Мастер - класс «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка (средняя группа)

Клиндухова Олеся Владимировна

Мастер - класс «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Клиндухова Олеся Владимировна,

воспитатель,

 МБДОУ "Детский сад № 171" г. Зимы

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представлю вашему внимаю мастер-класс на тему: «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

          В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а  развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

      Поэтому в работе с детьми я использую игровую технологию.

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

3. Сделать воспитательный процесс управляемым.

Исследования ученых показали, что человек:

запоминает только 10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

на 90% запоминает и усваивает материал лишь когда непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

          . В связи с этим в своей работе наряду с развивающими настольными и словесными играми я использую интересное пособие, которое сделала своими руками. Для изготовления я использовала круги из плотного картона, цветную текстуру, конус от пирамидки, для плотного закрепления картинок я использовала магниты. Так же для этого пособия я создала картотеку дидактических игр с картинками на магнитах.  Методика работы с этим пособием построена на изобретении Раймонда Луллия и получила название «Круги Луллия».

В XIII – 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия» – это что-то вроде компьютера, только для слов. Эффект этих кругов огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Круги Луллия – одно из средств развития речи, интеллектуально-творческих способностей детей. Разработчики ТРИЗ технологии адаптировали его методику к дошкольному учреждению, так появилось развивающее пособие «Кольца Луллия». Это пособие вносит элемент игры  и помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

         Основная цель колец Луллия: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

        Пособие позволяет решать задачи: 

-развивать познавательную активность, внимание и воображение, мелкую моторику рук;

-формировать элементарные математические представления;

- совершенствовать грамматический строй речи.

  • Это пособие можно использовать: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
  • Задания с Кругами Луллия ( имеет 4 типа)

 1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.

 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4-5 секторами на каждом.

Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами.

Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Принцип работы следующий. Например, вы знакомите дошкольников с животными. На одном из колец помещаются изображения животных, на втором места их обитания, на третьем пища животных. Вращая кольца и соединяя сектора дошкольники запомнят, что птица живёт в гнезде и питается насекомыми, а пингвин во льдах и ест рыбу.

С возрастом эту игру можно усложнить, предложить детям подумать, что будет с белкой, если она попадёт в гнездо и будет питаться морковкой (соединять сектора в любой комбинации могут дети и составлять таким образом творческие рассказы). Раскручивая круги в произвольном порядке можно фантазировать очень долго. Например, придумать, зачем на космической станции голубой телефон из ткани. Ответы детей будут очень неожиданными и к тому же это очень весёлое занятие. Чем больше будет изготовлено карточек с картинками, тем интереснее и разнообразнее могут быть развивающие творческие задания для детей.

Использовать кольца Луллия можно в любых областях. Например, закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра), знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном), развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах).

Вращая кольца, дети выясняют, что у платья есть пуговицы и сделано оно руками человека, а дерево создано природой. Варианты творческих заданий с использованием этих колец: бывает ли медведь или слон, созданный не природой, а человеком? (статуэтки, дети лепят животных, может быть нарисованный слон и т.д.), а можно ли встретить чайник с колёсиками, попробуйте сочинить весёлую историю про такой чайник. Целесообразно подобрать круги с изображением образцов материалов — древесина, пластик, стекло и т.д., разнообразные предметы мебели, посуды, бытовые приборы. Варианты использования этого пособия безграничны.

Сейчас я предлагаю немного поиграть с помощью этого пособия.        Проводится игра «Кто, где живёт?»

Так как задания с кольцами Луллия ( имеют 4 типа)

В своей практике я использую только 2 типа работы с кольцами Луллия, так как в данное время работаю с детьми средней группы.

  1. Вам нужно найти реальное сочетание этих картинок.

Под стрелкой объединить картинки, формирующие реальную картину мира.

  1. Объяснить необычное сочетание.

Случайное соединение объектов и достоверное объяснение необычности их взаимодействия.

Дети лучше запоминают, когда используются все анализаторы зрительный, тактильный, слуховой. В будущем, планирую, усложнение этих игр по возрасту.

Закончить своё выступление я хотела бы с помощью китайской пословицы:

«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навы...

Мастер-класс "Использование игровых технологи в образовательном процессе ДОУ"

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить опыт работы по теме, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решени...

Мастер – класс: «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Мастер – класс:«Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»...

Мастер –класс « Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для нас педагогов. Для эффективного решения данной проблемы нами используются здоровьесберегаю...

Методическая разработка МАСТЕР – КЛАСС «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

   Мастер-класс разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.  ...

МАСТЕР – КЛАСС «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение педагогами здоровьесберегающих технологий в практической деятельности с детьми....