Фоновая музыка в режимных моментах
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Корякина Наталья Анатольевна

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Фоновая музыка для ребенка в режимных моментах ДОУ»

           Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;

• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в НОД, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми в НОД определяется воспитателем.

Звучание музыки фоном в режимные моменты ( приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.

Примерное расписание звучания фоновой музыки:

(Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей).

Время звучания:          Преобладающий эмоциональный тон:

7.30 – 8.00                      Радостно-спокойный

8.40 – 9.00                      Уверенный, активный

12.20 – 12.40                  Умиротворённый, нежный

15.00 – 15.15                  Оптимистично-просветлённый, спокойный

                                                  Форма восприятия музыки:

Активная: (педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

  • Познание;
  • Игровая;
  • Музыкально-художественная;
  • Двигательная;
  • Коммуникативная

Пассивная: (педагог использует музыку как фон к основной деятельности, музыка звучит негромко как бы  на втором плане)

  • Трудовая;
  • Познание;
  • Продуктивная;
  • Восприятие художественной литературы;
  • Коммуникативная.

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

По новым требованиям ФГТ, мы идем от интересов ребенка, создаем ему ситуацию успеха. Для того, чтобы деятельность была более успешной, необходимо не только ее оснащение, но и положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.  Не все дети одинаково переключаются с одной деятельности на другую. Некоторым необходимо более длительное время, чтобы настроится на предстоящую деятельность.

Как музыкальный руководитель я могу предложить опробированный на практике опыт музыкального сопровождения всех видов деятельности дошкольника. Мною разработаны 4 диска по блокам:

Диск№1: «Утро радостных встреч»- Хорошо, если детей в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.

Список рекомендуемых музыкальных произведений:

1.Бах И. «Прелюдия до мажор»

2.Бах И. «Шутка»

3.Брамс И. «Вальс»

4.Вивальди А. «Времена года»

5.Гайдн Й. «Серенада»

6.Кабалевский Д. «Клоуны»

7.Кабалевский Д. «Петя и волк»

8.Лядов А. «Музыкальная табакерка»

9.Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»

10.Моцарт В. «Турецкое рондо»

11.Мусоргский М. «Картинки с выставки»

12.Рубинштейн А. «Мелодия»

13.Чайковский П. «Детский альбом»

14.Чайковский П. «Времена года»

15.Шопен Ф. «Вальсы»

16.Штраус И. «Вальсы»

17. «Антошка» (Ю.Этин, В.Шаинский)

18. «Буратино» (Ю.Энтин, А.Рыбников)

19. «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В. Шаинский)

20. «Где водятся волшебники» (Ю.Энтин, М. Минков)

21. «Да здравствует сюрприз»

(Ю.Энтин, М. Минков)

22. «Если добрый ты»

(М. Пляцковский, Б.Савельев)

23. «Колокола» (Ю.Энтин, Е.Крылатов)

24. «Крылатые качели»

(Ю.Энтин, Г.Гладков)

25. «Настоящий друг» ((М.Пляцковский, Б.Савельев)

26. «Песенка Бременских музыкантов»

(Ю.Энтин, Г.Гладков)

27. «Прекрасное далеко»

(Ю.Энтин, Е.Крылатов)

28. «Танец утят» (французская народная песня)

Диск №2: «Баю-бай»- Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки.

Список рекомендуемых музыкальных произведений:

1.Альбинони Т. «Адажио»

2.Бах И. «Ария из сюиты №3»

3.Бетховен Л. «Лунная соната»

4.Глюк К. «Мелодия»

5.Григ Э. «Песня Сольвейг»

6. Дебюсси К. «Лунный свет»

7.Колыбельные

8.Римский-Корсаков Н. «Море»

9.Свиридов Г. «Романс»

10.Сен-Санс К. «Лебедь»

11.Чайковский П. «Осенняя песнь»

12.Чайковский П. «Сентиментальный вальс»

13.Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

14.Шуберт Ф. «Аве Мария»

15.Шуберт Ф. «Серенада»

16. Шуман Р. «Грезы»

Диск №3: «Пробудка»

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально – рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течении примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Список рекомендуемых музыкальных произведений:

1.Боккерини Л. «Менуэт»

2.Григ Э. «Утро»

3.Дворжак А. «Славянский танец»

4.Лютневая музыка 17 века.

5.Лист Ф. «Утешения»

6.Мендельсон Ф. «Песня без слов»

7.Моцарт В. «Сонаты»

8.Сен-Санс К. «Аквариум»

9.Чайковский П. «Зимнее утро»

10.Чайковский П. «Песня жаворонка»

11.Шостакович Д. «Романс» 12.Шуман Р. «Май, милый май!»

Диск №4:  «Не дня без музыки»

Музыка к смене деятельности или началу непосредственной образовательной области.

(Указывает, в какой области ребенок будет действовать).

Список рекомендуемых музыкальных произведений:

1.Цык цык цуцык (логопед)

2. «Книжка с днем рождения» (чтение художественной литературы)

3. «Трудный счет» (ФЭМП)

4. «Как приготовить яичницу» (прием пищи)

5. «Спи моя радость усни» (подготовка ко сну)

6. «Колыбельная Умки» (подготовка ко сну)

7. «Был бы только музыкант» (музыкальная деятельность)

8. «Коробка с карандашами»

(художественная деятельность)

9. «Песенка щенка футболиста»

(здоровье)

10. «На зарядку» (Утренняя гимнастика)

Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания. Музыкальное сопровождение нормализует характер изменения общих активационных процессов, происходящих в связи с обучением. Оно как бы усредняет тип реагирования, ослабляя его в случае избыточности и усиливая при недостаточности. Эти крайние формы реагирования под влиянием музыки сглаживаются, что может быть оценено как положительное для оптимизации процесса обучения Только гармоничная звуковая аура способна сделать миp пpекpасней, а человека – совершенней.

Используемая литература:

1.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений Издательский центр «Академия», 2000.

2.Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей – М.: Просвещение, 1997.

3. Сидельников, Р. Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий ,1979.

4. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства – М., 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль фоновой музыки в режимных моментах"

К вниманию воспитателей представлена информация о том, что музыка может помогать в разных моментах режима....

Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в режимные моменты"

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях ДОУ  и помогает решать многие задачи образовательно-восп...

«Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада»

По мнению известного психолога Б. М. Теплова, музыка – зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок ...

Консультация "Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада"

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей....