Публикация «Хатха-йога – нетрадиционная форма здоровьесбережения в условиях ДОУ» в сборнике «Здоровьесозидающая и развивающая образовательная среда в современном детском саду».
статья

Веретенникова Светлана Анатольевна

"ХАТХА-ЙОГА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_veretennikovoy_s.a.docx132.44 КБ
Файл hatha-yoga.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Хатха-йога - нетрадиционная форма здоровьесбережения в условиях ДОУ

С.А.Веретенникова, воспитатель

МБДОУ Алексеевский детский сад № 5 «Солнышко»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

 Актуальностью данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься детской йогой.

Что такое детская йога?

Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.

Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги. Что же обозначает хатха? В переводе с санскрита, Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости. Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов-символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположностей, который создает равновесие, гармонию. Само название подчеркивает главное, к чему должен быть устремлен человек и чего он достигает практикой йоги. Хатха – йога – самая низшая ступень йоги, это йога хорошего физического самочувствия. Хатха – йога доступна людям любого возраста и вероисповедания. Она не имеет отношения к какой-либо определенной религии, касте или национальности, а потому она применима (и приносит пользу) везде и всегда.

     Хатха-йога – универсальный способ поддерживать здоровье.  Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Но не только это. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

     Йога для детей научит малыша концентрации, дисциплине и поднимет настроение. Но только с правильным подходом! Чтобы заинтересовать ребенка детской йогой, я придумываю  интересные ассоциации для каждого упражнения. Большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы. 

Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

Пранаямы - дыхательные упражнения. Например: «Голоса животных», «Лодочка на волнах», «Жужжащая пчела», «Корова», «Дышим на вертушку».http://yogateachers.ru/library/page/54lk/54gf/21az/1_uh35649lk96071uh.jpg

Упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение). Гораздо интереснее делать упражнения из детской йоги, когда кроха представляет себя коброй или самолетиком.Йога для детей: самолетикЙога для детей: кобра

Как строить занятия с детьми?

Во-первых, наиболее благоприятный возраст детей для занятий оздоровительной гимнастикой – 5-7 лет, продолжительность занятия от 15-30 минут. В этом возрасте, ребенок легко обучается новым движениям.

Во-вторых, наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. «Игра помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого развития и творчества», - говорил Блаженный Августин. Игра, а точнее сам факт наличия в любой игре правил, учит ребенка понимать, что в жизни есть тоже определенные законы. При этом, когда ребенок играет, он не испытывает страха, что может сделать что-то неправильно. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру. В своей работе все занятия с детьми я строю на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата,  играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми.  

В-третьих, хатха-йогой не следует заниматься после еды, наиболее правильным и полезным будет их выполнение через 1 час после приема пищи, либо за 30 минут до еды; всегда следует выполнять после дыхательных упражнений; комплекс упражнений хатха-йоги должен строиться в строгой последовательности: сначала упражнения, выполняемые из положения лежа, затем – сидя; для получения оздоровительного эффекта занятия с элементами хатха-йоги должны проводиться систематически - не менее 2-3 раз в неделю. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

Помните! Самая тяжелая работа – работа над собой. И самая большая победа – победа над собой!

Литература:

  1. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей /Л.И.Латохина. – М.: Просвещение, 1993. – 160 с.
  2. http://www.uaua.info/ot-3-do-6/razvitie-ot-3-do-6/news-44758-yoga-dlya-detey-asany-dlya-samyh-malenkih-v-veselyh-kartinkah/
  3. http://sundekor.ru/uchebnyj-material/khatkhaioga-i-dykhatelnaia-gimnastika-na-zaniatiiakh-po-fizicheskoi-kulture/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад № 5 «Солнышко» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан Хатха-йога - нетрадиционная форма здоровьесбережения в условиях ДОУ Воспитатель Веретенникова Светлана Анатольевна

Слайд 2

Актуальность Актуальностью данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность , беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься детской йогой .

Слайд 3

Хатха -йога Слово « хатха » как существительное значит сила. Как наречие « хатха » переводится как принуждение, против воли, бороться с волей. Хатха является соединением двух слов «ха» и « тха ». «Ха»- это солнце, а « Тха » - это луна. Солнце символизирует процессы возбуждения, согревания, Луна - процессы торможения, охлаждения.

Слайд 4

Детская йога особенно полезна: Тревожным и легковозбудимым детям; Детям, которые болеют простудными заболеваниями больше 2-3 раз в год; Малоподвижным детям; Всем детям и подросткам, имеющим заболевания нервной системы; Детям, ощущающим дефицит общения.

Слайд 5

Противопоказания травмы головного мозга; травмы позвоночника; выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника; острое лихорадочное состояние; кровотечения; острый тромбофлебит; высокое артериальное, внутричерепное или внутриглазное давление.

Слайд 6

Позы Хахта -йоги Упражнений в хатха - йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение) . Гораздо интереснее делать упражнения из детской йоги, когда кроха представляет себя коброй или самолетиком.

Слайд 7

Поза «Кобры»

Слайд 8

Поза «Доброй кошки»

Слайд 9

Поза «Бабочка»

Слайд 10

Поза «Лодочка»

Слайд 11

Поза «Черепаха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хатха-йога как нетрадиционный метод здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Хатха-йога как нетрадиционный метод здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду

Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Методическое объединение : «Здоровьесбережение как средства реализации Образовательного Стандарта в современном детском саду»

Даный материал содержит конспект методического объединения "здоровьесбережение как средство реализации Образовательного Стандрта в современном детском саду" сопровожденный презентацией по да...

Доклад на тему «Здоровьесбережение как средства реализации Образовательного Стандарта в современном детском саду»

Даный материал содержит конспект  "здоровьесбережение как средство реализации Образовательного Стандрта в современном детском саду"" сопровожденный презентацией по данному вопросу,...

Развивающая пространственная среда в современном детском саду

http://gcro.nios.ru/razvivayushchaya-prostranstvennaya-sreda-v-sovremennom-detskom-saduС наступлением  лета большую часть времени дети проводят на улице. Особое внимание в нашем дошкольном образо...