Развивающая пространственная среда в современном детском саду
статья

Ольга Михайловна Соловьёва

http://gcro.nios.ru/razvivayushchaya-prostranstven...

С наступлением  лета большую часть времени дети проводят на улице. Особое внимание в нашем дошкольном образовательном учреждении, детском саду № 423, уделяем развитию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды. 
Участок группы – это место для детских игр, прогулок, образовательной деятельности, наблюдений за растениями и животными. Развивающая предметно-пространственная среда на территории  дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ГЦРО август 2021 г.19.12 КБ

Предварительный просмотр:

HTTP://GCRO.NIOS.RU/RAZVIVAYUSHCHAYA-PROSTRANSTVENNAYA-SREDA-V-SOVREMENNOM-DETSKOM-SADU

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

ОПУБЛИКОВАНО ВТ, 08/24/2021 - 18:17

С наступлением  лета большую часть времени дети проводят на улице. Особое внимание в нашем дошкольном образовательном учреждении, детском саду № 423, уделяем развитию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды. 
Участок группы – это место для детских игр, прогулок, образовательной деятельности, наблюдений за растениями и животными. Развивающая предметно-пространственная среда на территории  дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Роль педагогов заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует развитию ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность.
Ведущую роль в формировании развивающей предметно-пространственной среды на участках дошкольного учреждения играют прогулочные веранды, которые имеют тематическую нагрузку. Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывают тематические веранды, на которых оборудованы сразу несколько игровых зон («Шашечный турнир», «Экспериментально-опытническая деятельность», «Безопасное лето» и т.п.).
Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.
На территории детского сада находится площадка для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма, где детей встречает веселый Светофор, выносные дорожные знаки, большие и маленькие машины. Всё это используется для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Итогом таких игр становятся интересные викторины, КВН, соревнования по знанию правил дорожного движения.
Особую роль в организации развивающей предметно-пространственной среды играет центр экспериментирования (игры с песком и водой, простейшие опыты с природным материалом) – это всегда новые открытия для наших дошкольников. Например, когда ребенок пересыпает песок из ведерка в формочки и воронки, он тренируют глазомер. К тому же  игра с этим природным материалом приносит массу положительных эмоций, позволяет в непринужденной, увлекательной форме вспомнить пройденный материал, лучше узнать окружающий мир неживой природы. Центр “песок-вода” помогает детям в экспериментировании, снимает дискомфорт, развивает мелкую моторику ребенка, закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, их свойствах.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
На территории образовательного учреждения на протяжении всего лета функционировала импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже каплемером.  Это вызвало положительный эмоциональный отклик у ребят и способствовало развитию любознательности наших детей. 
Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами, которые украшают большие и малые клумбы, позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Кроме того, клумбы детского сада используются для формирования у детей трудовых навыков (малыши трудятся на клумбе - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю, у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе), экологического воспитания (проводятся наблюдения, исследования почвы и растений, дети получают представления об их росте и развитии). Они учатся замечать красоту природы. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. Видя, ежедневно, ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанники не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту, создавать её своими руками.
Площадка для творческих и сюжетно – ролевых игр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Игровые конструкции на участке как машина, корабль, помогают в воспитании у детей патриотизма и подготовке мальчиков к выполнению мужских социальных ролей в обществе и семье.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм. Основная задача взрослых при этом способствовать развитию физических качеств и удовлетворить потребность растущего организма в двигательной активности. Для этого на участке устанавливается специальное оборудование.
Центр двигательной активности «Мини - стадион» имеет разнообразную физкультурно-игровую среду, обеспечивающую  рациональную двигательную активность детей, исключающая односторонность физического развития и способствующая тому, чтобы у детей вырабатывались и совершенствовались как стереотипные, так и ситуационные движения: развития основных движений, спортивных упражнений, проведения подвижных и спортивных игр. Площадь участка позволяет проводить коллективные подвижные игры и эстафеты. Также с помощью выносного материала: дуг, конусов, обручей, мячей, скакалок можно создать полосу препятствий, а на асфальтовых дорожках играть в классики.
За кажущейся простотой скрывается творческий процесс, который объединяет педагогов и родителей для создания единого образовательного пространства. Мы стараемся организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Именно поэтому вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
Старший воспитатель МКДОУ д/с № 423 Соловьёва Ольга Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательн...

Коррекционно -развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала детского сада

Использование цветовой разметки спортзала, ярких меток на пособиях и оборудовании, зрительных ориентиров в работе с детьми (нарушениие зрения)...

Проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада

«ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА» Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-простра...

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада

Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физическ...

Выступление на педагогическом совете Тема: Концептуальные подходы к формированию предметно-пространственной среды в современном детском саду

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации согласно ФГОС - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами...