«Интегрирование элементов системы обучения Карла Орфа в работу музыкального руководителя ДОУ»
учебно-методическое пособие по музыке (младшая группа) на тему

Леонтьева Елена Борисовна

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к сожалению, почти не касается музыкального образования, ведь в сегодняшнем понимании все, что связано с музыкой, на фоне важности преобразований в школьной системе, не выглядит серьезно и важно. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей.

В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Приобщение к музыке по мнению К.Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx112.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №114 Центрального района

 Санкт-Петербурга

Учебно-методическое пособие

«Интегрирование элементов системы обучения Карла Орфа

в работу музыкального руководителя ДОУ»

Подготовила: музыкальный руководитель

Леонтьева Е.Б.

Санкт-Петербург,

2018 г.


Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к сожалению, почти не касается музыкального образования, ведь в сегодняшнем понимании все, что связано с музыкой, на фоне важности преобразований в школьной системе, не выглядит серьезно и важно. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей.

В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал.

 Психолог Маслоу А. написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Приобщение к музыке по мнению К.Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д.

Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”, по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

Прогрессивные идеи К.Орфа:

  • всеобщее музыкально-творческое развитие;
  • детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;
  • связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.

В нашем детском саду дети занимаются элементарным музицированием в студии «Тарабанчики», где применяются приемы и методы работы с воспитанниками, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, а так как основное направление в технологии К.Орфа - игровые модели занятий, то они наиболее приемлемы в работе музыкального руководителя ДОУ. Овладевая языком музыки, познавая средства ее выразительности на занятиях студии, и применяя их в своей исполнительской практике, дети и разумом, и чувствами вовлекаются в творение музыки. Навыки, знания и умения приобретаются в процессе разносторонней деятельности к видам которой можно отнести следующее:

  • пение и движение под музыку
  • речевая декламация и ритмические упражнения
  • освоение теории музыки в исполнительской практике и моделирование выразительных средств
  • театрализация как совокупность интонационного, ритмического, двигательного в музыкальном воспитании
  • слушание музыки с постепенной выработкой ценностного отношения
  • игра на элементарных детских музыкальных инструментах.

Упражнения для работы на занятиях

(с применением рекомендаций Шульверка Карла Орфа

  • Ритмично декламируемые прибаутки, стихи:

Играет кот на скрипке, 
На блюде пляшут рыбки, 
Танцуют чашки, блюдца, 
А лошади смеются!

Под горою у реки живут гномы-старики.
У них колокол висит, позолоченный звонит:
Диг-диги, диги-дон –
Посмотри, откуда звон!

Мой игрушечный петух
Развивает утром слух!
Песню слышно далеко
- Кукареку!Ко-ко-ко!

Стихи произносим ритмично, ритм четверостиший поддерживаем шумовыми инструментами. Дети подбирают инструменты, звучание которых соответствует содержанию стихотворения.

  • Фонопедическое упражнение-игра «Весенние голоса»

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко).

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка).

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз).

И дальше побежал (булькаем).

Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет).

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)

Говорим детям, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Педагог говорит текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в детском саду, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.

  • Развиваем воображение

«В доме моем тишина» сл.и муз. Т.Боровик

Пример № 1:

1. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,

Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)

3. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно - звучунчуки звучат (2раза)

4. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)

5. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)

hello_html_m4f4d1980.jpgЭту игру можно назвать «звуки дома». На стадии разучивания можно предложить детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания дети придумывают, как могут выглядеть персонажи песенки –шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию участники занятия рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков.

  • Речевая диалогическая игра по песенке «Таря-Маря»

Педагог: - Таря-Маря в лес ходила…

Дети: - В лес ходила?

Педагог: - Таря-Маря шишки ела…

Дети: - Шишки ела?

Педагог: - Шишки ела, вам велела.

Дети: - Шишки ела, нам велела. А мы шишек не хотим, Таре-Маре отдадим.

hello_html_95d285e.png

Речевая диалогическая игра для развития ритмического и интонационного слуха. Используя эту игру на занятии, постарайтесь, чтобы дети исполняли ее сопровождая выразительной мимикой и жестами, Это помогает рождению выразительной интонации.

Придумываем, как может выглядеть эта Таря-Маря, какой у нее характер, какое настроение. Все это передаем через яркое исполнение, а может и в рисунке.

  • Осенняя картина

В зарисовку включается

1. Звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»

2. Речевая интонационная игра “Осенины”

3. Песня об осени

Звучащие жесты:

«Дождик накрапывает»

(игра с использованием звучащих жестов)

Мелкий дождик моросит, Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)

В листьях сада шелестит, Кап –кап- кап- кап! (шуршим «ладошками»)

Мокнет мячик у ворот, Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород, Кап-кап-кап-кап!(Степанов В.)

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаем внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

Речевая интонационная игра

Осенины, осенины”

Осенины, осенины -

У дождинок именины.

Осенины, осенины -

Паутинок именины.

Осенины, осенины –

Разных красок именины

Осенины, осенины-

Тихих звуков именины.

Работая над этим текстом, важно создать атмосферу «тихой золотой» осени. Используем «естественные» звуки – шлепки по коленям, щелчок пальцами, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.

По желанию дети дорисовывают картину осени в своих рисунках (домашнее задание)

  • Картинка «Куклы»

Используются музыкальные произведения из программы О. П. Радыновой, «Музыкальные шедевры».

В зарисовку включаются

  • Игра «Матрешки»;
  • песенка «Неваляшки»;
  • музыкально-ритмическая импровизация на музыку Лядова «Музыкальная шкатулка”.

Игра «Матрешка»

Ты, матрешка, попляши, 
- Ух-ах! Ух-ах!
Нам платочком помаши!
- Ух-ах! Ух-ах!
Мы похлопаем в ладошки.
- Ух-ах! Ух-ах!
И попрыгаем немножко.
- Ух-ах! Ух-ах!

На слова «ух-ах» добавляем звучание шумовых детских инструментов, инструменты дети выбирают сами из имеющихся.

Можно ввести понятия высокие – низкие звуки: “ух” - звук высокий, “ах” - низкий.

Песня «Неваляшки»

После разучивания песни выбираем подходящие по тембру шумовые

инструменты. Как правило, дети выбирают треугольники, бубенцы,

металлофоны. Ребята предлагают добавить в исполнение песни движения кукол, появляется музыкально-ритмическая импровизация. В результате совместного творчества рождается зарисовка «Куклы». Кроме того, в разных видах деятельности в момент создания зарисовки, дошкольники сталкиваются с понятиями ритм, тембр, регистр и другими теоретическими понятиями. Часто на таком занятии ребята с удовольствием рассказывают о своих любимых игрушках, что придает занятию теплую эмоциональную окраску.

На занятиях применяем прием имитации игры на музыкальных инструментах.

В этой деятельности используются также имеющиеся в детском саду детские инструменты. Хрестоматийным примером такого вида работы можно назвать песню «Веселый музыкант».

Эту линию удачно продолжает песня-игра «Оркестр».

Группа делится на подгруппы, каждая подгруппа исполняет партию того или иного инструмента, которые упоминаются в песне (скрипка, флейта, труба, бубны, барабаны) и разучивают свои партии. Затем подгруппы располагаются полукругом как музыканты в оркестре. Руководит оркестром дирижер. Сначала по знаку дирижера поют все общее начало. Затем поет первая подгруппа, подражая игре на скрипке. Вновь общее начало. Во втором проведении куплета вступают скрипачи и вместе с ними вступают флейтисты. С каждым куплетом играют все больше инструментов. Звучит оркестр. Игра интересна, когда каждая подгруппа, дойдя до своего инструмента, далее продолжает играть только на своем инструменте. В последнем проведении припева звучит уже весь оркестр под руководством дирижера. Если есть возможность добавить настоящие шумовые инструменты, то это украсит звучание оркестра.

Оркестр

Начало всех куплетов:

Мы славные артисты: на всем играть умеем, 
У нас есть кларнетисты, а также и флейтисты.

ПРИПЕВЫ:

1. Вот, например, вот вам скрипка, 
Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот как мы играем.

2. Вот, например, вот вам флейта, 
Тю- лю- лю, вот, вот, вот, вот как мы играем.

3. Вот, например, вот вам медная труба
Тра-та-та, вот, вот, вот, вот как мы играем.

4. Вот, например, вот вам бубны, 
Дзин-дзин, бум-бум, вот, вот, вот, вот как мы играем.

5. Вот, например, вот турецкий барабан, 
Шлем, бом-бом, вот, вот, вот, вот как мы играем

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К.Орфа в полном объеме в условиях детского сада нецелесообразно – специфический подход педагога к подбору музыкального инструментария, репертуару, основанному на национальной музыке Западных стран ограничивает возможности учебно-воспитательного процесса.

Считаю, что подход Карла Орфа безусловно интересен и продуктивен, т. к. позволяет сделать занятия в детском саду интересными и динамичными, ребенок - творец звуков окружающего мира и музыки. Музыкальная НОД становится «обучением в действии». Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии.

Ребенок – соавтор и создатель собственного музыкального мира. В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир.

Литература

  1. ДмитриеваЛ.Т., Черноиваненко Н.М / Л.Т. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко “Методика музыкального воспитания” М. “Академия”2000г.
  2. Зимина А.Н. / А.Н. Зимина “Народные песни с пением” М. “ГНОМ и Д” 2000г.
  3. Тельгарова Р.А. / Р.А. Тельгарова «Уроки музыкальной культуры” ” М. “Просвещение” 1991г.
  4. Тютюнникова Т.Э. / Т.Э. Тютюнникова “Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа” М.”Астрель” 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя ДОУ.

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

Использование элементов системы обучения Карла Орфа

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

Методическая разработка "Использование элементов системы обучения Карла Орфа"

Методическая разработка  "Использование элементов системы обучения Карла Орфа"...

Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя»

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

«Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя ДОУ»

laquo;Использование элементов системы обучения Карла Орфав работе музыкального руководителя ДОУ»...

«Использование элементов системы обучения Карла Орфа на музыкальных занятиях»

На своих занятиях я применяю приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкаль...