Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по математике (старшая группа)

Попова Татьяна Валентиновна

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию  элементарных  математических

Представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

1. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.
2. Продолжить учить решать задачи на сложение.
3. Закрепить названия геометрических фигур, умение видеть геометрическую форму в окружающих предметах.
4. Формировать навыки пользования планом, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.
5. Побуждать использовать в практической деятельности умения, полученные в ходе экспериментирования.
6. Развить интерес к математике, логическое мышление, речь, внимание, самостоятельность, воображение.
7. Воспитывать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество.
8. Закрепить понятие Класс "Насекомые".

Предварительная работа: чтение русской народной сказки ''Гуси-лебеди", рассматривание альбома "Насекомые", опыты со свечой; решение ребусов, головоломок.

Оборудование и материалы: корзинка с яйцами (из-под киндер-сюрприза), в которых находятся фигурки героев сказки "Гуси-лебеди"; "письмо-невидимка" (в нем парафином нарисована Аленушка); план-карта; краски, стакан с водой, кисточки; игра " Загадочный лес"; элементы театральной декорации "печка", "яблоня", речка "молочная-кисельные берега", избушка бабы Яги"; "пирожки-ребусы", корзинка; досточки с цифрами от 1 до 8, игра "Насекомые и геометрия", игра "Сложи картинку"; свеча; геометрические фигуры; игрушка Иванушка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 задание.

– Дети, сегодня я пришла в детский сад и увидела корзиночку с яйцами, письмо. Кто их принес, не знаю, может письмо нам объяснит. (Открываю письмо, в нем чистый лист бумаги.)
– Интересно, кто так шутит, кто это может быть? (Ответы детей, если они затрудняются отвечать, достаю из корзинки свечку.)
– Что-то еще лежит в корзинке. Вспомните, для чего можно использовать свечу? Мы с вами проводили опыт с ней. Давайте проверим, может быть письмо нарисовано парафином. (Дети берут краски и закрашивают лист бумаги, на котором появляется изображение девочки Аленушки.)
– Так вот кто оставил нам письмо! Это Аленушка! Давайте узнаем, из какой сказки она пришла.

2 задание.

(Показываю яйца из корзинки.)
– Яйца, какой формы лежат в корзинке? (Овальной.) А зачем же она принесла корзинку с яйцами? Давайте посмотрим, что находится в каждом яйце? (Дети называют героев сказки: Аленушка, Иванушка, печка, яблоня, молочная речка – кисельные берега, гуси-лебеди, Баба-Яга.)
– Из какой сказки пришла к нам Аленушка? ("Гуси-лебеди".) Сколько героев в сказке? (7.)
– Она просит нас помочь ей освободить братца Иванушку от Бабы Яги. Для этого Аленушка передала в письме еще и план – карту (достаю из письма). Для чего нам нужна карта? (Чтобы легче было найти дорогу к Бабе Яге.)

План- карта

План- карта

3 задание.

– Дети, посмотрите, здесь две дорожки. Из каких геометрических фигур состоят они? (Одна – из кругов и квадратов, другая – из треугольников.)
В какую сторону мы пойдем? (Вправо.) Правильно, эта дорожка поведет нас в сказочный лес, полный Чудес. Но сначала вперед пойдут мальчики, проверят дорогу. Ой, ребята, на круги не вставайте, а то провалитесь. Наступайте только на квадраты. (Дети идут по дорожке, состоящей из кругов и квадратов и попадают в "загадочный" лес.)

– Посмотрите, какие цифры спрятались в лесу?

Игра "Загадочный лес"

4 задание.

– Дальше у нас на пути печка. Если мы выполним задание печки, она скажет, далеко ли находится избушка Бабы Яги.

Игра с пирожками – "Ребусы"

 

– Посмотрите, какие необычные пирожки приготовила печка. Что это такое? А что написано на них?

5 задание.

–  Печь сказала, если мы пойдем прямо, то увидим яблоню, она подскажет, куда дальше идти. (Дети сверяются с картой.)

– Кто это летает у нас над головой? (Бабочка, стрекоза.) Кто они? (Насекомые.)

– Как вы узнали? Из каких геометрических фигур состоит бабочка? Стрекоза?

6 задание.

– А вот и дикая яблоня растет. Если мы выполним ее задание, то быстрее придем к Бабе Яге. Садитесь на пенечки и слушайте.

Игра "Отгадай загадку и реши задачу"

Загадка.

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
5 румяных наливных, 2 с кислинкой.
Сколько их? (7)

– О чем говорится в задаче? Сколько румяных наливных яблок мы успели отведать? (5) А с кислинкой? (2). Это условие задачи. Назовите вопрос задачи. (Сколько их?) Каким действием можно решить задачу? (Сложением.)
– Почему? Найдите яблоки с нужными числами и составьте решение задачи под яблонькой.

7 задание.

– Сейчас мы пойдем в сторону молочной реки-кисельные берега.

Физкультминутка.

Дети под музыку выполняют движения.

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
И на месте побежали,
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.

8 задание.

– Молодцы, отдохнули и в путь. По какой дорожке пойдем? (Из треугольников.)
– Посмотрите, на берегу молочной реки — кисельные берега растут необычные цветы. Если мы расположим буквы по порядку, то прочитаем название цветка. (Ноготки.)

9 задание.

– А как перейти речку? Из чего можно построить мостик? Точно, давайте построим мостик, здесь и досточки есть. Досточки не простые, что на них написано? (Цифры.) Как вы думаете для чего? Правильно, чтобы построить надежный мостик, надо досточки расположить по порядку. (Дети строят мостик и переходят "речку". Согласовать в роде и числе порядковый счет: первая дощечка, вторая и т.д.)

10 задание.

– Вот мы и пришли к избушке на курьих ножках, где живет Баба Яга. Выполним последнее задание, и Баба Яга отпустит Иванушку. (Игра "Собери картинку", дети на ковре собирают портрет Бабы Яги.) Баба Яга любит покрасоваться, помолодиться. Ей понравились портреты, которые вы собрали для нее. А теперь постучите 3 раза в дверь избушки, она и откроется, мы освободили Иванушку. Молодцы, очень хорошо, что победила дружба, смекалка, находчивость и хорошее

знание математики. Мы помогли освободить Иванушку. Давайте ему расскажем, что пришлось нам выполнить, чтобы освободить его.

– Дети, что вам понравилось в путешествии в сказку? Какое задание было для вас самое трудное?

– Хотите, чтобы Иванушка остался с нами? Тогда познакомьте его с игрушками, в которые вы играете, а потом мы проводим его домой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода

реализация проекта в группе ст.дошкольного возраста " Числа и цифры"проект представляет интерес , как для детей, так и для взрослых....

Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего возраста

Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего возраста...

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет   (Образовательная область...