Преемственность детского сада и школы.
статья

Ковалева Жанна Борисовна

В данной работе раскрывается роль детского сада  в создании предпосылок к учебной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_detskogo_sada_i_shkoly.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мы вкладываем в понятие преемственности детского сада и школы смысл, очевидный для людей, занимающиеся исследованием детского развития, но часто это выглядит не привычно. Когда говорят о согласовании методов и форм обучения – всё это ерунда. Когда говорят о согласовании программных задач -это тоже ерунда. Суть в другом. Замечательный социолог Игорь Васильевич Бестужев – Лада формулирует так: « Преемственность – это состояние человека». Если ребёнок не заметно для себя пересел из – за детского столика за пату. То у него есть это состояние.

Евгений Евгеньевич Шулежко отмечал пять аспектов, которые лежат в основе преемственности: умение войти в общий разговор, умение войти в общий темп занятия; умение выдерживать рабочую позу «внутренние состояние работоспособности, умение найти напарника для работы, умение предлагаемую тему обсудить. Если в школу приходят дети с таким умениями – они готовы, они уже ученики.

Что обычно «западает в школе»? Общегрупповой темп работы: вот дети приходят в первый класс и ещё не сложившись класс моментально распадается – каждый работает в своём темпе, учитель придумывает какой - то «усреднённый темп», и вскоре дети автоматически сортируются на «успевающих и неуспевающих».

Если привычка к общегрупповому темпу не складывалась в детском саду, то ей будет не очень легко проявиться и в школе. Но возникает этот общий темп не на занятиях письмом, не на занятиях по чтению, нет! – Он возникает на музыкальных занятиях, где нужно одновременно начать песню, одновременно вступит в такт, одновременно закончить пение, одновременно закончить движения, потом это проецируется на письме. Он возникает на физкультурных занятиях, где дети одновременно начинают делать упражнения и одновременно заканчивают.

Преемственность детского сада и школы может строиться вокруг грамоты. Но это что означает? Только то, что детская жизнь построена на обучении грамоте, тогда «грамотными» становятся изобразительная деятельность, конструирование, аппликация.

Программа обучения грамоте держится на том, как обстоят дела со всеми видами деятельности. Например, в рисовании есть такой момент, как декоративное рисование – оно похоже на графический диктант. Дети рисуют веточку, ягоды, орнамент. Это прямой путь к тому, что когда они будут писать, то станут планировать свою деятельность по строке. И то, что было заложено в рисовании, сработает на письме, а не на оборот. Как говорится «одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится» - это механизм письма. Но этого бы не было, если бы ребёнок не работал с конструированием. И если такая поэтапная работа на всех занятиях выступает как цель, то здесь при письме это уже выступает как средство. Всё начинается с рисования с записей, дети постепенно от макродвижений идут к микродвижениям. Вначале дети пишут на большой доске, потом н малой подставке, потом на формате альбомного листа. Они пишут мелом, краской, кистью. Всё то, что было пройдено на доске, переходит в тетрадь.

Только тогда, когда дети нарисовались, находились вместе, держась за руки, наигрались, смотря друг другу в глаза, нашли общий разговор, нашли, как помочь друг другу – тогда появляется чтение и письмо.

Когда письмо вбирает в себя всё, что приобрёл ребёнок изо всех остальных видов деятельности, оно становится письмом для дошкольника , и только тогда это будет не учебный предмет, а совокупность всего, чем он был обогащён в детском саду и воплотил в письме.

Не возникнет в детском саду ни чтения, ни письма, ни нормального счёта, если не будет нормальной вся остальная жизнь: музыкальные занятия, физкультурные занятия, рисования, конструирования, аппликация. Если понимание чтения и письма как результата общевоспитательной работы, общего развития детей передаётся от воспитателя учителям – тогда и возникает преемственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по преемственности детского сада и школы

Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...

доклад о преемственности детского сада со школой

доклад о преемственности детского сада со школой...

преемственность детского сада и школы

презентация сетевого взаимодействия детских садов и школы по преемственности художественно эстетического развития воспитанников...

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»

обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...

Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.

Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями  школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...

Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)

Преемственность детского сада и школы - образовательная   деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...