Вступительная речь семинара на тему "Разнообразие форм работы с родителями"
статья

Разнообразие форм работы педагогического коллектива по организации учебно - воспитательного процесса детей с ОВЗ на основе социального партнерства с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_k_seminaru.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразие форм работы педагогического коллектива по организации учебно - воспитательного процесса детей с ОВЗ на основе социального партнерства с семьей.

В современном обществе идет становление системы дошкольного образования, которая ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями.

Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, повышение компетентности родителей, создание условий и вовлечения семей в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1).

Дети с ОВЗ испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых.

Организация деятельности педагогического коллектива нашегоД/С представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства. В системе работы предусматривается четыре основных аспекта, на основе которых происходит положительная динамика:

  • Коррекционная деятельность дефектолога.
  • Взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ.
  • Лечение у психиатра и других специалистов медицинского профиля.
  • Активное сотрудничество родителей (законных представителей) детей.

Многолетние наблюдения показывают, что, большинство родителей оказывается не готовы к решению вопроса о переводе ребенка в специализированный детский сад. К этому моменту многие родители приобретают негативный опыт общения с врачами и педагогами, которые всячески доказывали, что их ребенок не может обучатся по массовой программе. Даже осознавая, полностью или частично, проблемы ребенка, они нередко направляют свои усилия на поиск "виновных", которыми в их глазах оказываются либо педагоги, либо врачи, либо ребенок. Переживаемый родителями внутренний конфликт ("почему мой ребенок не такой как все?") приводит либо чувству вины, либо к игнорированию проблем ребенка, либо - в худшем варианте - к подсознательному отторжению его.

Поэтому первейшая задача педагогов нашего детского сада расположить родителей к себе, показать, что ребенок пришел к людям способным помочь ему, любящим его. Главное, чтобы родитель почувствовал заботу и внимание именно к нему. К его конкретным проблемам, чувствам и переживаниям.Организуя взаимодействие педагогов и родителей, коллективу детского сада необходимо все эти моменты учитывать с тем, чтобы результаты коррекционной работы с ребенком были как можно успешнее.

Педагогам необходимо найти ответы на вопросы: «Как помочь родителям принять особенности своего ребенка», «Как заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом?», «Какие формы взаимодействия выбрать или разработать?» Перед педагогами стоит важная задача, изучить семьи,чтобы выстроить дальнейшую работу.Семьи очень разныеи у каждого родителя свои ожидания от педагога и ДОУ, разные представления о содержании воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Перед нами стоит цель – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего взаимодействие педагогического коллектива и родителей.

        А теперь я расскажу о том, какие формы работы с родителями существуют в нашем детском саду и как выбрать наиболее эффективные для вовлечения родителей в жизнь ДОУ,превратив родителей из «зрителей и наблюдателей» в активных участников воспитательно – образовательного процесса.

Как я и сказала, все начинается с изучения семей и их ожиданий от нашего детского сада. Для этого мы анкетируем семьи, проводим разные социологические опросы, выходим с посещениями на дом, проводим встречи – знакомства индивидуального характера. Для вновь прибывших воспитанников и их семей, каждый год в сентябре проводим дни открытых дверей. Мы стараемся облегчить общение родителей с педагогами и администрацией. При первой встрече даем памятку, в которой отражена информация: о часах работы д/с, о телефонах по которым можно связаться с сотрудниками, в буклете указаны ФИО заведующего. ст.воспитателя, мед. работника, уполномоченного по правам детей, имена педагогов и учителя – дефектолога группы, которую будет посещать ребенок. О вещах которые пригодятся ребенку с первого дня посещения, о предметах, которые в группу приносить не следует. Ссылки на сайт д\с где можно следить за новостями и жизнью д/с.

Для расширения знаний родителей в вопросе взаимодействия с детьми, а также с целью научить замечать и принимать индивидуальные проявления ребенкаиспользуем следующие формы работы с родителями:

  • Информационный родительский уголок, выпуск газет.Стенгазета отражает тему недели, месяца.
  • Выставки, вернисажи детских работ.
  • Дни открытых дверей группы и детского сада.
  • Мини-библиотека для родителей.
  • Интернет - страничка для родителей. Учитывая нехватку времени у родителей, в связи с их графиками работы, мы решили использовать ИКТ технологии, которые позволяют родителям в удобное для них время получить помощь специалистов (такие сети как скайп, вайбер, сеть ВКотнтакте). Социальные сети позволяют распространять педагогические знания, консультировать и поддерживать семьи.
  • В нашем детском саду организованы родительские клубы «На встречу друг другу» и «Серпантин идей»

В рамках клуба «На встречу друг другу» проходят творческие недели, лекции, практикумы, тренинги, консультации, мини лекции – специалистов, вечера вопросов и ответов, посещение занятий воспитателей и специалистов, семинары – практикумы для родителей.

  • В родительском клубе «Серпантин идей» родители изготавливают атрибуты к утренникам и праздникам, изготавливают совместно с детьми тематические поделки и сувениры. В клубе «Серпантин идей» дают мастер класс педагоги и родители. Делятся друг с другом новинками, интересными идеями, находками.
  • На каждой группе работает кружок для детей. «Веселые картинки» - кружок аппликации, «Акварелька» -кружок рисования, «Изонить» - кружок по ручному труду, «Школа светофорных наук» - кружок передачи детям знаний по ПДД, «Ориландия» - кружок оригами, вокальный кружок «Скворушка». Направления кружковой работы в некоторых группах выбирались вместе с родителями. Опираясь на то, что работа кружкапоможет детям проявить себя и развить нужные ему умения. За работой кружка родители могут следить через сайт детского сада.
  • В детском саду проходят декады правовых знаний, благодаря которым у родителейрасширяются знания о правах детей, сформировывается понятие, что именно они являются гарантом прав своего ребенка.
  • Родительские собрания всегда проводятся в нетрадиционной форме, часто  с приглашением медицинских работников, а также социальных партнеров.Такие собрания обеспечивают высокую посещаемость.

Наши педагоги проводят собрания в такой форме как:

 «Педагогическая лаборатория»

«Читательская конференция»

 «Аукцион»

 «Душевный разговор»

«Мастер – класс»

«Ток – шоу»

 «Квест игра»

 «Круглый стол»

 «Челлендж»

 «Семейное кафе».

Часто педагоги используют на родительских собраниях видеозаписи, фрагменты занятий.

На базе нашего детского сада работает консультативный пункт для детей с ОВЗ.

Цель работы консультативного пункта -оказания методической, психолого-педагогической, консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках КП проводятся консультации, занятия. Диагностика.

В настоящее время работаем над проектом«Служба ранней помощиля детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 3 лет,с целью комплексного сопровождения детей и семей, их воспитывающих на территории Фурмановского муниципального района».

Через досуговые формы работы мыустанавливаем теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

К досуговым формам относятся:

  • Праздники и подготовка к ним.
  • Совместные досуги и развлечения для детей и родителей, например, такие как:«Спортивный праздник», «Славный праздник наших пап», «Зимние забавы» и пр.
  • Спортивные досуговые мероприятия, экскурсии.
  • Выставки совместного творчества.
  • Совместные проекты.
  • Семейный фото-стенды, фото-выставки.
  • Выставки семейных коллекций.
  • Спектакли. Районные и Городские конкурсы творчества.
  • Творческие недели
  • Акции различного характера

Подобные мероприятия помогают сплотиться, взглянуть друг на друга в другой обстановке. По итогам праздников выпускаются коллажи, листовки, буклеты с фотографиями.

Вывод:

Таким образом, используя разнообразные формы работы, родители постепенно становятся активными участниками, ответственно относятся и к выполнению домашних заданий и к другим формам взаимодействия и сотрудничества воспитателей, и педагогов ДОУ.

   В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка.  Поэтому, необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развития каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместные досуги с родителями и детьми с нарушениями речи как вид интерактивной формы работы с родителями

Данная методическая разработка может быть полезна для учителей- логопедов и воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях,   поскольку содержит методические рекомендации по организации и пров...

Семинар-практикум "Инновационные формы работы с родителями"

Семинар-практикум"Инновационные формы работы с родителями"....

Семинар – практикум «Инновационные формы работы с родителями»

Детские годы – самые важные  в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на ...

Семинар-практикум «Дистанционные формы работы с родителями в ДОУ» использование програмы ZOOM для создания онлайн-конференций

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21834382","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Эффективной инновационной формой работы с воспитанниками и родителями является работа на об...

Сертификат семинара-практикума "Дистанционные формы работы с родителями в ДОУ"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Возможности You Tube канала для работы в ДОУ"...

Семинар-практикум «Интерактивные формы работы с родителями»

методическая разработка Семинар-практикум«Интерактивные формы работы с родителями»...