Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений "Лесные жители" для детей среднего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Быкова Анна Константиновна

Конспект НОД  "Лесные жители" (средняя группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект Лесные жители18.34 КБ

Предварительный просмотр:

ФЭМП «Лесные жители»

Область развития - познавательная.

Цель:

Развитие интересов детей, любознательности, умения пользоваться порядковыми и количественными числительными, распознавать геометрические фигуры.

Задачи:

1.Изучаем порядковый счет, учимся правильно отвечать на вопросы:

«Сколько?», «Какой по счету?»

2.Учимся пользоваться порядковыми и количественными числительными

3.Учимся устанавливать равенство и неравенство групп на основе счета

4. Учим видеть геометрические фигуры в контурах предметов

5.Формировать представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине, далеко, близко, слева.)

5.Воспитывать у детей интерес к занятиям математикой, умение работать сообща.

Обогащение и активизация словаря: количественные и порядковые числительные, равно, поровну, лево, право, далеко, близко.

Оборудование и материалы: плюшевые фигуры медведя, лисы, мышка, лягушка, зайца, магнитная доска, картинки с геометрическими фигурами, объемные геометрические фигуры из пластмассы, чудо - мешочек, письмо медведя.

Ход занятия

Сюрпризный момент

Воспитатель:

Давайте ребята закроем с вами глаза и окажемся с вами в лесу.

А сейчас мы с вами откроем глаза. Мы очутились на лесной опушке. Давайте погуляем с вами, прошуршим листочками.

Среди осенних листочков находим конверт.

Воспитатель:

Ой, ребята что это? Это же письмо. Интересно от кого письмо, что в нём написано? Давайте прочтём. (Дорогие ребята! Пишет вам медведь. Скоро наступит зима. И я лягу спать. Я расстанусь со своими друзьями на всю зиму. Я буду очень скучать по ним. Помогите мне собрать их на лесной опушке и весело поиграть напоследок.

Воспитатель:

Ну что ребята, отправимся в гости, на лесную опушку?

1 часть

На столе игрушка зайчика (зайчик плачет).

Воспитатель: Что случилось?

Зайчик: Набрал корзину  капусты и морковок и не знаю, чего больше капусты или моркови, а может их поровну? Помогите  посчитать.

На столе перед каждым лежит  карточки капусты и две карточки моркови (в стороне еще 1 капуста).  Воспитатель выясняет с детьми: что они видят, сколько капусты, сколько моркови. Чего больше, меньше, поровну? Как проверить? Посчитать, давайте посчитаем вместе со мной: «Одна капуста, две, всего две; одна морковка, два, всего две». Их поровну по два.

Добавляет в верхний ряд еще одну картинку с  капустой и спрашивает. Чего больше, меньше, поровну? Как проверить? (посчитать). Давайте посчитаем вместе со мной: «Одна капуста, две, три, всего три капусты; одна морковка, две, всего две». Капусты больше их три, а морковок меньше их две.

Что надо сделать, чтобы капусты и морковки стало поровну по три?  (поставить еще одну морковку). Считаем:  три капусты и три морковки – их поровну

А как еще можно их уравнять? Убираем одну морковку. И у нас снова становиться 3 капусты и 2 морковки. Что можно сделать, чтобы их стало поровну? Убрать одну капусту. Убираем. Считаем: две капусты и две морковки.

Воспитатель: Зайчик теперь ты знаешь, что у тебя две капусты и две морковки. Их поровну.

2 часть

Игровое упражнение  на закрепление  изученного на прошлом занятии материала. «Узнай что в мешочке».

На столе появляется хитрая лисичка.

Воспитатель: Ребята это кто?

- лиса

Воспитатель: Расскажите мне про лисичку, какая она? Перечисляют все что знают о лисе, воспитатель выводит детей на то, что лисичка хитрая плутовка и пытается всех всегда запутать.

Лиса: Здравствуйте ребятки. Я лисичка умная и хитрая. Кроме меня никто в лесу не знает разных фигур, например круг или квадрат или треугольник.

Воспитатель: Нет, лисичка а мы знаем такие фигуры, правда ребята? Да. Давайте покажем лисичке, что мы знаем.

Воспитатель показывает детям сначала круг, квадрат затем треугольник. Уточняет у детей название форму, цвет, размер фигур. Уточняет,  чем отличаются эти фигуры друг от друга. Спрашивает по 3-4 ребёнка по каждому признаку геометрической фигуры.

Воспитатель: а теперь давайте поиграем. Будем определять, какая фигура в мешочке. Дети встают и выходят в круг.

Затем воспитатель кладёт фигуры в мешочек, и даёт детям поочередно ощупать мешочек, и уточняет  у каждого ребёнка, какую фигуру ребёнок нащупал и определил, обязательно дал свой ответ самостоятельно.

Воспитатель: «Какую фигуру ты нащупал пальцами, рукой?» И так воспитатель должен проверить ответы детей.

Таким же образом выполняем и с кругом, и с квадратом, и с треугольником. Уточняем, чем отличаются эти геометрические фигуры друг от друга.

Физминутка

Раз, два — стоит ракета (Руки вверх)

Три, четыре — самолет (Руки в стороны)

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили.

Тик-так, тик-так,

Целый день вот так. (Руки на пояс, наклоны вправо затем влево).

 

3 часть

На столе появляется медведь.

Медведь: Здравствуйте ребята. Я потерялся в лесу и не могу найти дорогу к домику. Вы поможете мне попасть домой?

Воспитатель: Ребята чтобы правильно объяснить медвежонку дорогу к его дому мы с вами должны вспомнить, как это делать. Давайте спрячем за спину сначала левую руку. Теперь правую.

А теперь посмотрите, что находится слева от вас? Что находится справа? Поднимите головку вверх - что вы видите? а теперь вниз - что находится внизу?

Воспитатель: Вытяните ручки перед собой на столе. Ваши руки находятся близко к вам? А теперь посмотрите на руки соседа напротив - они близко к вам или далеко? Молодцы. Теперь мы можем объяснить медвежонку как ему дойти до дома. Слушай медвежонок: тебе надо пойти прямо, потом повернуть налево и спустится по тропинке вниз - там и будет твой домик.

4 часть

На столе появляются 5 игрушек: лиса, заяц, мышка, медведь, лягушка.

Воспитатель: Смотрите ребята, а сейчас мы с вами встретили всех лесных жителей вместе. Кто перед нами? Дети называют животных

Воспитатель: А теперь давайте их посчитаем . Считаем все вместе: медведь- раз, лиса- два, заяц- три, мышка- четыре, лягушонок- 5. сколько всего- 5.

А теперь давайте поставим их по росту и посчитаем по порядку: медвежонок самый большой - он будет первый, затем зайчик - он второй ( дети отвечают), следующая мышка- она … третья, лягушонок- …. Четвертый, и наконец лиса в конце- она...какая по счету?-  пятая. Молодцы. Повторим (воспитатель показывает на животное - дети называют его порядковый номер)

Воспитатель хвалит детей за выполнения поручения. Мы с вами сегодня побывали на лесной полянке и встречали там разных лесных жителей. Помогали им выполнять задания и теперь пришло время попрощаться с зверушками, наступила зима и они будут прятаться в своих домиках - греться от мороза и спать. Лес заметет снегом, а мы с вами скорее вернемся в наш садик, чтобы не замерзнуть. Воспитатель убирает животных.

Давайте вспомним, что с нами случилось в лесу? Мы встретили животных. А сколько мы всего встретили зверей? Каких? Что еще мы делали? Находили и называли в мешочке фигуры. Какие? Чем отличается квадрат от круга? А еще мы пытались выставить их в ряд и пересчитать: первый, второй, третий? Четвертый, пятый.

Вы сегодня большие молодцы и умники. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду» Путешествие на остров Чунга-Чанга

Цель: формирование математических представлений у детей среднего возраста. Задачи:Образовательные: продолжать формировать математические представления детей; учить решать элементарные логические ...

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекса «Мате: плюс» «В гости к мишкам»

Цель: Продолжать формировать математические представления у детей посредством нового  дидактического  материала Мате плюс.Задачи:Образовательные: Закреплять  умение находить и называть ...

Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...