Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
методическая разработка (младшая группа)

Дорохова Елена Юрьевна

Актуальность.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

 

Цельразвитие художественно-творческих способностей детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Развитие художественно-творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования.

Подготовила воспитатель:

                                                                             Дорохова Елена Юрьевна

Первая младшая группа№4

Пушкино, 2021 г.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Цельразвитие художественно-творческих способностей детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

-Знакомим детей группы раннего возраста с нетрадиционными способами рисования (пальчиками, ладошками), формируем интерес к изобразительной деятельности;

-Способствуем овладению воспитанниками простейших нетрадиционных способов рисования, продолжаем знакомить детей с названиями основных цветов;

-Содействуем знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулируем их совместное творчество с детьми.

Характеристика нетрадиционных приемов рисования с детьми младшего дошкольного возраста.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования (НТР). Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать - смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.)

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.

Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном поле деятельности, а его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Размашистые и неточные движения руками постепенно становятся более сдержанными и точными. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету [46].

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Требования к образовательному процессу.

Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:

• экспериментирование;

• знакомство с нетрадиционной техникой;

• творческое преобразование;

• получение оригинального рисунка;

• использование приобретенного опыта.

Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому человеку, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение и т. д.

Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.

Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Методическое обеспечение опыта.

Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приёмы и методы:

· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

· игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Интеграция всех образовательных областей:

· Социально-коммуникативное развитие

· Познавательное развитие

· Речевое развитие

· Художественно-эстетическое развитие

· Физическое развитие

Форма и методы реализации технологии:

· Групповая и индивидуальная работа с детьми;

· Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

· Мастер - классы с педагогами и родителями;

· Консультации для родителей и педагогов;

· Публикация информации на сайте ДОУ;

· Оформление предметно-окружающей среды.

Виды используемых техник нетрадиционного рисования.

- Рисование песком;

- Печать листьями;

- Рисование мятой бумагой;

- Кляксография с трубочкой;

- Печать по трафарету;

- Монотипия предметная;

- Монотипия пейзажная;

- Пластелинография;

- Рисование свечей;

- Оттиск пенопласта;

- Рисование пеной для бритья;

- Оттиск поролона;

- Рисование солью;

- Рисование ладошкой;

-Пальчиковое рисование.

Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Существует классификация А. В. Никитиной, которая помогает определить, какая техника применяется в определенном дошкольном возрасте.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

• тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• оттиск поролоном или печатками из ластика;

• фотокопия (восковые мелки и акварель);

• фотокопия (свеча и акварель);

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

• кляксография обычная и с трубочкой;

• монотипия пейзажная и предметная;

• печать по трафарету.

Рассмотрим некоторые из них.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.

Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика.

Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку.

Кляксография.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает жидко разведенную гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Потом лист накрывается другим листом и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже и дорисовываются детали.

Отпечатки листьев.

Способ получения изображения: ребенок покрывает литок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисунки из ладошки.

Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

Каждая из этих техник - маленькая игра, путешествие в сказочную страну. Они помогают детям чувствовать себя раскованнее, выражать свое творческое начало и свое собственное "Я".

Пальчиковое рисование.

Выбирают следующий материал: краски, уплотненная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Изображение у ребенка получается способом опускания в краску пальца и нанесения точки, пятнышка на бумагу.

Ожидаемые результаты реализации технологии:

-Формирование у детей группы раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования (рисование пальчиками и ладошками);

-Развитие у детей навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения;

-Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Список литературы:

  1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»,2. М: Скрипторий 2003.
  2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010.
  3. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество».- М.:Мозайка-Синтез, 2008.
  4. О. Г. Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности», АЙРИС-пресс, 2006.
  5. О. Э. Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность)», разработано в соответствии с ФГОС, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  6. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  7. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.



Предварительный просмотр:

Отчёт о проделанной работе применения технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования.

Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы выражения. Я разработала свою модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности:

1.Сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей).

2.Совместное творчество взрослого (педагога) и ребят.

3.Творчество детей с минимальной помощью взрослого.

         4.Самостоятельное творчество детей.

В учебный процесс я включаю самые необычные средства изображения: размывание краски пальцами, рисование песком, солью, пластилином, манкой, а также комбинируя разные материалы: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, использую смешанные изобразительные техники (рисование солью + рисование пальчиками + рисование ватными палочками + ладошкой).  Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Для определения уровня сформированности художественно-творческих способностей 2 раза в год проводится диагностика (сентябрь, май).

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

-Проявление интереса к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного творчества (посуда, предметы интерьера);

-Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;

-Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;

-Осваивание  способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;

- Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;

-Ребенок может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);

-Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;

-Передача формы и цвета доступными художественными способами;

-Ассоциативно ребенок может устанавливать сходство между реальными предметами и их изображением;

-Проявление интереса к обыгрыванию образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);

-Сопоставление названий основных цветов с самим цветом.

Диагностика художественно-творческого развития детей первой младшей группы 2-3 лет. (И.А.Лыкова).

Высокий уровень – в изобразительном творчестве ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); имеет представление об основных цветах и может их узнавать; правильно работает с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, путает основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Мониторинг художественно-творческого развития в первой младшей группе № 4 за 2020-2021 уч.гг.

№ п/п

ФИ ребенка

Проявление интереса к иллюстрациям  и предметам декоративно-прикладного творчества

Экспериментирование с художественными инструментами

Эмоциональность и интерес

Передача представлений и впечатлений

Передача формы и цвета

Знание основных цветов

Итого

На начало года

На

конец года

На начало года

На

конец года

На начало года

На

конец года

На начало года

На

конец года

На начало года

На

конец года

1

Агаханов Камиль

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

2

Акимова Кристина

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

3

Алексеев Александр

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

4

Атабекова Руслана

2

3

1

2

2

3

1

2

6

10

5

Багдасарян Эдик

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

6

Гаврилова Диана

1

2

2

3

1

2

1

2

5

9

7

Данилочев Андрей

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

8

Дьячук Кирилл

1

2

2

3

1

2

2

3

6

10

9

Евченко Мария

2

3

2

3

1

2

1

2

6

10

10

Калинкин Егор

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

11

Копылова Алена

2

3

2

3

1

2

2

3

7

11

12

Кузнецова Саша

2

3

2

3

1

2

2

3

7

11

13

Прасолова Стеша

2

3

2

3

1

2

2

3

7

11

14

Пронин Артем

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

15

Романова Катя

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

16

Салимов Саша

2

3

2

3

1

2

2

3

7

11

17

Семина Аня

2

3

2

3

1

2

2

3

7

11

18

Шакирова Алина

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

Высокий уровень %

0

39

0

45

0

15

0

33

0

55

Средний уровень %

39

61

45

55

15

85

33

77

50

45

Низкий уровень %

61

0

55

0

85

0

77

0

50

0

По результатам мониторинга мы видим, что на начало года уровень художественно-творческого развития:

- с низким уровнем развития составляет – 50%;

- со средним уровнем развития - 50%;

- с высоким уровнем развития –  0%;

По результатам мониторинга мы видим, что на конец года уровень художественно-творческого развития:

- с низким уровнем развития составляет - 0%;

- со средним уровнем развития  - 45%;

- с высоким уровнем развития –  55%.

        

Вывод:  по итогам мониторинга мы видим динамику развития художественно-творческих способностей детей. На конец применения технологии не выявлено детей с низким уровнем развития. У воспитанников наблюдается рост интереса к иллюстрациям и художественному творчеству. Дети могут передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности. Повысился эмоциональный отклик на объекты художественного творчества.

Диаграмма результатов художественно-творческого уровня развития в первой младшей группе № 4 за 2020-2021 уч.гг.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Картотека нетрадиционных способов рисования.

https://veshnyaki.mos.ru/upload/medialibrary/db4/ladoshki.jpg

Подготовила воспитатель:

                                                                             Дорохова Елена Юрьевна

Первая младшая группа№4

Пушкино, 2021 г.

Картотека нетрадиционных способов рисования.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Возраст: любой

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средство выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трёх лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Обрывание бумаги.

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага, либо цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них не ровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Скатывание бумаги.

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облако, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырёх лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способы получения изображения: ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способы получения изображения: ребёнок прижимает пенопласт к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются мисочки и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырёх лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, акварельные краски, плотная бумага

любого цвета и размера, печатка из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или лезвия) или карандаши с ластиком на конце.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает ластик к пропитанной гуашью подушечке и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета меняется мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняют мисочку и смятую бумагу.

Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.

Свеча + акварель.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки..

Способы получения: ребенок прижимает тампон из поролона к пропитанной гуашью подушечке и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампоны и трафарет.

Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способы получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После этого, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

«Знакомая форма – новый образ».

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).

Можно обводить ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

Способ получения изображения: ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребёнок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребёнок прислоняется к нему, другой его обводит.

Черно – белый граттаж.

( грунтованный лист )

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидкое разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография ниточкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка, нитка средней толщены.

Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого с верху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона, либо пластика (5 на 5см.).

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья различных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.

Каждый раз берётся новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифлёный картон, пластмасса, монетки и т. д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребёнок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифлёной поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью, либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотопия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение, пространство, композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь, либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотопии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Рисование цветным клейстером.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: Листы бумаги, кисти, мучной клейстер в мисочках, окрашенный гуашью.

Способ получения изображения: дети рисуют кисточками а также в технике предметной монотипии или кляксографии, используя вместо краски цветной клейстер.

Коллаж

Возраст: от пяти лет.

это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов. Коллаж: само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше указанных т.е при выполнение коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие пре в ращается в увлекательную игру.

Использование изоленты в детском творчестве

Возраст: от пяти лет.

Используя обычную изоленту даже совсем маленький ребенок сможет изготовить симпатичные аппликации:

Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать как абстрактные картины: так и обычные.

Рисование на мятой бумаге.

Возраст: от трёх лет.

Технология рисования: эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать.

Материал: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки.

Поделки из мятой бумаги.

Технология изготовления поделок из смятой бумаги проста и не требует больших материальных вложений. Объясните и покажите технологию малышу и вы дадите ему еще один способ для самореализации в творчестве. Делая игрушки из мятой бумаги - ребенок тренирует мелкую моторику, воображение, развивает творческие наклонности.

Материалы: Двухсторонняя цветная бумага, клей.

Бумагу можно использовать для ксерокса, для оригами либо офисную, главное, чтобы она была не очень плотной, и ребенок смог ее сам смять.

Процесс изготовления:

Возьмите лист альбомного формата нужного цвета. Попросите ребенка смять его, затем расправить, перевернуть на другую сторону и еще раз смять, придавая форму. Доклейте детали.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Конспект по рисованию в первой младшей группе «Яблоки для ёжика».

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/04/yabloko-383x425.jpg

Подготовила воспитатель:

                                                                             Дорохова Елена Юрьевна

Первая младшая группа№4

Пушкино, 2021 г.

Тема: «Нетрадиционное рисование в первой младшей группе « Яблоки для ежика».

Цель: Способствовать созданию детьми несложных изображений в рисунке.

Задачи:

-Формировать умение создавать несложные изображения в рисунке.

-Формировать представление о том, что яблоко - круглой формы.

-Закрепить названия цветов: красный, желтый, зеленый.

-Закрепить понятие один – много.

-Воспитывать аккуратность в работе с красками.

-Формировать умение рисовать пальчиками.

Используемые материалы: листы бумаги с изображением яблока, игрушка ёж, краски.

Ход работы:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие кто - то пришел, а вот кто пришел, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Он в лесу живёт под ёлкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец...(ёжик)

Дети: Ёжик

Воспитатель. Правильно ребята это Ёжик (показ игрушки).

Воспитатель: посмотрите, ежик грустит. Давайте спросим, что его так огорчило (воспитатель предлагает одному из детей спросить у ежика, что с ним случилось)

Воспитатель от имени ежика        

Воспитатель детям: Ребята! Здравствуйте! Меня зовут «Пых». Пригласил я своего друга Мишутку в гости. Хотел угостить его свежими яблоками, обошел весь лес, а яблок не нашел… Мишутка очень расстроится, ведь он так любит яблоки.

Воспитатель: Не расстраивайся, ежик, мы с ребятами постараемся тебе помочь. (дети: да!)

Воспитатель детям: Ребята, как можно помочь ежику? (ответы детей)

Подвести наводящими вопросами (при необходимости) к тому, что яблоки можно нарисовать.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

Основной этап.

Воспитатель: Но, прежде чем начать рисовать, посмотрим какие бывают яблоки (по цвету, форме, размеру). 

Воспитатель показывает яблоко, приглашает детей пройти за рабочие места.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к рисованию яблок, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

«ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ» 
Раз, два, три, четыре, пять 
Вышли пальчики гулять. 
Раз, два, три, четыре, пять 
В домик спрятались опять. 

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на свое рабочее место. Какого цвета краски вы видите (красный, зеленый). Какого цвета яблоки? А листочек на веточке? (зеленый). Рисовать мы будем сегодня не кисточкой, а… (пальчиками). Перед вами лежат нарисованные контуры яблок.

Воспитатель просит детей обратить  внимание на то, каким образом будем рисовать яблоки (показ последовательности действий)

После демонстрации дети приступают к работе. Воспитатель осуществляет контроль, при необходимости оказывает помощь. По завершении работы дети вытирают руки влажными салфетками

Ежик: Спасибо, ребята! Выручили. Мишутке понравится ваше угощение.

Дети складывают яблоки в корзинку и провожают ежика, что нужно ему сказать? (До свидания).

Воспитатель: Как хорошо мы сегодня поработали, давайте немного отдохнем.

Рефлексия:

- Кто сегодня приходил к нам в гости? (Ежик)

- Что у него случилось? (не нашел яблок)

-  При помощи чего мы нарисовали яблоки? (при помощи пальчиков)

- Сколько яблок нашел Ежик? (ни одного) а сколько стало? (много)

-как вы думаете, Мишутке понравится наше угощение?

- А какие у него будут глаза, когда он увидит столько яблок?

(предложить детям изобразить радость)

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, а я вам желаю, чтобы ваши глаза светились радостью и счастьем каждый день.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе: «Красивые листочки».

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-250197-1444846669.jpg

Подготовила воспитатель:

                                                                             Дорохова Елена Юрьевна

                                                                           

Пушкино, 2020 г.

Конспект занятия по рисованию «Красивые листочки».

Цель: формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе (похолодание, желтеют и опадают листья).

Задачи:

- Вызвать интерес к получению изображения способом «принт» (печать).

-Учить наносить краску на листья (держать за черенок и окунать в ванночку), прикладывать к фону, окрашенной стороной.

-Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Предварительная работа: беседы на тему «Осень», дидактические игры, наблюдение на прогулке, чтение стихотворений.

Материалы: осенние листья по количеству детей, лист бумаги голубого цвета большого формата, краски жёлтого, красного, оранжевого цвета, салфетки.

Ход занятия: 

Перед детьми на стенде несколько картинок об осени.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

Педагог берет несколько красивых листочков и подбрасывает их высоко, изображая листопад. Предлагает детям собрать яркие осенние листья и внимательно рассмотреть их, полюбоваться их красотой.

А теперь давайте мы превратимся в осенние листики.

Физ. минутка «Мы – листики осенние».

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Педагог берет красивый осенний листок, окунает его в краску желтого цвета и ставит отпечаток на бумаге. Обращает внимание детей на то, что получился красивый желтый листик, похожий на настоящий.

Воспитатель: Ребята, в ванночке находится краска. Эта краска по цвету похожа на помидорчик, эта напоминает апельсин, а эта – солнышко.

Педагог окунает другой листик в краску оранжевого цвета и ставит оранжевый отпечаток рядом с желтым. Дает возможность детям рассмотреть и полюбоваться, после чего ставит отпечаток красного цвета.

Педагог обращает внимание детей на действия, которые выполняет в медленном темпе.

1. Беру листочек за хвостик.

2. Окунаю в краску (показывает в замедленном темпе).

3. Вынимаю листочек из ванночки и прикладываю к бумаге.

Детям предлагается самим попробовать сделать отпечатки листьев на бумаге. Дети выбирают понравившиеся осенние листочки и с помощью педагога «печатают» ими на бумаге.

Воспитатель: Смотрите как много жёлтых, красных листочков у нас получилось. Очень красиво! Наши листики кружатся и танцуют в воздухе! Ваши рисунки мы повесим в группе и будем любоваться осенним листопадом. Вы все молодцы, хорошо справились с заданием, а сейчас приготовьте свои ручки для игры.

Пальчиковая гимнастика «Золотая осень».

Если на деревьях листья пожелтели, (Сжимают и разжимают пальцы)

Если в край далекий птицы улетели, (Машут кистями рук)

Если небо хмурится,

если дождик льется, (Закрывают ладонями глаза,

открывают)

Это время года осенью зовется. поднимают руки вверх, вниз)

Дует, дует ветер, (Дуют на кисти рук.)

Дует, задувает, (Трясут кистями рук.)

Желтые листочки с дерева срывает. (Руки медленно опускаются

вниз).

Проводится анализ готовых работ.

Воспитатель: У тебя … листок по цвету как помидорчик. У тебя – как апельсин. А твой листочек похож на солнышко. Очень красиво!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Конспект по рисованию в первой младшей группе

на тему: «Дождик».

https://www.maam.ru/images/users/photos/medium/4593917099cc8fbfc650da0f309fb4d0.jpg

Подготовила воспитатель:

                                                                             Дорохова Елена Юрьевна

Первая младшая группа№4

Пушкино, 2021 г.

Конспект по рисованию в первой младшей группе на тему: «Дождик».

Цель: учить рисовать капельки дождя примакиванием ватной плочкой в направлении сверху вниз.

Предварительная работа: наблюдение за дождём из окошка, рассматривание иллюстраций в книгах и репродукций картин о дожде, чтение художественной литературы о дожде.

Материалы и оборудование: аудиозаписи игры «Солнышко и дождик», лейка, шум дождя, зонтик .

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года лето и осень?

Дети:Осень.

Воспитатель:А как вы узнали, что на улице осень?

Дети: Стало холодно, идет дождь, желтеют и опадают листики с деревьев, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о чем оно.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветочек, на листок.

Кап, кап, кап!

На дорожку, на лужок,

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя –

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап...

Воспитатель: Про что это стихотворение?

Дети: Про дождик.

Воспитатель: Про дождик. А на что капал дождик?

Дети: на цветочек, на листок, на дорожку, на лужок.

Воспитатель: А кто из вас гулял под дождем и видел дождик?

Дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель предлагает подойти и посмотреть как дождь поливает. (лейка)

Воспитатель: Ребята, мы с вами посмотрели на дождик чем? (глазками), послушали как он шумит чем? (ушками) вспомним как может капать дождь.

В начале, из тучки медленно капают маленькие капельки (дети указательным пальчиком потихоньку стучат по ладошке изображая капельки дождя). Потом капельки становятся больше (дети изображают капли хлопаньем в ладоши). А потом дождик становится все сильнее и сильнее и начинается настоящий ливень (дети быстро машут руками).

Воспитатель приглашает детей подойти к доске, на которой на листе бумаги изображена большая туча и спрашивает у детей, что это такое?

Дети: Туча.

Воспитатель: А что идет из тучи?

Дети: Дождь.

Воспитатель показывает детям синюю краску, уточняет название.

Воспитатель: А что бывает синего цвета?

Дети: море, вода, лужа, цветы (колокольчики), и т.д.

Воспитатель: Сегодня я Вас научу рисовать дождик с помощью ватной палочки и синей краски. Воспитатель подробно объясняет рисование гуашевыми красками с помощью приема «примакивание». Дети стоят вокруг стола полукругом.

Сначала следует взять палочку, взять ее нужно в правую руку, держать тремя пальчиками, опустить хвостик ватной палочки в краску. Потом легко, без сильно нажима, прикладывать к бумаге . После соприкосновения с бумагой оторвать от бумаги кисточку. Ритм рисования капелек воспитатель сопровождает ритмом слов: «кап-кап-кап, кап-кап-кап».

После того как дети посмотрели, дети садятся за столы и приступают к рисованию.

Воспитатель: Ребята, покажите мне как вы правильно возьмете палочки, давайте с вами пока без краски потренируемся рисовать дождик. Дождик капает сверху вниз.

Воспитатель предлагает детям нарисовать дождик «как у меня». Педагог индивидуально помогает тем детям, у кого возникают затруднения. Поощряет детей сопровождать ритм отпечатков ритмом слов: «кап-кап, кап-кап, кап-кап».

После того как все дети нарисовали дождик воспитатель приглашает их поиграть.

Воспитатель загадывает загадку про зонтик.

Меня дождик не намочит -
Надо мной повис «грибочек».

Воспитатель спрашивает, что это?

Дети: Зонт.

Воспитатель: А зачем он нужен?

Дети: Чтоб не промокнуть под дождем.

Звучит музыкальное сопровождение к игре «Солнышко и дождик».

Итог.

По окончанию рисования, воспитатель приглашает детей, сесть на ковёр, разложить перед собой рисунки и полюбоваться, какие замечательные рисунки получились.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что мы рисовали? Каким цветом?

у всех рисунки получились разные, у кого-то капельки – дождинки большие, а у кого-то маленькие.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Конспект занятия по рисованию ладошками в первой младшей группе. Коллективная композиция «Снегири».

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-539567-1515325657.jpg

Подготовила воспитатель:

                                                                             Дорохова Елена Юрьевна

Первая младшая группа№4

Пушкино, 2021 г.

Конспект занятия по рисованию ладошками в первой младшей группе. Коллективная композиция «Снегири».

Цели и задачи:

познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладошками); учить рисовать ладошками. Формировать дружеские отношения в коллективе. Воспитывать аккуратность; развивать творческую активность ребят. Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки, воспитывать интерес к красивым явлениям природы, прививать заботу о птицах зимой.

Материалы: краски красного и черного цвета, заготовленный ватман с нарисованным деревом, салфетки на каждого ребёнка, магнитофон.

Предварительная работа:

Наблюдение за снегопадом на прогулке, рассматривание зимних иллюстраций, рассматривание снегиря, иллюстрации кормления птиц зимой, веточка рябины, игры со снежками.

Ход занятия.

Дети входят в группу с воспитателем. На мольберте рисунок снегиря на березе.

-Посмотрите, ребятки, кто это здесь нарисован? (птичка)

Воспитатель читает стихотворение:

 

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это снегири!

Скажите, как называется эта птица.

-Давайте рассмотрим его. Что есть у снегиря?

(голова, клюв, глаза, туловище, крылья, лапки, хвост).

Посмотрите, какого цвета у него грудка? –

дети (Красная)

- а голова - Черная.

А какое сейчас время года?

Дети (зима)

На улице холодно. И птицам зимой холодно и голодно. Они прыгают с ветки на ветку и ищут корм. Давайте поможем снегирю согреться.

 

Пальчиковая игра:

Прилетайте птички к нам! (зовущие движения обеими руками)

Сала дам синичке. (режущие движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой крошить хлеб)

Хлебушка немножко. (тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки -голубям, (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки -воробьям (вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)

-Согрелись? дети (Да).

 

Ребята, посмотрите , какое у нас деревце, но на нём нет ни одной птички…Давайте мы нарисуем здесь снегирей.

Какого цвета снегирь (головка и крылышки - черного , а грудка- красного)
Воспитатель помогает  детям с помощью широкой кисти нанести краску на ладонь черную на пальчики, а  красную на ладонь), дети сами аккуратно прижимают ладонь  на лист бумаги и оставляют отпечаток.

Вот какая красота у нас получилась! Молодцы ребята! Теперь в нашей группе появилась целая стая снегирей. Какие они красивые и совсем разные! На этом наше занятие закончилось, гостям скажем до свидания!

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми».

https://theslide.ru/img/thumbs/dd11af101cf65cb34d2da0e02a72d26f-800x.jpg

Подготовила воспитатель:

                                                                             Дорохова Елена Юрьевна

Первая младшая группа№4

Пушкино, 2020 г.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми».

Дошкольное  детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Нетрадиционная  техника рисования – это новое  направление в искусстве, которое  помогает развить ребенка все  сторонние. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.

Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком  на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

В ранней группе детей нужно поощрять. Учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы, держать карандаш тремя пальцами, рисовать, не заходя за пределы листа бумаги.

Рисование является одним из важнейших средств  познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Организуя образовательную деятельность по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

С детьми раннего возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

рисование ладошками;

рисование ватными палочками;

печатками из картофеля;

оттиск пробкой;

оттиск смятой бумаги

Рисование нетрадиционной техникой в раннем возрасте:

- способствует снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- учит детей работать с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя

расскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию художественных способностей, через нетрадиционные техники рисования "По дороге добра"

Способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомли...

Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования

Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...

Статья «Развитие художественно - творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Развитие художественно - творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста»...

Технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования

Технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования...