Главные вкладки

    Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности
    материал по обж

    Дегтеревич Елена Николаевна

    Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon apo_po_pdd.doc157.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дегтеревич Елена Николаевна

    Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности

    Раздел I

    Информация об опыте

    Условия возникновения опыта

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №6», расположен в одном из микрорайонов города Шебекино, вблизи главной улицы Ленина. Рядом с детским садом находятся: СОШ №5, Центральная городская библиотека, Детско-юношеская спортивная школа, Исторический музей.

    ДОО реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования МАДОУ. Дополнительно используются парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной), раздел «Ребёнок на улице города» и программа «Светофор» Т.И. Даниловой.

    Детский сад посещает много детей. Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу. Пока наши дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но скоро – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребенка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки. Формировать у детей представление о правилах дорожного начинать надо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны. Правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.

    Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики исходного уровня знаний дошкольников по правилам дорожного движения. По результатам проведенного тестирования оказалось, что 4% дошкольников имеют высокий уровень, 57% - находятся на среднем уровне и 39% - на низком уровне. Дети владеют некоторым объёмом теоретических знаний, но испытывают затруднения в применении их на практике, не могут предвидеть развития дорожной ситуации, планировать своё поведение, как участника дорожного движения. Анализируя полученные данные можно сделать вывод о необходимости повышения уровня представлений о правилах дорожного движения у воспитанников детского сада, таким средством могут являться специфические виды деятельности.

    Актуальность опыта

    Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-детей, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

    Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

    Анализ научно-методической литературы и практических наблюдений за формированием представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста, позволил выделить противоречия:

    - между накоплением знаний о правилах дорожного движения и неумением применять эти знания в реальных ситуациях на улицах города.

    - между необходимостью повышения уровня знаний у детей по правилам дорожного движения и недостаточной проработкой опыта по использованию специфических видов деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. 

    Ведущая педагогическая идея опыта

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности.

    Длительность работы над опытом

    Длительность работы над опытом составляет 3 года (с сентября 2016 г. по май 2019 г.) и разделена на несколько этапов.

    I этап - начальный (сентябрь 2016г. - декабрь 2016г.)

    Возникновение идеи опыта. Определение целей и задач, изучение и анализ теоретического, практического, диагностического материала по теме, выбор методов и приемов. Проведение предварительного диагностического обследования.

    II этап - основной (январь 2017г. - август 2018г.) Разработка и внедрение в педагогический процесс системы работы по формированию представлений о правилах дорожного движения у детей посредством специфических видов деятельности.

    III этап - заключительный (сентябрь 2018г. - май 2019г.) Проведение итогового диагностического обследования. Систематизация и обобщение результатов работы.

    Диапазон опыта

    Диапазон опыта представлен системой работы по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения посредством специфических видов деятельности.

    Теоретическая база опыта

    Одной из приоритетных и важных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых. Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Привитие навыков основ безопасности жизнедеятельности детям дошкольного возраста нашло отражение в научных трудах (Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, И.Ю. Бордачевой, Т.П. Гарнышевой, Т.И. Даниловой, О.Л. Князевой,  Т.Ф. Саулиной, О.Ю. Старцевой, Э.Я Степанковой, Р.Б.Стеркиной, Е.Я. Хабибулиной, Т.А. Шорыгиной и др.)

    Каждому педагогу приходиться по нескольку раз в день настраивать ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности. При этом он использует весь багаж методических приёмов. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала.

    п. 2.7 ФГОС ДО - конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности. 5 образовательных областей ФГОС, реализуются через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. ФГОС выделяет 9 видов деятельности для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет):

    1. Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной позиции (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры).
    2. Коммуникативная деятельность - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений для достижения общего результата (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
    3. Познавательно-исследовательская деятельность - форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).
    4. Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
    5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд - форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть (в помещении и на улице).
    6. Конструирование из различных материалов -  форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
    7. Изобразительная деятельность - форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт (рисование, лепка, аппликация).
    8.  Музыкальная деятельность - это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции слушателя, исполнителя, сочинителя (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
    9. Двигательная деятельность - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции (овладение основными движениями).

    Важным показателем развития ребенка - является уровень овладения им различными специфическими видами детской деятельности. Мы, воспитатели, на этом этапе помогаем детям и в свою очередь должны уметь организовывать специфические виды детской деятельности, а также организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

    В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей на дороге.

    Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает педагогу дошкольного образовательного учреждения разнообразные методики формирования основ безопасности дорожного движения. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, позволяющих обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте.

    Опираясь на теоретическую базу перечисленных выше ученых, психологов, педагогов, была разработана система работы на занятиях и в повседневной жизни по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения посредством специфических видов деятельности.

    Новизна опыта

    Новизна опыта заключается в создании системы работы, которая поможет сформировать у детей дошкольного возраста представления о правилах дорожного движения посредством специфических видов деятельности через включение социума, родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания грамотных участников дорожного движения.

    Характеристика условий,

    в которых возможно применение данного опыта

    Данный опыт может быть реализован педагогами дошкольных образовательных организаций, дополнительного образования, начальной школы и родителями в условиях семьи, так как опыт включает в себя всех участников образовательного процесса и распространяется на все формы взаимодействия с ребенком.

    Раздел II

    Технология описания опыта

             Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение эффективности педагогического процесса по формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения посредством специфических видов деятельности.

             Достижению этой цели служит решение следующих задач:

    - создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

    • повышение уровня знаний у детей по дорожной тематике, формирование навыков и привычек безопасного поведения на дорогах;
    •  использование интегрированного подхода в обучении дошкольников безопасному движению по улице;
    • развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
    • активизация внимания родителей к решению задач по обучению детей дорожной азбуке;
    • создание системы взаимодействия детского сада с учреждениями социума микрорайона по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

            Работа строилась в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:

    - принцип последовательности - любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем;

    - принцип деятельности - включение ребёнка во все виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции;

    - принцип интеграции - интеграция всех специфических видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе;

    - принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях по правилам дорожного движения;

    - принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;

    - принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

    Целенаправленная работа по данной теме проводилась в трех направлениях: с дошкольниками, с родителями, с педагогическим коллективом.

    Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все специфические виды деятельности дошкольников, чтобы затем дети могли реализовать ее в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

    Дорожное движение едино для всех детей дошкольного возраста, посещающих школу и взрослых. Отличается только объем их знаний. Задача воспитателя - доступно объяснить правила ребенку в объеме необходимых знаний, но в строгом соответствии с единой методикой и требованиями этих правил.

    В средней группе дети продолжали знакомиться с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице и в общественном транспорте. Для ребят новым стал разговор о пешеходном переходе и его назначении, они познакомились со знаками «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Дети поняли важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа). Были уточнены знания детей о назначении светофора (Когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал) и работе полицейского. Дети знакомились с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус), с местами движения машин и людей, отрабатывался навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

    Основными формами работы с детьми по специфическим видам деятельности были:

    • организованная образовательная деятельность детей по правилам дорожного движения «Транспорт»;
    • беседы «Грузовой транспорт», «Мы по улице идем», «Найди пешеходов – нарушителей», «Труд водителя», «Дорожные происшествия»;
    • целевые прогулки «Станция технического обслуживания», наблюдение за транспортом, экскурсии «Наша улица», «Пешеходный переход», «Пассажирский транспорт»;
    • рассматривание тематических плакатов, иллюстраций и решение дорожных ситуаций;
    • моделирование дорожных ситуаций;
    • ТРИЗ «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
    • дидактические игры «Собери машину», «Транспорт», «Светофор», «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку», «Назови правильно», «Почини технику», «Угадай дорожный знак»;
    • сюжетно – ролевая игра «Я – шофер», «Автобус», «Я - пешеход»;
    • подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Светофор», «Будь внимателен», «Цветные автомобили»;
    • игра – соревнование «Проведи машину через препятствие»;
    • катание на самокате, велосипеде;
    • пальчиковая гимнастика;
    • аппликация «Автобус»;
    • рисование «Дорога для автомобиля»;
    • лепка «Светофор»;
    • конструирование «Транспорт», «Гараж»;
    • чтение художественной литературы: А. Тюняева «Правила дорожного движения», М. Пожарский «Машины»;
    • отгадывание загадок;
    • инсценировка сказки Н. Павлова «На машине»;
    • кукольный театр «Бездельник светофор»;
    • просмотр мультфильмов, слушание аудио сказок;
    • развлечение «В гости к бабушке Загадушке»;
    • выставки детского творчества по ПДД.

    В уголке безопасности дорожного движения находился:

    • Макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть, пешеходный переход;
    • Макет транспортного светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;
    • Набор транспортных средств;
    • Иллюстрации с изображением транспортных средств;
    • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Я – шофер», «Автобус», «Я - пешеход»;
    • Дидактические игры «Собери машину», «Транспорт», «Светофор», «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку», «Назови правильно», «Почини технику», «Угадай дорожный знак».

    В старшей группе во время практических занятий регулярно отрабатывались навыки перехода проезжей части. На территории участка был создан «автодром – павильон», в котором обозначена проезжая часть, тротуары и пешеходные переходы. Каждый ребёнок подходил к пешеходному переходу, останавливался на некотором расстоянии от него, внимательно осматривал проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выходил на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировал ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой для детей.

    Ребята по схеме рассказывали, как наиболее безопасно идти в детский сад и обратно домой, знакомились с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети, разбирались в схеме микрорайона вокруг детского сада; учились не только сами правильно вести себя в дорожной обстановке, но и управлять направлением движения своих друзей, делать им замечания (не посмотрел направо, отвлекаешься.)

    Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».

    Основными формами работы с детьми по специфическим видам деятельности были:

    • организованная образовательная деятельность детей «Школа пешеходных наук», «Азбука дорожного движения»;
    • беседы «Правила поведения пешеходов», «Дорожные нарушения», «История транспорта», «Дорожные ловушки», «Светоотражающие элементы»;
    • игровой тренинг «Безопасность на дороге»;
    • рассматривание тематических плакатов, иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций;
    • моделирование дорожных ситуаций;
    • мини – проект «Мой безопасный маршрут»;
    • целевая прогулка «К остановке пассажирского транспорта», наблюдение за светофором, экскурсии «Дорожная азбука»;
    •  встреча с сотрудником ГИБДД;
    • практическая работа «Мы идем через дорогу»;
    • дидактические игры «Угадай дорожный знак», «Чего не стало?», «Перекрёсток», «Наша улица», «Дорожное лото»;
    • сюжетно – ролевые игры «Станция технического обслуживания»,
    • словесные игры «Доскажи словечко», «Найди ошибку»;
    • опыт «Зачем зимой посыпают дороги солью, песком»;
    • игра – эксперимент «Что происходит при столкновении двух транспортных средств»;
    • квест – игра «Помоги Светофорчику»;
    • игры в автогородке «Мы – пешеходы», «Мы – водители»;
    • катание на самокате, велосипеде;
    • игра – соревнование «Водители, на старт!»;
    • подвижная игра «Пешеходы и транспорт», «Добеги до знака», «Стоп – Иди»;
    • пальчиковая гимнастика;
    • составление творческих рассказов по сюжетным картинкам «Как поступить в данной ситуации?»;
    • ТРИЗ «Что произойдет если на Земле не будет транспортных средств», «Если бы все знаки перепутались?»;
    • чтение художественной литературы: М. Дружинин «Служебные машины», В. Лебедев – Кумач «Умные зверушки», Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа», Н. Калинин «Как ребята переходили улицу»;
    • отгадывание загадок;
    • заучивание считалки, пословицы;
    • инсценировка «Три чудесных цвета»;
    • просмотр мультфильмов, слушание аудио сказок;
    • песня «Светофор», Песенка о правилах дорожного движения;
    • рисование «Дорожный знак»;
    • аппликация «Грузовая машина», коллективная аппликация «Улица родного города»;
    • лепка «Транспорт»;
    • конструирование «Моя улица»;
    • КВН «Твой приятель – светофор!», праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»;
    • флэш-моб;
    • проведение «Клубного часа»;
    • выступление агитбригады «В стране дорожных знаков»;
    •  выставки детского творчества по правилам дорожного движения.

     В уголке безопасности дорожного движения появились:

    •  Макет перекрёстка, с помощью которого ребята могли решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Макет был со съёмными предметами, дети сами могли моделировать улицу;
    • Набор дорожных знаков, в который входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
    •  Дидактические игры: «Угадай дорожный знак», «Чего не стало?», «Перекрёсток», «Наша улица», «Дорожное лото».

    В подготовительной к школе группе были систематизированы знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Дети познакомились с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

    Продолжали с детьми знакомиться с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными, с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»).

    После того как были изучены сигналы светофора, перешли к изучению сигналов регулировщика. Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора. Сравнивать сигналы светофора и сигналы регулировщика нельзя, хотя в литературе можно встретить это сравнение. Только движение со стороны спины всегда соответствует красному сигналу светофора. В других положениях регулировщика нет соответствия сигналам светофора полностью или частично. Поэтому аналогию проводить нет необходимости. Детям было объяснено и показано положение регулировщика, и в каком направлении разрешено движение пешехода. Детям очень нравится быть в роли регулировщика.

    Основными формами работы с детьми по специфическим видам деятельности были:

    • организованная образовательная деятельность детей по правилам дорожного движения «Путешествие в страну дорожных знаков»;
    •  беседы «О чем разговаривает улица», «Загородные дороги», «Работа сотрудника ГИБДД», «Велосипед», «Я – пассажир»;
    • практическая работа «Дорожные знаки», «Сигналы регулирования дорожного движения», «Угадай ребус»;
    • моделирование дорожных ситуаций и их решение;
    • мини – проект «Коллекция видов транспорта»;
    • целевая прогулка «Здравствуй, улица», наблюдение за световыми сигналами автомобилей, экскурсии по микрорайону, «Площадь»;
    • встреча с сотрудником ГИБДД;
    • опыт «Почему светятся дорожные знаки»;
    • игра – эксперимент «Подушка – безопасности»;
    • словесная игра «Закончи предложение»;
    • игровой тренинг «Знай и соблюдай правила дорожного движения»;
    • квест – игра «Найди недостающий атрибут»;
    • дидактические игры «Объясни», «Чем накормить автомобиль», «Угадай, какой машине принадлежит сигнал», «Разрезные знаки»;
    • подвижные игры «Перекресток», «Ловкий пешеход», «К своим знакам»;
    • сюжетно – ролевые игры «Службы спасения», «На дорогах города», «Пассажиры»;
    • игра – соревнование «Перейди дорогу», «Чья машина?»;
    • игры в автогородке;
    • катание на самокате, велосипеде;
    • физминутка «Регулировщик»;
    • пальчиковая гимнастика;
    • рисование «Островок безопасности»;
    • аппликация «Мой дом – моя улица»;
    • лепка «На перекрестке»;
    • изготовление светоотражающих элементов для своей одежды;
    • составление рассказов по сюжетным картинкам;
    • чтение художественной литературы: М. Дружинин «Моя улица», Н. Носов «Автомобиль», С. Волков «Правила дорожного движения», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
    • отгадывание загадок;
    • разучивание чистоговорки;
    • просмотр мультфильмов, слушание аудио сказок;
    • песня «На улице», «Дорожных знаков»;
    • инсценировка «Москвичонок»
    • викторина «Что? Где? Когда?», праздник «Правила дорожного движения достойны уважения!»;
    • флэш-моб;
    • проведение «Клубного часа»;
    • конкурс детского творчества по ПДД.

    Содержание уголка усложнилось:

    • Подобрана картотека «опасных ситуаций»;
    • Изготовлены схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. Организовано окно выдачи водительских удостоверений сдавшим    экзамен по ПДД;
    • Дидактические игры «Объясни», «Чем накормить автомобиль», «Угадай, какой машине принадлежит сигнал», «Разрезные знаки».

    Большое внимание уделялось развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам. На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети учились различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)».

    В конце учебного года в каждой возрастной группе проводилось итоговое мероприятие в разнообразных формах: театральные постановки, праздники и развлечения, викторины, конкурсы, целевые прогулки и экскурсии.

    Большое значение в формировании безопасного поведения детей на дороге, имеет положительный пример в поведении взрослых, поэтому уделялось значительное внимание работе с родителями. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Родителям была показана вся серьёзность проблемы, обозначены ситуации, которые часто приводят к трагедии, рассказано в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

    Работа с родителями включала в себя:

    • организацию собраний «Безопасность детей в ваших руках» с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
    • консультации «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения», «Зачем нужны светоотражающие элементы», «Самые важные правила - Правила дорожного движения!»;
    • организацию различных мероприятий с участием родителей, «Круглый стол» с участием сотрудников ОГИБДД;
    • «Консультативный центр» -  письменной форме родители задают интересующие их вопросы, а педагоги, консультируясь со специалистами, отвечают на них, используя современные технические средства: электронную почту в сети Интернет и сайт ДОУ;
    • включение в работу по созданию предметной развивающей среды, подготовке праздников, командных соревнований, конкурсов «В автомобильном кресле место классное – место безопасное», семейных плакатов и рисунков, разработке схемы маршрута «Мой безопасный путь домой»;
    • разработка семейного маршрута выходного дня «Значимые места Шебекинского района»;
    • Родительский патруль детского сада, который организует контроль ношения светоотражающих элементов на одежде, использование детских удерживающих устройств, соблюдения правил перехода улицы;
    •  анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения», анализ   полученных   результатов;
    • информация в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать», (рекомендации родителям по вопросам обучения детей правилам дорожного движения), перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по правилам дорожного движения.

    Родители заинтересованы в том, чтобы педагоги дошкольного учреждения систематически и планомерно изучали с детьми Правила дорожного движения. Результаты анкетирования показали, что многие из них убеждены, что только совместная работа детского сада и семьи обеспечит усвоение необходимого опыта безопасного поведения на дороге.

     По данной теме проводилась работа с педагогическим коллективом по ознакомлению с направлениями и условиями работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения:

    • практические и теоретические консультации «Организация поездки детей в автобусе», «Типичные ошибки при обучении детей ПДД», «Как организовать знакомство детей с ПДД в разных возрастных группах», «Диагностика знаний, умений, навыков по ПДД», «Игра как важнейшая форма обучения детей правилам дорожного движения»;
    • проведение инструктажей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
    • открытые занятия для педагогов;
    • проведение «Недели безопасности»;
    • участие в акции «Мы за безопасное движение»;
    • организация семинарских занятий, круглых столов, педсоветов;
    • организация развивающей предметно – пространственной среды;
    • проведение психолого-педагогических тренингов;
    • организация конкурсов (на лучшее мероприятие с детьми и родителями).

             Специфические виды деятельности в педагогическом процессе, направленные на формирование представлений о правилах дорожного движения у дошкольников результативны, так как у детей повышается интерес к содержанию поставленных задач в процессе обучения. У них появляется стремление заниматься разными видами деятельности. Дошкольники не только приобрели новые знания правил дорожного движения, но и успешно будут применять их на практике.

    Раздел III

    Результативность опыта

              В результате работы над опытом была создана система по формированию представлений о правилах дорожного движения в которой объединены все виды специфической детской деятельности в единый, целостный педагогический процесс.

    Критерием результативности опыта являются данные диагностики выявления уровня знаний детьми правил дорожного движения.  разработанной Т.И. Даниловой. В диагностическом обследовании приняли участие 23 воспитанника на разных этапах работы.

    На начальном этапе работы в 2016 – 2017 учебном году 4% дошкольников имели высокий уровень, 57% - находились на среднем уровне и 39% - на низком уровне. На конец 2016 – 2017 учебного года 17% - высокий уровень, 53% - средний уровень, 30% - низкий уровень. На начало 2017 – 2018 учебного года 17% - высокий уровень, 57% - средний уровень, 26% - низкий уровень. На конец 2017 – 2018 учебного года 39% - высокий уровень, 48% - средний уровень, 13% - низкий уровень. На начало 2018 – 2019 учебного года 43% - высокий уровень, 44% - средний уровень, 13% - низкий уровень. На конец 2018 – 2019 учебного года 60% - высокий уровень, 36% - средний уровень, 4% - низкий уровень.

    По результатам диагностического обследования можно сделать вывод, что на протяжении обучаемого периода у детей повысился уровень знаний, умений и навыков по основам безопасности движения. Выяснилось, что дети:

    • знают о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
    • умеют ориентироваться в дорожных ситуациях;
    • свободно ориентируются в пределах ближайшей к детскому саду местности;
    • осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге.

    Взаимодействие педагогов ДОУ, родителей, позволит внести существенный вклад в формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге. Необходимыми условиями для этого являются: мотивационная и методическая готовность педагога к такой работе, активная поддержка со стороны семьи, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребенку способов безопасного поведения на дороге, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду. Позиция взрослых в процессе обучения должна изменяться в зависимости от опыта и знаний ребенка. Эти изменения идут от обучающей позиции к позиции равного партнера, а затем к созданию условий для применения ребенком полученных знаний. Такая система обеспечивает активность ребенка, осознание им своих возможностей, возрастания его самостоятельности. Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.

    Библиографический список

    1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н. Авдеева, О.А. Князева, Р.В. Стеркина. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.-144с.
    2. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников/ К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 2001. – 98с.
    3. Бордачева И.Ю., Дорожные знаки: Для работы с детьми 4 – 7 лет – М.: Мозайка – Синтез, 2014.
    4. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников/ Т.П. Гарнышева. – СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 128с.
    5.  Гуревич А. В. Безопасность ребенка в большом городе: педагогические и социальные технологии/ А.В. Гуревич, Е.В. Хижнякова, Э.С. Акопова. – М., 2002
    6. Данилова Т.И. Программа «Светофор»: Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения/ Т.И. Данилова. – СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 208с.
    7.  Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ/ О.В Дыбина, С.Е. Анфисова, Болотникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80с.
    8. Основы безопасного поведения дошкольников: Занятия. Планирования. Рекомендации/ авт.- сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207с.
    9.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.  - М.: Мозайка - Синтез, 2014. - 352с.
    10.   Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения/ Т.Ф. Саулина. – М.: Мозайка – Синтез, 2019. – 112с.
    11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно – транспортного травматизма/ О.Ю. Старцева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
    12. Степаненкова, Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособ. для воспит. детск. сада / Э.Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. - М.: Просвещение, 1979. – 63с.
    13. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду/ Е.Я. Хабибулина. – СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 64с.
    14. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет/ Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к консультации для педагогов ГБОУ."Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста."

    Презентация к консультации для педагогов ГБОУ" Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста."...

    Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

    Пед. чтение «Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего взаимодействия».

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. На сегодняшний день активно обсуждается проблема безопасности детей.В современном городе в век автомобилей и высоких...

    Парциальная программа по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Программа определяет значимость работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, так как на этапе завершения дошкольного образования ребенок различает условную и реальную ситуацию,...

    Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

    Создание условий для работы с семьей на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....

    Статья по ПДД "Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста"

    Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста...