ДидакДидактические игры по развитию элементические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье рассматриваются дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошк.возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Кострома

«Центр развития ребѐнка – Детский сад №73»

Дидактические игры

по развитию элементарных математических представлений

(для индивидуальных занятий с детьми с ЗПР старшего дошкольного

возраста)

Составила:

учитель-дефектолог

Смирнова Наталья Николаевна

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических

представлений у детей старшего дошкольного возраста.

«Найди предмет».

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,

овал).

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на

втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится

обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу». Ребенок, к

которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же

формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в

ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра

продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

«Подбери фигуру».

Цель: закрепить представления о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из

картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах

лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках.

Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую

фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывать («прятать») ее на начерченную фигуру.

«Три квадрата».

Цель: учить соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой»,

маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал. Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.

Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает

построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга.

«Игра с обручем».

Цель: различение и нахождение геометрических фигур.

Оборудование. Игрушки (кукла, матрешки, корзина и т. д.), Набор геометрических фигур, обруч,

игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те

геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все

круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не

большие и т. д.)

«Геометрическое лото».

Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать

предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику,

прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой

(теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок,

кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга,

домино, картина).

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют

фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам

карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать

форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

«Какие бывают фигуры».

Цель: закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже

знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла, крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. На

каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как

называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится

обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника

только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично:

квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

«Подбери фигуру».

Цель: закрепить представления о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. На каждого

игрока: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах

лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках.

Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую

фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

«Кому какая форма».

Вариант 1.

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме,

отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. На каждого игрока: три круга и овала разных цветов и

размеров, 2 больших подноса.

Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они

отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один

поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание,

в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

Вариант 2.

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники)

по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.

«Соберем бусы».

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и

форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании

фигур.

Оборудование. Длинная лента, разноцветные картонные геометрические фигуры с отверстиями

На полу лежит длинная лента. На ней в определенном чередовании нанизаны фигуры.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог

предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с геометрическими фигурами и

говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять

бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».Дети выбирают геометрические фигуры и

нанизывают их в соответствии с заданной закономерностью.

«Лото».

Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать

предметы в рисунке, знать их названия.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной - круг,

квадрат, треугольник; на другой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник,

треугольник и т. п. ), набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие

карточки.

Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно

разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?»

(форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и педагог раздает им

маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня

круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем,

он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа

детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что

дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а

из 6-9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и

берет себе большую карту.

«Парочки»

Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание.

Ход игры: детям раздают по 6 карточек с разным количеством предметов. Жетоны лежат картинкой

вниз. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество предметов на жетоне со своей карточкой.

Если у ребенка совпало количество определенных предметов с жетоном, то он оставляет жетон себе,

закрывает им карточку. При этом ребенок объясняет, почему он оставляет жетон себе. Выигрывает

тот, кто быстрее закроет свою карточку.

«Половинка к половинке»

Цель: закреплять счетные умения, продолжать учить соотносить два множества по количеству

предметов.

Ход игры: рассмотреть карточки, разрезанные на 2 части, посчитать количество предметов на них.

Предложить детям соединить части карточки так, чтобы слева и справа было одинаковое количество

предметов, объяснить свой выбор.

«Угости белочек грибами»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать

равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли белочки. Давайте угостим их грибками. Каждой белочке

надо дать по грибочку. Белочек раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте

окошки. Всем белочкам хватило грибочков? Сколько белочек? Сколько грибочков? Что надо

сделать, чтобы их стало поровну? Предлагаю уравнять двумя способами: путем добавления и

убавления. Поровну ли белочек и грибочков? Как еще можно сказать? Белочкам очень понравилось с

вами играть.

«Морковки для зайчат»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать

равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли зайчики. Давайте угостим их морковками. Каждому зайчику

надо дать по морковке. Зайчиков раскладывайте правой рукой слева направо, между ними

оставляйте окошки. Всем зайчикам хватило морковок? Сколько зайчиков? Сколько морковок? Что

надо сделать, чтобы их стало поровну? По сколько зайчиков и морковок?

«Бабочки и цветы»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать

равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры: Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете

бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы

будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите!

Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их

поровну? Как еще можно сказать?

«Жучки на листиках»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать

равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры: Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете

жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете

летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик!

Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно

сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть.

«Найди пару»

Цель: формировать умение сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать

равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры: Воспитатель говорит: посмотрите, у нас есть карточки с разным количеством игрушек. Но

они все перепутались. Их надо сложить так, чтобы, на двух карточках было одинаковое количество

предметов. Эти карточки я вам раздам, и вы будете искать себе пару. Почему вы стали вместе?

Сколько яблок? Сколько груш?

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить

равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек,

сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число

игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено

задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот

стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2

игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать

определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было

видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок

проверяет, верно ли выполнено задание.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник,

квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и

треугольник, цвет и форма варьируются.

Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках.

Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера,

чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?»

И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры

данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Назови и сосчитай»

Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.

Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого

сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать

звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает,

как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят

негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3

звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее,

предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к

столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям

предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит

молоточек.

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить

одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым

прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в

автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом

билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет

модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом.

Игру повторяют 2-3 раза.

«Хватит ли?»

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера,

подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам

морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их

число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж

неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

«Собери фигуру»

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает:

«Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого

цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз

пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает

внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что

палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«На птицефабрике»

Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от

площади, которую они занимают.

Содержание. В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и

цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек и

цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать,

чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра

повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как

расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В

левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать

задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине

большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа

и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера»,

«сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня»,

«завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По

окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети

бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру

овальной формы

Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата,

прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет

фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем

отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В.

обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе

размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти

фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей

обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это

фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы

похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг,

фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?)

Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы

вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

«Посчитай птичек»

Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы

картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют

этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой.

Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как

получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось

больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как

сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет

поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова

добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом

знакомит с числом 7.

«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед,

за.

Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди

ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6

детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают

повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

«Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине,

вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Содержание. В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура

находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре

(посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и

называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку

предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок

становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа.

Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и

закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Палочки в ряд»

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки

построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно

выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно,

нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.

«Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной

части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в

шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо

стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра

будет проходить занимательнее и интереснее.

1.Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

2.Случится в солнечный денек

Ты в лес уйдешь поглуше

Присядь попробуй на пенек

Не торопись… Послушай…

3.Вот уж вечер.

Роса.

Блестит на крапиве.

Я стою на дороге,

Прислонившись к иве…

4.Плакали ночью желтые клены:

Вспомнили клены,

Как были зелены…

«Кто быстрее найдет»

Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в

обобщении предметов по форме.

Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры

стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду

называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым

найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети

называют выбранный предмет и описывают его форму. В. задает вопросы: «Как ты догадался, что

зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

В заключение В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего

предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

«Прогулка в сад»

Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

Материал. Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки,

на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

Содержание. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга

размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что

можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок

считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких

яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие

яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В.

уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1

лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает.

Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.

Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В.

подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает

детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.

«Сделай столько же движений»

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Содержание. В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете

выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу.

Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из

другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания.

Предлагают выполнить несложные упражнения.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это

матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий

запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки

меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была

пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих

местах. Игра повторяется несколько раз.

«Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-

х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек.

Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С

другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить

дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок

подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и

перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием

правильно.

«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному .

Материал. Мяч.

Содержание. Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и

говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок

ошибся, все хором называют это число.

«День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м.

обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и

поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у

средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды

убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова

выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.

Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные

физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона

которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он

упадет, командует: «День!», «Ночь!».

«Угадай»

Цель: закрепить навыки счета в пределах (…).

Содержание. В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал

число. Если к этому числу добавить 1, то получится число ( ). Какое число, задумал зайка?

Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше (…) на 1. В кругу - число

больше (…) на 1 . и т. д.

«Незаконченные картинки»

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10

предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10)

бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

Содержание. В. предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это

выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед

наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами

находить друг у друга ошибки.

«Про вчерашний день»

Цель: показать детям, как необходимо беречь время.

Жил-был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы-будильник, 'F3  на стене висел

толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда-то спешили, стрелки никогда не

стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик-так, тик-так - береги время, упустишь - не догонишь».

Молчаливый календарь свысока посматривал на часы-будильники, ведь он показывал не часы и

минуты, а дни. Но однажды - и календарь не выдержал и заговорил:

-Эх, Сережа, Сережа! Уже втрое ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты

еще уроки не сделал. …

-Так-так, - сказали часы. - Подходят к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время летит,

его не догонишь, его упустил. Сережа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого

календаря.

Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза

слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а

часы ему говорят:

-Тик-так, тик-так. Сколько часов потерял, прогулял. Посмотри на календарь, скоро

воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь. Посмотрел Сережа на календарь, а на

листке уже не второе число, а третье, и не воскресенье, а понедельник.

-Целые сутки потерял, - говорит календарь, целый день.

-Не беда. Что потеряно, то найти можно, - отвечает Сережа.

-А вот пойди, поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет.

-И попробую, - ответил Сережа.

Только он это сказал, как что-то его подняло, закружило, и оказался он на улице. Осмотрелся

Сережа и видит - подъемный краг тащит к верху стену с дверью и окнами, новый дом растет все

выше и выше, и строители поднимаются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не

обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул Сережа голову и как

закричит:

-Дяденьки, видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?

-Вчерашний день? - спрашивают строители. - А зачем тебе вчерашний день?

-Уроки сделать не успел. - Ответил Сережа.

-Плохо твое дело, - говорят строители. Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний

сегодня обгоняем.

«Вот чудеса„ - думает Сережа. - Как можно завтрашний день обогнать, если он еще не

пришел?» И вдруг видит - мама идет.

-Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял.

Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду.

-Вряд ли ты его найдешь, - ответила мама.

Вчерашнего дня уже нет, а есть от него только след в делах человека.

И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами.

-Вот наш вчерашний день, - говорит мама.

Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.

Далее В. проводит беседу о том, почему Сережа потерял вчерашний день, и как нужно беречь

время.

«Машины»

Цель: закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера

машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.

Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают

стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой

комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями,

едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку

номеров. Начиная с первого, В. проверяет порядок номеров, игра продолжается.

«Путешествие в оранжерею»

Цель: познакомить детей с образованием числа (2-10), упражнять в счете в пределах (3-10).

Содержание. Аналогично игре «Прогулка в сад»

«Чиним одеяло»

Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических

фигур из данных деталей.

Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде

рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды

Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры.

Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить

одеяло».

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По

сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число.

(Один, два, три и т. д.).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по

порядку.

«Сосчитай и назови»

Цель: упражнять в счете на слух.

Содержание. В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо,

не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит

молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание:

«Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча

отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют

задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»

«Новогодние елочки»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров

высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть

изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и

всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку,

по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую

елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо,

поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы

нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках

вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то

он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и

доставка елок по местам.

«Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными

предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая

комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я

тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал

он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно

рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать

Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

«Кто быстрее назовет»

Цель: упражнять в счете предметов.

Содержание. В. обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких

игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10)? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает

фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и

считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала

игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько

шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете

правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево,

сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее

форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

«Кого больше»

Цель: учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи: по 5, по 6 и

т. д.

Содержание. «Сегодня утром я ехала в детский сад на автобусе, - рассказывает В., - в трамвай

вошли школьники. Среди них были мальчики и девочки. Подумайте и ответьте, больше было

мальчиков девочек, если девочек я обозначила большими кругами, а мальчиков – маленьких» -

педагог указывает на фланелеграф, на котором 5 больших и 6 маленьких кружков, расположенных

вперемешку. Выслушав детей, В.спрашивает: «А как сделать, чтобы еще быстрей увидеть, что

девочек и мальчиков было поровну?» Вызванный ребенок раскладывает круги в 2 ряда, один под

одним. «Сколько было школьников? Давайте все вместе сосчитаем».

«Мастерская форм»

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Материал. У каждого ребенка спички без головок (палочки), окрашенные в яркий цвет,

несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.

Содержание. В.: «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый

постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и

придуманные разновидности фигур.

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет

предметов.

Содержание. В. обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных

предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой

группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек.

Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав

ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети

по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог

предлагает сосчитать всем детям вместе.

«Сломанная лестница»

Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.

Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый

последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего,

отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других

укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети

допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят

сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в

разных местах.

«Услышь и посчитай»

Цель: учить одновременно, считать звуки и отсчитывать игрушки.

Материал: подносы с мелкими игрушками.

Содержание. В. обращается к детям: «Сегодня мы снова будем считать звуки и отсчитывать

игрушки. В прошлый раз мы сначала считали звуки, а потом отсчитывали игрушки. Теперь задание

будет потруднее. Надо будет одновременно считать звуки, и пододвигать к себе игрушки, а затем

сказать, сколько раз ударил молоточек, и сколько игрушек вы поставили. Всего дается 3-4 задания.

«Сестрички идут по грибы»

Цель: закрепить умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие 2-х рядов,

находить пропущенный элемент ряда.

Демонстрационный материал: фланелеграф, 7 бумажных матрешек (от 6см до 14 см.),

корзиночки (высотой от 2см до 5 см.).

Раздаточный: тот же, только меньшего размера.

Содержание. В. говорит детям: «Сегодня мы будем играть в игру, как сестрички идут в лес по

грибы. Матрешки - это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдет самая старшая: она самая

высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все по росту», вызывает ребенка, который

на фланелеграфе строит матрешек по росту (как в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в

которые они будут собирать грибы», - говорит педагог.

Вызывает второго ребенка, дает ему 6 корзиночек, спрятал одну из них (только не первую и

не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы матрешки их разобрали.

Ребенок строит второй сериационный ряд и замечает, что одной матрешке не хватило корзиночки.

Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночки. Вызванный

ребенок расставляет корзиночки под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Одна остается без

корзиночки и просит маму дать ей корзиночку. В. даст недостающую корзиночку, и ребенок ставит

ее на место.

«Незаконченные картинки»

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы разной

величины.

Вариант № 2.

Содержание. У каждого ребенка лист бумаги, на котором 8 незавершенных рисунков. Чтобы

закончить рисунок, необходимы предметы разных пропорций, соответствующие бумажные фигуры

(клей, кисточка, тряпочка).

«Разделим пополам»

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Демонстрационный материал: полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал: у

каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Содержание. В.: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее

по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску?

Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить

предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок

показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это

одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина

целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что

больше: целая полоска иди половина? и т. д. ».

Аналогично: с кругом. Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.

«Встань на место»

Цель: упражнять детей - в счете в пределах 10.

Содержание. Педагог говорит: «Сейчас мы поучимся подбирать карточки, на которых

нарисовано поровну разных предметов» и предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано у

них на карточке. Далее объясняет задание: «Я буду называть числа, дети выходят, встанут в ряд и

покажут всем свои карточки, назовут, сколько предметов у них нарисовано. Вопросы: «Поскольку

предметов у них нарисовано?» и т. д.

«Назови скорей»

Цель: усвоение последовательности недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает

кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает:

«Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.

«Найди игрушку»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит В, - к нам прилетел Карлсон

и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он

написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти

прямо и т. д. »

«Путешествие в булочную»

Цель: учить детей делить предметы на 2, 4 равные части складыванием и разрезанием,

устанавливать отношения между целым и частью.

Содержание. «Сегодня вечером я пойду в булочную за хлебом, - говорит В. - мне нужна

половина буханки хлеба. Как продавец разделит буханку? Возьмите прямоугольник, это как будто

буханка хлеба. Разделите его так, как разрезал бы буханку продавец. Что вы сделали? Что у вас

получилось? Покажите 1 из 2-х равных частей. А теперь обе половины. Соедините их вместе, как

будто остался целый прямоугольник (Сравнивают целую часть с половинами. Находят 1, 2 части).

Догадайтесь, как разделил бы продавец, если бы мне было достаточно четвертушки хлеба.

Правильно, он бы разделил буханку на 4 части и дал бы мне одну их из них. Второй прямоугольник

дети делят на 4 части.

«Кто правильно подберет картинку»

Цель: учить подбирать указанное число картинок, объединив родовым понятием «мебель»,

«одежда», «обувь», «фрукты».

Содержание. В. размещает на столе картинки предметов мебели и одежды слева, овощей и

фруктов справа и предлагает детям поиграть в игру «Кто правильно подберет указанное число

картинок?» В. объясняет задание: «У меня на столе картинки предметов мебели и одежды, овощей и

Фруктов. Я буду вызывать сразу несколько детей. Выиграет тот, кто правильно подберет столько

картинок разных предметов, сколько я скажу». Выполнив задание, дети рассказывают, как составили

группу, посколько в ней предметов и сколько их всего.

«Составь фигуру»

Цель: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.

Содержание. По просьбе В. дети достают фигуры из конверта, раскладывают их перед собой

и отвечают на вопросы: «Какие у вас фигуры? Какого они цвета? Одинакового ли размера? Как

можно сгруппировать фигуры, подобрать подходящие? (по цвету, форме, размеру). Составьте группу

из красных, синих, желтых фигур. После того, как дети выполнять задание, В. спрашивает: «Какие

получились группы? Какого они цвета? Какой формы оказались фигуры в первой группе? Из каких

фигур составлена вторая группа? Сколько их всего? Сколько фигур разной формы в третьей группе?

Назовите их! Сколько всего фигур желтого цвета?» Далее В. предлагает перемешать все фигуры и

разложить их по форме (величине).

«Найди на ощупь»

Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы

предмета.

Содержание. Занятие проводится одновременно с 2-4 детьми. Ребенок кладет на стол руку с

мешочком, затянутым на запястье. В. по одному предмету кладет на стол, - ребенок, глядя на

образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают

внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание. После этого ребенок снова

разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от степени усвоения

детьми способа обследования.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять детей в сравнении чисел и в определении, какое из 2-х смежных чисел

больше или меньше другого.

Содержание. В. показывает детям две сетки с мячами и предлагает угадать, в какой из них

больше мячей. (В одной сетке 6 больших, в другой-7 маленьких мячей), если в одной 6 больших

мячей, а в другой - 7 маленьких. Почему вы так думаете? как можно доказать? Выслушав ответы

детей, педагог говорит: «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давите, заменим их

маленькими кружками. Маленькие мячи - маленькие кружки. Большие большими. Сколько надо

взять больших кружков? Наташа, помести 6 больших кружков на наборном полотне, на верхней

полоске. Сколько надо взять маленьких кружков? Саша, помести 7 маленьких кружков на нижней

полоске. Коля, объясни, почему 7 больше 6, a 6 меньше 7? «Как сделать, чтобы мячей стало

поровну?»: Выясняют два способа установления равенства.

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.

Содержание. Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие на столе, В.объясняет

задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и

низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто

быстрее подберет коробки нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по одной

коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом я дам команду:

«Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, - высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет

коробки. Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой

или от самой длиной до самой короткой).

«Не ошибись»

Цель: упражнять детей в количественном и порядковом счете.

Материал. На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на 10 квадратов. 10

маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них

кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий

называет какое-нибудь число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и

положить ее на соответствующий номер квадрата. Ведущий может называть числа от 1 до 10 в

произвольном порядке. В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по

порядку от 1 до 10. Вместо называния числа ведущий может ударять в бубен.

«Сложи фигуру»

Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

Содержание. В. помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка и

предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же

геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу,

то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей

они составили очередную фигуру.

«Кто больше, а кто меньше?»

Цель: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий»,

«низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее»,

«правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут

мальчиков, а затем ответить на вопросы.

«Как зовут мальчиков?» В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миши,

Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого,

как зовут, если: Сева — самый высокий, Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый

толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать,

кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А

теперь покажи мальчиков в таком же порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего

мальчиков?

«Кто где стоит?» Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто

стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между

Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит

между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Шестого? Если Сева уйдет

домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков?

Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

«Найди парную картинку»

Цель: учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.

Содержание. Назначают ведущего. Он берет одну из карточек на столе у педагога и, не

показывая. Описывает ее устно. Тот, у кого такая же карточка поднимает руку. Выигравшим

считается тот ребенок, который узнал карточку по словесному описанию и составил пару. Каждую

карточку описывают 1 раз.

Первую карточку педагог описывает сам. В ходе игры он назначает нескольких ведущих.

«Конструктор»

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются.

Тренировка в счете до десяти.

Материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие

необходимые фигуры и наложить на контуры, изображенные на странице. После построения

каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида. Игру можно начать,

обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга…

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я.

И получил вдруг елочку

«Магазин»

Цель: развитие наблюдательности и внимания научить различать аналогичные предметы по

величине.

Игра делится на 3 этапа.

1. «Магазин». У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы:

Сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине

чашек (больших, маленьких)?. На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек?

(больших, маленьких). На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей? (больших, маленьких).

На какой полке они стоят? Что стоит слева от пирамида? Справа от пирамид, слева от кувшина,

справа от кувшина, слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими

мячами? Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.

2. «Что купил серый волк». Однажды на Новый год в магазин явился серый волк и купил

своим волчатам подарки. Посмотри внимательно. Угадай, что купил серый волк?

3. «Что купил заяц?» На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил

новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?

№1. Игра " Что изменилось?"

№2. Игра " Какая цифра пропущена?"

№3. Игра " Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь. "

№4. Игра " Чудесный мешочек".

№5. Игра "Что, где?"

№ 6. Игра "Назови скорей".

№7 Игра "Обратный счет".

№8 Игра "Беги ко мне".

№9 Игра " Назови соседей".

№10 Игра" Из каких фигур состоят домики?"

№11 " Раскрась фигуры, из которых состоят предметы".

№12 "Назови каждую геометрическую фигуру на коврике".

№13 Игра "Сложи картинку".

№14 "Из каких геометрических фигур состоят предметы на рисунке".

№15 " Из каких геометрических фигур состоит коврик"

№16 Игра " Рассмотри картинку"

№17 "Найди на рисунке 5 треугольников и 1 четырехугольник".

№18 Игра " У какой фигуры больше углов?"

№19 " Найди на чертеже 1 квадрат и 3 треугольника".

№20 " Что похоже на треугольник?"

№21 " Какая фигура должна быть на месте знака вопрса?"

№22 Игра " Помоги гномикам найти свой домик".

№23 " Назови предметы прямоугольной формы".

№24 Игра " Какая фигура лишняя?"

№25 " Какое число надо поставить на место вопроса?"

№26 "Что лишнее и почему".

№27 Логическая задача" Поставь недостающий элемент".

№28 Логическая задача " Дорисуй недостающего футболиста".

№29 Логическая задача " Какой фигуры не хватает?"

№30 Логическая задача" Какой кошки не хватает?"

№31 Логическая задача" Какого флажка не хватает?"

№32 Лабиринт " Найди принцу найти Золушку".

№33 Лабиринт" Помоги маме кошке найти котенка".

№34 Лабиринт "Куда шагают утята?"

№35 Лабиринт " Под каким деревом у ѐжика норка?"

№36 "Сравни картинки, найди сходство и различия".

№37 Игра " Первый, второй, третий".

№38 Игра " Столько же, больше, меньше".

№39Игра " Столько же, больше, меньше".

№40Игра " Столько же, больше, меньше"

№41 Игра "Вверх, вниз, налево, направо".

№42 Игра "Раньше, позже, сначала, потом".

№43 Игра " На сколько больше? На сколько меньше?"

№44 Игра " Перед. за, между".

№45 Игра " Репка" перед,за между.

№46 Игра "Длиннее, короче".

№47 Игра " Расскажи, что где находится".

Дидактические игры на овладение ребенком логической операции - классификации

«Один и много»

Материал: Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов Ход игры:

воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети

отвечают: - У меня окно - У меня окна Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.

“Назови имя цифры”.

Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные

на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает

ребенок и где он их видел.

«Узнай цифру на ощупь»

Предлагаются цифры в виде объемных фигур, карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми

или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на

шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

“Сделай цифру”.

Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить

из пластилина, глины, сделать «вкусные» цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой

бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

“Раскрась цифру”.

Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения

цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

“Рисуем и угадываем”.

Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

“Преврати цифру в смешную фигурку”.

Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в ―человечков, ―зверюшек или

другие смешные фигурки.

“Найди свою цифру”.

На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти

―свою.

“Нарисуй столько же”.

Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

“Выполни движение”.

Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

“Цифры на кубиках”.

Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на

выпавшей верхней грани кубика.

“Подбери пары”.

К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

“Правильно ли это?”

Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на

одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

“Найди такую же”.

На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти,

отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

“Пронумеруй предметы”.

Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации.

―Выпадать из нумерации могут сначала 1- 2 цифры, а потом больше.

“Определи соседнюю”.

Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать ―соседей.

“Наклей цифры”.

Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду

и т.д.

“Какая цифра убежала?”

Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Ребѐнок

указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не

стало.

“Что перепуталось”.

На столе карточки с цифрами перевернуты ―вверх ногами или ―вниз головой, или даны в

―зеркальном отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

“Назови и выложи”.

Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр номер дома и квартиры и т.д.

“Опиши цифру”.

Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее

есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

“Напиши цифры”.

Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и

т.д.

“Укрась цифрами”.

Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и

т.д.

“Обозначь порядок цифрами”.

Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на

смысловые, причинно-следственные, временные и другие связи (например: начало события, его

развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

“Догадайся и напиши цифру”.

Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно

определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например,

карандаши — на единицу, крючок от вешалки — на двойку, бублик — на ноль и т.д.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по развитию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "Собери корзинки"

Дидактическая игра«Собери корзины»(интерактивная)Цель: закрепление геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)  и цветов (красный, зеленый и синий). Ход игрыВоспитатель пре...

Интерактивная игра по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Составила воспитатель старшей группы МБДОУ д.с. № 31 г.о. Вичуга Ивановской области Соколова Светлана Владимировна.Тема "Помоги Мишке сварить варенье"...

Познавательное развитие (по развитию элементарных математических представлений) «Космические приключения» с детьми старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие (по развитию элементарных математических представлений)  «Космические приключения» с детьми старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных ...

«Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Повысить интерес родителей и детей в области использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольног...

ПЛАН КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ – ТЕХНОЛОГИЙ (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

Цель: Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами Монтессори – технологий.Задачи:Обучающая: Систематизация знаний детей о натуральном ряде чисел, об основных арифмети...