Мастер-класс для педагогов «Профилактика плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста средствами стопотерапии»
методическая разработка

Середа Олеся Юрьевна
Мастер-класс для педагогов
«Профилактика плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста средствами стопотерапии»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_oda.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Профилактика плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста средствами стопотерапии»

Педагог-мастер: Середа О.Ю.

Участники мастер-класса: педагоги

Дата проведения:

Время проведения:

Место проведения: спортивный зал

Продолжительность мастер-класса: 40 минут

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме профилактики плоскостопия у дошкольников, освоение и последующее применение участниками мастер-класса стопотерапии в педагогическом процессе детского сада.

Задачи:

  1. Обосновать актуальность проблемы нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
  2. Активизировать познавательные интересы у участников мастер-класса в области валеологии и физиологии детей.
  3. Познакомить педагогов с особенностями стопотерапии.
  4. Обучить педагогов специальным упражнениям по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, в частности плоскостопия.
  5. Вызвать интерес к апробированию на практике стопотерапии как средства профилактики плоскостопия у дошкольников.
  6. Формировать у педагогов чувство личной ответственности за здоровье детей.

Планируемые результаты:

  • активизация познавательной деятельности участников мастер-класса по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, в частности плоскостопия;
  • практическое применение педагогами стопотерапии как средства профилактики плоскостопия у дошкольников.

Оборудование: мячики, карандаши, мелкие игрушки, прищепки, шишки, листы для рисования, памятки для создания упражнения, газета, музыкальные инструменты, фломастеры, орехи (каштаны), стопы для рефлексии.

Ход мастер-класса:

Презентация опыта мастера.

Здравствуйте, дорогие коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Мы поговорим о здоровье, которое представляет собой великую ценность. Сегодня перед нами стоит, как никогда актуальная проблема, – вырастить сильных, крепких, здоровых детей.

Наш мастер-класс посвящен проблеме заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Какие самые распространенные заболевания опорно-двигательного аппарата детей вам известны? (нарушение осанки и плоскостопие).

Сегодня мы посвятим мастер-класс проблеме профилактики плоскостопия у дошкольников.

Нарушением опорно-двигательного аппарата является плоскостопие, что представляет собой деформацию стопы, характеризующуюся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь.

Наиболее ответственным периодом является дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам. Если в этот период, связанный с интенсивным ростом костей, мышц, сухожилий, суставов, создать для ребенка правильные условия, то развитие будет нормальным и плоскостопия с большой долей вероятности не возникнет либо оно будет легким в коррекции. Но необходимо помнить, что предупредить плоскостопие легче, чем его лечить.

С целью профилактики плоскостопия предлагаем проводить с детьми стопотерапию. Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.

Отметим интересный факт, что стопотерапия имеет длительную историю своего развития. В древних китайских рукописях есть сведения, что после надавливания, разминания и других приемов массажа определенных областей стопы наступало значительное улучшение или выздоровление.

Стопотерапия представляет собой массаж и гимнастику с использованием специальных тренажеров для стоп – шариковых, игольчатых, специальных ребристых дорожек и ковриков. Это уникальная методика воздействия на биологически активные точки стоп и проекционные зоны внутренних органов. Достигается не только общеукрепляющий эффект, но и улучшается функциональное состояние внутренних органов за счет ручного и механического массажа стоп. Кроме того, ходьба по неровным поверхностям способствует формированию сводов стоп, является хорошим средством профилактики и лечения плоскостопия, улучшает координацию движений и равновесие.

Представление системы работы по профилактике плоскостопия.

В своей практике мы реализуем систему работы по профилактике плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста средствами стопотерапии.

Цель системы работы заключается в  профилактике плоскостопия.

Ставим перед собой следующие задачи:

  1. повышение выносливости стопы к нагрузкам;
  2. укрепление мышц, принимающих активное участие в поддержании свода стопы;
  3. разработка голеностопного сустава, суставов пальцев ног;
  4. улучшение кровообращения.

Реализация системы работы по профилактике плоскостопия средствами стопотерапии основывается на систематическом включении специальных упражнений в организованную образовательную деятельность, так как здесь необходим контроль и помощь со стороны педагога. Нами разработан банк упражнений, отражающих сущность стопотерапии, которые можно использовать для детей среднего дошкольного возраста. Важно отметить,  эти упражнения должны постоянно меняться, чтобы поддерживать активность и интерес дошкольников.

Имитационная игра.

Считаю целесообразным привести примеры некоторых упражнений из стопотерапии. Для этого предлагаю немного побыть детьми и выполнить вместе со мной упражнения.

Упражнение 1.  «Сборщик». Стоя, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу: одним предлагаю – игрушки, другим – шишки, прищепки и т.д., и складывать их в кучки. Пальцами другой ноги переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не ронять предметы при переносе.

Интересным для детей является соревновательный момент. Например, упражнение 2 «Экскаватор». На полу перед вами лежат карандаши, ваша задача – поднимать их с пола пальцами ног. Кто больше и быстрее поднимет, того «экскаватор» лучше.

Все дети любят рисовать, поэтому можно предложить рисовать новым способом – с помощью пальцев ног. Предлагаем  упражнение 3.  «Художник». Карандашом, зажатым между пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Выполнять сначала одной, затем другой ногой. Давайте нарисуем солнышко.

Интересным и простым является самомассаж, которому можно научить и детей. Для этого используем «мячики-ежики». Кладем стопы на эти мячики и катаем их. Можно включить какой-то сюжет в это упражнение, например, «Давайте расколдуем ежиков. А для этого нам нужно покатать их. Кто правильно будем делать, тот точно расколдует своего ежика». Посмотрите, как это нужно делать (показ).

Моделирование.

Стопотерапия предполагает выполнение массы упражнений, и я предлагаю пофантазировать и придумать собственные упражнения для профилактики плоскостопия у детей средствами стопотерапии. Сейчас мы поделимся по парам. Каждая пара выходит ко мне и достает бумажку, на которой написано название будущего упражнения. Задача ваша какая? – придумать содержание упражнения, соответствующего полученному названию.

Примеры карточек:

«Курочка собирает червячков и бросает их цыплятам»

«Мишка на роликовых коньках»

«Обезьянки берут орешки»

«Обезьянки читают газету»

«Обезьянки-художники»

«Обезьянки-музыканты»

 На обдумывание вам дается 2 минуты. После чего каждая пара назовет свое упражнение, скажет его цель и покажет нам его.

Выполнение задания Демонстрация результатов.

Но это еще не все, мы должны понимать, что каждый из нас – это творец чего-то нового, поэтому сейчас предлагаю создать творческие группы. Задача каждой творческой группы:

  1. Придумать название своего упражнения, чего-то нового, интересного, которого не было сегодня.
  2. Сказать цель упражнения.
  3. Обосновать содержание упражнения.
  4. Рассказать о необходимом оборудовании.
  5. Продемонстрировать упражнение.

Каждая группа может использовать любое оборудование, которое здесь представлено, или взять ему необходимое из группы.

Я раздаю схемы, по которым вы будете работать:

  1. Название упражнения.
  2. Цель упражнения.
  3. Содержание упражнения.
  4. Оборудование.
  5. Демонстрация упражнения.

На выполнение этого задания каждой группе дается 7 минут.

Выполнение задания. Демонстрация результатов.

Рефлексия.

И в заключении хотелось бы узнать, насколько вы считаете стопотерапию эффективной, и предложенная задания интересными и необходимыми для профилактики плоскостопия у детей. Для того, что узнать ваше мнение, и посмотреть на общую картину мнений, сделаем «Дорожку здоровья», по которой будут шаги стопы различного цвета:

зеленая стопа означает, что стопотерапия эффективна и вы будете ее применять в своей практике;

желтая стопа – стопотерапия достаточно эффективна, но я еще подумаю применять ли мне ее;

красная стопа – не буду применять стопотерапию, не вижу в этом смысла.

В результате мы получили, что большинство из вас считают стопотерапию достаточно эффективной и необходимой для профилактики плоскостопия у детей.

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Благодарю за внимание и активное участие. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».

Актуальность проекта.  Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их орг...

Мастер - класс для родителей и педагогов по творческому развитию детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) "Ромашки" .

Данный мастер-класс предназначен для родителей и педагогов по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста (4-5 лет)  "Ромашки" . Такую поделку дети могут подарить...

"Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах"

Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека....

проект по теме:"Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ".

Стопа-часть нижней конечности ,расположенной ниже голеностопного сустава.Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее рас...

Мастер-класс для родителей по профилактике плоскостопия у детей

Материал предназначен для родителей дошкольников...

Мастер-класс по рисованию: "Мимоза - цветы весны" для детей среднего дошкольного возраста.

Рисование мимозы концом кисти. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов« Профилактика плоскостопия у детей младшего дошкольного возраста»

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента отражается на формирование подрастающего организма. Какие же средства и способы можно использовать по профи...