Родительское собрание с элементами тренинга «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
консультация

Миронова Ольга Анатольевна

Выработка навыков бесконфликтного поведения, формирование дружеских взаимоотношений между родителями и детьми, повышение родительской компетентности  в вопросе воспитания детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание с элементами тренинга

«ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

  • Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
  • Обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
  • Обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
  • Развивать чувство родительской ответственности.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: воспитатель, педагог – психолог, родители.

 

Ход собрания:

1. Приветствие.

Упражнение «Здравствуй, друг».

Цель: активизация участников, настрой на позитивный лад, создание доброжелательной атмосферы.

Группа делится на две команды. Каждому предлагается взять по одной карточке с изображением половины картинки. Цель: найти вторую половинку, образовать пару с тем, у кого она находится, и поприветствовать друг друга.

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (гладят друг друга по голове)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

2. Введение в тему.

Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень говорить кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Потребность в деятельности — вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушение нормального развития ребенка наступает тогда, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка взаимодействия. Именно тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие тормозится или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность — это состояние личности ребенка, которое вызвано недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последнего. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, недостатки семейного воспитания, ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить ошибки взрослых. Добрым, разумным отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, неполноценности, безысходности) и только затем (или же одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, вызвать веру в себя, свои силы и возможности.

3. Основная часть.

Арт-терапевтическое упражнение «Мир детства, мир взрослых»

Цель: развитие невербальной креативности, умения выражать свои чувства. Родители рисуют на тему «Мир детства и мир взрослых». По окончании работы каждый дает пояснение к своему рисунку.

Вопросы родителям:

  • Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на Вашем рисунке?
  • Как они могут помочь друг другу?
  • Как Вы думаете, что хотят сказать взрослые на Вашем рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?
  • Есть ли на рисунке место конфликту? Где?

Упражнение «Проигрывание ситуаций».

Цель: проанализировать конкретные воспитательные ситуации. (По желанию участников группы анализируются конкретные воспитательные ситуации в семьях).

Предложить родителям попробовать разрешить проблему как конфликтным, так и бесконфликтным способом. В процессе проигрывания каждой заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на ситуацию.

Ситуация 1. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете целесообразным.

Рассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед родителем, раздраженно кричит при этом: «Уходи, ты плохая (ой)!»

Ситуация 2. Проиграйте свой обычный способ реагирования и наиболее конструктивный, на Ваш взгляд (возможно, это будет тот же способ).

Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается Ваше недовольство ребенком, раздражение.

Насупившийся ребенок обиженно говорит своей маме: «Мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу…». В глазах ребенка появляются слезы, он вот-вот расплачется от обиды.

Предложить свой способ реагирования в данной ситуации.

Вопрос родителям:

  • Какие чувства у Вас возникли после выполнения упражнения?

Психологическая беседа «Ошибки семейного воспитания».

Цель: повышение психолого – педагогической компетентности родителей.

Ошибка 1. «Всё будет по – моему!»

Данный стиль воспитания называется авторитарным. Если родители часто разговаривают с ребёнком требовательным тоном, наказывают его, унижают, если они постоянно навязывают ему свою точку зрения и ограничивают его самостоятельность – это принесёт только вред. Проявляя насилие, родители не только не помогают, но мешают ребёнку развиваться.

Ошибка 2. «Никаких поблажек!».

Детей надо воспитывать в строгости. Это не вполне правильно. Этот подход основан на родительском страхе. Взрослые боятся, что дети «сядут им на шею». Такие дети лишены материнской ласки. Это впоследствии часто оборачивается потерей контактов с родителями.

Ошибка 3. «Если ты не…то я».

Порой родители играют на чувствах ребёнка: например, на чувстве страха «Если не ляжешь сейчас же спать, завтра мы не пойдём в кино»). В конце концов ребёнок понимает, что все угрозы остаются невыполненными. Это приучает ребёнка к мысли, что обещания даются не для того, чтобы их выполнять.

Ошибка 4. «Сам вырастет!».

Родители – «пофигисты» считают, что ребёнку надо давать полную свободу действий. Они не пытаются вложить в ребёнка хоть какие – то жизненные ценности, не вникают в его потребности и проблемы. Если ребёнку не давать жизненных ориентиров, он начнёт их искать за пределами дома, решив, что, родителям на него наплевать.

Ошибка 5. «Чрезмерная опека».

Излишняя забота о ребёнке может привести к разным нарушениям в поведения. Ребёнку сложно будет общаться с детьми, он не сможет сам принимать решения.

Ошибка 6. «Детей надо баловать».

Здесь речь идёт о вседозволенности. Помните, как говорила атаманша банды разбойников в фильме «Снежная королева»«Детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники!» Как правило, данное правило работает: если ребёнок растёт уверенный в том, что весь мир вращается вокруг него, то постепенно он становится эгоистом (все ему что – то должны).

Ошибка 7. «Родители – тоже люди!»

Многие родители позволяют себе при случае сорваться на ребёнка: накричать на него и наказать физически. Такое поведение приводит к тому, что у ребёнка закрепляется чувство вины, от которого прямая дорога к психологическим комплексам.

Ошибка 8. «Кнут и пряник!»

На первый взгляд все ребёнку внушают, что, если он будет вести себя хорошо, — получит «пряник», награду, например ему что-нибудь купят, а если плохо – придётся чего-то лишиться (мультики, сладости). В результате ребёнок начинает относиться к родителям потребительски.

Мы, родители, отвечаем за все ошибки, допущенные в воспитании своих детей. Так давайте же постараемся их не допускать!

4. Рефлексия.

Родители по кругу обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии:

  • Как вы себя чувствуете здесь и сейчас? (Высказывания родителей)

5. Прощание.

У нас с вами сегодня получился довольно продуктивное общение. Надеюсь, вы понимаете, что очень многие темы мы не успели с вами не затронуть. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Пожалуйста, закончите предложения:

  • Из сегодняшнего разговора я поняла…
  • Мне не понравилось…
  • Возьму на вооружение и буду использовать в дальнейшем…
  • Хотелось бы продолжить разговор на тему…

Огромное спасибо за работу!

Список литературы:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт. -сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 218 с.
  2. Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2005.
  3. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. – М.: Гном и Д, 2002. – 160 с.
  4. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
  5. Родительские собрания в детском саду/ Учебно-методическое пособие. Выпуск 2/. Т.Н. Зенина. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с элементами тренинга "Влияние родительских директив на формирование личности ребенка"

В ходе родительского собрания дается понятие директив, их внешнее выражение и глубинный смысл, а также освещается негативное влияние родительской директивы.В ходе мини-тренинга родители, проигрывая пр...

Сообщение на родительском собрании на тему "Использование физкультурных минуток, как способ улучшения здоровья дошкольников"

В сообщении говорится о том, что физкультурные минутки развивают детей физически, помогают снять утомление. развивают эмоции и улучшают здоровье дошкольников....

Родительское собрание с элементами тренинга "Психологические особенности ребенка 4-5 лет.Сплочение родительского коллектива".

Данный материал может быть интересен воспитателям и психологам ДОУ для успещной работы с детьми и родителями средней группы....

Родительское собрание с элементами тренинга: Тема: «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, как найти способ решения данного конфликта, рассмотрим на приме...

Родительское собрание с элементами тренинга «Проблемы воспитания и способы их разрешения»

Способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....

Семинар для родителей с элементами тренинга «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду»

Семинар для родителей с элементами тренинга «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду»...