. Картотека, конспект,

Проект,

рисунок

Выставка детского художественного творчества «День победы»

Изготовление альбома «День победы»

Беседа «герои-дети ВОВ»

Чтение художественной литературы: А. Твардовский «Рассказ танкиста»; А. Митяев «Мешок овсянки»

Отчет по самообразованию Май 2021г. Рисунок,

Альбом,

конспект

Работа с родителями

Формы работы Сроки

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года

Консультация «Воспитание маленького гражданина» Сентябрь

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» Октябрь

Консультация «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи» Ноябрь

Оформление папки - передвижки для родителей

«Азбука патриотизма»

Декабрь

Оформление картотеки патриотическое воспитание детей Февраль

Консультация «О старинных русских обычаях детям»

Консультация «Читаем детям о космосе»

Март

Оформление папки-передвижки для родителей «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина» Апрель

Оформление папки-передвижки для родителей «Это радость со слезами на глазах» Май

Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы (Игры и упражнения, консультации).

Список используемой литературы

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

6. Джесси Рассел «Воспитание»

7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 5-6 лет»

9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Проект по физическому воспитанию в детском саду.За здоровьем в детский сад

Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

«Художественно – эстетическое воспитание в детском саду средствами детской мультипликации»

Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личн...