«Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
статья по обж (старшая группа)

Проскурина Екатерина Ивановна
Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (далее ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это мы делаем в группе, обучая детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения по ПДД. Дидактическая игра служит одной из форм обучения детей правилам дорожного движения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Дидактические игры имеют цель не столько обучать дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формировать и развивать у них навыки и положительные устойчивые привычки безопасного поведения на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_elementarnyh_pravil_po_bezopasnosti.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Проскурина Е.И.,

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка

– детский сад № 30 «Росинка».

Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (далее ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это мы делаем в группе, обучая детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения по ПДД. Дидактическая игра служит одной из форм обучения детей правилам дорожного движения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Дидактические игры имеют цель не столько обучать дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формировать и развивать у них навыки и положительные устойчивые привычки безопасного поведения на улице.

Задачи:

-Познакомить детей с правилами дорожного движения; разными видами транспортных средств;

- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге с помощью взрослого;

- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.

Работу по формированию правил дорожного движения с помощью дидактических игр ведем с детьми начиная с младшего возраста.

Так как маленькие дети легко поддаются внушению, то уже с младшего возраста внушаем детям, что выходить за пределы детского сада нельзя, на улицу можно идти только со взрослым. Поэтому в играх с малышами применяем такие методы, как внушение, пример, упражнение, поощрение.

В группе оформлен уголок «Друзья Светофора». В него поместили настольные и дидактические игры, дорожные знаки; макет дороги, на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: макет светофора, рули, жезл, «одежда» для полицейского, нагрудные изображения различных видов транспорта.

Используя макет дороги, знакомим детей с такими темами, как «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход». С помощью макета перекрёстка ребята отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Этот макет со съёмными предметами и дети сами могут моделировать улицу.

На прогулках ведем наблюдения за движением транспорта, пешеходов, чтобы дети учились различать транспорт по названию (легковой автомобиль, грузовой, автобус и др.) и величине (большой, маленький).

Применяем простые словесные игры с загадками для малышей: «Угадай и назови транспорт», «На земле, на небе», и другие. Для игры «Светофор», используем макет двухцветного светофора. Сначала детям показываем светофор с цветными кружочками, учимих различать красный и зеленый цвет. Знания о светофоре обобщаем и закрепляем в настольной дидактической игре:  «Красный-зелёный». Учим различать красный и зелёный цвета. Детям при этом поясняем, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (показываем им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный - зелёный» поясняем, что, если показывается красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора. В игре «Почини светофор» формируем элементарные представления детей о значении цветов светофора и правилах дорожного движения.

Дидактические игры и наглядный материал, который мы применяем в своей работе с детьми.

Дидактические игры по правилам дорожного движения с детьми младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Чего не хватает».
Задачи: 
закрепить знание о частях автомобилей.
Оборудование: картинки автомобилей, части автомобилей.
Содержание игры.
Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти картинку с недостающей деталью.

Игра-лото «Половинки».

Дидактический материал для настольной игры по ПДД «Половинки» знакомит детей с дорожными знаками

Содержание игры.

представляющую собой разрезанные пополам картинки с изображениями дорожных знаков. Собирая картинку, ребёнок запоминает знаки и при помощи воспитателя узнаёт их значение. Впоследствии полученные знания станут умениями и навыками правильного поведения на улицах города.

Дидактическая игра «На чем мы ездим».
Задачи: 
учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки транспортных средств.
Содержание игры.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия на «Живой картинке» картинки транспортных средств и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета машина, для чего она необходима, вместе с детьми называет ее части и т.д.

Дидактическая игра «Какой огонек зажегся».
Задачи:
 закрепить знание цветов светофора.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинка светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание игры.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия светофора на «Живой картинке» круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить, что они означают для пешеходов.

Дидактическая игра «О чем говорит светофор».
Задачи:
 формировать элементарные представления детей о значении цветов светофора и правилах дорожного движения.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки: светофор, автомобили разного назначения; дорожная разметка, фигурки людей.
Содержание игры.
Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи фигурок людей различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

Дидактическая игра « Наша улица».
Задачи:
 формировать элементарные представления детей о понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; элементарные представления о правилах поведения на дороге.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинка светофора с отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов, фигурки детей, картинки автомобилей, дорожные знаки.
Содержание игры.
Воспитатель показывает детям картинку и рассказывает, что переходя через дорогу, не следует спешить, надо быть внимательным, нельзя играть возле дороги, переходить проезжую часть по пешеходному переходу, различать сигналы светофора (зеленый – можно идти, красный цвет - хода нет), дорожные знаки.
Дидактическая игра «Дай что скажу».
Задачи:
 Закрепить название транспорта, активизировать словарь.
Оборудование: игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.
Содержание игры.
Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают его части.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Задачи:
 Уточнить и активизировать словарь по теме «Транспорт».
Оборудование: Игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик, мешочек.
Содержание игры.
Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает их внешний вид (грузовик, автобус и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняет название частей, их окраску и форму.

Дидактическая игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством развития и формирования умений, которое позволяет воспитанникам избежать на дороге опасных ситуаций.

Полученные в детстве знания, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. В игре дошкольники обучаются читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности...

Интегративный педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. «Осторожно на дороге!» (средний дошкольный возраст)

Одной из важнейших задач детского сада является забота о безопасности воспитанников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма побуждает искать наиболее эффективные пути сохране...

Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста "Безопасная дорога"

Проект по безопасности дорожного движения для детей подготовительной группы (6-7 лет)...