Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
методическая разработка по теме

Новикова  Мария  Сергеевна

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Посредством  мастер-класса коллеги:  учителя  и  воспитатели продолжают  осваивать  различные здоровьесберегающие технологии.
На семинаре-практикуме  дается возможность в увлекательной форме  попробовать  себя  во мноих  из  них и оценить  влияние на свое  здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon документ83 КБ
Файл prezentaciya_po_zdorovesberezheniyu2.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР -Детский сад №7 «Русалочка»

  городского округа город Волгореченск Костромской области»

Мастер – класс

«Использование здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе».

(Выступление на семинаре педагогов Костромского района )

ноябрь 2010год.                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                 

Цель: Освоение на практике здоровьесберегающих технологий.

Программные задачи:

  • Образовательные:
  • формировать отношение к цвету, звуку, движению, линии ,форме.
  • упражнять в работе со знакомыми художественными материалами.
  • Развивающие:
  • упражнять в раскрытии чувственного потенциала;
  • развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальному образу;
  • развивать фантазию и образное мышление
  • Воспитательные:
  • воспитывать готовность доставлять радость близким людям;
  • воспитывать в соответствии с динамикой развития головного мозга ребенка;
  • овладеть разными способами эффективного взаимодействия
  • Коррекционно-оздоровительные:
  • поддерживать положительную самооценку детей;
  • получать удовольствие от коллективных работ; 
  • активизировать  работу   разных отделов мозга,
  • снять мышечное напряжение, ликвидировать ощущение тревоги,
  • настроить на снятие стресса.

Материалы и оборудование: гуашь, тряпочки, вода, аудиозаписи (музыкальные произведения) ,платки, конверты с письмами, дерево , колокольчик , стол с дощечками для оберегов, доски-окошки  , акриловая краска  трубочки, орешки, загадки, отгадки, аромолампа  с маслом ели, влажные тряпочки, стеки, перец, гвоздика, , изображения волшебников, стол для поделок.

Цветовой дневник настроения –

  • Красный- восторженное,
  • Оранжевое - радостное, теплое,
  • Желтое – светлое, приятное,
  • Зелёный –спокойное ,
  • Синий –неудовлетворительное ,грустное,
  • Фиолетовый –тревожное, напряжённое,
  • Чёрный –унылое ,подавленное.                                                                                                                          

                                                         

 Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать…сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми здоровьесберегающими технологиями,которые быть может вы тоже используете в своей практике , а некоторые из них для вас новы. .Попробуем не просто узнать о них , а  постараемся  знания получить  на практике .Наш мастер- класс, думаю, надо построить в форме импровизированного занятия. По окончании занятия подведём итог  презентацией.   Я  постараюсь сделать  процесс интересным, не утомительным, полезным для вас и применительным в вашей педагогической практике. Ну что же, Вы готовы?

1-й этап. «Психологическое вхождение».

  1. А сейчас прошу вас, уважаемые гости, встать и подойти  в центр зала. На столах прикреплены   полоски, того цвета, какого они существуют в дневнике настроения. Посмотрите, выберите и подойдите, пожалуйста, к полоске того цвета, который на  данный момент вам ближе всего. Большое спасибо. Я вижу,что многие из вас сюда пришли с хорошим и добрым  настроением .

Я предлагаю Вам поделиться  сегодня своим хорошим настроением с другими   гостями   подарить всем присутствующим частичку своей души! Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Что мы пожелаем сегодня друг другу? Ласково и нежно улыбнитесь друг другу. Покажите  свои ладошки и погладьте ладошки стоящих рядом. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте обиды , беспокойства.

Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

А сейчас  возьмитесь за руки и  повторяйте, эти слова за мной: Я очень рад всех  Вас видеть!

 (круг – символ единения и дружбы)

Цель-снятие напряжения,упражнение направленное на расслабление,снятие негативных эмоций

Звучит музыка..послушайте в нашем зале зазвучала музыка,это она зовёт нас в путешествие, не простое сказочное.

 Сегодня мы  с Вами на занятии   превратимся в настоящих волшебников.

Как Вы думаете,что они умеют делать и какими должны быть?

Превратимся мы в них с помощью  волшебных предметов. Посмотрите на нашем  столе,   есть волшебное дерево , а на нём колокольчик , который  сегодня будет нам помогать.

 

2.Поскольку мы друг знаем , а многие окружающие нет , давайте поздороваемся и назовём свои имена . Со словами: от (имя)какой ( доброе прилагательное, комплимент)человеку, который стоит справа от вас.Согласны?  Теперь вы действительно люди,волшебники, обладающие доброй магической силой, мы даже знаем как вас зовут.

Цель –снятие напряжения упражнение направленное на расслабление,снятие негативных эмоций

 

  1. Давайте настроимся перед работой , как это делают волшебники.
  2. Упражнение «Кнопки космоса».                                                                                                                                                                                                                                                                                                Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу.

Закройте глаза, положите левую руку на пупок, правую – сверху, так, как удобно. Вообразите внутри себя надувной шарик (визуализация). На вдохе представить как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарика воздухом руки поднимаем вверх. Надувание шарика в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Продолжительность вдоха 2 секунды. 

Дыхательное упражнение Эверли. Упражнение дыхательное Эверли.

         Цель – активизация работы отделов мозга, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, антистрессовая установка. Закройте глаза, положите левую руку на пупок, правую – сверху, так, как удобно. Вообразите внутри себя надувной шарик (визуализация). На вдохе представить как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарика воздухом руки поднимаем вверх. Надувание шарика в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Продолжительность вдоха 2 секунды. 

У каждого из вас в кармане есть мягкий кусочек глины …слепим из неё нос и им нарисуем сначала маленький, потом большой пузырь .

Цель: развитие воображения, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше. 

5. А теперь встаньте друг другу поближе ,  превращения уже начались : Сейчас у нас маленький кружок , начинаем раздувать большой пузырь.

Игра «Мыльный пузырь.»

 Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность
Возраст:
любой.
Количество играющих: группа.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно
это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто- то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!»
«пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры - развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.
 

 Пузырь лопнул и наши волшебники разлетелись в разные сказки, где будут делать разные добрые чудеса…

2-й этап. Практический

 игра с орешком 

Пальчиковая гимнастика

Цель :Развитие мелкой моторики , подготовка к работе  и массаж  руки.

 Звенит колокольчик и под деревом появляется открытка: « Здравствуйте, Дорогие волшебники! Найдите то – не знаем что…постарайтесь заглянуть в себя  и расскажите что получилось

Перед вами на подносе лежит  кусочек теста .Помните его…почувствуйте тепло этого материала , мягкость ,податливость. Отделите от него  небольшой кусочек. Кусочек побольше  возьмите в руки. Скатайте шарик. Сложите пальчики 2 щепотками (Правой и левой руки) и нажмите в центр кусочка.Теперь взгляните , что получилось..поверните , покрутите изображение .Доступными вам средствами и инструментами ,превратите в образ. У каждого он будет свой.

 (арттерапия)

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие  моторики. Включить лампу…

Пусть звучит музыка, а вы начинайте работать. Как закончится музыка и зазвенит колокольчик, вытрите руки  и несите посмотреть, что получилось ..…звучит приятная мелодия (Вивальди или Чайковский из альбомов «Времена года»).

ВЫ слышите эту мелодию, что хочется под неё делать …как будто мы оказались в волшебном лесу.Давайте попутешествуем по волшебной стране. А какой  тут запах !вам нравится ?

динамическая пауза «Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

 закачалось деревцо..

ветерок всё тише, тише…

деревцо всё выше выше…

Цель : снятие мышечного напряжения.

К нам опять пришло письмо: «Страна волшебников и грез , страна мечтаний и надежд: очень рада видеть вас! Мы можем исполнить ваши заветные желания. Торопитесь!»

 Арт-терапия –работа с кляксами

Предлагаю взять доски, которые лежат на столе, капнув немного   акриловой краски подуть в трубочку..сначала в направлении снизу вверх, потом с помощью тонкой трубочки  -в разные стороны. Работу можно поворачивать. Дуть можно не более 1 мин .после того как , подули , передышка. Звоночек Заканчивайте. Что  у вас получилось. Снимите скотч .Ответы…пока наша фантазия ещё не просохла  оставьте её на столе. 

Арт-терапия –работа с кляксами

 Цель:,  снятие психоэмоционального напряжения, развитие  моторики.

..давайте отдохнём.

Упражнение «Энергизатор» помогает расслабиться.
Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

.

   Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глазами по четырем направлениям. Движения глаз совмещаются с дыханием.

Звоночек. Посмотрите опять пришло письмо : «Дорогие наши волшебники ! где вы ? нам вас не хватает …ваши дети ..»

Значит нам придётся отправляться в обратную дорогу , даже не осушествив, свои желания . Я знаю ,что нам в этом поможет.

 Отгадайте загадку:

  Я и дом украшаю,

Я и пыль собираю.

А меня люди топчут ногами,

Да потом ещё бьют батогами.                                                                                                                                          .найдите отгадку в зале.

 Соткан  будет он только вами , согрет теплом ваших сердец и добрых рук.

Упражнение «Вращение»

Цель упражнения – снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация структур мозга, энергетизация мозга.

   Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глазами по четырем направлениям. Движения глаз совмещаются с дыханием 

Арт-терапия –работа

Возьмите   себе камушек , что вы подняли. Положите  его на ладошку .Это не просто камушек-это оберег , то что защищает оберегает, помогает нам. Только вы с помощью красок, линий и цветных пятен превратить его в талисман. Постарайтесь работать с удовольствием , с душой исренно.Вся ваша теплота пусть перейдёт в камень. Нарисуй на нём, всё, что ты хочешь. Это могут быть узоры,  какие –то сказочные существа, просто линии пятна. Главное, передай камню свою любовь и нежность. Нарисовав, обязательно загадайте желание Они о обязательно сбудутся. Какие красивые талисманы у вас получились. не поменялось ли ваше настроениев процессе работы.

Цель:  снятие психоэмоционального напряжения, развитие  моторики.

 

 3 –й этап. Психологическая разгрузки.  Не поменялось ли ваше настроение в процессе работы

звучит красивая музыка .. появляется стол , с изображением ковра , а теперь прошу принесите ваши талисманы и фантазии сюда и красиво расположите... Вам ковёр нравится ?…Прошу всех встать в круг и взяться за руки, обменяться мнениями по кругу после работы, все образы анализируются по следующим вопросам:

 -понравилось ли работать в разных техниках ?

-какая из техник показалась интересней..

-совпал лизадуманный  образ на обереге , с образом, который получился ?

-что вы чувствовал, когда работали,

- устали ли вы? 

Вот милые ,добрые  волшебницы у нас вместе  и получился настоящий ковёр , который состоит из тепла ваших рук , души  и конечно , он имеет магическую силу.Каждый из вас загадал желание.. эти желания обязательно сбудутся..А мне сейчас хочется , чтобы мы вернулись назад в д/с.Вы хотите…закрывайте глаза ..и говорите за мной …1,2,3-чудо сотвори…появляются ордена.и все ,что у вас появилось в волшебной стране ,вы тоже возьмите с собой … 

Задуваем свечу и говорим «До свидания!»

 Дыхательное упражнение Эверли. Упражнение дыхательное Эверли.

         Цель – активизация работы отделов мозга, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, антистрессовая установка 

Не поменялось ли ваше настроение в процессе работы, подойдите пожалуйста к той полоске , которая соответствует вашему настроению. Итог презентация.

Литература:

КряжеваН.Л «Развитие эмоционального мира детей» стр 78,85

Кожохина С.К. «Путешествие в мир исскуства» стр 75

Кожохина С.К. «Растём и развиваемся с помощью искусства» стр.48

МЕТОДИКА «ГИМНАСТИКА МОЗГА» Захарова Р. А., Чупаха И. В

Подготовила и провела воспитатель Новикова М.С.                                                                                                                                          


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное Учреждение центр Развития Ребёнка Д/С № 7 представляет Мастер –класс Провела Воспитатель, руководитель ИЗО студии Новикова Мария Сергеевна

Слайд 2

«Использование Здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» . (Технологии используемые в мастер-классе )

Слайд 3

Цветовой дневник настроения

Слайд 4

Цветовой дневник настроения – Красный- восторженное, Оранжевое - радостное, теплое, Желтое – светлое, приятное, Зелёный –спокойное , Синий –неудовлетворительное ,грустное, Фиолетовый –тревожное, напряжённое, Чёрный –унылое ,подавленное

Слайд 5

«А какое настроение у вас ?» -тренинг вхождения в день Цель :Снятие напряжённости , эмоциональной скованности, настрой на работу .

Слайд 6

Упражнение «Кнопки космоса». Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу. МЕТОДИКА «ГИМНАСТИКА МОЗГА» Захарова Р. А., Чупаха И. В.

Слайд 8

Дыхательное упражнение Эверли . Цель – активизация работы отделов мозга, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, антистрессовая установка. Вдох, паза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. «Обучение без стресса: психологическая подготовка» по книге А.Л.Сиротюк «Обучение детей на основе психофизиологигии .» (использование в широкой практике педагогов и родителей здоровьесберегающих технологий.)

Слайд 9

Упражнение «Буратино» У каждого из вас в кармане есть мягкий кусочек глины …слепим из неё нос и им нарисуем сначала маленький, потом большой пузырь . Цель: развитие воображения, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше. (Гимнастика «Маленьких Волшебников»

Слайд 11

Игра «Мыльный пузырь» Раздувайся, пузырь (Р. Калинина) Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность Возраст: любой. Количество играющих: группа. Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто- то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся ) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки). Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры - развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

Слайд 13

« Игра с орешком» Пальчиковая гимнастика Цель :Развитие мелкой моторики , подготовка к работе и массаж руки.

Слайд 14

Динамическая пауза «Ветер» Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.. ветерок всё тише, тише… деревцо всё выше, выше… Цель : снятие мышечного напряжения.

Слайд 15

Арт-терапия

Слайд 16

Арт –терапия- Работа с тестом(глиной), кляксография ,изготовление оберегов, музыкотерапия, ароматерапия , сказкотерапия , цветотерапия Арт-терапия — это (дословно) лечение «пластическим изобразительным творчеством». А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие моторики

Слайд 17

Музыкотерапия

Слайд 18

Музыкотерапия О т угнетения , меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Л. Бетховена («К радости», 6 симфония); раздражение , гнев можно снять музыкой Р. Вагнера («Хор пилигримов») или И. С. Баха; при нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига («Утро»), некоторые концерты А. Вивальди . Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана ярко выраженное положительное начало несёт («Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Трепак» из «Щелкунчика» П. Чайковского и т.д .)

Слайд 19

Ароматерапия Успокаивает, устраняет перенапряжение ,нервозность ,поднимает настроение. Стимулирует иммунитет

Слайд 20

Упражнение « Энергизатор » помогает расслабиться. Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глазами по четырем направлениям. Движения глаз совмещаются с дыханием. МЕТОДИКА «ГИМНАСТИКА МОЗГА» Захарова Р. А., Чупаха И. В.

Слайд 21

Упражнение «Вращение» Цель упражнения – снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация структур мозга, энергетизация мозга. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глазами по четырем направлениям. Движения глаз совмещаются с дыханием . МЕТОДИКА «ГИМНАСТИКА МОЗГА» Захарова Р. А., Чупаха И. В.

Слайд 23

Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда. Приумножать, не разрушая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование QR-кодов в образовательном процессе"

мастер-класс был подготовлен для демонстрации на педагогическом семинаре "Молодой учитель - успешный учитель"...

Мастер-класс "Использование игровых технологи в образовательном процессе ДОУ"

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить опыт работы по теме, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решени...

Мастер - класс «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Мастер - класс «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»...

мастер-класс "Использование QR кодов в образовательном процессе"

ИКТ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательн...

Мастер класс «Использование 3d ручки в образовательном процессе»

Мастер класс для педагогов "Испольвлвание 3d ручки в образовательном процессе "...

Мастер- класс "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

Данный мастер -класс знакомит с некоторыми приемами мнемотехники, направленных на  развитие памяти дошкольников....


 

Комментарии

Мария Сергеевна!Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316

Новикова  Мария  Сергеевна

Молодец!Умничка!Голосую!

Круглова Светлана Павловна

Мария Сергеевна!Спасибо за нужную информацию. Воспользовалась!