Семинар - практикум для педагогов "Инновационные формы работы с родителями"
материал

Дороженова Татьяна Владимировна

Семинар-практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx79.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

_________________________________________________________

658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,

тел. 6-17-44,detsadik48@yandex.ru

Семинар – практикум для педагогов «Инновационные формы работы с родителями»

Воспитатель:

Дороженова Татьяна Владимировна,

воспитатель,

первой квалификационной категории

г. Рубцовск, 2019- 2020 г.

В последние десятилетия психологи отмечают серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми, часто сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Необходима работа, направленная на улучшение семейных отношений, повышение родительской компетентности, обучения родителей методам ненасильственного воспитания. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. В связи с этим инновационными формами работы будут те, которые меняют стиль общения педагогов с семьями воспитанников. Современная модель сотрудничества с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Анализируя литературу, можно найти разнообразные традиционные и новые формы работы с родителями. Их можно перечислять долго, но остановимся на некоторых активных формах работы, которые работают на сотрудничество. Для того чтобы спланировать эту работу, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо со знакомства с родителями и воспитанниками. Для этого можно использовать анкетирование, личные беседы, интервью, родительское – сочинение и т.п.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов.

Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями и обратную связь в сфере влияния ДОО на ребенка и семью. Интервью записывается на телефон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях, семинарах. Темы интервью могут быть разными: - «Каким вы хотели видеть вашего ребенка?»; - «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребенка?» и т.д.

Родительское-сочинение. Более сложная форма получения информации, но вместе с тем самая интересная. Сам по себе этот способ сложен для родителей. Не все любят писать, излагать письменно свои мысли, планы, но более упрощенный вариант довольно приемлем, например «Портрет моего ребенка». "Родительское сочинение – метод, который предоставляет превосходную возможность увидеть детско-родительские отношения глазами родителя, и является одной из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих успешно решать задачу диагностики особенностей родительской позиции и типа семейного воспитания, выявлять особенности восприятия и переживания родителей, характера отношений и взаимодействия с ребенком. Каждой семье можно предложить выпустить листовку, где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе они рассказали бы о своей семье. Из этих «Творческих сочинений» в приемной группы потом оформить стенд: «Вот мы какие!», а затем это сочинение станет первой страничкой в портфолио ребенка.

Родительское собрание - одно из самых привычных форм работы с родителями. Однако эффективными формами работы с родителями являются родительские собрания, построенные в новом ключе, на них родители делятся опытом организации жизни и деятельности детей в семье, показываются фрагменты образовательной деятельности детей, организуются выставки детских поделок. Не стоит забывать и о дискуссионной форме проведения родительских собраний, она требует использования активных методов, которые длительное время способны поддерживать живой разговор – это педагогическая лаборатория. Перед проведением педагогической лаборатории родителям могут быть розданы вопросники, примерно такого содержания:

«Уважаемые мамы и папы! Просим Вас принять участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка» (обозначить тему собрания). Предлагаем подумать над следующими вопросами: 1. Какой стиль семейного воспитания присутствует в вашей семье? 2. Совпадают ли в вашей семье воспитательные позиции отца и матери? 3. Можете ли поделиться какими-нибудь практическими приёмами, позволяющими улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни? и т.п.»

Ответы родителей помогут воспитателю конкретизировать задачи и направить работу в нужном направлении. На родительском собрании в форме педагогической лаборатории воспитатели должны помнить, что это своеобразное исследование в области воспитания детей, в котором идёт процесс обмена опытом родителей. Воспитатель знакомит ненавязчиво с историческими примерами воспитания детей, а также с новыми тенденциями в области педагогики и воспитания. Такая форма даёт возможность родителям как бы заново узнать своего ребёнка. Обсуждение педагогических проблем способствует повышению чувства ответственности за воспитание ребёнка, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях воспитателей и родителей. Родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада и группы.

Обратная связь. В конце родительского собрания целесообразно предложить родителям рефлексию. Например, написать отзыв или пометить пункты, отвечающие степени удовлетворённости родителя в проведённом мероприятии в заранее подготовленных мини вопросниках. Ответы на вопросы: 1.Чем помогла Вам сегодняшняя встреча? 2. Какая часть вызвала особый интерес? 3. Ваши предложения и пожелания на будущее.

В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного воспитания».

Аукцион - родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме. «Аукцион секретов воспитания».

Цель: Способствовать развитию педагогической культуры родителей. Выявление и изучение опыта интересных идей и находок.

Участниками аукциона являются сами родители (законные представители) воспитанников детского сада. Экспертами – квалифицированные педагоги, специалисты сада. Имеется и строгий аукционист, выставляющий «лоты» на обсуждение. «Лотами» могут стать актуальные проблемы развития и воспитания современных дошкольников.

Твёрдый стук аукционного молотка, обозначает непростые и важные для каждого родителя и каждого педагога вопросы. Родители активно оценивают лоты, указывая с помощью табличек уровень их актуальности применительно к их, конкретной семье. В ходе мероприятия проходит живая дискуссия: кто-то из родителей рассказывает о своем семейном опыте, кто-то высказывает свои предположения о методах воспитания ребенка в той или иной педагогической или бытовой ситуации. На помощь приходят эксперты, мастера своего дела-педагоги ДОО, и на своем компетентном, профессиональном уровне раскрывают суть секретов воспитания. Можно в качестве паузы включить в содержание аукциона цитаты детей – «если бы я стал волшебником, я бы пожелал своей семье…».

Мастер-класс. Мастер – класс для родителей был выбран не случайно, т.к. именно это – одна из форм, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно вовлечение родителей в образовательную деятельность. На мастер – классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей за своими детьми, а активными участниками  образовательной деятельности. Совместно с педагогом и своим ребенком они осваивают определенные формы обучения, например, нетрадиционные методы рисования, увлекательные спортивные упражнения, нетрадиционные приемы развития музыкальных творческих способностей, как можно развивать мелкую моторику в игре и т.д.

В стандартной педагогике мастер-классы для родителей проводят педагоги, но можно и привлечь к этому мероприятию и самих родителей. Такой мастер-класс может быть как для родителей, так и для детей. Его можно снять на видео и потом поделиться в WhatsApp с другими родителями группы. Родителям, которые часто проявляют активное участие в различных творческих конкурсах, можно предложить провести мастер-класс для детей, например, показать, как можно сделать какие-то игрушки. С родителями заранее обговаривается тема, практические действия. Воспитатель ставит задачи и совместно с данным родителем составляется проект, где описываются все основные этапы и регламентируется время, так как мастер – класс не может быть длительным по времени, должен соответствовать САНПиНам.

Проектная деятельность. Что такое проект? Это проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Результаты проекта значимы для детей и взрослых. Этапы педагогического проектирования: Что нужно сделать для реализации проекта? Как сделать? Кто будет делать? Кого касается проект? Необходимо в первую очередь определить тему проекта, поставить цель, исходящую из интересов и потребностей детей, наметить план проведения проекта и обсудить его с детьми и родителями. Дальше идёт сбор информации. К основной части проекта относятся занятия, беседы, игры, наблюдения, поездки, экскурсии.

Самостоятельная творческая деятельность: поиск материалов, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей. Презентация проекта: открытое занятие, акция, КВН, книга, альбом. Подвести итоги, обобщить можно на педагогическом совете или родительском собрании. Тема одна, а участников может быть много. Каждый по-разному может представить самостоятельно-творческую деятельность.

«Портфолио семейного успеха» - относится к проектной деятельности. Основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода. Актуальность данной формы взаимодействия в том, что она даёт возможность ребёнку почувствовать себя частью дружной семьи. Систематизируется и обобщается положительный опыт семейного воспитания. Родители имеют возможность обратить внимание на проблемы и своевременно их решить. Ребёнок может самореализоваться, самосовершенствоваться и творчески раскрыться. Особенности портфолио в том, что оно не имеет единой фиксированной структуры; отражает индивидуальность и самобытность авторов; презентация портфолио не является целью его создания; результат если и есть, то всегда отсрочен во времени.

Начать работу по этому проекту можно в следующем ключе: «Дорогие родители! Вас интересуют ожидания, надежды, ценностные ориентиры своих детей, а вашим детям интересна история и вашей жизни, и ваших родителей, и даже семейного рода. Оказалось, что у каждого в семье есть свои личные хобби, привычки, дела, но часто именно это не дает нам возможности общаться друг с другом, слышать другого, понимать и принимать. Возможно, вам не хватает общего с детьми дела, работа над которым позволила бы гармонично соединить взрослых и не очень взрослых родственников. Приведем пример рубрик раздела "Тайна моего имени":

• Мое имя

• Как меня хотели назвать родители?

• Почему назвали именно так?

• Что означает мое имя?

• Как ласково меня называют в семье?» И т.п.

В рамках Проекта организуются «Встречи с интересными людьми» и в дошкольное учреждение приглашаются родители. Например, папа, наблюдающий за птицами, на этой встрече вместе с ребенком рассказывает о птицах, прилетающих в наш край зимовать и выводить потомство. Рассказ может сопровождаться показом иллюстраций, фото, использованием аудиозаписей или видео. Привлекая родителей таким образом, мы даём им возможность самим преподнести материал детям. Родитель попадает на место «педагога». И у родителей невольно возникнет масса вопросов. Родители станут советоваться с педагогом об объеме информации, форме преподнесения детям, так будет повышаться и педагогический авторитет воспитателя в глазах родителей.

Акция - это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акция охватывает всех родителей группы. При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога. Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель). Оригинальные приемы, практическая деятельность, поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад. Акция, как и любая форма работы с родителями, имеет свой алгоритм подготовки, создания и проведения. Тематические акции. Они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к окружающей природе «Покормите птиц зимой», «Каждой птице свой дом» - ее целью является изготовление кормушек совместно с родителями, их презентация и размещение на территории детского сада, организация дежурств в «птичьей столовой»; «Дедушкина медаль» и «Лента памяти», посвященные Дню Победы; «Новогодняя сказка», где родители вместе с педагогами и детьми украшают свои группы, создавая новогодние сказочные композиции, «Книжкина Больница» – воспитывающая бережное отношение к книге. Всё это способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи в решении актуальных вопросов социально-нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Можно провести акции направленные на благоустройство территории ДОО «Руки папы, руки мамы и мои ручонки». Пример взрослых имеет для детей большое значение, пример собственных родителей еще большее. Дети учатся ценить труд свой собственный и других людей, направлять усилия к достижению общего результата. Они гордятся результатами этого совместного труда. «Эту песочницу делали мы с дедушкой», «Эту веранду разрисовывала моя мама». «Мы с папой окапывали деревья». Дети подражают взрослым, чувствуют ответственность за то, что им доверили взрослую работу.

«День рождение ребенка» - знакомое всем мероприятие. Традиционно в нашем детском саду проводятся дни рождения детей – воспитатели водят с детьми хоровод «Каравай», дети поздравляют именинника и высказывают свои пожелания.

Но можно изменить ход проведения дня рождения – ведь это главный праздник в семьях воспитанников. Перед празднованием дня рождения вместе с детьми можно приготовить подарок имениннику – сделать коллаж-поздравление. В праздничный день пригласить маму в группу, посмотреть семейный альбом, а мама может рассказать интересные случаи про своего ребенка. Общение на таких праздниках между воспитателем и родителями получается непринужденным и доверительным, и создает момент позитивного восприятия детского сада и педагога.

Семейный клуб – одна из форм нетрадиционной подачи информации и непосредственной работы с родителями, живое общение с ними. Это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. Главная цель, по сути, это повышение родительской компетентности в вопросах развития детей дошкольного возраста. В современных публикациях Е. П. Арнаутовой, Т. А. Марковой, Т. Данилиной, Л. М. Клариной, Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и др. широко представлены вопросы взаимодействия семьи и ДОУ, даны рекомендации по построению различных форм работы, в том числе и в детско-родительских клубах:

- первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу;

- второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

В первом направлении наиболее распространенными являются лекции, индивидуальное и подгрупповые консультации, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п. Цель работы педагогов дошкольной организации в этом направлении — предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи.

К работе в клубе в этом направлении привлекаются не только узкие специалисты детского сада (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед), но и специалисты муниципальных организаций по социальной защите населения, представители органов полиции, управления образования, здравоохранения и культуры. Результатом работы клуба в этом направлении является вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, и их усвоение непосредственно в определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия является активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Цель планирования и организации мероприятий второго направления: создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т. д.).

В детско-родительском клубе мероприятия продуктивного общения включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение. Таким образом, основной задачей педагогического коллектива в этом направлении является показ родителям наиболее эффективных форм, методов и приемов общения, воспитания и обучения детей дошкольников.

Немаловажно то, что все это происходит в игровой непринужденной форме. В форме: игротек, выставок, конкуров, прогулок выходного дня («практические маршруты»), театральных пятниц, встреч с интересным человеком (ветераны, герои труда, представители людей различных профессий), праздников, издания семейных газет, журналов, защиты семейных проектов, ведения домашних читательских дневников, показов видеороликов и аудио записей и многих других формах.

Понятно, что два направления в работе детско-родительского клуба выделены условно. На каждом заседании планируются мероприятия как теоретического плана, так и «интересные» практические дела.

Заседание клуба для родителей проводится регулярно. Выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей. Чтобы определиться с темами встреч, нужно собрать информацию (запрос): какого рода проблемы волнуют родителей. Это можно сделать как с помощью анкетирования, так и по консультационным обращениям, а так же посещая родительские собрания. Как именно будет организована работа вашего клуба – это реализация вашего творческого видения. Родительский клуб, являясь сам по себе самостоятельной формой работы, может включать множество других форм: лекции, тренинги, просмотр и обсуждение видеоматериалов, игры, мастерские и многое другое. Теории не должно быть много, и лучше не давать родителям готовые ответы на вопросы, а путем создания проблемных ситуаций, вопросов, обсуждения подвести родителей к тому, что они сами сформулируют некоторые воспитательные постулаты. Педагогу необходимо только повести беседу в правильном направлении и следить за тем, чтобы взрослые не уходили от темы. Ну и с помощью игр, заданий или этюдов закрепить с родителями полученные знания на практике. Очень продуктивны в этом плане совместные детско-родительские встречи, где родители учатся взаимодействовать с ребенком.

Одним из вариантов такого клуба может стать кино-клуб. На таких мероприятиях осуществляется просмотр, например, мультфильмов и дальнейшее обсуждение воспитательной ситуации. Предлагаю рассмотреть на примере всем известного мультфильма «Маша и медведь». Проведите встречу с родителями, на которой предложите вместе посмотреть и проанализировать пять коротких серий. Обсудите, как Медведю удается справляться с непоседливостью Маши, и какие методы воспитания могут позаимствовать у него родители очень активных дошкольников.

Главная героиня: Маша, девочка дошкольного возраста, которая все время шалит.

Сюжет: Девочка постоянно устраивает беспорядок в доме Медведя, хулиганит и привлекает его внимание, а он пытается ее воспитывать.

Интересный факт: Серия «Маша плюс каша» вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый просматриваемый анимационный ролик в мире.

Давайте на примере серии «Большая стирка» разберем, на что нужно обратить родителей и к какому выводу подвести.

hello_html_42086527.png

Активные дети, часто бывают неаккуратными. Это не их вина – они спешат, и их действия опережают мысли. Сами по себе активные игры естественны для возраста Маши, в них нет злого умысла. Но в этой серии основная цель девочки – привлечь внимание Медведя. Она как будто специально повторяет один и тот же сценарий, потому что Медведь не удовлетворяет потребность Маши во внимании и совместной игре. Зато, когда она пачкается, Медведь начинает суетиться вокруг нее.

Раз за разом Медведь ужасается внешнему виду девочки, моет и одевает ее. Он вымотался и не может понять, когда же она угомонится. Но с активными детьми так не бывает – взрослые должны уделять им гораздо больше внимания и обладать большим терпением. Когда Медведь наконец решает поиграть с Машей и проявляет интерес к ее занятиям, внезапно он добивается результата. Девочка понимает: чтобы получить внимание взрослого, ей не обязательно пачкаться. Медведь предлагает ей сменить роль в игре «дочки-матери» – теперь Маша становится не активной «мамой», а «малышом». Игра остается такой же интересной для нее, но становится более спокойной. Это пример того, как родители с помощью внимания и терпения могут направить активность ребенка в нужное русло.

В подобном ключе можно обсудить и другие серии, или мультфильмы.

«Мастерская». Родители и другие члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в детском саду, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют познавательную беседу, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - познакомят с некоторыми ремеслам, рукоделием. Бабушек привлекает мастерская «Умелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. Мастерская «Готовимся стать спортсменами (полицейскими и т.п.)» может способствовать изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования, игрушек и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Стенд или книжка-раскладушка с материалами, подготовленными и обсужденными на родительских собраниях, круглых столах, должны быть доступны родителям, их размещают в детской раздевалке, ярко оформляют и печатают крупным шрифтом, четко структурируя содержание.

Также можно вывесить для родителей лист отзывов и предложений. Чем интереснее подобран материал и чем больше положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее мероприятие.

Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных и спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности.

Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях. Важные моменты:

• все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

• содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

• оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

• содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Семейные праздники. О важности проведения семейных праздников в образовательном учреждении свидетельствует тот факт, что многие родители не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и соответственно на развитии ребенка. Совместные праздники семей с детьми дошкольного возраста можно рассматривать как целостную систему, разворачивающуюся во времени деятельность, в которой прослеживается ряд последовательных стадий, неразрывно связанных друг с другом. Проживание реального опыта положительного взаимодействия родителей и детей оптимизируют и гармонизируют эмоциональные отношения между родителями и детьми.

Родители не только гости на всех праздниках развлечениях, но и активные участники их создания: они принимают участие в обсуждении сценария, в выборе программы, по которой будут заниматься дети, украшении зала, групповой комнаты или участка, принимают участие в танцах, конкурсах, сценках и т.д. 

Важно, что сценарии заседаний предполагают не только активное участие родителей, педагогов и детей, но и довольно большую подготовительную работу. Это: подготовка музыкальных выступлений, театральных миниатюр, заучивание стихотворений, подготовка аудиозаписей и видеороликов, педагогических ситуаций, папок-передвижек, конкурсов, изготовление коллажей, стенгазет, фотовыставок, организация выставок детско-взрослых работ продуктивной деятельности и др.

И цель этой предварительной работы не только в подготовке к основному мероприятию, но и создание положительной эмоциональной мотивации, предвкушения праздника, радости от совместной деятельности, осознания причастности к общему делу.

Координатор всей подготовительной работы — творческая группа, членами которой являются не только педагоги образовательной организации, но и родители воспитанников.

Сайт. Создание познавательной странички на личном сайте, блоге педагога необходимо для привлечения и информирования родителей о новинках дошкольной педагогики. В этом случае помимо публикуемого материала важно привлекать родителей к живому общению в форуме по определенной проблеме воспитания детей. Важно удержать выбранный стиль общения, поддерживающий и раскрывающий решение проблемы. Можно организовать видео-обращение к родителям или вопросы детей к родителям, а уже в форуме родители могут ответить не только педагогу, но и поделиться своим опытом с детьми. Важно при этом вместе с детьми зайти на сайт и прочитать то, что написали родители.

Индивидуальный подход, необходимо учитывать не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями необходимо чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. В данной ситуации пригодятся психолого-педагогические знания педагога, умение выслушать, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Важно сотрудничество, а не наставничество. Эффективны методы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных  педагогических ситуациях, искреннее желание помочь.

В работе с родителями нельзя не сказать о возникающих сложностях. Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, и в первую очередь чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в д/с, и, более того, сопротивляется этому, тому «загнать его в воду» сложно, но все-таки можно. Вот только нужно - ли? Вряд – ли он получит от этого удовольствие. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими. Каждому замочку нужен свой ключик.

Как видим, продуктивное социальное взаимодействие, прежде всего, основано на сотрудничестве.

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество — это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Таким образом, в современных условиях происходит изменение модели сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей. Она представляет собой процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Литература:

Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. — 2004. № 9. С. 52–58.

Губанихина, Е. В. Семейная педагогика. Учебное пособие для студентов / Е. В. Губанихина. — Арзамас: АГПИ, 2011. — 157с.

История становления дошкольной педагогики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3962555/, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 20.10.2017)

Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие / Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 232с.

Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 496 с.

Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004.- 79с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "С чего начать работу с родителями"

материал для педагогов в рубрике работа  с родителями....

Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...

Вступительная речь семинара на тему "Разнообразие форм работы с родителями"

Разнообразие форм работы педагогического коллектива по организации учебно - воспитательного процесса детей с ОВЗ на основе социального партнерства с семьей....

Семинар для педагогов "Интерактивные формы работы с родителями"

В данной презентации показаны разнообразные формы работы с родителями...

Семинар-практикум «Организация консультативно-методической работы с родителями направленной на активизацию интереса детей к миру профессий технической направленности»

Мы восхищаемся достижениями науки, но легко забываем о тех, ктонапрямую меняет наши жизни — изобретателях и инженерах. Искусствоинженера состоит в том, чтобы быть незаметным: обычно ...

Семинар – практикум « Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями»

       Профессиональная компетентность педагогов и специалистов детского сада проявляется в различных сферах их профессиональной деятельности, в том числе в...