Консультация для педагогов ДОУ: "Развитие общения со взрослыми и сверстниками в младшем дошкольном возрасте"
консультация (младшая группа) по теме

Костяева Марина Александровна

Консультация предназначена для педагогов ДОУ, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, в помощь молодым специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou_na_temu.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

  • Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Развитие общения с взрослыми и сверстниками в младшем дошкольном

возрасте».

                                                                                                                                                                                   Слово «общение» говорит об общности, сопричастности людей. Это может быть и совместное дело, и тема разговора, и обмен мыслями по поводу какого либо события. Если люди испытывают удовлетворение от общения, значит оно состоялось. Но как часто собеседники остаются непонятыми друг другом. По мере  повторения неудачного опыта общения растет отчуждение людей. Такое отчуждение, разрыв взаимоотношений нередко возникает и между ребенком и взрослым.

        Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимоотношений. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы. Если взрослый не научится распознавать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, он не сможет понять его и правильно оценить ситуацию. Тоже  относится к общению детей друг с другом. Неблагополучие в одной сфере общения может повлечь за собой неудачи в другой. Задача взрослого состоит в том, чтобы направлять их развитие в нужное русло.  А для этого необходимо знать и общие закономерности развития  общения, и их специфику в разных сферах. Решающую роль в развитии ребенка играет его общение с взрослым.

         С чего же начинается общение? Первое полугодие жизни ребенка представляет собой эмоционально – личностное общение с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании. Значение этой первой сферы общения трудно переоценить. Привязанность к взрослому, которая возникает у ребенка, делает его очень восприимчивым к общению. Сформированная у ребенка первая, ситуативно-личностная форма общения является тем кирпичиком, на основе которого начинают строится дальнейшие успехи и потребности ребенка. На смену эмоциональному общению приходит общение практическое, которое и составляет  основу взаимодействия ребенка с взрослым вплоть до трех лет. В этот период жизни ребенка общение как бы вплетается в новую, теперь уже более существенную для малыша сферу  овладения предметными действиями.

Взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший участники игры: это обмен игрушками, совместные игры, обучение использованию предметов по назначению.

         Потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий – один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в себе, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его дел, желание продолжать и совершенствовать их. Даже если они заняты своими делами, малыш чувствует себя спокойней и уверенней в присутствии взрослого, который разговаривает с ним или просто улыбается.

Что характеризует детей, имеющих полноценное общение с взрослыми? Они:

 - инициативны по отношению к старшему – стремясь привлечь его внимание к своим действиям;

 - доверчиво, открыто и эмоционально относятся к взрослому;

 - настойчиво требуют от взрослого соучастия в своих делах;

 - чувствительны к отношению взрослого, к его оценке, перестраивают свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание;

 - предпочитая предметное сотрудничество с взрослым, проявляют свою любовь к нему и охотно откликаются на ласку;

 - активно пользуются речью, привлекая внимание к себе и стремясь получить оценку взрослого.

        Казалось бы, здесь говорится о само собой разумеющихся вещах, но  достаточно встретиться с ребенком, не получающим должного внимания в семье, как сразу станет заметна сниженная активность ребенка. Даже обладая  обостренной потребностью в общении с взрослым, ребенок не привыкший к сотрудничеству со старшими проявляет робость, неуверенность, скованность.

Он не в состоянии правильно относиться к оценке взрослого.

      На ранних этапах детства, когда житейский опыт еще слишком мал для того, чтобы отражать его в собственных играх, необходимо раскрывать свойства предметов.  Вещь, побывавшая в руках взрослого становится особенно привлекательной для малыша. Поэтому прежде чем дать ребенку новую игрушку, придумайте интересный сюжет, заинтересуйте его. Постройте домик из кубиков и поселите в нем какую либо игрушку, пустите в тазик с водой пластмассовых рыбок, рассмотрите устройство машинки и т.д. А дальше ребенок сам разовьет предложенную вами игру. Желательно только выбирать такие игрушки, которые можно использовать по-разному:

пластичные куклы и звери, принимающие разные позы, кубики разных размеров, разноцветная мозаика и т.д. Заинтересовав ими ребенка можно быть уверенными, что вы направили его любознательность в нужном направлении.

      С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки – матери, с животными, машинками, различного вида конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить  в игру – драматизацию. Вначале инициатива может целиком принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к вашей игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать нужные игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе. Не забывайте поощрять любые успехи малыша

и тогда совместная игра станет для него желанным занятием.

          Умение понимать и любить людей – одно из драгоценных качеств, составляющих основу человеческого общения. Нам часто кажется, что такие способности изначально свойственны ребенку. Ведь нередко говорят: « Он добр от природы». Наблюдения показывают: то, что представляется складывающимся стихийно, уходит корнями в воспитание, которое состоит порой из незначительных на первый взгляд мелочей. Дети очень рано начинают проявлять интерес друг к другу, но порой проходит много времени, до той поры, пока они овладеют правилами общения, научатся ладить, уступать друг другу, уважать чужие интересы. Внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему, как к интересному объекту. Такие проявления настораживают взрослых, они стараются держать своих детей подальше друг от друга, да и самих детей бесцеремонное обследование отталкивает от сверстников. Но именно теперь и наступает момент, когда взрослый может помочь малышу увидеть в другом ребенке личность. Прежде всего, нужно поддерживать контакты детей «глаза в глаза».

Это один из важных компонентов общения. Как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как много можно выразить глазами. Разговор взглядов не менее важен, чем вербальное общение. Привлечение внимания к лицу ребенка, называние его по имени, ласковое поглаживание – один из способов установления личностного контакта между детьми, возникновение положительной направленности друг на друга.

      Полезны и совместные игры с несколькими детьми, в ходе которых взрослый одобряет их действия, поддерживает положительные эмоции по отношению к сверстнику. Хотя центром притяжения будет взрослый, именно в его руках окажутся нити, связывающие двух маленьких людей. Целесообразно устраивать сеансы «чистого общения». В таких ситуациях взрослый может организовать ласковый разговор детей, веселые игры в прятки, в догонялки и т.д. Эпизоды общения не могут быть длительными, не более десяти - пятнадцати минут, и навязываться насильно. Участвуя в игре сначала по инициативе взрослого, малыши впоследствии самостоятельно вступают в контакты, обогащая их проявлениями своей непосредственности,

внося новые элементы. Умение доброжелательно общаться, делиться игрушками, выражать одобрение сверстнику дается нелегко. Каждый ребенок ждет внимания, прежде всего к себе.

       Детей третьего года жизни целесообразно объединять вокруг какого-то сюжета. Для того, чтобы малыши не отвлекались и не забывали друг о друге, лучше усаживать их за столик с расположенными на нем атрибутами для игры и, предлагая очередность действий помогать им принимать на себя роли, общаться по поводу игры. В дальнейшем игру можно перенести в дальний уголок и предложить детям самим выбирать сюжеты и атрибуты.

Систематические десяти - пятнадцатиминутные ситуации общения постепенно сформируют у детей желание общаться, действовать совместно. Кроме того, возникают первые привязанности к партнерам по игре, которые станут основой будущих дружеских отношений.

      Психологические наблюдения свидетельствуют о том, что становление общения растягивается не весь ранний дошкольный возраст. Однако участие

в нем взрослого может дать положительный эффект, ускоряя момент возникновения общения и тем самым делая более содержательным пребывание в группе сверстников.

Resource id #2066

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие общения с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте»

Нам взрослым  нужно учить ребенка общаться с детьми и взрослыми. Личность рождает личность, поэтому взрослым нужно быть самим образцом ласки и приветливости и не требовать от ребенка того, ...

Развитие диалогической речи детей 5 года жизни в общении со взрослыми и сверстниками

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения....

Консультация для педагогов "Этапы развития общения детей"

Теоретическая основа развития общения детей....

Консультация для педагогов "Особенности развития общения детей дошкольного возраста"

О наличии у ребенка потребности в общении со взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:- первый признак – внимание и интерес к другому человеку;- второй признак – эмоциональный о...

Формирование ценностных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения с взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста

Формирование социально-нравственных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.Чтобы сформировать первоначальный социаль...

Консультация для родителей «Воспитание ребенка в общении с взрослыми и сверстниками »

Неотъемлемой частью предметной деятельности является общение детей со взрослыми. Общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка, называется ситуативно-деловым. Ситуативно-деловое ...