Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ
консультация

Сурина Любовь Николаевна

Проект - это интегрированное дидактическое средство развития, обучения  и воспитания, которое позволяетвырабатывать и развиватьспецифические умения и навыки  проетирования и исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx1_.docx57.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ»  

       Происходящие изменения в общественной жизни требуют от нас развития новых способов образования, новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием творческой личности.  Требуют навыка самостоятельного движения в информационных полях; формирования у педагогов и у детей универсального умения ставить  и решать задачи для устранения возникающих в жизни проблем – в профессиональной деятельности, в саморазвитии, в повседневной жизни. Акцент  переносится на формирование у воспитателей и у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в методическую работу и педагогический процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной, из  них, является исследовательская – проектная деятельность.  

    Воспитатель должен знать, чем  проектная деятельность отличается от комплексной работы по теме? А отличается она тем, что педагог не преподает готовое и до конца разжеванное знание, которое детям остается только проглотить и усвоить. Он не объясняет и не демонстрирует детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. О не порицает детей за сделанные ими ошибки. В проектной деятельности воспитатель  предлагает детям задание, слишком сложное для того, чтобы его можно было выполнить сразу и за один присест по какой – то уже известной схеме. Если ребенок отвечает: « я не знаю, как справиться с заданием», воспитатель предлагает ему подумать, каким путем и какими средствами его можно было бы выполнить. Воспитатель дает каждому высказаться, не оценивая ответы, а комментируя разные варианты их ответов. Он обеспечивает ребенку возможность самому найти  путь к получению новых знаний через самоутверждение (могу, мое мнение уважают). Он побуждает детей к анализу, самоанализу. Проектная деятельность требует совместное постижение поставленной проблемы, ребенок – воспитатель. Воспитатель играет  здесь роль консультанта и коллеги по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников (может быть и нетрадиционных). Работа над проектом позволяет превратить воспитательный  – образовательный процесс   в результативную созидательную творческую работу.

   Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования, а именно учить:    

  1. Выделение и постановка проблемы (формулирование ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)  
  • в каких источниках можно найти информацию
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)
  1. Выработка гипотез, предположений.
  2. Сбор материала.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Подведение итогов (обобщение полученных данных, подготовка исследования к защите)
  5. Защита (драматизация; занятие; в виде детского праздника; презентация, с использование подготовленного продукта проектирования - альбом, макет, плакат, выставка творческих работ и т.д.).  
  6. Практическое применение знаний.    

Необходимо заинтересовать детей в работе над проектом, должна быть мотивация, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной творческой активности .

Для этого нужно на начальном этапе педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой. Положительной оценки в проекте достоин любой уровень результатов. Поэтому по окончании проекта используются различные формы публичных выступлений: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями, младшими товарищами, участие в выставках, экспозициях, показ коллекций, ярмарки и т.д.  

         Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.        

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями0
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана – схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план – схему проекта занятий, игр, других видов деятельности
  7. Домашнее задание для самостоятельного выполнения
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Библиографический список

       

  1. Матюшкин А.М.Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М: Педагогика, 1972 г.
  2. Савенков А.И. Методика проведения исследований в детском саду. – Самара. Учебная литература.2007г.
  3. Тимонова Л.В.Проектный метод в деятельности ДОУ.

Сайт http://vospitatel.edu54.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...

Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС

Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО...

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"

Данный мастер-класса  призван  повысить профессиональную компетентность педагогов дошкольных учреждений в планировании исследовательской работы....

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...