Консультация для педагогов «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»
консультация (старшая группа)

 Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь, взрослые, каждый день на глазах родного чада нарушают эти самые пресловутые правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают.

 Поэтому, можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если родитель сам не соблюдает эти правила, можно быть уверенным, что и дети их нарушат.

 Несмотря на то, что проще рассказать правила дорожного движения, правильнее это делать в  форме игры в силу возрастных особенностей дошкольников.

С методической точки зрения, игра:

  • формирует эмоционально-волевые характеристики личности ребёнка;
  • определяет направление физического, умственного и духовного развития;
  • помогает раскрыть творческие задатки малышей.

 Другими словами, игровая деятельность — это форма общественной жизни ребёнка, способ социализироваться. Вот почему вся просветительская работа по ознакомлению и отработке ПДД в дошкольном образовательном учреждении ведётся через понятные детям конкретного возраста игровые взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 комбинированного вида»

Консультация для педагогов

«Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»

https://ds20.edukimry.ru/wp-content/uploads/2020/09/img-20200923-wa0004.jpg

Подготовила:

воспитатель

 первой квалификационной категории

Богатова Е.Н.

Саранск

 Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь, взрослые, каждый день на глазах родного чада нарушают эти самые пресловутые правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают.

 Поэтому, можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если родитель сам не соблюдает эти правила, можно быть уверенным, что и дети их нарушат.

 Несмотря на то, что проще рассказать правила дорожного движения, правильнее это делать в  форме игры в силу возрастных особенностей дошкольников.

С методической точки зрения, игра:

  • формирует эмоционально-волевые характеристики личности ребёнка;
  • определяет направление физического, умственного и духовного развития;
  • помогает раскрыть творческие задатки малышей.

 Другими словами, игровая деятельность — это форма общественной жизни ребёнка, способ социализироваться. Вот почему вся просветительская работа по ознакомлению и отработке ПДД в дошкольном образовательном учреждении ведётся через понятные детям конкретного возраста игровые взаимодействия.

 Раскрытие темы ПДД посредством игры позволяет реализовывать следующие  задачи:

  • освоение понятий, связанных с ПДД (в младшем дошкольном возрасте – «светофор», «сигнал светофора», «пешеход», в средней группе – «переход», «дорожный знак», в старшей и подготовительной – «безопасность на дороге» и пр.);
  • формирование навыка пересекать проезжую часть, опираясь на знания о значении сигналов светофора (в младших группах дети знакомятся с принципом работы устройства, то есть смены сигналов, а в дальнейшем отрабатывают навык пересечения проезжей части по светофору);
  • получение и систематизация знаний об основных видах транспорта;
  • развитие внимания, памяти (игры позволяют не только проиграть конкретную дорожную ситуацию, но и, повторяя материал из года в год, довести до автоматизма базовые знания ПДД);
  • расширение кругозора (например, тема светофор представлена в играх для каждой возрастной категории, но год от года эта тема «обрастает» деталями, дополнениями ;
  • развитие речи (если в младшем дошкольном возрасте ребята отвечают на вопросы в игровых ситуациях отдельными словами, словосочетаниями, то в средней группе дети учатся составлять полные предложения, а в старшей и подготовительной — сочинять целые монологические высказывания, раскрывающие тот или иной аспект темы);
  • воспитание чувства радостного сотворчества, товарищества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

 Вне зависимости от вида и темы игр Федеральным государственным образовательным стандартом обозначены требования к их организации.

  1. Поощрение инициативы.

В реализации этого принципа как раз таки и проявляется педагогическое мастерство воспитателя: мотивация детей должны быть на таком уровне, чтобы они все захотели (!) проявить интеллектуальную и физическую активность.

  1. Доступность. 

Игровой сюжет и все действия нужно объяснять так, чтобы они были понятны всем участникам. 

  1.  Динамичность.

Хронометраж игры должен соответствовать её виду, а также возрасту детей.

  1. Наглядность.

Дошкольники воспринимают мир через образы, поэтому картинки, видео — основа любого вида деятельности, в том числе и игр.

  1. Положительный эмоциональный настрой.

Чтобы увлечь даже тех малышей, у которых не всё в игре получается, педагог должен быть доброжелателен и открыт по отношению к воспитанникам.

  1. Общая цель.

Этот принцип касается в основном сюжетно-ролевых и театрализованных игр, так как подразумевает, что дети, вне зависимости от тех ролей, которые они выполняют в игре, усваивают правила дорожного движения.

  1. Самостоятельность.

На младшие группы это требование не распространяется, так как воспитатель является полноценным участником любой игры и принимает на себя роль лидера: водящего, главного персонажа. Но начиная со средней, участие педагога минимизируется до подсказок, отдельных указаний и напоминания правил.

  1. Индивидуализация игровой деятельности.

Безусловно, игры интересны всем детям. Но в зависимости от темперамента и особенностей характера какие-то виды игровой активности нравятся малышам больше, а какие-то меньше. Задача педагога в каждом виде игр найти ребёнку роль по душе.

  1. Положительная оценка. 

Каждый участник игры по её завершении должен получить похвалу.

  1.  Повторение — мать учения.

Учитывая важность темы, уже знакомые детям игры время от времени нужно повторять.

 Игровая форма работы с ПДД в детском саду может реализовываться в пяти видах: дидактические, сюжетно-ролевые , подвижные , театрализованные , пальчиковые игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Каждый вид игры соотносится с конкретной темой и имеет конкретную образовательную задачу.

Дидактические игры используются при:

  • ознакомлении с новым материалом (к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп — предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);
  • практическом применении знаний, умений и навыков (например, в старшей группе, ознакомившись с видами знаков, дети складывают пазл, в котором одна часть — знак, а вторая — картинка, демонстрирующая ситуацию на дороге).

 Перечислим несколько  дидактических игр разных видов по теме ПДД.

Сенсорная «Почини машинку» (первая младшая группа). Картинки машинок разного цвета, круги-колёса разных цветов и размера.
Дети собирают машинки, подбирая колёса по размеру и цвету

Логическая «Четвёртый лишний» (вторая младшая группа)  Н-р: Кто не является участником дорожного движения: грузовик, дом, «Скорая помощь», снегоуборочная машина.
Какой «глаз» светофора лишний: зелёный, синий, красный, жёлтый.

Словесная «Закончи предложение» (средняя группа).  Ребёнок ловит брошенный педагогом мяч и заканчивает начатое предложение, присоединяя его к первой части фразой «а потом»:
«Переходя дорогу на зелёный свет, сначала нужно посмотреть налево… — …а потом направо»

 «Это дорожный знак…»  В этой игре мы  учим соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Перед детьми лежат изображения дорожных знаков. Педагог читает загадки о дорожных знаках, тот ребёнок у кого есть этот знак, называет его и ставит фишку на соответствующую карточку.

Например, такие загадки:                                                                                                        

У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено»)

Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

«Что будет, если…» Цель: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.

 «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток» и т.д.

 Большой выбор настольно-печатных игр. 

«Собери знак».  Дорожные знаки в конвертах, фишки.
Дети делятся на экипажи-команды. Каждая получает конверт с пазлами дорожных знаков. Детям нужно собрать свои знаки, за каждый получают по фишке. Дополнительные очки приносит рассказ о значении знака
.

 «Домино».

 «В гости к бабушке» (игра с кубиком, фишками.  Добираясь до бабушки, дети очередной раз закрепляют знания о значении дорожных знаков).

 «Дорога без опасности». Для этой игры необходимо игровое поле со знаками дорожного движения, фишки. Дети по очереди бросают кубик, шагают вперед на выпавшее количество шагов. Попав на знак дорожного движения, игрок должен рассказать, что означает данный знак.

Все перечисленные игры составляют малую толику от общего кол-ва игр по данной теме. Д/игры по формированию знаний по ПДД можно не только находить в специальной литературе, но и придумывать самим. Перейдем к следующему виду игр, это …

 Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, как в дидактической или подвижной играх.

Известно, что отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то»«в кого-то». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

«Автобус». При проведении этой игры в старшей группе дети-пассажиры не только по очереди заходят в «транспорт», но и покупают билеты у кондуктора, готовятся заранее к своим остановкам и т.д.

     «Пешеходы». Перед игрой рассказываем детям об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков. Готовим соответствующие атрибуты, как и для любой сюжетно-ролевой игры. Детям предлагаем игровую ситуацию: отправляемся на экскурсию по городу. Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

 «Пассажиры». До игры рассказываем детям: о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; правилах поведения в легковом автомобиле. Создаём проблемную ситуацию: детей пригласили в музей. Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

 «Службы спасения». Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах. Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы) Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина. Задача детей: организовать движение других транспортных средств

 Следующий вид игр - подвижные игры.

 Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме.  В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.

 Этот вид деятельности используется и при проведении нод, и на прогулках, при организации развлекательных мероприятий.

"Цветные автомобили" (младший дошкольный возраст)

 По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие руль такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая руль в разные стороны. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

"Машины" (младший дошкольный возраст)

 Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.

"Воробушки и автомобиль" (младший дошкольный возраст) 

 Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

"Трамвай"  (младший дошкольный возраст)

Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих;  

«Весёлые светофорчики» (средняя группа). Цель: повторить значение и порядок сигналов светофора; отрабатывать умение оперативно реагировать на ситуацию. Дети стоят в кругу, каждый держит цветной круг с сигналом светофора. Под музыку малыши начинают хаотично двигаться, а когда мелодия обрывается, разбираются по парам «зелёный — красный

«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» (подготовительная группа). Цель: закрепить знания ПДД; развивать логику, тренировать быстроту реакции. Ребята становятся в круг, в центре — водящий-регулировщик. Он бросает игроку мяч и говорит одно слово: дорога, транспорт, пешеход или пассажир. Поймавший мяч должен сказать слово, относящееся к названной категории. Тот, кто замешкался, выбывает.

«Бегущий светофор».

Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднять зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый — прыгают на месте, если красный — все должны замереть на месте и не двигаться.

«Автобусы».

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

«Повороты» .

Дети строятся лицом к воспитателю. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Правила игры: если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Театрализованная игра в ДОУ реализуется двумя формами:

  • драматизацией, то есть дети выступают «артистами», проигрывающими определённые сценарием действия;
  • режиссёрской игрой, в которой малыши руководят движениями и действиями персонажей — кукол.

 Режиссёрские игры включают кукольный театр. Для демонстрации того, насколько хорошо дети-режиссёры знают ПДД, используются куклы-артисты разных видов театра (перчаточные, пальчиковые и др.).

 Используется так же  стендовый театр (театр на фланелеграфе или на магнитной доске).

 Следующий вид игр - пальчиковые игры.

Цель проведения пальчиковых игр состоит в:

  • отработке мелкой моторики (в младших и средней группах для развития речи, в старших — для подготовки руки к письму);
  • развитии сенсорных и коммуникативных способностей малышей.

 Как правило, пальчиковые игры универсальны для всех возрастов. Но для старшей и подготовительной групп рифмовки могут быть длиннее и количество повторов больше.

 Игры, затрагивающие вопросы ПДД, занимают особое место в образовательном процессе детского сада. С помощью ведущего для дошкольников вида деятельности, малыши разного возраста получают важные знания, умения и навыки, связанные с вопросами бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. При этом игровые ситуации позволяют обеспечить максимальное усвоение информации, необходимой малышам как полноправным участникам дорожного движения, и подготавливают детей к самостоятельному передвижению по улицам.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 комбинированного вида»

Консультация для педагогов

«Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»

https://ds20.edukimry.ru/wp-content/uploads/2020/09/img-20200923-wa0004.jpg

Подготовила:

воспитатель

 первой квалификационной категории

Богатова Е.Н.

Саранск

 Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь, взрослые, каждый день на глазах родного чада нарушают эти самые пресловутые правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают.

 Поэтому, можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если родитель сам не соблюдает эти правила, можно быть уверенным, что и дети их нарушат.

 Несмотря на то, что проще рассказать правила дорожного движения, правильнее это делать в  форме игры в силу возрастных особенностей дошкольников.

С методической точки зрения, игра:

  • формирует эмоционально-волевые характеристики личности ребёнка;
  • определяет направление физического, умственного и духовного развития;
  • помогает раскрыть творческие задатки малышей.

 Другими словами, игровая деятельность — это форма общественной жизни ребёнка, способ социализироваться. Вот почему вся просветительская работа по ознакомлению и отработке ПДД в дошкольном образовательном учреждении ведётся через понятные детям конкретного возраста игровые взаимодействия.

 Раскрытие темы ПДД посредством игры позволяет реализовывать следующие  задачи:

  • освоение понятий, связанных с ПДД (в младшем дошкольном возрасте – «светофор», «сигнал светофора», «пешеход», в средней группе – «переход», «дорожный знак», в старшей и подготовительной – «безопасность на дороге» и пр.);
  • формирование навыка пересекать проезжую часть, опираясь на знания о значении сигналов светофора (в младших группах дети знакомятся с принципом работы устройства, то есть смены сигналов, а в дальнейшем отрабатывают навык пересечения проезжей части по светофору);
  • получение и систематизация знаний об основных видах транспорта;
  • развитие внимания, памяти (игры позволяют не только проиграть конкретную дорожную ситуацию, но и, повторяя материал из года в год, довести до автоматизма базовые знания ПДД);
  • расширение кругозора (например, тема светофор представлена в играх для каждой возрастной категории, но год от года эта тема «обрастает» деталями, дополнениями ;
  • развитие речи (если в младшем дошкольном возрасте ребята отвечают на вопросы в игровых ситуациях отдельными словами, словосочетаниями, то в средней группе дети учатся составлять полные предложения, а в старшей и подготовительной — сочинять целые монологические высказывания, раскрывающие тот или иной аспект темы);
  • воспитание чувства радостного сотворчества, товарищества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

 Вне зависимости от вида и темы игр Федеральным государственным образовательным стандартом обозначены требования к их организации.

  1. Поощрение инициативы.

В реализации этого принципа как раз таки и проявляется педагогическое мастерство воспитателя: мотивация детей должны быть на таком уровне, чтобы они все захотели (!) проявить интеллектуальную и физическую активность.

  1. Доступность. 

Игровой сюжет и все действия нужно объяснять так, чтобы они были понятны всем участникам. 

  1.  Динамичность.

Хронометраж игры должен соответствовать её виду, а также возрасту детей.

  1. Наглядность.

Дошкольники воспринимают мир через образы, поэтому картинки, видео — основа любого вида деятельности, в том числе и игр.

  1. Положительный эмоциональный настрой.

Чтобы увлечь даже тех малышей, у которых не всё в игре получается, педагог должен быть доброжелателен и открыт по отношению к воспитанникам.

  1. Общая цель.

Этот принцип касается в основном сюжетно-ролевых и театрализованных игр, так как подразумевает, что дети, вне зависимости от тех ролей, которые они выполняют в игре, усваивают правила дорожного движения.

  1. Самостоятельность.

На младшие группы это требование не распространяется, так как воспитатель является полноценным участником любой игры и принимает на себя роль лидера: водящего, главного персонажа. Но начиная со средней, участие педагога минимизируется до подсказок, отдельных указаний и напоминания правил.

  1. Индивидуализация игровой деятельности.

Безусловно, игры интересны всем детям. Но в зависимости от темперамента и особенностей характера какие-то виды игровой активности нравятся малышам больше, а какие-то меньше. Задача педагога в каждом виде игр найти ребёнку роль по душе.

  1. Положительная оценка. 

Каждый участник игры по её завершении должен получить похвалу.

  1.  Повторение — мать учения.

Учитывая важность темы, уже знакомые детям игры время от времени нужно повторять.

 Игровая форма работы с ПДД в детском саду может реализовываться в пяти видах: дидактические, сюжетно-ролевые , подвижные , театрализованные , пальчиковые игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Каждый вид игры соотносится с конкретной темой и имеет конкретную образовательную задачу.

Дидактические игры используются при:

  • ознакомлении с новым материалом (к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп — предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);
  • практическом применении знаний, умений и навыков (например, в старшей группе, ознакомившись с видами знаков, дети складывают пазл, в котором одна часть — знак, а вторая — картинка, демонстрирующая ситуацию на дороге).

 Перечислим несколько  дидактических игр разных видов по теме ПДД.

Сенсорная «Почини машинку» (первая младшая группа). Картинки машинок разного цвета, круги-колёса разных цветов и размера.
Дети собирают машинки, подбирая колёса по размеру и цвету

Логическая «Четвёртый лишний» (вторая младшая группа)  Н-р: Кто не является участником дорожного движения: грузовик, дом, «Скорая помощь», снегоуборочная машина.
Какой «глаз» светофора лишний: зелёный, синий, красный, жёлтый.

Словесная «Закончи предложение» (средняя группа).  Ребёнок ловит брошенный педагогом мяч и заканчивает начатое предложение, присоединяя его к первой части фразой «а потом»:
«Переходя дорогу на зелёный свет, сначала нужно посмотреть налево… — …а потом направо»

 «Это дорожный знак…»  В этой игре мы  учим соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Перед детьми лежат изображения дорожных знаков. Педагог читает загадки о дорожных знаках, тот ребёнок у кого есть этот знак, называет его и ставит фишку на соответствующую карточку.

Например, такие загадки:                                                                                                        

У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено»)

Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

«Что будет, если…» Цель: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.

 «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток» и т.д.

 Большой выбор настольно-печатных игр. 

«Собери знак».  Дорожные знаки в конвертах, фишки.
Дети делятся на экипажи-команды. Каждая получает конверт с пазлами дорожных знаков. Детям нужно собрать свои знаки, за каждый получают по фишке. Дополнительные очки приносит рассказ о значении знака
.

 «Домино».

 «В гости к бабушке» (игра с кубиком, фишками.  Добираясь до бабушки, дети очередной раз закрепляют знания о значении дорожных знаков).

 «Дорога без опасности». Для этой игры необходимо игровое поле со знаками дорожного движения, фишки. Дети по очереди бросают кубик, шагают вперед на выпавшее количество шагов. Попав на знак дорожного движения, игрок должен рассказать, что означает данный знак.

Все перечисленные игры составляют малую толику от общего кол-ва игр по данной теме. Д/игры по формированию знаний по ПДД можно не только находить в специальной литературе, но и придумывать самим. Перейдем к следующему виду игр, это …

 Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, как в дидактической или подвижной играх.

Известно, что отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то»«в кого-то». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

«Автобус». При проведении этой игры в старшей группе дети-пассажиры не только по очереди заходят в «транспорт», но и покупают билеты у кондуктора, готовятся заранее к своим остановкам и т.д.

     «Пешеходы». Перед игрой рассказываем детям об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков. Готовим соответствующие атрибуты, как и для любой сюжетно-ролевой игры. Детям предлагаем игровую ситуацию: отправляемся на экскурсию по городу. Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

 «Пассажиры». До игры рассказываем детям: о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; правилах поведения в легковом автомобиле. Создаём проблемную ситуацию: детей пригласили в музей. Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

 «Службы спасения». Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах. Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы) Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина. Задача детей: организовать движение других транспортных средств

 Следующий вид игр - подвижные игры.

 Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме.  В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.

 Этот вид деятельности используется и при проведении нод, и на прогулках, при организации развлекательных мероприятий.

"Цветные автомобили" (младший дошкольный возраст)

 По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие руль такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая руль в разные стороны. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

"Машины" (младший дошкольный возраст)

 Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.

"Воробушки и автомобиль" (младший дошкольный возраст) 

 Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

"Трамвай"  (младший дошкольный возраст)

Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих;  

«Весёлые светофорчики» (средняя группа). Цель: повторить значение и порядок сигналов светофора; отрабатывать умение оперативно реагировать на ситуацию. Дети стоят в кругу, каждый держит цветной круг с сигналом светофора. Под музыку малыши начинают хаотично двигаться, а когда мелодия обрывается, разбираются по парам «зелёный — красный

«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» (подготовительная группа). Цель: закрепить знания ПДД; развивать логику, тренировать быстроту реакции. Ребята становятся в круг, в центре — водящий-регулировщик. Он бросает игроку мяч и говорит одно слово: дорога, транспорт, пешеход или пассажир. Поймавший мяч должен сказать слово, относящееся к названной категории. Тот, кто замешкался, выбывает.

«Бегущий светофор».

Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднять зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый — прыгают на месте, если красный — все должны замереть на месте и не двигаться.

«Автобусы».

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

«Повороты» .

Дети строятся лицом к воспитателю. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Правила игры: если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Театрализованная игра в ДОУ реализуется двумя формами:

  • драматизацией, то есть дети выступают «артистами», проигрывающими определённые сценарием действия;
  • режиссёрской игрой, в которой малыши руководят движениями и действиями персонажей — кукол.

 Режиссёрские игры включают кукольный театр. Для демонстрации того, насколько хорошо дети-режиссёры знают ПДД, используются куклы-артисты разных видов театра (перчаточные, пальчиковые и др.).

 Используется так же  стендовый театр (театр на фланелеграфе или на магнитной доске).

 Следующий вид игр - пальчиковые игры.

Цель проведения пальчиковых игр состоит в:

  • отработке мелкой моторики (в младших и средней группах для развития речи, в старших — для подготовки руки к письму);
  • развитии сенсорных и коммуникативных способностей малышей.

 Как правило, пальчиковые игры универсальны для всех возрастов. Но для старшей и подготовительной групп рифмовки могут быть длиннее и количество повторов больше.

 Игры, затрагивающие вопросы ПДД, занимают особое место в образовательном процессе детского сада. С помощью ведущего для дошкольников вида деятельности, малыши разного возраста получают важные знания, умения и навыки, связанные с вопросами бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. При этом игровые ситуации позволяют обеспечить максимальное усвоение информации, необходимой малышам как полноправным участникам дорожного движения, и подготавливают детей к самостоятельному передвижению по улицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для педагогов ГБОУ."Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста."

Презентация к консультации для педагогов ГБОУ" Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста."...

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности...

Статья по ПДД "Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»

Консультация «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»...

«Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций»

laquo;Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет в процессе использованияигровых обучающих ситуаций»...

Консультация для педагогов «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это, огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, по...