МАСТЕР-КЛАСС «Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по математике

Зайцева Татьяна Николаевна

Цель:

  • Повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами взаимодействия с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений;
  • Совершенствовать навыки использования игрового оборудования;
  • Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_fmep_2018g.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №78

140155, Московская область, Раменский район, посёлок совхоза «Раменское», ул.Школьная

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

 

Подготовила:

воспитатель

первой квалификационной категории

Зайцева Татьяна Николаевна

2018 г.

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»


Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами взаимодействия с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений;
  • Совершенствовать навыки использования игрового оборудования;
  • Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: игровые пособия, направленные на развитие элементарных математических представлений. На каждого педагога: зелёный стикер с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный стикер – с надписью «НЕТ». Баночки от йогурта, шерстяные нитки разного цвета для шарфиков и шапочек , глазки, шерстяные шарики для носа, фоамиран, самоклеющаяся пленка красного цвета, двусторонний скотч. Презентация. Колпаки для гномов.

ПЛАН:

1. Презентация педагогического опыта педагога

2. Практическая часть.

3. Рефлексия

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Ход мастер-класса.

1.Организационный момент.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я приветствую вас на моем мастер-классе и приглашаю принять в нем участие .

Мы с вами будем совершенствовать навыки взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.

Перед вами– стикеры, которые помогут нам с вами общаться. Зелёный стикер с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный стикер – с надписью «НЕТ». Подумайте и ответьте с помощью стикеров на вопросы (после поднятия стикеров, ведущий комментирует полученные данные):

  • Знакомы ли вы с игровым оборудованием, направленным на развитие элементарных математических представлений?
  • Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?
  • Желаете ли вы получить навыки использования пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?

Спасибо, уважаемые педагоги, я очень рада, что на последний вопрос были подняты все стикеры зелёного цвета.

2.Теоретическая часть.

«Вхождение в тему»-мультимедийная презентация-

(демонстрация с комментариями педагога-мастера)

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию игрового занимательного материала по ФЭМП у дошкольников.


Математика – наука

Хороша и всем нужна.

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.


Математику недаром называют «царицей наук». Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры.

Наша группа принимает активное участие в создании Миницентра занимательной математики.  В уголок поместили занимательный материал, детям обеспечен доступ к игровому материалу. Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. При его организации мы придерживались принципа предоставления ребенку права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

Математические игры с детьми проводятся регулярно в течение всего дня, закрепляются во время режимных моментов и в других видах деятельности.

В Миницентре занимательной математики имеются наборы карточек на сопоставление цифр и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, лото буквы-цифры. Представлены различные виды мозаик, пазлы, дидактические игры и упражнения для развития математических способностей детей

Игры с количеством. Какой цифры не стало?« "Сколько?« «Подбери цифру» "Путаница?« "Исправь ошибку« "Убираем цифры« "Назови соседей» "Считай, не ошибись!" "Задумай число« "Число, как тебя зовут?«  «Найди недостающее», «Выложи правильно», «Сосчитай и назови», «Чего не стало» «В гостях у гусеницы», «Веселый поезд», «Математические коврики»и др.), разнообразные игры типа лото, домино и др. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Кто первый назовет, какой игрушки не стало?» ,«Считай не ошибись!», помогают усвоению порядка следования чисел натурального ряда.

Игры с формой и величиной. « Чудесный мешочек» «Найди такой же» «Кто больше увидит?» «Посмотри вокруг» «Геометрическая мозаика» «Найди свой домик» «Найди предмет такой же формы»

Большим спросом пользуются игры, сделанные своими руками: «Собери картинку», «Учимся считать», «Собери бусы»», «Что лишнее», «Найди такой же формы», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», и др.

Игры на ориентировку в пространстве. «Отгадай, кто где стоит?» «Найди похожую» «Расскажи про свой узор» «Художники» «Найди игрушку» «Путешествие по комнате»

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условие такой задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы сообразить, что именно требуется сосчитать. Например, в сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная.

Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить загадку, попутно дети закрепляют знания цифр.

Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или « Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?».

Игры на ориентировку во времени «Наш день» «Части суток» «Ориентировка по времени по часам» При ознакомлении детей с днями недели можно использовать следующие игры: «Назови скорее, дни недели», «Назови пропущенную цифру», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Живая неделя», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев.

Здесь же организовали «полочку Знаек». Туда поместили подборки ребусов, художественную литературу с математическими сказками, загадками.

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников мы используем фланелеграф, магнитные доски, счетные палочки.

Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, помогает занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие картинки с изображением цифр, геометрических форм.

Нами создана видеотека мультфильмов с математическим содержанием. Существует очень много прекрасно продуманных серий мультфильмов, с которыми дети осваивают математику («Лунтик. Математика для малышей», «Учимся складывать числа», «38 попугаев», «Удивительная стройка. Учимся считать», «Учим объёмные геометрические фигуры с паровозиком Чух-Чухом», «Считаем с Полой», «Удивительная стройка - Учимся считать до десяти», «Учим цифры. Учимся считать от 1 до 10 с паровозиком Чух-Чухом.»). Наши дети любят их и часто просят включить для просмотра.

Все представленные материалы позволяют в игровой форме в совместной деятельности со взрослыми и в самостоятельной деятельности дошкольников, развивать навыки счета, сравнения, ориентировку в пространстве, дают детям представления об эталонах величины, веса, цвета, размера.


3.Практическая часть.

Хочу рассказать о том, как просто, можно изготовить увлекательное пособие.

В моей стране великой Математики живут гномы – мастера «Неделька». Они умело мастерят математические игры, а кто приходит в гости к ним - одаривают их своими математическими сокровищами. Вот и сегодня гномы ждут вас, чтобы поделиться секретом мастерства игр. Уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и на некоторое время превратиться в гномов – мастеров. Согласны? Cпасибо. Приглашаю для проведения мастер – класса семь педагогов.

Гномы –«Неделька» передают вам волшебные колпаки

(на елочках развешаны колпаки и предлагаю выбрать понравившейся).

А отправимся мы в мастерскую- сокровищницу страны великой Математики на волшебном паровозике. Прошу занять места. Семь педагогов – гномов становятся по кругу, друг за другом.

Ножкой топнем, по плечу соседу хлопнем.

За плечики возьмёмся, кружок прокатнёмся.

(музыка паровозика)1

Скажем «Ах» и окажемся в гостях.

Вот мы с вами и попали в страну гномов. У них в этом году уродился отличный горох. Давайте мы с ним поиграем.

(подношу педагогам корзину и предлагаю взять по одной зеленой «горошине»)Давайте с ним поиграем.

Повернулись друг за другом и лёгкими движениями похлопываем горошинами по спине соседу.


У кого тут хмурый вид

Что – ли голова болит?

Боль прогонит сей – же час

Антистрессовый массаж.

Молодцы. Немного размялись, настроение прекрасное. Отправляемся в мастерскую и занимаем свои «рабочие» места.


Хочу представить вам дидактическую игру «Снеговики» которая поможет в игровой форме закрепить и углубить знания по математике. Эту игру мы сделали с ребятами своими руками,

Для этой игры мне понадобились

Материалы и инструменты:

Баночки от йогурта, шерстяные нитки разного цвета для шарфиков и шапочек , глазки, шерстяные шарики для носа, фоамиран, самоклеющаяся пленка красного цвета, двусторонний скотч. Шапочки и шарфики для снеговиков мы связали крючком, ротик из самоклеящейся пленки, пуговицы вырезали и наклеили в форме разных геометрических фигур из фоамирана . Из него же вырезала цифры от одного до десяти и наклеила на спину каждому снеговику. С помощью этих снеговиков можно познакомить ребенка с миром математики и показать ему как выглядят цифры. А изучать счет с этими снеговиками станет еще интересней.

Уважаемые педагоги приступаем к работе .(2.танец маленьких гномиков)

Вот и получились красивые снеговики.

Вот такая игра у нас получилась, она стала любимой игрой наших ребятишек. Надеюсь, дидактическая игра для ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) вам понравится и пригодится.

4.Рефлексия.

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения

взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая

информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей

и интересов, то помашите рукой.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!

А сейчас мы отправляемся назад из детства на нашем волшебном паровозике. Я предлагаю поиграть в игру «Волшебный паровозик»

Игра поезд

Спасибо, вы все с честью выдержали испытание.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого...


Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста.  На успешность обучения дошкольников  математическим началам    влияет не только содержа...

Предметно-развивающая среда по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в МДОУ «Детский сад п. Коминтерн» в соответствии с ФГОС «ВЕСЁЛЫЙ СЧЕТОВОЗИК»

В группе старшего дошкольного возраста, с учетом  возрастных особенностей детей, предметно-развивающая среда должна быть, безусловно, особенно насыщенной, разнообразной, многофункциональной. В св...

Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"...

Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Роль развивающих игрв формировании элементарных математических представленийу детей дошкольного возраста...

Мастер-класс «Использование технологии «Игры с песком» для формирования элементарных математических представлений дошкольников»

Материал о технологии «Игры с песком», которую использую  для развития познавательной активности...