Картотека «Правила безопасности дорожного движения» для детей дошкольного возраста (2 часть)
картотека (старшая группа)

Салина Галина Петровна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Правила безопасности дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста  (2 часть)

Игровая ситуация «Автошкола».

Задачи. Познакомить детей с предписывающими дорожными знаками, разрешающими движения. Развивать восприятие, внимание, память, мышление.

Игровой материал: дорожные знаки «Движение разрешено».

Игра.

— Дети, продолжаем занятия в нашей «Автошколе». Сегодня я хочу познакомить вас с дорожными знаками, которые разрешают водителям движение. Педагог показывает дорожные знаки.

— Водители, что общего у этих знаков? (форма, цвет).

— Какой формы знаки? (ответы детей)

— Какого цвета знаки? (ответы детей).

—Водители, знаки круглой формы, синего цвета с белыми стрелками – это предписывающие знаки. Они подсказывают вам, куда разрешено движение.

Педагог показывает дорожные знаки.

— Если водитель видит этот знак, куда он может двигаться?

(Только прямо).

— Если водитель видит эти знаки, куда он может двигаться?

(Только вправо или только влево).

— Если водитель видит этот знак, куда он может двигаться?

(Прямо и направо).

— Если водитель видит этот знак, куда он может двигаться?

(Прямо и налево).

— Если водитель видит этот знак, куда он может двигаться?

(Вправо или влево).

— Как вы думаете, может водитель после этого знака двигаться прямо? (ответы детей).

— Водители, сейчас у нас с вами практическое занятие. Дети встают в колонну.

— Садимся в машины, включаем зажигание. Имитация игровых действий.

— Внимание, водители, не забывайте о дорожных знаках. Дети начинают движение в колонне, каждому водителю педагог показывает свой знак.

— Практическое занятие заканчивается. Молодцы, водители, вы были внимательны и правильно читали знаки. Итак, знаки круглой формы, синего цвета с белыми стрелками помогают водителям. Они подсказывают водителям направление движения. Водители, вы запомнили эти знаки? (ответы детей).

— Водители, занятие в Автошколе закончилось. До свидания!

Игровая ситуация «Сотрудники ГИБДД».

Задачи. Познакомить детей с трудом работников дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их работе.

Игровой материал: игрушечные автомобили, автомобиль ДПС полиции, жезл регулировщика.

Беседа.

— Дети, в городе много машин, по всем дорогам проезжают, пешеходам гулять мешают. Как вы думаете, кто же обеспечивает порядок на дорогах города? (ответы детей).

— Есть у нас в России Государственная инспекция безопасности дорожного движения, или сокращённо ГИБДД. Сотрудники ГИБДД регулируют дорожное движение и контролируют, чтобы все участники дорожного движения соблюдали правила. Дети, у сотрудников ГИБДД есть свой транспорт? (ответы детей).

Педагог показывает игрушечную машину ДПС полиции.

— Дети, какие особенности полицейской машины вы можете назвать? (ответы детей)

— Полицейские машины окрашиваются в специальные цвета, по которым их легко опознать, оборудуются световыми и звуковыми сигналами, видеокамерами, навигаторами. Дети, как вы думаете, какие обязанности у сотрудников ГИБДД? (предположения детей).

Постовой

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда!

Не волнуется народ, —

Через улицу идёт,

А стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

Я. Пишумов

— Дети, одна из обязанностей сотрудников ГИБДД, регулировать дорожное движение, если сломался светофор. В руке постового чёрно-белая палочка – жезл. Для того чтобы в тёмное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри. Дети, очень важную работу выполнят сотрудники ГИБДД. Они следят за безопасностью дорожного движения. И водители, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Какие правила дорожного движения вы знаете? (ответы детей).

Педагог предлагает детям поиграть с машинами, выбирается постовой-регулировщик, сотрудники ГИБДД. Педагог во время игры напоминает обязанности сотрудников ГИБДД.

Игровая ситуация «Школа пешехода».

Задачи. Познакомить детей с дорожными знаками особого предписания. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.

Игровой материал: дорожные знаки «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место стоянки легковых такси» и другие.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись или бубен.

Игра.

— Дети, приглашаю вас в Школу пешеходов. Пешеход должен хорошо знать правила дорожного движения и правильно читать дорожные знаки. Дети, как вы думаете, о чём нам рассказывают вот эти знаки? (предположения детей).

— Дети, знаки подсказывают нам, где остановка общественного транспорта. Какой формы эти знаки? (ответы детей).

— Какого цвета знаки? (ответы детей).

— Что нарисовано на знаках? (ответы детей).

— Дети, знак «Место остановки…» – это знак особого предписания. Такие знаки имеют прямоугольную форму, синий фон. Знак «Место остановки…» предупреждает нас о том, что здесь остановка общественного транспорта. А картинка поясняет, какой транспорт здесь останавливается. Какой транспорт нарисован на белом фоне? (ответы детей).

— Автобус, трамвай, такси

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Олеся Емельянова

— Дети, представьте, что вы гуляете по городу, устали и ищите остановку общественного транспорта. В разных местах группы развешены различные дорожные знаки, в том числе и знаки «Место остановки…».

Игровые правила:

музыка играет, дети гуляют;

музыка не играет, дети идут на остановку транспорта.

Игра повторяется несколько раз, пока дети поддерживают к игре интерес.

— Молодцы! Вы выполнили задание на отлично! Дети, занятия в Школе пешеходов закончилось. До свидания!

Игровая ситуация «Дорожный патруль».

Задача. Познакомить детей с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях.

Игровой материал: игрушечные автомобили, автомобиль ДПС полиции, жезл регулировщика.

Игра.

— Дети, представьте, что вы дорожный патруль, вы инспекторы ГИБДД. Ваша задача, проверить, как водители соблюдают правила дорожного движения на зимней дороге. Что вы будете делать? (ответы детей).

— Инспекторы ГИБДД с помощью видеокамер следят за скоростным режимом машин; останавливают машины, которые нарушают правила дорожного движения; помогают людям, которые попали в аварию.

Дети выбирают 2-3 детей, это - дорожный патруль. Остальные водители. Дети с машинками двигаются по дороге, дорожный патруль следит за движением водителей. Задача педагога, вызвать у детей желание, играя с машинками, не создавать аварий

Словесная игра «Ответь Светофору».

Задача. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице.

Игра.

— Дети, Светофор Светофорыч вопросы нам предлагает, ответов ожидает.

Игровые правила:

Вопрос Светофор Светофорыча внимаем, хором дружно отвечаем.

На вопросы только «Да» или «Нет» говорить, больше ничего не произносить.

Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?.

Вот в светофоре горит красный свет. Дорогу переходишь или нет? …

Если зелёный свет загорается, дорогу перейти собираешься? …

Через дорогу переходя, от мамы быстро убегаю я …

Когда дорогу перехожу, маму с папой за руки крепко держу …

Когда к дороге подхожу, на светофор внимательно смотрю …

На дороге мы играем, друг друга догоняем…

Когда к дороге подхожу, вперёд мамы я бегу…

Когда к дороге подойду, налево внимательно посмотрю…

До середины дороги я пройду и направо посмотрю…

Когда возле дороги я стою, товарищей толкать люблю…

Правила движения знаю, никогда не нарушаю…

— Молодцы, дети! Правила дорожные соблюдайте, никогда не нарушайте.

Игровая ситуация «Автошкола».

Задачи. Познакомить детей с предупреждающим водителя дорожным знаком «Скользкая дорога». Развивать восприятие, внимание, память, мышление.

Игровой материал: дорожный знак «Скользкая дорога» и дорожные знаки, знакомые детям.

Игра.

— Дети, продолжаем занятия в нашей «Автошколе». Сегодня я хочу познакомить вас вот с таким дорожным знаком. Педагог показывает дорожный знак.

— Водители, как вы думаете, какой это знак: запрещающий, предупреждающий или предписывающий? (предположения детей).

— Почему вы считаете, что это предупреждающий знак? (ответы детей).

— Водители, знаки треугольной формы, белого цвета с красной каймой – это предупреждающие знаки. Предупреждающие знаки предупреждают вас о том, что на дороге могут возникнуть опасные ситуации и нужно быть внимательным. Как вы думаете, о какой опасности предупреждает этот знак? (предположения детей).

Говорит знак этот строго:

«Очень скользкая дорога.

Ты с дорогой не шути,

Руль напрасно не крути!»

Олеся Емельянова.

— Водители, почему опасна скользкая дорога? (ответы детей).

— Водители, как вы поступите, когда увидите этот знак? (ответы детей).

— Если водители увидели этот знак, они снижают скорость, крепче держать руль, потому что на скользкой дороге, машину плохо слушается своего водителя. Её колёса скользят, съезжают с дороги, и может произойти авария. Водители, вы запомнили этот знак? (ответы детей).

Игра-тест «Назови дорожный знак».

На столе педагога лежат дорожные знаки картинкой вниз.

— Водители, сегодня у нас экзамен. Я проверю, ваши знания дорожных знаков. Здесь у меня на столе лежат дорожные знаки. Вы подходите, берёте любой знак и называете его.

Дети выполняют задание, педагог уточняет.

— Водитель, какой это знак: запрещающий, предупреждающий или предписывающий? Почему? (ответ ребёнка).

— Молодцы, водители! Вы все хорошо сдали экзамен! Но впереди нас ждут новые знания. Сегодня занятия в «Автошколе» закончились. До свидания!

Эксперимент (опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдёт.

Эксперимент 1 «Торможение автомобиля».

(в группе)

Задачи. Помочь детям понять, что путь торможения машины зависит от скорости движения автомобиля.

Материалы: две игрушечных автомобиля, разного цвета.

Исследование.

— Дети, что такое торможение автомобиля? (предположение детей).

— Торможение автомобиля – это путь, который проедет автомобиль с того момента, как водитель увидел препятствие и нажал на тормоз и до того момента, как автомобиль остановился. Дети, как вы думаете, путь торможения всегда одинаковый или нет? (ответы детей).

— От чего зависит путь торможения автомобиля? (предположения детей).

— Дети, предлагаю вам провести эксперимент и проверить следующую гипотезу.

Гипотеза: путь торможения зависит от скорости автомобиля.

Эксперимент: Педагог ставит рядом два автомобиля. Одновременно толкает машины: одну сильно, другую легко.

Анализ полученных данных: дети определяют, где остановились автомобили.

— Дети, у какого автомобиля скорость была выше? (ответы детей).

— Как вы это определили? (ответы детей).

— Автомобиль с большой скоростью движется быстрее. Дети, какой автомобиль быстрее остановился? (ответы детей).

— Как вы думаете, почему этот автомобиль быстрее затормозил? (ответы детей).

Вывод. Путь торможения зависит от скорости автомобиля. Чем быстрее едет автомобиль, тем длиннее его путь торможения.

Эксперимент 2 «Торможение автомобиля».

(На прогулке)

Задачи. Помочь детям понять, что путь торможения машины зависит не только от скорости движения, но и погодных условий.

Материалы: игрушечные машины.

Исследование.

— Дети, от чего зависит путь торможения автомобиля? (ответы детей).

— Да, вы правы, путь торможения автомобиля зависит от скорости автомобиля. Но не только скорость влияет на длину пути торможения, но и погодные условия. Предлагаю вам это проверить. Проведём эксперимент. Вы согласны? (ответы детей).

Гипотеза: путь торможения зависит не только от скорости машины, но и погодных условий.

Эксперимент: Рядом две дорожки: ледяная и обычная (снег или асфальт). Педагог одновременно толкает в свободный полёт машинки по ледяной и обычной дорожке.

Анализ полученных данных: дети определяют, где остановились машины.

Вывод. Путь торможения на ледяной дороге длиннее, чем на обычной дороге.

Чтение рассказа. М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице».

Задачи. Закрепить знания детей о специальном транспорте. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ.

Беседа.

— Дети, как вы думаете, что такое специальный транспорт? (предположения детей).

— Я прочитаю вам рассказ «Машины на нашей улице». В этом рассказе говорится о специальном транспорте. Слушайте, пожалуйста, внимательно.

Есть машины, которые милиционеры пропускают без очереди. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрёстках. На одной написано: «Скорая помощь». В окошко видны носилки. На носилках – больной. Рядом с шофёром сидит человек в белом халате – врач или санитар. Почему эту машину все пропускают? Потому что больного надо поскорее отвезти в больницу.

А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и никто её не задерживает. На ней ничего не написано. Но её ты сразу узнал бы. Только пожарные машины бывают красные, как огонь. Да и как её не узнать, когда на ней сидят пожарные в блестящих касках, а везёт она длинную лестницу и навёрнутую на большую катушку пожарную кишку! Пожарную машину пропускают без задержки. Ведь огонь надо поскорее потушить, пока он дом не сжёг! Оттого-то красная машина и летит так быстро. Недаром, если кто-нибудь очень торопится, говорят: «Что ты спешишь, как на пожар!»

Много проходит по нашей улице машин, и у каждой своё дело!.

Эта машина для уборки мусора. Она помогает наводить во дворах и на улицах порядок. Прохожие бросают окурки и бумаги не на тротуар, а в ящик – в урну. У машины есть большой ковш, в который вываливают мусор из урны. Ковш сам поднимается по покатой крыше машины, и мусор падает сквозь открытое отверстие в кузов. Есть и ещё одна машина «скорая помощь», только не для больных людей, а для больных машин. Бывает, остановится на улице трамвай или троллейбус. Отчего он остановился? Оттого, что с проводом что-то случилось. Надо бы провод починить, да как до него достанешь! Он высоко. Тут-то и приходит машина «скорая техническая помощь». На машине столб, а на столбе круглая площадка с перилами. На площадке стоит человек. Это мастер, который умеет чинить провода. И вот столб начинает расти и поднимает вверх площадку с человеком. Смотришь, мастер уже достал до провода и чинит его. А то есть ещё машины, которые дорогу от снега расчищают. Прошлой зимой на улицах Москвы было очень много снега. С самого раннего утра дворники принимались убирать снег. А он всё падал и падал. Снег мешал людям ходить и ездить. Решили они позвать на помощь чудесную лопату. Видел ли ты, как работает чудесная лопата? Она идёт по улице, загребает снег лапами и перебрасывает его в грузовик.

Летом чудесная лопата отдыхает. А за дело берётся машина-лейка. Она поливает, моет улицы. Идёт эта огромная лейка, а из неё вода в обе стороны двумя фонтанами брызжет. Сквозь брызги солнечные лучи пробиваются и дробятся на разные цвета, как в гранёном стекле.

Вопросы к детям.

— Дети, о каком специальном транспорте вы узнали из этого рассказа? (ответы детей).

— Какой специальный транспорт вы видели на улицах нашего города? (ответы детей).

— Специальный транспорт – это транспорт, оборудованный специальной сигнализацией (сиреной, мигалкой, гудком). Это пожарные и полицейские машины, машины «Скорой помощи», машины по уборке города и технической поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ в рамках ФГТ"

Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Место ФГТв ДОУ.  Цели формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольнико...

Проект по теме: «Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни».

Проект по теме: "Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни"...

Презентация на тему «Формирование правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ценностей, вырабатывается определенная система взаимодействия с социальной действительностью, и всѐ, что ребѐнок усвоит в детстве, прочно остане...

городской праздник «Дорожная мозаика» на знание правил безопасности дорожного движения

17 сентября 2019 года педагогами детского сада «Росинка» и  сотрудниками ГИБДД был организован и проведен городской праздник «Дорожная мозаика» на знание правил безопаснос...

Самообразование и саморазвитие по теме: «Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. ... Эта проблема представляется настолько актуальной, что посл...

Конспект проведения занятия в средней группе "Правила безопасности дорожного движения. Безопасность на железной дороге и в метро"

Конспект проведения занятия в средней группе "Правила безопасности дорожного движения. Безопасность на железной дороге и в метро"...