Экологическое воспитание в детском саду
проект

Кудрявцева Наталья Алексеевна

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskogo_vospitaniya_i_obrazovaniya.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование и воспитание дошкольников в МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды».

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Экологическое воспитание дошкольников основывается на становлении у них экологической культуры и экологически целесообразного поведения. В дошкольном возрасте ребенок только начинает получать экологическое образование, учится ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её.

За 2017-2020 годы в МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды» была создана целостная система работы, направленная на формирование экологической культуры воспитанников.

Педагогический коллектив детского сада считает, что важная сторона формирования экологической культуры воспитанников – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

Научить понимать красоту родной природы, видеть ее, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды», направленная на решение следующих задач:

- формирование элементарных экологических представлений о природе;

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

- формирование познавательные, практические и творческие умения экологического характера, навыки природоохранной деятельности;

- совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения;

- пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Система работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников в МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды» осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, проектной, игровой и т.д., как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;

- работа с педагогами;

- работа с родителями.

 Пути реализации системы работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников в МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды»:

  - обновление содержания, форм и методов работы с детьми;

  - повышение экологической грамотности педагогов;

  - экологическое просвещение родителей;

 - создание условий по развитию основ экологической культуры детей.

Система работы с детьми включает несколько направлений:

  • Занятия экологического содержания:

- познавательно-исследовательское направление: ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влиянием деятельности человека на эти компоненты. Так изучение животного мира предполагает накопление фактов о многообразии видов и о жизни животных. Дети знакомятся с внешним видом животных, их образом жизни, практическим значением в жизни человека. Изучение мира растений позволяет приобрести практические навыки (знание ядовитых и лекарственных растений, навыки посадки и ухода за комнатными растениями).

- практическое направление: изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников, выращивание зелени в зимне-весенний период «Огород на окне», «Теплица»). Практическая деятельность способствует воспитанию у детей ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями, дети убеждаются в его необходимости. В процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге; узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Осознание этих связей и зависимостей оказывает   влияние на отношение ребенка к труду.

сследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов). Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Дети очень любят экспериментировать, а знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

  • Ежедневные прогулки с детьми в режиме дня широко используются для экологического воспитания детей.  
  • Чтение художественной литературы.
  • Проведение опытов на занятиях по художественно – творческой деятельности.
  • Музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
  • Природоохранные акции: «Берегиня», «Эколята» проводимые в детском саду являются пропагандой экологической безграмотности, повышением уровня экологических знаний.

           

Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях, уметь за ними ухаживать и помнить, что человек – часть природы. Этому способствует природоохранный проект #ЭколятаДошколята# направленный на формирование культуры природолюбия у воспитанников детского сада, является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Игровая деятельность. В работе с детьми педагоги придают большое значение игровым технологиям. В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. Дидактические игры «Отгадай и нарисуй»; «Чьи семена»; «Детски с какой ветки»; «Третий лишний»; «Оденем куклу на прогулку».

 Изо дня в день учим детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества. В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшают помещения детского сада.

Работа с педагогами, одно из важнейших направлений МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды» в освоении содержания, форм и методов экологического образования и воспитания дошкольников.

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении.

Наиболее эффективными формами работы с педагогами в МДОУ проходят беседы за «Круглым столом», где вырабатываем требования по составлению тематических, интегрированных занятий, решаются педагогические ситуации, даются советы по изготовлению дидактических игр и пособий, высокие результаты в работе с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации практических заданий, педагогические проекты, виртуальные экскурсии, педагогические ситуации).

Одним из условий формирования экологической компетенции педагога является координация работы коллектива МДОУ, тесное сотрудничество всех специалистов и создание системы работы по экологическому образованию. Большую роль в координации деятельности педагогического коллектива по вопросам создания условий для полноценного экологического воспитания дошкольников играет педагогический совет. Его функция заключается в проведении диагностики эколого-педагогических возможностей и выявлении затруднений, возникающих у воспитателей в процессе работы с дошкольниками.

Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, используется анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в МДОУ.

Выявить и уточнить знания педагогов и детей позволяют проводимые совместные праздники «Осенины», «Праздник юных любителей природы». Методический кабинет регулярно пополняется новинками природоведческой литературы, дидактическими пособиями, играми экологического содержания, фотографиями «Природа нашего края».

Педагоги детского сада разрабатывают и реализуют образовательные программы и проекты по экологическому воспитанию дошкольников, обеспечивающие современный уровень качества экологического образования в свете новых изменений в дошкольном образовании.

Комплексное  использование  разнообразных форм и методов в непосредственной образовательной деятельности  таких как: конкурсы, игры – экспериментирования,   наблюдения, исследовательская деятельность, экологические  игры,  труд в природе, участие в природоохранных мероприятиях, экологические праздники,  и т.д. вызывают у детей эмоционально-чувственный отклик  на события в природе,  готовность сохранять живое, среду обитания, красоту природных объектов,  позволяют ребенку глубже понять системность окружающего природного мира,  что составляет основу экологической культуры.      

Педагоги МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды» стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Жизненная позиция ребенка, основы характера, закладываются в семье. И чтобы привить детям   природоведческие навыки, объяснить им, как беречь природу, очень важен личный пример родителей, их заботливое бережное, отношение к природе. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка.

В работе с семьей особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому лучше понять ребенка.

Совместно с родителями проводим беседы, консультации на экологические темы, выставки рисунков, плакатов, поделок из бросового материала, привлекаем родителей к участию в оформлении центров природы, в природоохранных акциях.

Тесный контакт с родителями вошёл в добрую традицию и теперь в МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды» систематически организуются конкурсы: «Подарки осени», «Яркие краски осени», «Очарованье осени» и др. 

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды» создана оптимальная эколого-развивающая среда. Разработано перспективное планирование по экологическому образованию на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич.

В Центре экспериментирования имеется всё необходимое для проведения детьми различных опытов (микроскопы, чашечки – весы, лупы, песочные часы, компасы и т.д.

В настоящее время в МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды» достигнуты значительные результаты, а его практические рекомендации используются в работе.

Основным показателем успешной работы коллектива являются показатели качества образования детей по разделу Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды», познавательное развитие «Ребёнок открывает мир природы» 2017-2018 уч. г. - 94%; 2018-2019 уч. г. – 96%.

Педагоги детского сада постоянно находятся в педагогическом поиске, стараясь найти наиболее эффективные и современные формы и методы работы экологического воспитания и образования детей.  Решая поставленные задачи, воспитатели применяют проектный метод и интерактивные формы обучения (творческие задания, игры-эксперименты, виртуальные экскурсии, работа в подгруппах и др.), транслируют свой опыт на персональных сайтах в сети Интернет.

Родители стали активнее сотрудничать, принимать участие в экологических мероприятиях, поддерживать интерес детей к окружающей среде и самостоятельную деятельность (участие в проектах, экологических праздниках и природоохранных акциях).  

Планируется разработать практические рекомендации по организации развивающей предметно – пространственной среды для экологического образования и самостоятельной детской деятельности, по работе с родителями, с социумом, рекомендации для педагогов по организации работы с детьми на основе интеграции разных видов детской деятельности.            

Таким образом, пути воспитания основ экологической культуры в МДОУ разнообразны. Основным условием здесь выступает многоплановость, вариативность, сочетание разнообразных методов и форм экологического воспитания и образования.      Работа в рамках экологического образования позволила более детально определить проблемы МДОУ, затрудняющие реализацию экологического воспитания, и сформулировать пути их преодоления.  В настоящее время вносим коррективы в систему экологического образования в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду № 11

Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Экологическое воспитание в детском саду

Доклад  для  родительского  собрания...

Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду

Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....