Главные вкладки

    Мастер- класс "Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
    методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

    Богомолова Альбина Юрьевна

    Мастер класс проводился на районном методическом объединение для воспитателей района.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»

    МАСТЕР-КЛАСС

    «Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

    Провела: воспитатель первой квалификационной категории Богомолова Альбина Юрьевна

    г. Городец

    2012 г.

    МАСТЕР-КЛАСС

    «Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

    ПЛАН:

    1. Презентация инновационного педагогического опыта

        педагога Богомоловой А.Ю.

    2. Деловая игра «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО».

    2. Рефлексия

    3. Анкетирование участников мастера-класса.

    ЦЕЛЬ: повысить педагогическую культуру педагогов ДОУ в области использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание»)

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

    В последнее время прослеживается тенденция, когда педагоги в процесс воспитательно-образовательной работы с дошкольниками используют школьные формы и методы обучения, которые нередко сводятся к обучению их счёту, чтению и письму.

    Надо помнить, что формирование элементарных математических представлений – один из наиболее трудных разделов образовательной области «Познание». В приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (№ 655 от 23 ноября 2009 г.) предусмотрено, что  построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

    Формирование элементарных математических представление в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать программные задачи общеобразовательной программы ДОУ.

            Задача педагога насытить эту деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями, обеспечить наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т.п. Решению этих задач способствует использование дидактических игр логико-математического содержания в работе с дошкольниками. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

    Дидактические игры логико-математического содержания являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

    Они представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление,  являясь и игровым методом обучения детей старшего дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

    Функции дидактической игры – это

    1. Игровой метод обучения. 
    2. Как форма обучения детей содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и наставником, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
    3. Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
    4. Средство всестороннего воспитания личности, включает в себя:
    • Познавательно-речевое развитие, содержание дидактических игр формирует у детей, способствуя развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления.
    • Социально – личностное развитие, в игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.
    • Художественно-эстетическое развитие, способствует развитию эстетического вкуса, так как дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: дидактические игры должны быть красочными, художественно-эстетически оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игры привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.
    • Физическое воспитание. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности.

    Отечественный педагог А.П.Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Вопросами теории и практики дидактической игры занимались такие исследователи, как А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф.Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. Н. Венгер.

    Сорокина А.И. привела классификацию дидактических игр по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя:

    1. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
    2. Игры-предложения "Что было бы …?" или "Что бы я сделал …", "Кем бы хотел быть и почему?". Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей. Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
    3. Игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет им радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
    4. Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

         Детям нужно сделать открытие или в результате чего-то узнать новое, а это в то же время активизирует эмоционально-мыслительные процессы. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, детей, воспитывает быть сосредоточенным, дополнять сказанное, высказывать суждения.

    По Д.В. Менджерицкой все дидактические игры можно разделить на три основных вида (в зависимости от материала):

    1) Игры с предметами

    2) Настольно-печатные

    3) Словесные игры

    Игры с предметами наиболее доступны детям, т.к они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

    Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы, о различных профессиях. Настольно-печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

    Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, т.к в них дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

    Изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу использования технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений и проанализировав мониторинг усвоения программного содержания общеобразовательной программы детьми дошкольного возраста, была разработана система по использованию технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

    Целью моей педагогической деятельности является разработка развивающей системы дидактических игр, направленных на формирование математических представлений дошкольников.

    Перед собой  поставила  следующие задачи:

    1. Создание дидактических и педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста, как основы познавательной активности;
    2. Разработать  систему развивающих  дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
    3. Способствовать развитию психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, креативность;
    4.   Развивать  у детей дошкольного возраста в играх интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
    5. Повысить педагогическую компетентность  родителей по формированию элементарных математических представлений с помощью развивающих дидактических игр;
    6. Обогатить  и разнообразить предметно-развивающую среду по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

    В своей работе использовала следующие инновационные технологии и  методики, программы по использованию развивающих игр для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Никитин «Ступеньки творчества», Е.Черенкова «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление», Е.А.Осипова «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3 лет», В.П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Къюзенера», З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Е.И. Удольцов «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», развивающие игры Воскобовича.

    Система дидактических игр разрабатывался в соответствии со следующими критериями:

    -игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей;

    -включенность психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения.

    Содержание работы строится на основе общих педагогических принципов:

    Доступность – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

    Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

    Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.

    Научность.

    Системность. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

    Преемственность. Математическое развитие  дошкольников продолжается в начальной школе.

    В своей работе  использовались  следующие инновационные методы:

    • экспериментирование;
    • моделирование;
    • воссоздание;
    • преобразование;
    • конструирование.

    При этом роль несложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

    Дидактические игры математического содержания включались в непосредственно образовательную деятельность, как часть занятия, так и в  организованную взрослым и самостоятельную деятельность детей при этом используя принцип интеграции образовательных областей.

    Комплексно-игровая методика предполагает использование стихов, пословиц, загадок  математического содержания. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:

    Мы делили апельсин

    Много нас, а он …(один).

    Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь.

    При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

    Все дидактические игры  разделила  на группы:

    I.   Игры с цифрами и числами

    II.  Игры путешествие во времени

    III. Игры на ориентировку в пространстве

    IV. Игры с геометрическими фигурами

    V.   Игры на развитие логического мышления.

    Все логико-математические игры   были подобраны  в следующей последовательности:

    • классификация;
    • ограничения;
    • отрицание;
    • систематизация;
    • пространственное мышление;
    • закономерности;
    • умозаключения;
    • смысловые ассоциации;
    • рассуждения;
    • логические задачи.

    Рассмотрим данные виды игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

    I.   Игры с цифрами и числами, цель данных игр способствовать формированию умения свободно оперировать числами в пределах 10, порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете и сопровождать словами свои действия.

    ВИДЕО

    ИГРА «Куб Узнавайка»

    ИГРА «Куб Сосчитайка»

    «Магазин»

    II. Игры путешествие во времени, способствуют достаточно быстро запомнанию дней недели, времен года, месяцев.

    ВИДЕО

    «Части  суток»

    «Живая неделя»

    III. Игры на ориентировку в пространстве, способствуют овладению пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Учат ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.

    ВИДЕО

    «Дорога»

    «Молчанка»

    «Путешествие по городу»

    «Поле чудес»

    IV.  Игры с геометрическими фигурами, цель данных игр закрепления знаний о форме геометрических фигур, развития внимания и воображения у детей.

    ВИДЕО

    «Собери бусы для Золушки»

    «Зоркий глаз»

    V. Игры на развитие логического мышления, способствуют формированию логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения, строить логические цепочки, мыслить самостоятельно.

    ВИДЕО

    «Волшебные палочки Кюизенера»

    Игры со счетными палочками

    Куб Никитина

    Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

    Вся  работа велась в тесной взаимосвязи с родителями. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

    Взаимодействие с родителями воспитанников строилось на основе:

    • установления доверительных отношений с родителями;
    • открытия передними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;
    • обеспечение общей готовности ребенка к школьному обучению;
    • совместное вхождение педагога и родителей в проблемы общения с ребенком.

    Родители активно включились в нашу работу, увлеклись нашими делами.

    Работа с ними велась по следующим направлениям. Родителям было предложено анкетирование: «В какие игры играют ваши дети». Проведены консультации: «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Яркие и интересные игры». Мной была также организована беседа с родителями: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка». Регулярно вывешивается наглядная информация с различными примерами дидактических игр, с рекомендациями как правильно играть с ребенком. Часто родители обращались за советом и рекомендациями.

    ВИДЕО МАСТЕР-КЛАСС

    «Играем дома»

            Для реализации поставленных задач по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами использованию технологий развивающих дидактических игр, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, создовая соответствующую предметно-развивающую микро среду, Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

    Миницентр занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Изготовили пособия, дидактические игры математического содержания, игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

    Миницентр занимательной математики - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

    В результате проведённой систематической работы дети научились играть в  игры, появился интерес к сложным задачам и желание догадываться самим путём проб и ошибок. Выполнение заданий способствует не только развитию логико-математического мышления ребёнка, но и мелкой моторики руки, развивает усидчивость,  умение доводить начатое дело до конца. Позитивная динамика результатов мониторинга раздела образовательной области «Познание» формирование элементарных математических представлений детей   подтверждает эффективность использования игр  в работе с детьми. Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности дидактических игр по формированию элементарных математических представлений очень велики.         Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и  интеллектуальные возможности детей.  В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, пространственно-временные отношения, учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребёнку успешнее учиться в школе.

    Деловая игра

     «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО».

    1 ГЕЙМ  «Педагогические задачи» 

    на столе 2   конверта  с теоретическими  вопросами  и    с   педагогическими  задачами –  команды поочерёдно отвечают.

    1. Ребёнок, которого вызвал воспитатель, поставил на подставку пять разных игрушек. Воспитатель спросил его:  «Скажи, сколько всего ты отсчитал игрушек? Расскажи, сколько и каких игрушек ты взял?   Ребёнок отвечает так: «Я взял одну матрёшку, вторую машинку, третью пирамидку, четвёртую куклу, пятый мячик. Всего я взял пять игрушек».

    Вопросы:  Какая задача решалась в описанной части занятия? Был ли усвоен программный материал вызванным ребёнком? Правильно ли он отвечал?

    1. В  конце занятия воспитатель даёт задания:  «Оля, встань с правой стороны от меня,  Коля, встань впереди Оли, Костя – с левой стороны от Коли». Дети выполняют задания правильно.  Когда воспитатель попросил детей, сидящих за столами, рассказать,  кто, где стоит, они не могли точно ответить.

    Вопросы:   Какая программная задача решалась на данном занятии? Какую работу нужно проводить с детьми по этой задаче?

     2 ГЕЙМ  «МУДРЁНЫЕ ВОПРОСЫ»

     Педагогам  1 команды:

    1.Ленту разрезали в шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей)

    2.Дедка,  бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку.Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.)

    3.Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара.)

    4.Мама связала своим детям три  шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.)

    3 ГЕЙМ  «ЛИСТ МЁБИУСА»

    «ЛИСТ МЁБИУСА»- относится к числу  «математических неожиданностей».

    Открыть свой лист Мёбиусу помогла служанка, сшившая неправильно концы ленты.

    1858 – Мёбиус -  ученик  знаменитого  Гаусса   послал в Парижскую академию наук  работу о листе Мёбиуса, не дождавшись  ответа,  через 7 лет самостоятельно опубликовал результаты.  Другой ученик Гаусса  - И.Листинг в 1862  также изобрёл лист.

    1.Нужно склеить  из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием  повернуть   один конец на 180 градусов.

    2.У листа Мебиуса   одну сторону   начните постепенно окрашивать   в какой – нибудь  цвет и постепенно обнаружите, что он весь полностью закрашен.

    3.Попробуйте разрезать   лист Мёбиуса   по его средней линии. Нормальное  кольцо распадётся. А лист Мёбиуса  превратится в одно перекрученное кольцо и будет оно двухсторонним.

    В технике используется   ремень передачи в виде листа Мёбиуса  -  изнашивается вдвое медленнее.

    4  ГЕЙМ  «ПОДУМАЙ ХОРОШЕНЬКО»

    Педагогам предлагается  выполнить задание со счетными палочками

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

    Конспект по формированию элементарных математических представлений Тема: «Закрепление пройденного материала» (старший дошкольный возраст 6-7 лет)

    Конспект по  формированию элементарных математических представленийТема: «Закрепление пройденного материала»(старший дошкольный возраст 6-7 лет)...

    Формирование элементарных математических представлений Занятие «Путешествие в парк» старший дошкольный возраст

    Занятие по математике для детей старшей группы. Программное содержание:            Совершенствовать навыки счёта в пределах 8 по образцу и...

    МАСТЕР-КЛАСС «Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

    Цель:Повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.Задачи:Познакомить...