Использование блоков Дьенеша для формирования элементарных математических представлений (величина, форма) у детей младшего дошкольного возраста Донская Анна Григорьевна воспитатель первой категории МАДОУ «Детский сад №382» город Нижн
статья (младшая группа)
Аннотация. В данной статье мной рассматривается роль логических блоков Дьенеша для формирования математических представлений дошкольников. при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование блоков Дьенеша | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование блоков Дьенеша для формирования элементарных математических представлений (величина, форма)
у детей младшего дошкольного возраста
Донская Анна Григорьевна
воспитатель первой категории
МАДОУ «Детский сад №382»
город Нижний Новгород
Аннотация. В данной статье мной рассматривается роль логических блоков Дьенеша для формирования математических представлений дошкольников. при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Ключевые слова: логические блоки; математические представления; форма; цвет; размер.
Многие сферы жизни человека склоны к компьютеризации и математизации, поэтому проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством логических блоков Дьенеша является довольно актуальной, Дети, способные хорошо ориентироваться в математических символах и имеющие развитый «математический язык», могут с легкостью осваивать и другие области познания. Актуальность темы обусловлена тем, что маленькие дети проявляют спонтанный интерес к математическим категориям, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать связывать их друг с другом. Они на каждом шагу сталкиваются с тем, что нужно учитывать форму и величину предметов, тогда как долго могут не испытывать, например, потребности в счете. Главной целью применения блоков Дьнеша является обучение детей решению логических задач на выделение свойств.
В своей работе с воспитанниками решала задачи:
- познакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник);
- привлекать внимание к предметам контрастных размеров и обозначению их в речи (большой круг, толстый квадрат и т.д.);
- учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, толщину, включая движения рук по предмету в процессе знакомства с ним;
- развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из признаков – цвет, форма, величина, толщина);
- развивать конструктивно-модельную деятельность: побуждать сооружать постройки по образцу и поддерживать желание сооружать что-то самостоятельно, используя блоки Дьенеша;
- способствовать развитию речи как средству общения, обогащать и активизировать словарь детей;
- воспитывать настойчивость в достижение цели;
- привлекать родителей к совместным развивающим играм дома с детьми.
Вначале была проведена первичная диагностика начальных математических представлений и предматематических способностей воспитанников группы в форме игровых заданий с блоками «Найди такой же», «Дай мишке большой, круглый, красный…» для реализации задач Образовательной программы ДОУ в разделе ФЭМП.
На основе полученных результатов диагностики воспитанников группы была составлена картотека игр на формирование математических представлений с использованием блоков Дьенеша. Дидактические игры подобраны по принципу от простого к сложному. Знакомство детей с блоками прошло через игру «Чудесный мешочек», доставая блоки по одному, детям предлагали их потрогать, пощупать, погладить. Дидактические игры с блоками используются как с подгруппой детей, так и в индивидуальной работе. Все игры имеют проблемно – практический характер: мы помогаем игрушкам.
По реализуемым целям игры поделены на 3 группы. Игры выбираются в соответствии с тематикой недели или сезоном, например, игра «Сделаем гирлянду» (выкладывание фигур по образцу).
1-я группа игр направлена на знакомство с признаками блоков. Воспитанникам предлагались самые простые игровые задания на ознакомление с одним признаком предмета. Сначала детей знакомили с формой, а затем с цветом и величиной. Наша первая игра «Паровозик»: где дети строили длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах - сначала от произвольно выбранной фигуры, а затем по заданным признакам, например, все круги. Затем с помощью игры «Раздели фигуры» дети учились делить фигуры между мишкой и зайкой так: чтобы у мишки были все красные фигуры, а зайцу достались все жёлтые.
2-я группа игр направлена на развитие умений сравнивать фигуры по признакам. В игровой форме перед ребенком стояли следующие задачи: выбрать по образцу из 2-3, а затем и 4 блоков отличающихся цветом, формой, величиной фигуру, или подобрать пару по одному из признаков.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — для нас это сигнал к тому, что ему следует предложить игры следующей группы сложности. Поэтому, к концу года, когда дети легко и безошибочно стали справляться с данными заданиями, им были предложены игры на развитие умения оперировать сразу двумя-тремя признаками, например, «найди желтый круг или большой кирпичик».
3-я группа игр направлена на составление силуэтов путем накладывания блоков на образец, что способствует развитию навыков конструирования.
Детям предлагалось выложить блоками по рисункам - схемам животных, транспорт и др. предметы. Чтобы заинтересовать детей, я использовала загадки, потешки, стихотворения. Например, вспомнив с малышами стихотворение А .Барто «Лошадка», предложила выложить каждому по схеме свою лошадку. В последующем, работа с альбомами «Блоки Дьенеша для малышей», «Маленькие логики» предлагалась ребятам в самостоятельной деятельности, где они самостоятельно выкладывали «Бусы для мамы», «Машину» или «Трактор» и многое другое.
Игры с блоками Дьенеша мы использовали не только на занятиях по ФЭМП, но и в совместной деятельности в течение дня в разных видах детской деятельности. В игровой деятельности блоки используются:
-в театрализованных играх. Так, при обыгрывании сказки «Колобок» детям было предложено выложить блоками знакомых животных, которые встречались герою по пути.
- в подвижных играх. Детям нравится играть в игру «На полянке», когда они собирают, например, сначала жёлтые цветы-блоки, потом красные, а затем синие. Еще наши ребята любят выполнять общеразвивающие упражнения с блоками в утренней гимнастике.
Также используем блоки в изобразительной деятельности для развития графических навыков, например, как трафарет для упражнения малышей в закрашивание фигур. Кладем на столе 1-2 блока и листы с нарисованными соответствующими фигурами , перед детьми ставим задачу разукрасить фигуры таким же цветом, что и блоки, которые лежат перед ними.
Повторная диагностика, показала, что проделанная работа дала положительные результаты. Наблюдая за ростом развития элементарных математических способностей при многообразии и многогранном использование игр с блоками Дьенеша можно смело утверждать, что дети с лёгкостью усвоили форму, цвет, величину, познакомились с приёмами сравнения и классификации, испытывают устойчивый интерес к развивающим играм с блоками Дьенеша, возросла степень их активности в самостоятельной познавательной деятельности.
Результаты, полученные в ходе работы «Использование блоков Дьенеша в процессе ФЭМП детей младшего дошкольного возраста» доказывают ее результативность, практическую значимость и применяемость.
Литература:
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада Под редакцией Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ - М., Просвещение, 1988, - С. 4 – 5 ,12
- Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Москва. «Просвещение». 1983.
- Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе // Дошкольное воспитание. – 1998.- 7. - С. 7 –12.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.- М: Мозаика – синтез,2007
- Панова Е.Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ (младший возраст). Учитель г. Воронеж 2007
- Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддьяковой, Метод. указание. – М., Просвещение, 1969. - С. 176
- Фидлер М. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
- http://zvezdochet.dp.ua/volshebniy-sunduchok/metodiki/7-zoltandenesh.html
- http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metdika_denysha/id/83
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс "Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Мастер класс проводился на районном методическом объединение для воспитателей района....
Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Три весёлых котёнка» для младшего дошкольного возраста
Задачи: * учить различать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);*формировать и закреплять умения сравнивать предметы по основным свойствам;*формирование и закрепление представления об ос...
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений "Лесные жители" для детей среднего дошкольного возраста.
Конспект НОД "Лесные жители" (средняя группа)....
Мастер - класс: Использование игр с логическими блоками Дьенеша при формировании элементарных математических представлений.
Использование игр с логическими блоками Дьенеша при ФЭМП...
Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Одна из важнейших задач познавательного развития ребёнка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые помогают легко осваивать новое....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Белочка и зайчик» для младшего дошкольного возраста
Цели деятельности педагога:-совершенствовать умения сравнивать два предмета по ширине, две равные группы предметов способом наложения;-закреплять умение различать и называть круг и квадрат;-учить ходи...
«Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Повысить интерес родителей и детей в области использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольног...