Консультация для воспитателей «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»
консультация

Рогач Юлиана Александровна

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 
Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему: «Технология исследовательской деятельности в детском саду».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ Детский сад №12 «Аленушка» Семинар на тему: « Применение современных педагогических технологий с детьми в ДОУ» Подготовила воспитатель : Рогач Юлиана Александровна, г .Людиново 2020/2021 уч. год

Слайд 2

Позиция взрослого по отношению к ребенку: « Не рядом, не над ним, а вместе !» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. «Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться у тому, что он узнал» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Слайд 4

здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; технология проблемного обучения; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя ; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др. Современные педагогические технологии:

Слайд 5

Технология исследовательской деятельности в ДОУ . «Почему?», «Как?» и « Зачем?» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». (китайская пословица) к

Слайд 6

В ФГОС ДО в п.1.4 Основные принципы дошкольного образования отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В п. 2.7 отмечено что, конкретное содержание ОО может реализовываться в разных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской – как сквозных механизмах развития ребенка. В соответствии с ФГОС ДО и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы: одним из ориентиров является любознательность; познавательно-исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности в детском саду наряду с другими видами деятельности. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности

Слайд 7

Ребенок — природный исследователь окружающего мира Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность » Л.С. Выгодский

Слайд 8

Исследовательская деятельность Исследовательская технология это специально - организованная деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника . Цель исследовательской деятельности - формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Слайд 9

Задачи исследовательской деятельности: * Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. *Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. *Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. *Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. *Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. *Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. *Стимулировать желание детей экспериментировать .

Слайд 10

Принципы технологии исследовательской деятельности: 1. учета возрастных особенностей детей 2. индивидуальности и вариативности ; 3. психологической комфортности - создание особой предметно – развивающей среды ; 4. доступности ; 5. систематичности и последовательности ; 6. сознательности и активности ; 7. непрерывности - обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и школой.

Слайд 11

Методы и приёмы организации исследовательской деятельности: постановка и решение вопросов проблемного характера наблюдения эвристические беседы моделирование опыты фиксация результатов «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы подражание голосам и звукам природы использование художественного слова дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие трудовые поручения, действия

Слайд 12

1.Опыты(экспериментирование ) Состояние и превращение вещества Движение воздуха, воды Свойства почвы и минералов Условия жизни растений 2. Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений Виды животных Виды строительных сооружений Виды транспорта Виды профессий Типы исследовательской деятельности 3. Путешествие по карте Стороны света Рельефы местности Природные ландшафты и их обитатели Части света, их природные и культурные «метки» - символы 4. Путешествие по «реке времени» Египет — пирамиды История жилища и его благоустройство.

Слайд 13

«Коллекционирование» Путешествие по «Реке времени»

Слайд 14

Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:

Слайд 15

Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей . Задачи экспериментирования: Расширение кругозора детей о предметах, явлениях, особенностях Формирование способов познания путем сенсорного анализа Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения Развитие коммуникативности , самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции Развитие умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, песочные часы и т.д.)

Слайд 16

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса: 1.Непосредственно- организованная деятельность с детьми(плановые эксперименты) 2.Совместная деятельность с детьми(наблюдение, труд, художественное творчество) 3.Самостоятельная деятельность детей(работа в лаборатории) 4.Совместная работа с родителями(участие в различных исследовательских проектах)

Слайд 17

Организация работы по экспериментированию осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям: Живая природа Неживая природа Человек

Слайд 19

Структура детского экспериментирования постановка проблемы, которую необходимо разрешить; целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось); формулирование выводов.

Слайд 20

Оборудование для исследовательской деятельности 1.Прозрачные и непрозрачные емкости (если стекло убрать в шкаф и пользоваться пластмассовыми емкостями). 2 Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши разного размера. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. 7. Пластиковые контейнеры. 8. Рулетка, линейка. 9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,термометр . 10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки. 11. Цветные прозрачные стеклышки. 12. Лупы, зеркала, магниты. 13. Лопатки, грабли, лейки. 14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Слайд 21

Уголок экспериментирования в нашей группе

Слайд 22

Материалы, подлежащие исследованию 1.Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь . 2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни , пенка для ванн). 3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель. 4.Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел , почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов . 5.Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон , кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Слайд 23

Материалы для исследовательской деятельности

Слайд 24

Правила безопасности при проведении опытно-экспериментальной деятельности: 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси – потом экспериментируй. 3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 4. Грязными руками не трогать глаза. 5. Не брать ничего в рот.

Слайд 25

В своей работе по применению исследовательской технологии мы используем: «Календарно- тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе» Картотеки «Опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Слайд 26

Лэпбук «Капелька воды» Цель: создание условий для развития познавательной активности, интел л ектуально- творческого потенциала детей.

Слайд 27

Взаимодействие с родителями: привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе привлекать родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке совместное детско-взрослое творчество и ндивидуальные беседы, консультации, родительские собрания

Слайд 28

Опытно- экспериментальна деятельность с детьми средней группы Темы: «Воздух» « Дует ветерок » Цель : расширение представлений детей о свойствах воздуха и ветра .

Слайд 29

Опыт «Мыльные пузыри» Цель: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Слайд 30

«Игры с соломинкой» Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Слайд 31

Тема «Свойства предметов» Опыт «Волшебный камень – магнит » Цель : Расширять представления детей опытным путём о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, воду). .

Слайд 32

« Исследуем пищевые продукты - крупы». Цель : сравнить свойства крупы

Слайд 33

Опыт «Снег , какой он?» Цель: выявить свойства снега.

Слайд 34

Опыты «Свойства бумаги» Цель: формировать умение узнавать предметы сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Слайд 35

«Камни» Цель : расширить знания детей о свойствах и строении камней.

Слайд 36

Опыт «Из чего состоит песок? » Цель : Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок.

Слайд 37

Опыт «Плавает - тонет» Цель : исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Слайд 38

« Как живут растения?» Цель: расширить представления детей о росте , строении растений .

Слайд 39

Опыт «Разноцветная вода» Цель: закрепить свойства воды Описание опыта : предложили детям стать «волшебниками» и сделать воду разноцветной. Спросили их , как прозрачная вода может изменить свой цвет? Взяли несколько емкостей с прозрачной водой, приготовили кисть и гуашь. Используя краску, вместе с детьми окрасили воду в стаканчиках, как она изменяется. Мы уже проводили опыт «Прозрачность воды», попробовали опустить игрушку-киндер или ложечку в стакан с краской, обсудили плавает - тонет . Сделайте вывод: в чистой воде – игрушка видна, а в цветной игрушку – не видно.

Слайд 40

Вывод в том , что исследовательская деятельность : во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Слайд 41

Ужасно интересно, Все то, что неизвестно! Ужасно неизвестно, Все то, что интересно! Г. Остер

Слайд 42

«Самое лучшее открытие – то , которое ребенок делает сам ». Ральф У. Эмерсон

Слайд 43

Спасибо за внимание! Желаем творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» №12 «Аленушка»

Материал семинара

для воспитателей

по теме:

«Технология исследовательской деятельности дошкольников»

                                                                      Подготовила воспитатель:

                                                                       Рогач Ю.А

                                           

г. Людиново

 2020-2021уч. год

         

Китайская пословица гласит:


«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

        Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды. 

        Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 
Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему:

«Технология исследовательской деятельности в детском саду».

       Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

      В ФГОС ДО в п.1.4 Основные принципы дошкольного образования отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
    В п. 2.7 отмечено что, конкретное содержание ОО может реализовываться в разных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской – как сквозных механизмах развития ребенка.

      В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является  любознательность.  Ребёнок задаёт вопросы взрослым и сверстникам, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. 

         В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности в детском саду наряду с другими видами деятельности. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности

        Одним из видов деятельности реализации образовательной области «Познавательное развитие» является познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

       В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.)

       Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

       «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

        Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

         Познавательно-исследовательская деятельность, имея в виду активность ребенка, впрямую направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

        Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

      Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

       Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, каковы же задачи исследовательской деятельности:

  • Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
  • Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать  у детей интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.

       В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

       К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

      Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

       Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

        Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребёнка.

Первый этап  характеризуется проявлением любопытства.

       А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности.

 Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

        Как отмечала Н.Г. Морозова: «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром».

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

        Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.В. Пантюхин, Н.Н. Поддъяков и др.).

       Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Н.С. Пантина, главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

        Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Как отмечает В.Т. Кудрявцева, именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.

         Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

        В сознании ребёнка постепенно  меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

     Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность. В связи с этим особый интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование Н.Н.Подьяков выделяет как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.

       Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику  ДОУ. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

     Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

     В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:        

  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

   Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку.

    Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.  С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

        Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, вовремя обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

         Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью  (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой). Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.

        Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию.

         Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы (познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия)» - отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы).

 Очевидна  связь экспериментирования   - с кулинарией 

(экспериментирование с мукой, солью)

- с социально - коммуникативной деятельностью  (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини - выставкам, проявлять себя)

- с игровой  (игры с песком, снегом, водой).

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Структура детского экспериментирования

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
  • формулирование выводов.

 В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: 

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Организация работы по экспериментированию осуществляется по трем взаимосвязанным  направлениям:

•  живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

•  человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

        Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей.

Примерная структура ООД - экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  •  Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Способы поддержки интереса детей к познавательно -исследовательской деятельности.

  • Поощрять  любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
  • Представлять возможность ребенка действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и понятно, помогать ему в этом своим участием.
  • Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

       Из опыта работы хочется сказать, что в нашем детском саду созданы исследовательские мини лаборатория, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей старшего возраста. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

         В каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием, перечень которого вы видите на слайде.

Основное оборудование:

  • приборы – помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, весы (безмен), микроскоп;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и т. д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, кусочки дерева и т. д;
  • технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора и т.д.;
  • разные виды бумаги: картон, обычная, копировальная, наждачная и т.д.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
  • медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;
  • прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стёкла, соль, сахар, мука, сито, свечи и т.д.
  • неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Дополнительное оборудование:

  • Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
  • Книги познавательного характера, атласы.
  • Тематические альбомы.
  • Мини-выставки (тематика различна, например  «Часы бывают разные», «Изделия из камня»).

Взаимодействие с родителями

     Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.  

Мы стараемся:        

• привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях);

• привлекать родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке, проводим консультирование, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и пр.

       Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:

• совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов.

     В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность,

во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;

 во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;

 в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;

в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

       

Памятка для воспитателя

      Организация детского экспериментирования

1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной

    деятельности.

2. Планирование и организация деятельности детей по развитию

    познавательной активности и развитию представлений о

    предметном  мире.

3.Планирование и организация игр с природными материалами

   (песком, водой, глиной).

4.Использование сюжетных игр-путешествий познавательной

   направленности.

5.Планирование и организация опытов и экспериментов с

   различными  предметами и веществами.

6.Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и

   данной  возрастной группе.

7.Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.

8.Наблюдается системность в проведении опытно-

  экспериментальной деятельности.

9.Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.

   10.Оснащенность уголка экспериментирования соответствует

    требованиям и данной возрастной группе.

 

             

           

Памятка для воспитателя

Примерный «алгоритм» подготовки

занятия-экспериментирования

1.Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.

2.Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.

3.Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.

5.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).

6.Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.

7.Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

ПАМЯТКА

Примерная структура занятия - экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Упражнения на развитие  внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  •  Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

ПАМЯТКА
Примерное содержание

«Уголка экспериментальной деятельности»

Основное оборудование:

  • приборы – помощники:  увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, весы (безмен), микроскоп;
  • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и т. д.;
  • утилизированный материал:  проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, кусочки дерева и т. д;
  • технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, шурупы, винтики, детали  конструктора  и т.д.;
  • разные виды бумаги: картон, обычная, копировальная, наждачная и т.д.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
  • медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;
  • прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стёкла, соль, сахар, мука, сито, свечи и т.д.
  • неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Дополнительное оборудование:

  • Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
  • Книги познавательного характера, атласы.
  • Тематические альбомы.
  • Мини-выставки (тематика различна, например  «Часы бывают разные», «Изделия из камня»).

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду»

Консультация для воспитателей "Проведение экспериментально - поисковой деятельности в детском саду"...

Консультация для воспитателей "Проведение экспериментально-поисковой деятельности в детском саду"

Консультация  для воспитателей:“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специаль...

Консультация для воспитателей: «Театральная и режиссерская деятельность в детском саду».

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стим...

Консультация для воспитателей «Технология эмоционального благополучия ребенка в детском саду»

«Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста – это психолого-педагогическая технология, предполагающая создание здоровой и благоприятной психологи...

Консультация для воспитателей «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду».

Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем бы...

Консультация для воспитателей «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»

Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость...