Психолого-педагогические условия построения развивающей образовательной среды В МБДОУ «Детский сад №8» в современных реалиях
материал по логопедии

Рогожина Елена Александровна

В современном обществе происходят кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования. Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»
города Сорочинска Оренбургской области

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №8»

В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

Выполнила: учитель-логопед

Рогожина Е.А.

2023 г.


В современном обществе происходят кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования. Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС   ДО является создание образовательной среды, которая:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
  • воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника

 Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении. Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов). Этот комплекс включает четыре структурных компонента:

  1. Пространственно-предметный – помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория;
  2. Социальный – характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей);
  3. Психодидактический – содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.
  4. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия.

1.Пространственно-предметный компонент образовательной среды. Наше дошкольное учреждение  расположено  в типовом 2-х этажном здании, имеются отдельные специальные помещения: физкультурный зал; музыкальный зал, методический кабинет, логопедический кабинет, кинозал,  групповые помещения, приемные. Также имеются медицинский кабинет, пищеблок, прачечная. Все кабинеты оборудованы в соответствие с их функциональным назначением и отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.

В своей работе педагоги детского сада широко используют: магнитофоны, музыкальный центр, микрофоны, ноутбуки, мультимедийный проектор.  В ДОУ имеются специальные учебные пособия  и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения  речи (ТНР). Для каждого входа оборудованы лестницы, у центрального входа есть пандус для лиц с ОВЗ, на входной двери указан контактный номер телефона для вызова сотрудника с целью  оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги). 

Территория детского сада имеет ограждение, на территории имеется зеленые насаждения.

2.Социальный компонент образовательной среды

Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребёнка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Для личностного и социального развития ребёнка очень важны сложившиеся отношения с первой в его жизни общественной формацией - группой детского сада - от этого во многом зависит его последующий путь, его дальнейшая судьба. Воспитатель - как далёкий, не имеющий к ребёнку родственного отношения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определённый опыт социального взаимодействия. Между педагогами и детьми выстраиваются определенные отношения сотрудничества и взаимодействия. Одни дети активно вступают в контакт с воспитателем и другими детьми, как только начинают ходить в детский сад, другие привыкают к такому взаимодействию постепенно, шаг за шагом выстраивая новые отношения. Тем не менее, между любым ребенком и любым педагогом постепенно складываются определенные формы сотрудничества. Помимо взаимоотношений с воспитателем, дошкольники выстраивают отношения друг с другом. Дети умеют играть в коллективные игры и организовывать совместную игровую деятельность. Педагоги в группе пользуются большим авторитетом у детей. Ребята с удовольствием выполняют поручения воспитателей (убрать за собой посуду, игрушки и т.д.), быстро реагируют на их просьбы и замечания, сами с большим удовольствием идут на контакт – задают вопросы, при необходимости обращаются за помощью. Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОО – это не просто коммуникативное насыщение жизни воспитанников в группе, это еще и согласованная, скоординированная деятельность воспитателей, методиста, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, логопеда, самих воспитанников и, конечно же, родителей (законных представителей) детей. Взаимодействие участников педагогического процесса можно пронаблюдать, например, в ходе проведения различных смотров-конкурсов и конкурсах творческой или спортивной направленности. В таких мероприятиях активно участвуют как воспитатели, так и узкие специалисты – музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и, конечно же, родители дошкольников. Вовлечение родителей в проводимые культурно массовые, досуговые и спортивные мероприятия оказывает положительное влияние на взаимоотношения родителей и детей. В целях учёта мнения родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам управления ДОУ и при принятии локальных актов, затрагивающих права и интересы воспитанников, в ДОУ создан и работает Совет родителей.

С целью комплексного психолого-педагогического сопровождения, гарантирующего получение необходимой помощи, на основании решения заключения центральной психолого- педагогической комиссии в нашем детском саду открыт логопедический пункт  для детей с тяжелыми нарушениями речи.  

3. Психодидактический компонент образовательной среды

Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 8» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. С целью обеспечения реализации комплексного подхода, идеи единства, целостности, неразрывности образовательного процесса педагогами разработаны интегрированные комплексно-тематические планы, на основе которых строится работа с детьми в течение учебного года. Наше учреждение имеет лицензию на осуществление дополнительного образования детей.  В ДОУ выстроена четкая система методического контроля и анализа результативности воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития дошкольника и функционирования ДОУ в целом. Система внутренней оценки качества образования функционирует в соответствии с требованиями действующего законодательства, созданная система работы ДОУ позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы участников воспитательно-образовательной деятельности. В работе с детьми достаточно широко используется следующие методики и технологии:

- игровые методы

- технологию проектной деятельности;

- наглядные (демонстрация презентаций, показ тематических картинок, действия детей по схемам);

 - словесные (рассказ, объяснение, элементы беседы) и практические методы и приемы (упражнения с дидактическим материалом, показ способа действия (работа на макете, игра);

 - здоровьесберегающие (физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные игры);

- информационно-коммуникационные (использование фото и видеоматериалов);

- при взаимодействии с детьми использует личностно-ориентированный подход;

- проблемно-поисковые методы.

4. Субъекты образовательного процесса

Дети (воспитанники). Количество детей в группах общеразвивающей направленности определяется в соответствии с СанПиНом и Уставом МБДОУ и составляет - .

Педагоги (воспитатели). Педагогическую деятельность в ДОУ осуществляют 17 педагогов, большая часть педагогических работников имеют стаж работы свыше 15 лет, Педагоги - стажисты являются незаменимой ценностью для коллектива, т.к. их профессиональная деятельность всегда отличается высокой эффективностью и стабильным функционированием. В детском саду имеются все условия для повышения профессионального уровня педагогов. Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в работе методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, а также саморазвиваются.

Создание среды возможно только там, где происходит овладение разными способами действия, где каждый субъект среды оказывает влияние на другой субъект и в связи с этим может изменить собственную позицию, выработать новый способ взаимодействия или своими суждениями, действиями оказать влияние на изменение позиций других субъектов.

В нашем ДОУ каждый педагог, ребенок, руководитель учреждения, родитель организует, принимает участие в создании образовательной среды. Все субъекты оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

     В своем дошкольном учреждении мы стараемся создать образовательную среду, которая будет стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...

Тема: «Участие родителей в построении предметно- пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома»

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Организация развивающе...

Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»

Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Предметно-развивающая среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кром...