Проект СКОРО В ШКОЛУ
проект (подготовительная группа)

Генрих Ирина Владимировна воспитатель

Подготовка к школе — сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт. Поступление в школу и начальный период обуче­ния вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skoro_v_shkolu_2.docx50.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

СКОРО В ШКОЛУ

Актуальность

Подготовка к школе — сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:

  • смена режима сна и питания;
  • увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом;
  • смена стиля общения со взрослыми;
  • необходимость выполнения школьных правил;
  • необходимость установления контактов со сверстниками;
  • увеличение объема интеллектуальной нагрузки, полный самоконтроль
  • и многое другое.

Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.

Главное, что необходимо ребенку, — положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей, воспитателей и учителей.

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе должен принадлежать общему развитию. Это означает, что педагоги и родители должны заботиться прежде всего о том, чтобы у детей были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для них деятельности — учебной.

Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» — развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений, навыков, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении — развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому знания, которые получает ребенок в детском саду, должны быть востребованы в его жизнедеятельности сегодня и сейчас, а их отбор осуществляться в первую очередь с позиции будущего.

В последнее время отмечается тенденция увеличения числа детей, которые не хотят идти в школу, успеваемость школьников падает, отсутствует положительная мотивация к занятиям; в школе все больше интеллектуально пассивных детей, которые избегают мыслительной деятельности. Одна из причин — отсутствие познавательного интереса, который должен быть сформирован в дошкольные годы.

Подготовка к школе — сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт

Одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.

Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Однако одним из основных условий успешного обучения является необходимость воспитания положительного отношения к школе.

На наш взгляд, воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий.

  1. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта «Скоро в школу».
  2. Создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности.
  3. Понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.
  1. Педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности к школьному обучению.
  2. Осуществление связи ДОУ со школой в вопросах преемственности в условиях внедрения стандартов второго поколения.

Таким образом, анализ литературы и данные практики убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Вид проекта: комплексный, групповой.

Сроки реализации: в течение года.

Участники: воспитатели, учителя, дети подготовительной к школе группы, родители, педагог-психолог, заместитель заведующей по ВМР.

Взаимодействие педагогов: воспитатели групп, учителя, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, родители, инструктор по физкультуре.

Продукт детской деятельности:

- совместный досуг с родителями «Скоро в школу»;

- выставка детских работ «Скоро в школу»;

- литературно-музыкальная композиция «Выпускной бал»;

- кукольный театр «Лесная школа»;

- создание альбомов «Школьники», «Скоро в школу»;

- оформление в группе уголка будущего школьника;

- занятие-практикум с родителями «Учиться с удовольствием».

Цели проекта

        Создание условий для общего психического развития детей и формирования у них психологической готовности к современному, развивающему школьному обучению. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы.

Цель психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников: развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.

Цель для педагогов: формирование у педагогов детского сада необходимых ключевых компетенций по обеспечению преемственности со школой в условиях внедрения стандартов второго поколения.

Конкретная цель: повышение качества образования через создание нового механизма взаимодействия в системе ДОУ — семья — школа.

Задачи

1.Развивать у детей желание и умение учиться, способность к овладению УУД.

2.Формировать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, используя навыки исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.

3.Развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности через включение дошкольников в особые формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом, специфичные для ситуации учения, и формирование на этой основе базиса социальной компе-тентности.

4.Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развивать его положительное мировосприятие.

5.Разработать и реализовать механизмы взаимодействия в системе ДОУ - семья - школа.

6.        Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей путем вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

7.        Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка позиции школьника.

8.        Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.

9.        Ознакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению.

10.        Оказать помощь родителям в решении психологических и педагогических проблемных ситуаций, связанных с подготовкой и обучением детей в школе.

Ожидаемый результат

• Сформированность УУД, обеспечивающие преемственность перехода от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения ребенка в начальной школе.

•        Согласованность позиций родителей, детского сада и школы по готовности к обучению в школе.

•        Сформированность у большей части детей навыков исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.

•        Программа реальных действий партнеров по обеспечению перехода ребенка из ДОУ в школу.

•        Сформированность у педагогов детского сада необходимых ключевых компетенций по обеспечению преемственности со школой в условиях внедрения стандартов второго поколения.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

В детском саду

С родителями

—        Занятие «Беседы о школе»

—        Рассматривание картин и составление рассказов о школе

—        Развлечение «Скоро в школу»

—        Выпускной бал

—        Экскурсии в школу

—        Изготовление поделок для выставок

—        Совместная игровая деятельность

—        Чтение художественной литера-туры о школе

— Посещение школы

—        Просмотр телепередач, фильмов

—        Изготовление поделок для выставок

—        Выполнение заданий воспитателей

—        Совместная игровая деятельность

—        Дни открытых дверей

—        Посещение школьной библиотеки

—        Сюжетно-ролевая игра «Школа»

—        Рассматривание иллюстраций, чтение книг о школе

—        Изготовление детских работ школьной тематики

—        Игры, моделирующие школьную жизнь

Взаимодействие

родители

учитель-логопед

педагог-психолог

инструктор по физкультуре

музыкальный руководитель

учителя

Анкетирование;

индивидуальные и групповые консультации; собрания; круглые столы; практикум; выполнение заданий воспитателей; помощь в создании условий в группе для организации уголка будущего школьника; проведение совместных ме роприятий

Подбор материала по школьной теме; проведение открытого занятия; участие в родительских собраниях, круглых столах

Анкетирование; проведение диагностики; консультирование; участие в родительских собраниях, круглых столах;

Проведение физкультурных праздников; консультации

Проведение праздников и развлечений;

консультации

Проведение

круглых столов,

педсоветов,

семинаров,

консультаций;

организация

совместных

выставок,

открытых уроков; посещение библиотеки

помощь

в проведении

совместных

мероприятий

Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей к школе

методическая работа

Работа с детьми

Работа с родителями

—        встречи педагогов детского сада и учителей начальных классов;

—        консультации-практикумы;

—        совместные педсоветы;

—        взаимопосещения уроков и занятий учителями и воспитателями

—        экскурсии детей в школу;

—        дни открытых дверей в детском саду и школе;

—        совместные праздники и развлечения;

—        совместная игровая деятельность старших дошкольников и учеников 1-го класса;

—        выставки детских рисунков;

—        проведение диагностики

—        анкетирование;

—        родительские собрания;

—        консультации-практикумы;

—        дни открытых дверей в детском саду и школе;

—        совместные занятия с детьми и родителями;

—        наглядная информация

Этапы

Подготовительный этап

- Изучение нормативной и методической литературы, опыта работы других педагогов;

- анализ диагностики развития детей; 

- подбор игр, пособий, иллюстративного материала школьной тематики;

- разработка перспективного плана, включающего работу с детьми, родителями, воспитателями, учителями.

Основой этап

Работа с детьми

  1. Анкетирование.
  2. Комплексные занятия, посвященные школьной теме, беседы о школе.
  3. Сюжетно-ролевые игры «Школа».
  4. Экскурсии в школу.
  5. Участие в школьных выставках.
  6. Дидактические и подвижные игры школьной тематики.
  7. Организация в группе уголка будущего школьника.

Работа с родителями

  1.  Анкетирование.
  2. Родительское собрание.
  3. Круглый стол.
  4. Семинары.
  1. Консультации.
  2. Оформление информационного стенда.
  3. Совместные занятия с детьми и родителями.
  4. Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.

Заключительный этап

Презентация опыта работы по теме «Скоро в школу».

Система педагогической работы с детьми подготовительной к школе группы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению

Первое направление — формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и обучению.

Задача

Форма организации работы

Результат

1

Сформировать у детей первоначальные знания о школе», создать положительную психологическую установку на школу

Рассказ воспитателя о своем первом дне в школе. Рассматривание старого букваря, школьных тетрадей, грамот, фотографий, иллюстраций в журналах и т.д.

Расширение знаний детей о мире школьников

2

Обогатить знания детей о школе, ознакомить со школьным двором, спортивной площадкой

Прогулка к школе. Рисование на тему: «Здание школы»

Зарождение чувства доверия к школе

3

Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу

Рассматривание картин о школьной жизни. Посещение линейки, посвященной Дню знаний

Пробуждение интереса к различным сторонам школьной жизни

4

Закрепить интерес к различным сторонам школьной жизни

Коллективное создание альбома о школе. Чтение стихов о школе (А. Барто. «Мама или я?», М. Бородицкая. «Первоклассник», М. Садовский. «Первое сентября» и др.)

Пробуждение интереса к школьной

ЖИЗНИ |

Второе направление — формирование интереса к новому, школьному, содержанию занятий.

Задача

Форма организации работы

Результат

1

Вызвать положительное эмоциональное переживание, познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой

Экскурсия в школу. Выставка детских работ после посещения школы

Желание прийти в школу еще раз. Возникновение эмоционально-положительного отношения к школе

Желание пойти в школу

2

Показать важность и значимость школьных знаний

Посещение уроков

3

Закрепить знания о школьных атрибутах

Игра «Первоклассник»

Желание учиться в школе

4

Определить уровень информированности о школьной жизни

Рисование на тему: «Что я знаю о школе?»

Желание пойти

в школу

5

Закрепить полученные знания и представления о школе

Создание уголка первоклассника. Рассматривание школьных принадлежностей, загадки о них

Интерес к школе, школьным атрибутам

6

Выявить особенности внутренней позиции у детей 6-7 лет

Сюжетно-ролевая игра «Школа». Чтение стихов и рассказов о школе (М. Ясное. «Подходящий угол», В. Орлов. «Что написано в тетрадке», В. Голявкин. «Не везет» и др.). Словесные и дидактические игры на школьную тематику

Новый уровень самосознания

Третье направление — ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведение.

Задача

Форма организации работы

Результат

1.

Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена)

Экскурсия в школу во время перемены. Детское творчество на тему: «В какой школе я хочу учиться?»

Желание быть школьником

2

Показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика

Кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил»

Знакомство со школьными правилами

3

Закрепить знания о правилах поведения в школе, на уроке

Ифы «Лесная школа», «Сосед, подними руку» и др.

Желание выполнять

установленные

правила

4

Развивать школьные навыки

Игра, моделирующая школьные ситуации: «Школа наоборот»

Принятие решения

5

Уточнить знания детей о школьной организации

Беседы «Что можно сделать

за перемену?», «Школа и ее правила»

Усвоение школьных правил поведения

6

Формировать знания о школьной дружбе

Чтение рассказов К.Д. Ушинского

Желание иметь друга

7

Помочь лучше подготовиться к школе

Совместные с первоклассниками праздники, выставки

Возникновение содержательных контактов между детьми

Четвертое направление — признание роли и авторитета учителя.

Задача

Форма организации работы

Результат

1

Создать образ доброго учителя

Беседа об учителе после посещения школы

Чувство радости от общения с учителем

2

Возбудить чувство доверия к учителю

Встреча учителя с дошкольниками в детском саду

Растущий интерес к учителю

Перспективный план реализации проекта

Направление работы

Форма сотрудничества       и ее содержание

Срок

Ответственный

Ресурс

Работа с детьми

Экскурсия детей подготовительной к школе группы в школу

Октябрь, ноябрь

Учителя начальных классов, воспитатели

Дети, родители

Проведение диагностических методик по формированию мотивационной готовности к школе

Сентябрь, май

Педагог-психолог

Дети

Совместное участие в конкурсах, выставках

В течение года

Воспитатели, учителя

Дети, родители

Школа будущего первоклассника. Занятие для детей подготовительной к школе группы с учителем начальных классов

Март

Завуч школы, заведующая детским садом, заместитель заведующей по ВМР

Дети, учителя, воспитатели

Театрализованное представление в детском саду «В гостях у сказки»

В течение года

Воспитатели

Дети

Совместная игровая деятельность старших дошкольников и учеников 1 -х классов

В течение года        

Учителя началь ных классов, воспитатели

Дети

Участие детей в выпускных утренниках в детском саду

Май

Учителя, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре

Дети, учителя, воспитатели

Дни открытых дверей

Апрель

Заведующая, зам.заведующей по ВМР, воспитатели

Дети, воспитатели, специалисты

Работа с родителями

Анкетирование родителей будущих первоклассников

Сентябрь - октябрь

Воспитатели

Родители

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психофизические особенности детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения. Подготовка к школе.»

Октябрь

Воспитатель,

учителя начальных классов, педагог-психолог

Родители

Встречи с учителями «Дни открытых дверей в детском саду»

Октябрь, январь, апрель

Завуч школы, заведующая, зам.заведующей по ВМР, учителя

Дети, родители, воспитатели

Открытые занятия для родителей будущих первоклассников: «Учиться с удовольствием»

В течение года

Зам. по ВМР, воспитатели

Родители, дети

Совместный досуг «Скоро в школу»

Март

Зам.заведующей по ВМР, воспитатели, специалисты

Родители, дети, воспитатели

Консультация «Ребенок пошел в школу»

Ноябрь

Воспитатели, педагог-психолог, учителя

Родители

Тематическая выставка «Поступление в школу-важное событие в жизни ребенка»

Январь

Воспитатели, педагог-психолог

Родители

Консультационный пункт для родителей будущих первоклассников

Февраль-май

Воспитатели, педагог-психолог, учителя, специалисты

Родители

Практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Март

Воспитатели, учителя

Родители

Родительское собрание «Как готовы к школе наши выпускники»

Май

Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед

Родители

Совместные ПМПК с родителями

Апрель

Воспитатели, специалисты

Родители

Наглядная информация в  родительском уголке «Скоро в школу»

В течение года

Воспитатели, специалисты

Родители

Выпускной бал

Май

Воспитатели, специалисты

Родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Скоро в школу мы пойдём»

Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.Задачи:-знакомство детей со школой и профессией учителя;-создание предметно-развивающей среды для ознако...

Проект "Скоро в школу мы пойдём"

Проект "Скоро в школу мы пойдём"...

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...

Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...

Проект "Скоро в школу" (подготовительная к школе группа)

Цель:- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.Задачи:1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.2. Развитие у детей «школьной зрелости».3...

Проект "СКОРО В ШКОЛУ" в подготовительной к школе группе

Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС ДО. Задачи:Образователь...