Картотека игр с использованием игрушек - заместителей
картотека

Казакова Полина Владиславовна

Картотека игр с использованием игрушек - заместителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_ispolzovaniem_igrushek.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с использованием игрушек - заместителей

«Превращения проволочки»

Хорошим материалом для создания различных предметов является гибкая проволока.

Воспитатель показывает ребенку проволоку и говорит: «Смотри, какая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон Даша играет, а вон Саша сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?» Ребенок вместе с взрослым делает окошко, рассматривает через него комнату, называет то, что видит.

Затем педагог говорит: «А давай теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось». Воспитатель показывает, как медленно поднимается солнышко, потом предлагает малышу поиграть с солнышком. Взрослый делает из проволоки домик, согнув ее в виде треугольника: «Посмотри, какой получился домик. Тук-тук, кто в домике живет?»

«Сладкий арбуз»

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно обыграть. Например, если ребенок приносит мячик, взрослый может сказать: «Какой красивый мячик. Давай это будет арбуз. Сейчас мы его разрежем». Воспитатель имитирует действия: разрезает арбуз, ест его, потом протягивает ладонь ребенку со словами: «Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек». В следующий раз мячик может стать ежиком или колобком.

«Дудочка»

Воспитатель показывает ребенку фломастер (карандаш или круглую палочку) и говорит: «Посмотри, какая у меня дудочка. Послушай, как она играет». Педагог играет на дудочке: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем в дуду». Затем предлагает ребенку подуть в нее.

Взрослый может взять одну «дудочку» себе, а другую дать ребенку и предложить дудеть в них одновременно или по очереди.

«Качели»

Воспитатель привязывает ленточку или шнурок к небольшой крышке от коробочки для духов, предварительно сделав в ней отверстия. Затем говорит ребенку: «Посмотри, какие у меня качели. На них можно покачать маленькие игрушки. Сейчас я покачаю пупсика». Педагог сажает пупсика на качели и качает его. Потом кладет на качели маленькие шарики или пуговицы: «А сейчас я посажу на качели птенчиков. Хочешь их покачать?» По ходу игры можно спрашивать у пупсика или птенчиков, не боятся ли они, и в зависимости от «ответа», раскачивать качели сильнее или слабее.

Качели также можно сделать из колечка от пирамидки, привязав к нему ленточку или шнурок. Такие качели можно превратить в карусели, вращая их за ленточку.

«Яблочко»

Воспитатель показывает малышу маленький мячик или шарик: «Посмотри, какое у меня яблочко». Затем кладет его на стол и, подталкивая, читает стихотворение:

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду-

Бульк! (Шарик падает со стола.)

Педагог повторяет игру несколько раз, побуждая ребенка проговаривать последнее слово стихотворения. Можно предложить малышу самому покатать яблочко.

«Совушка-сова»

Перед тем как играть в эту игру, воспитатель показывает малышу картинку с изображением совы.

Затем педагог берет небольшой мячик и мелом рисует на нем круглые совиные глаза, уши и клюв. Он показывает «сову» ребенку и говорит: «Посмотри, какая птичка. Это сова. Помнишь, мы видели ее на картинке?» Воспитатель читает стихотворение:

Ах, ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела. (Воспитатель вертит мячик.)

В траву свалилася,

В яму покатилася! (Педагог роняет мячик и наблюдает вместе с малышом, как «катится сова».)

Повторив эту игру несколько раз, можно предложить ребенку самому повертеть «сову» в руках, показать, как она «катится в яму».

«Согреем птенчиков»

Воспитатель показывает малышу несколько шариков и говорит: «Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?» Если ребенок не может сам найти предмет-заместитель, педагог помогает ему: «Посмотри на эту мисочку. Пусть она будет гнездышком. Хорошо?» Малыш, скорее всего, охотно примет это предложение и уложит «яички» в мисочки-гнезда. Затем воспитатель предлагает ребенку накрыть «гнездышки» салфеткой: «Давай не будем беспокоить птенчиков. Подождем, когда они вылупятся». Воспитатель садится рядом с ребенком, и некоторое время наблюдает за гнездышком. Потом шепотом говорит: «Кажется, птенчики вылупились из яичек. Слышишь, как они пищат: «Пи-пи-пи».Давай посмотрим». Воспитатель снимает салфетку и радостно восклицает: «Вот, посмотри, птенчики вылупились!»

«Веселый волчок»

Играя с волчком, желательно не просто наблюдать за тем, как он вертится, и учить детей раскручивать его, а включить эти действия в небольшой игровой сюжет.

Воспитатель берет волчок и говорит, обращаясь к игрушке: «Волчок, волчок, хватит тебе спать, давай с тобой играть. Покажи, как ты умеешь кружиться?» Педагог раскручивает волчок и любуется им вместе с детьми: «Вот как красиво кружится волчок, вот как он танцует! Слышите, он и песенку свою поет: «У-у-у-у». Когда юла останавливается, воспитатель говорит: «Ой, упал волчок, наверное, у него голова закружилась. Волчок, хочешь еще потанцевать, покружиться?» И отвечает за него: «Хочу. Пусть теперь Машенька, меня заведет». Взрослый спрашивает у ребенка: «Машенька, поможешь волчку покружиться?» Педагог помогает малышу завести волчок и предлагает спеть вместе с ним песенку: «У-у-у-у».

«Курочка и цыплята»

Воспитатель раскладывает на столе несколько кубиков (это курочка и цыплята), рассыпает рядом камушки или пуговицы (зернышки) и говорит ребенку: «Посмотри, Юра, это курочка, а это ее детки-цыплятки. Курочка говорит цыпляткам: «Ко-ко-ко, клюйте зернышки, как я». Педагог показывает, как курочка клюет зернышки: он кладет ладонь на кубик, выставляет вперед указательный палец (клюв) и постукивает им по «зернышкам». Потом взрослый помогает малышу изобразить, как цыплята клюют зернышки.

Можно разнообразить совместную игру, введя в нее двух курочек - кубики разных цветов. Тогда ребенок сможет изображать и цыплят, и курочку. Во время игры педагог побуждает малыша изображать зов курочки и писк цыплят.

«Козлята и волк»

Воспитатель ставит на стол коробку из-под обуви, один большой и несколько маленьких кубиков и говорит ребенку: «Посмотри, это козлята, а это - их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вот так. (Изображает, как козлята щиплют травку.) Вдруг прибежал волк. (Показывает большой кубик.) Он хочет съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в своем домике. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем. (Вместе с малышом педагог быстро прячет кубики в коробку и закрывает ее крышкой.) Не поймал волк наших козлят и убежал в лес». (Воспитатель показывает, как убегает волк.)

В эту игру можно ввести других персонажей: зайчиков и лису, кошку и мышек, кошку и воробышков и т.д.

«Где мое окошко?»

Вкладывая вместе с ребенком геометрические формы в отверстия куба, можно организовать следующую игру.

Воспитатель раскладывает фигурки около куба и говорит ребенку: «Это домик. В нем живут фигурки-малыши. Сейчас малыши гуляют, бегают, прыгают. (Показывает действия с фигурками.) А теперь они захотели вернуться домой, но забыли, через какие окошки можно войти в домик». Педагог показывает, как фигурка ищет свое окошко и не может пройти в него. От имени фигурки он просит ребенка помочь ей найти подходящее окошко. Воспитатель помогает малышу найти для каждой фигурки свое окошко. Этот сюжет легко преобразовать в игру «Козлята и волк», в которой фигурки-козлята будут прятаться от волка в домик-куб.

«Посмотри в окошко»

Воспитатель, заметив, что малыш ходит по комнате с колечком в руке, спрашивает: «Дима, что это у тебя в руке, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко». По очереди с ребенком взрослый разглядывает через колечко комнату и называет то, что видит.

Точно так же колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка похожим на бабушку или дедушку.

Рассматривать комнату, вид из окна можно и в бинокль. Сначала можно использовать игрушечный бинокль, а затем изображать его руками, поднеся к глазам кулачки.

«На что это похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной узор, силуэт, предмет, не имеющий определенной формы. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в них знакомые черты.

К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, пароход, кошку, собачку, птичку и т. п.). Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины, в узоре на ковре, платьице или курточке и т.д.

«Тени на стене»

При складывании пальцев рук определенным образом на стене можно получить изображения разных животных - собачки, зайчика, птички и др. Можно смять кусок бумаги и, поворачивая его разными сторонами, менять очертания тени. Сначала нужно называть или косвенным образом подсказывать детям (например, имитируя лай собачки или писк птички), какой предмет или какое животноеизображается. Затем можно предложить малышам придумать, на что похожа тень; попробовать самостоятельно изобразить предмет или животное.

«Прятки с солнечными зайчиками»

В солнечный день воспитатель берет два маленьких зеркальца и начинает пускать солнечных зайчиков. Он говорит малышам: «Посмотрите, к нам прибежали солнечные зайчики. Вот они прыгают, бегают, прячутся». Педагог вместе с детьми наблюдает за солнечными зайчиками и читает стихотворение:

Скачут побегайчики -

Солнечные зайчики.

Мы зовем их -

Не идут.

Были тут -

И нет их тут.

Прыг, прыг

По углам.

Были там - и нет их там.

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не нашли? А. Бродский

Воспитатель прячет зеркальце. Потом говорит детям: «Давайте опять позовем зайчиков, пусть они еще поиграют». Малыши зовут зайчиков, а воспитатель снова начинает пускать зайчиков так, чтобы они-то бегали друг за другом, то прыгали, то стояли рядом («обнимались») и т. п. При этом педагог спрашивает у детей, что делают зайчики, при необходимости подсказывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрушек-заместителей для обогащения игровой деятельности детей

Опыт работы по использованию игрушек-заместителей и воображаемых предметов в раннем дошкольном детстве....

Значение игрушек -заместителей для детей дошкольного возраста.

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в к...

Консультация для воспитателей ДОУ "Влияние игрушек-заместителей, используемых детьми в ходе сюжетно-ролевых игр на прогулке на развитие мыслительных операций"

Игра имеет в жизни ребенка огромное значение. «Каков ребенок, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С. Макаренко. В игре происходит первоначальное воспитание многих качеств, н...

Проект «Использование игрушек-заместителей в сюжетно-ролевых играх».

Проект предполагает организовывать игровую деятельность так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог научиться играть в сюжетно-ролевые игры, разнообразит их игровую и образователь...

Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей

Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет»   (А.С. Макаренко) Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – он...

Консультация для родителей: "Использование игрушек-заместителей для обогащения игровой деятельности детей"

Консультация для родителей дошкольников о том, как важно развивать мышление, воображение и речь детей, используя в играх предметы-заместители....