Консультация для педагогов. "Как планировать общение с семьёй и прогнозировать его результат."
консультация (старшая группа)

Мальцева Оксана Михайловна

От чего зависит успех общения с родителями. Какие приёмы в этом помогут об этом расскажет эта статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_planir_obshchen_s_semyoy.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Как планировать общение с семьей и прогнозировать его результаты

Как прогнозировать результаты общения

Воспитателю важно уметь прогнозировать результаты общения с родителями. Каких правил придерживаться, чтобы прогноз оказался верным, читайте далее.

Правило 1. Опирайтесь на факты о ситуации, ее участниках. Вспомните все, что вам известно о собеседнике. Чем лучше вы его представляете и понимаете, тем точнее будет прогноз его поведения. Но имейте в виду: даже близко знакомые люди могут совершать непредсказуемые поступки. 

Мысленно выделите три – пять характерных особенностей собеседника. Например, вспыльчивый, умный, самолюбивый; тревожный, многословный, неконфликтный; торопливый, общительный, эмоциональный. Это поможет удерживать во внимании значимые особенности человека. Проанализируйте тенденции вашего общения. Разберем это правило на конкретном примере.

Пример

Как использовать факты о ситуации

Вы готовитесь к беседе с мамой девочки, которая все еще не адаптировалась к садику. Последние три месяца вы давали маме рекомендации, которым она следовала выборочно. Например, оставляла девочке в садике свою вещь, чтобы та могла к ней прикасаться и чувствовать себя защищено. При этом она не изменила качество общения с дочерью, которой явно не хватает мамы. На какие факты обратить внимание перед встречей с матерью, смотрите в таблице.
 
Как подготовиться к встрече с мамой проблемного ребенка

Что оценить

Как оценить

Состояние и поведение девочки
в группе за текущую неделю

Выявите два-три факта и отследите их динамику (есть ли изменения, в какую сторону, что самое трудное). Например, девочка стала спокойнее и больше играет с ровесниками, перестала плакать по поводу еды, но по-прежнему сильно плачет перед сном и в конце дня

Характер мамы

Как себя проявляет: неконфликтная, разговорчивая, занята карьерой, жалуется на мужа, считает себя внимательной матерью и т. п.

Тенденции в общении

Мама всегда вас выслушивает, во многом соглашается, но рекомендации выполняет только те, которые не требуют от нее больших усилий. Ощущение, что ждет от вас «волшебную палочку» – совет или способ, который полностью снимет проблемы у дочери без участия матери

На заметку

По каким критериям можно определить тенденции в общении

Оцените:
– ровное ли поведение у собеседника или скачкообразное;
– позитивное, нейтральное или негативное между вами общение;
– есть ли явный инициатор общения;
– есть ли явные направления интереса со стороны собеседника;
– известны ли вам действенные способы конструктивного разговора с собеседником.

Правило 2. Заранее определите задачу, которую хотите решить. Обдумайте, кто, что и как влияет на решение задачи. Общение будет эффективным, если задача конкретна, имеет значение для вас и собеседника, а ее решение выгодно вам обоим. Неэффективное общение вероятно, если задача слишком глобальна или неконкретна, важна только для одного из собеседников.

Оцените свой возможный вклад в решение задачи. Определите, что именно зависит от вас. Например, вы можете инициировать беседу, предложить свои идеи, изменить собственную реакцию. Предположите, какие ваши действия и внешние факторы важны в решении задачи. К примеру, можете оценить проблему и ее сложность, создать атмосферу диалога, у вас есть время на разговор. 

Подумайте, что приблизит вас и собеседника к решению проблемы. Например, вы можете разделить глобальную цель на маленькие достижимые задачи, поощрить собеседника за результаты общения. Определите, что может наоборот отдалить вас от решения задачи. Например, у вас нет четкого плана, вы негативно настроены к партнеру. Если заранее проанализируете все эти факторы, сможете сделать общение с собеседником более продуктивным.

Пример

Как определить задачу общения с собеседником

Когда мама приходит за мальчиком из вашей группы, он жалуется, что его били и обзывали другие дети, хотя этого не было. Какую задачу предложить матери для обсуждения?
Неправильно: ставить задачу, которая противоречит желанию матери быть на стороне ребенка. Например, «отучите его врать», «не нужно ему верить, спросите сначала меня».
Правильно: ставить задачу исходя из ценности переживаний ребенка, а не из проблем его поведения. Например: «я вижу, что он говорит вам о проблемах, которых не было. Давайте подумаем, зачем он это делает и можно ли ему дать то, чего он добивается, каким-то другим способом».

Правило 3. Сравнивайте возможные сценарии развития событий. Оцените, какой сценарий развития наиболее вероятный: типичный для такой ситуации, для таких отношений, для ваших отношений с конкретным собеседником.

Пример

Как спрогнозировать результат беседы с родителем

Мама пятилетнего Миши всегда прислушивалась к вашим предыдущим советам – прогноз хороший. Скорее всего, в ходе диалога вы легко найдете выход из ситуации. 
Папа хулигана Сережи только жалуется в общении с вами и не слушает советы – прогноз плохой. Родители детей с проблемным поведением тоже часто проблемные, их отношение к словам педагогов формальное или агрессивное. Есть риск, что быстро договориться с таким родителем вы не сможете.

Представьте себе лучший вероятный сценарий. Продумайте наиболее эффективное поведение каждого из участников беседы. Но не ожидайте, что кто-то сделает то, чего не делал никогда. Представьте худший вероятный сценарий. Продумайте наименее эффективное поведение участников общения, но не демонизируйте их. Оценивайте ситуацию реально.

Составьте список из 5–10 своих предстоящих действий в общении и соотнесите их с тремя сценариями – наиболее вероятным, лучшим вероятным и худшим вероятным. Подумайте, что сделаете в любом случае, что в лучшем, а что в худшем. Чем выше адекватность ваших действий по реальному развитию событий, тем лучше прогноз. 

Правило 4. Оценивайте реакцию собеседника на ваши слова и действия. Оцените реакцию по двум параметрам – открытость собеседника и его согласие. Допустим, партнер соглашается с вами, общается доброжелательно, поддерживает ваши слова, дополняет их своими предложениями. Такое поведение означает, что общение будет эффективным. Оно может стать хорошей почвой для дальнейших диалогов. 

Собеседник может закрыться от вас, высказываться неоднозначно. Диалог будет неэффективным, если вы начнете настаивать на своем, против воли партнера.

Пример

Как оценить реакцию собеседника

Вы говорите родителю девочки из группы, что она отказывается работать на развивающем занятии.

Родитель согласен с вашим беспокойством, если задает уточняющие вопросы, рассказывает, какую реакцию на попытки позаниматься видит у девочки дома, открыто выражает свое недовольство и тревогу.

Родитель не согласен с вами, а только пытается сократить разговор, если высказывается неясно, риторически («ладно», «я поговорю с ней», «да что ж такое!»). Собеседник уходит от темы, переключается на другое, его высказывания противоречат друг другу («эти занятия вообще не нужны», «я понимаю, что надо готовиться к школе»). 

Правильный ответ на вопрос из теста по теме                                                                                         

Какое поведение родителя сделает беседу неэффективной? Выберите четыре варианта ответа.

Правильный ответ: собеседник отмалчивается, отделывается общими фразами, задает вопросы, но не говорит свое мнение. В процессе общения вам так и не стала ясна его позиция насчет ситуации. Эти характеристики означают, что разговор неэффективен. Не важно, согласен с вами родитель или нет. Есть риск, что последующие беседы с ним также не принесут нужного результата.

 

Правило 5. Используйте методику «Три дня, три недели, три месяца». Оцените динамику общения с собеседником в ближайшие три дня и через три недели. Если проблема серьезная и требует длительной работы, оцените динамику еще и через три месяца. Проанализируйте, прислушался ли родитель к вашим советам, или после разговора так ничего и не изменилось.

Допустим, в поведении собеседника есть позитивные изменения. Это означает, что ваше общение эффективно. Когда положительных изменений нет, то беседа бесполезна. Возможно, на партнера не подействовали приемы общения, которые вы использовали. Другой вариант – вы не доказали, что цель и результаты разговора важны не только вам, но и семье ребенка.

Пример

Как работает методика «Три дня, три недели, три месяца»

Родители агрессивного мальчика выслушали ваши предложения по снижению его агрессивности.

Динамика общения позитивная, если через три дня и через три недели они следуют вашим рекомендациям, задают вопросы о нынешнем поведении ребенка в группе, готовы обсуждать эту трудность, делятся своими наблюдениями. 

Динамика общения негативная, если через три дня или три недели рекомендации забыты, родители избегают обсуждать с вами проблему ребенка или сразу набрасываются на него с упреками. При этом они не привлекают другую помощь для решения проблемы.  

Как планировать общение с родителями

Заранее продумывайте вероятные положительные результаты общения с семьями воспитанников и возможные трудности. Тогда сможете оперативно корректировать цели беседы и гибко управлять разговором. Для этого надо знать, когда общение будет бесполезным, а когда эффективным (таблица 1).

Таблица 1. Примеры эффективного и бесполезного общения с семьей

Бесполезное общение

Эффективное общение

Вы ставите цель, в которой вас нет. Например, исправить поведение ребенка, доказать что-то родителям. Правильная цель – совместная работа с семьей. Например, понять, как реагировать на поведение ребенка, донести до семьи свою точку зрения

Родители обратились к вам
за помощью, которая относится к вашей профессиональной компетенции. Например, просят рекомендации,
как помочь ребенку освоить бытовые правила в группе

Вы снова и снова решаете обсудить с родителями то, о чем говорили много раз, но безрезультатно. Повторные беседы на одну и ту же тему указывают на то, что вы бессильны или просто хотите высказаться

Опыт прошлых бесед с родителями ребенка показывает, что они используют ваши советы, меняют свое отношение к ребенку. Например, прекратили пугать ребенка поступлением в школу и начали помогать в подготовке

Вы не допускаете мысли о том, что
у родителей может быть собственное мнение. Признавайте право семьи сделать как верный, так и неверный выбор. Обозначьте свою позицию
и предупредите семью обо всех возможных последствиях их выбора

Родители отвечают за события
и отношения в семье, понимают, как это влияет на ребенка. Например, агрессию ребенка объясняют не недостатками ДОО и ровесников, а конфликтами
в семье или ошибками в воспитании

Общение вредит вам, родителям или ребенку. Например, из-за конфликта с семьей вы начинаете предвзято относиться к дошкольнику. Другой вариант – из-за ваших слов о ребенке родители бьют его

У вас и семьи ребенка схожие взгляды на ситуацию. Например, вы считаете процесс навыков общения ценнее абсолютной послушности, и родители думают так же

Вы общаетесь с проблемной личностью. Например, человек пытается вас использовать, врет,
не скрывает агрессии, критикует вас
в беседах с другими людьми

Вы будете общаться с психологически зрелыми людьми, которые говорят аргументированно, открыто, без агрессии. Такие люди готовы слушать не только себя, но и вас

Когда планируете общение с семьей ребенка, ориентируйтесь на алгоритм, который поможет достигнуть нужной цели.

Шаг 1. Поставьте цель. Она должна быть конкретна и выполнима силами тех людей, которые участвуют в ситуации. Помните, что вы ждете не изменений вообще, а конкретных изменений.

Шаг. 2. Сформулируйте задачу. Исходя из цели, определите конкретную коммуникативную задачу по отношению к родителю. Например, установить или восстановить контакт, сообщить информацию, получить поддержку своим действиям, согласовать решения. 

Шаг 3. Определитесь с исполнителями. Вы должны четко понимать, кто и за что отвечает в решении задач, которые нужны, чтобы достигнуть цели.

Шаг 4. Поставьте сроки и отметьте важность. Этот шаг называют «АВС-анализ задач». Есть задачи «А» – важные и неотложные, задачи «В» – важные и несрочные, задачи «С» – срочные и несрочные, маловажные. Задачи типа «А» выполняйте, когда вас никто не потревожит и когда вы наиболее эффективны. Задачи типа «В» делегируйте или отложите. Задачи типа «С» делегируйте или не выполняйте. Несрочные неважные задачи называют «мусором», от которого надо избавляться. 

Шаг 5. Учтите сильные и слабые стороны. Речь о ваших и родительских качествах. Например, временные ресурсы, образование, нацеленность на успех, умение прилагать усилия.

Шаг 6. Спрогнозируйте возможные трудности в общении с семьей. Определитесь, как учтете эти особенности в своем поведении. Ориентируйтесь на таблицу 2.

Таблица 2. Трудности общения

Суть трудностей общения

Пример поведения родителя

Как избежать трудностей

Организационные трудности

Родитель перегружен другими делами, избегает встречи
с вами и т. п.

Постоянные опоздания, переносы встречи, неправильное заполнение бумаг

Напомните родителю о встрече по телефону или
в мессенджере. Объясните, что беседа обязательна, сообщите, сколько времени она займет, дайте наглядные образцы документов

Эмоциональные трудности

Родитель остро реагирует на проблемы, конфликты, неудачи ребенка

Протесты, слезы, гнев, обиды

Используйте золотые правила общения, преподносите информацию по принципу гамбургера: «хорошее –

плохое – хорошее». Поддержите родителя эмоционально

Мотивационные трудности

Вы и родитель
по-разному видите ситуацию, у вас
не совпадают ценности, предстоящая работа требует значительных ресурсов (времени, эмоций, денег и т. п.)

Нежелание действовать, сопротивление, отказы от дела
при первых трудностях

Поддержите веру родителя
в успех дела, помогите ему найти собственный смысл

в предстоящей работе. Меньше контролируйте, больше хвалите, поддерживайте родителя

Когнитивные трудности

Вы общаетесь
с малообразованным родителем. Либо обсуждаете проблему, которая требует специальных знаний

Родитель не понимает сути проблемы

Потратьте время, чтобы просветить родителя, объяснить ему непонятные моменты,  упростить задачи до простого алгоритма

Поведенческие трудности

Вы имеете дело
с эмоционально неустойчивым, незрелым, пьющим, психически больным родителем

Скандалы, немотивированные жалобы, флирт, социально неуместное поведение

Держитесь строго профессионально, будьте предельно лаконичны, общайтесь с открытой дверью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: "Развитие общения со взрослыми и сверстниками в младшем дошкольном возрасте"

Консультация предназначена для педагогов ДОУ, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, в помощь молодым специалистам....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"...

Консультация для педагогов "Этапы развития общения детей"

Теоретическая основа развития общения детей....

Консультация для педагогов:"Игры, развивающие общение и нравственные качества личности"

В данной работе описыватся игры,развивающие общение, их цели,примеры.А также приводятся примеры игр, развивающих нравственные качества личности....

Консультация для педагогов " Учим ребёнка общению".

С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в сфере общения....

Консультация для педагогов "Современные формы взаимодействия с семьёй"

Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй»Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным обр...

Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия с семьёй в ДОУ».

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 89 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"...