«Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя ДОУ»
методическая разработка

Окинчук Инна Васильевна

«Использование элементов системы обучения Карла Орфа

в работе музыкального руководителя ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka.docx238.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ

«Использование элементов системы обучения Карла Орфа

в работе музыкального руководителя ДОУ»

Использование элементов системы обучения Карла Орфа

в работе музыкального руководителя ДОУ

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к сожалению, почти не касается музыкального образования, ведь в сегодняшнем понимании все, что связано с музыкой, на фоне важности преобразований в школьной системе, не выглядит серьезно и важно. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А. написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Приобщение к музыке по мнению К.Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д.

Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”, по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

Прогрессивные идеи К.Орфа:

всеобщее музыкально-творческое развитие;

детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;

связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.

В нашем детском саду дети занимаются эелементарным музицированием в студии «Тарабанчики», где применяются приемы и методы работы с воспитанниками, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, а так как основное направление в технологии К.Орфа - игровые модели занятий, то они наиболее приемлемы в работе музыкального руководителя ДОУ. Овладевая языком музыки, познавая средства ее выразительности на занятиях студии, и применяя их в своей исполнительской практике, дети и разумом, и чувствами вовлекаются в творение музыки. Навыки, знания и умения приобретаются в процессе разносторонней деятельности к видам которой можно отнести следующее:

пение и движение под музыку

речевая декламация и ритмические упражнения

освоение теории музыки в исполнительской практике и моделирование выразительных средств

театрализация как совокупность интонационного, ритмического, двигательного в музыкальном воспитании

слушание музыки с постепенной выработкой ценностного отношения

игра на элементарных детских музыкальных инструментах.

Упражнения для работы на занятиях

(с применением рекомендаций Шульверка Карла Орфа)

Ритмично декламируемые прибаутки, стихи:

Играет кот на скрипке,
На блюде пляшут рыбки,
Танцуют чашки, блюдца,
А лошади смеются!

Под горою у реки живут гномы-старики.
У них колокол висит, позолоченный звонит:
Диг-диги, диги-дон –
Посмотри, откуда звон!

Черти в озере купались,
Черти рожками бодались,
Черт чертенка как толкнул,
И чертенок утонул!

Мой игрушечный петух
Развивает утром слух!
Песню слышно далеко
- Кукареку!Ко-ко-ко!

Стихи произносим ритмично, ритм четверостиший поддерживаем шумовыми инструментами. Дети подбирают инструменты, звучание которых соответствует содержанию стихотворения.

Фонопедическое упражнение-игра «Весенние голоса»

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко).

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка).

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз).

И дальше побежал (булькаем).

Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет).

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)

Говорим детям, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Педагог говорит текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в детском саду, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.

Развиваем воображение

«В доме моем тишина» сл.и муз. Т.Боровик

Пример № 1:

1. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,
Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)

3. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - звучунчуки звучат (2раза)

4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)

5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя ДОУ.

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

«Интегрирование элементов системы обучения Карла Орфа в работу музыкального руководителя ДОУ»

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

Использование элементов системы обучения Карла Орфа

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

Методическая разработка "Использование элементов системы обучения Карла Орфа"

Методическая разработка  "Использование элементов системы обучения Карла Орфа"...

Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя»

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

«Использование элементов системы обучения Карла Орфа на музыкальных занятиях»

На своих занятиях я применяю приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкаль...