Картотека «Правила безопасности дорожного движения» для детей дошкольного возраста (часть 1)
картотека (старшая группа)

Салина Галина Петровна

картотека для воспитателей и воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Правила безопасности дорожного движения» для детей дошкольного возраста (часть 1)

Беседа «Правила дорожного движения».

(Целевая прогулка).

Задача. Выявить знания детей о правилах дорожного движения.

Беседа.

— Дети, в городе много машин, по всем дорогам проезжают, пешеходам гулять мешают. Чтоб опасность избежать нужно правила дорожного движения соблюдать. А вы знаете правила дорожного движения? (ответы детей).

Дети, в каком месте нужно переходить дорогу? (ответы детей).

Что нарисовано на дорожном переходе? (ответы детей).

Дорогу нужно быстро-быстро перебегать или спокойно переходить? Почему? (ответы детей).

Как правильно переходить через дорогу, если нет светофора? (ответы детей).

В какую сторону нужно посмотреть, перед тем как переходить дорогу? (ответы детей).

А когда дошёл до середины дороги, в какую сторону нужно посмотреть? (ответы детей).

Почему нельзя играть на дороге? (ответы детей).

Почему не желательно разговаривать друг с другом, когда переходишь дорогу? (ответы детей).

— Дети, переходить улицу можно только с взрослым, в строго отведённых местах и на зелёный сигнал светофора или по пешеходному переходу «Зебра», обозначенному белыми полосками. Подойдя к дороге, нужно посмотреть налево, убедиться, что машины остановились. Дойдя до середины дороги, посмотреть направо. Когда переходим дорогу, нельзя играть в разные игры, толкать друг друга. Нужно быть очень внимательным. Дорогу переходят быстро, но не бегом.

Игровая ситуация «Школа пешехода».

Задачи. Познакомить детей с дорожным знаком «Пешеходный переход». Развивать восприятие, память детей.

Игровой материал: дорожные знаки «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено».

Игра.

— Дети, приглашаю вас в Школу пешеходов. В этой школе мы с вами будем изучать Правила дорожного движения. Все мы с вами пешеходы. Чтобы не попасть в беду, пешеход должен хорошо знать правила дорожного движения и правильно читать дорожные знаки. Дети, как вы думаете, о чём нам рассказывает вот этот знак? (предположения детей).

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

Олеся Емельянова

— Дети, этот знак называется «Пешеходный переход». Какой формы знак? (ответы детей).

— Какого цвета знак? (ответы детей).

— Что нарисовано на знаке? (ответы детей).

— Дети, знак «Пешеходный переход» – это знак особых предписаний. Такие знаки имеют прямоугольную форму, синий фон. Знак «Пешеходный переход» предупреждает нас о том, что здесь можно перейти дорогу. Расскажите мне, пожалуйста, как вы будете переходить дорогу? (ответы детей).

— Дети, подойдя к знаку «Пешеходный переход», встаньте на дорогу и посмотрите налево. Убедитесь, что водитель увидел вас и затормозил. Переходя дорогу, следите за машинами, некоторые бестолковые водители, могут нарушить правила дорожного движения и не затормозить. Спокойно, не бегом, но и не медленно дойдите до середины дороги, и посмотрите направо. Если машины едут быстро и не тормозят, лучше пропустите бестолковых водителей. Не пытайтесь перебегать дорогу перед транспортом, который быстро едет. Машина всегда быстрее вас!

— Дети, как вы думаете, а вот этот знак, что означает? (ответы детей).

— Движение пешеходов запрещено.

— Игру начинаем, правила дорожного движения запоминаем.

Игровые правила.

По группе гуляем, за знаками наблюдаем.

Если знак «Пешеходный переход», вперёд шагаем, влево и вправо смотреть не забываем.

Если знак «Движение пешеходов запрещено», на месте замри, любое движение прекрати.

— Дети, внимание, игра начинается. Педагог проводит игру, 2-3 раза меняя знаки.

— Молодцы! Вы выполнили задание на отлично! Дети, занятия в Школе пешеходов закончилось. До свидания!

Напоминание «Как переходить дорогу».

Задачи. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Напоминание.

Учимся переходить дорогу.

Чтоб аварий избегать.

Надо строго соблюдать

Правила движения

И нормы поведения.

Вы запомните, друзья.

На дороге нам нельзя

Бегать, прыгать и скакать

И с мячом в футбол играть.

И не думайте напрасно.

Что здесь вовсе не опасно.

Изучайте понемногу,

Как переходить дорогу.

Виктор Верёвка.

— Дети, правила перехода через дорогу напоминаю, всегда соблюдать правила предлагаю.

Правила перехода через дорогу.

Переходим дорогу только вместе со знакомым взрослым.

Если есть светофор, переходим дорогу на зелёный сигнал пешеходного светофора.

Никогда не переходим улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зелёный свет.

Если нет светофора, переходим дорогу только там, где визит знак «Пешеходный переход».

Подойдя к знаку «Пешеходный переход», встанем на дорогу и посмотрим налево. Убедимся, что водитель увидел нас и затормозил.

Переходя дорогу, следим за машинами, некоторые бестолковые водители, могут нарушить правила дорожного движения и не затормозить.

Спокойно, не бегом, но и не медленно дойдём до середины дороги, и посмотрим направо.

Если машины едут быстро и не тормозят, лучше пропустим бестолковых водителей.

Не перебегаем дорогу перед транспортом, который быстро едет. Машина всегда быстрее нас!

Игровая ситуация «Осторожно! Животные на дороге».

Задача. Познакомить детей с предупреждающим дорожным знаком «Дикие животные».

Игровой материал: дорожный знак «Внимание! Дикие животные».

Игра.

— Дети, кто из вас мечтает стать водителем, и ездить на настоящих машинах? (ответы детей).

— Для того чтобы получить право на вождение автомобиля, будущий водитель должен выучить правила дорожного движения. Предлагаю открыть «Автошколу» и начать изучение правил дорожного движения. Вы согласны? (ответы детей).

— Водители, мы с вами отправились в путешествие на машине в лес, на природу. В лесу живёт много животных. Животные не знают правил дорожного движения, они часто перебегают через дорогу. Поэтому перед въездом в лес висит вот такой знак. Водители, как вы думаете, о чём он рассказывает? (предположения детей).

Бродят здесь посреди дороги

Лоси, волки, носороги.

Ты, водитель, не спеши,

Пусть сперва пройдут ежи!

Олеся Емельянова

— Этот знак называется «Внимание! Дикие животные». Водители, какой формы этот знак? (ответы детей).

— Какого цвета знак? (ответы детей).

— Что нарисовано на знаке? (ответы детей).

— Водители, знак «Внимание! Дикие животные» – это предупреждающий знак. Он предупреждает, что на дорогу могут неожиданно выбежать животные. Водители, как вы поступите, когда увидите этот знак? (ответы детей).

— Знаки треугольной формы белого цвета с красной каймой предупреждают нас об опасности. Когда мы видим такой знак, нужно сбавить скорость и быть очень внимательным. Водители, вам все понятно? (ответы детей)

— Водители, занятие в Автошколе закончилось. До свидания!

Напоминание «Пешеходам – тротуар».

Задачи. Закреплять знания детей о правилах поведения на улице. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Напоминание.

Для машины, знают все,

Есть дороги, есть шоссе.

Помнит также мал и стар,

Пешеходам – ТРОТУАР.

Я иду по тротуару,

Я гуляю не спеша.

И прогулка не опасна,

И погода хороша.

Наталья Мигунова.

Рассказ педагога «Светофор».

Задача. Познакомить детей с историей появления светофора.

Материал для деятельности. Игрушечный светофор.

Беседа.

Педагог показывает детям светофор.

— Дети, как вы думаете, что такое светофор? (ответы детей).

— Светофор – это прибор для регулировки дорожного движения. Первые светофоры появились сто лет назад, и имели только два цвета – красный и зелёный. Таким светофором управлял человек, следивший за временем. Переключение светофора с красного на зелёный свет и обратно сопровождалось предупредительным свистком. Позже был придуман трёхцветный светофор, жёлтый сигнал которого заменил свисток.

— Дети, как вы думаете, для чего нужен светофор? (предположения детей).

— В современном городе без светофора не обойтись. Без него невозможно перейти улицу или пересечь перекрёсток на машине. Светофор говорит водителям и пешеходам, когда можно двигаться, а когда нужно стоять и пропускать другие машины и пешеходов.

— Дети, подумайте, почему для светофора выбрали красный и зелёный цвет, а не синий? (предположения детей).

— Выбор цветов для светофора не случаен. Красный – это цвет опасности, хорошо виден в любую погоду, и он запрещает любое движение.

Зелёный – цвет очень сильно отличается от красного, и перепутать два цвета никогда нельзя, он разрешает движение.

Жёлтый – цвет предупреждает водителей и пешеходов о смене сигнала светофора на другой свет, и призывает быть максимально внимательными и осторожными.

Есть ещё и специальные светофоры для пешеходов. В них нет жёлтого света, а на саму лампу нанесены картинки зелёного и красного человечка который показывает, что надо делать: идти или стоять.

На дороге светофор –

электрический прибор

Разным светом он горит,

всем машинам говорит:

Красный – очень строгий свет!

Он горит – проезда нет

Жёлтый – подожди чуть-чуть,

А зелёный – можно в путь!

Игровая ситуация «Автошкола».

Задачи. Познакомить детей с предупреждающими водителя дорожными знаками. Развивать восприятие, внимание, память, мышление.

Игровой материал: дорожные знаки «Светофорное регулирование», «Пешеходный переход», «Дети».

Игра.

— Дети, приглашаю вас в нашу «Автошколу». Сегодня я хочу познакомить вас с тремя дорожными знаками. Педагог показывает дорожные знаки.

— Водители, что общего у этих знаков? (форма, цвет).

— Какой формы знаки? (ответы детей)

— Какого цвета знаки? (ответы детей).

— Водители, знаки треугольной формы, белого цвета с красной каймой – это предупреждающие знаки. Предупреждающие знаки предупреждают вас о том, что на дороге могут возникнуть опасные ситуации и нужно быть внимательным. Водители, послушайте, пожалуйста, стихотворение, и определите, о каком знаке в нём говорится.

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

— Водители, этот знак называется «Дети». Как вы думаете, о чём предупреждает вас этот знак? (предположения детей).

— Знак «Дети» предупреждает водителей, что здесь дети могут выбежать на дорогу, прямо под колёса машины.

— Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение. Водители, о каком знаке говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

Должен каждый знать шофёр,

Что главней всех светофор:

Если смотрит красным глазом,

Останавливайся сразу. Если вспыхнет жёлтый глаз,

Жди, он сменится сейчас.

А зелёный глаз зажжёт –

Смело поезжай вперёд!

— Водители, этот знак называется «Светофорное регулирование». Как вы думаете, о чём предупреждает вас этот знак? (предположения детей).

— Знак «Светофорное регулирование» предупреждает водителей о том, что они подъезжают к перекрёстку или пешеходному переходу, где стоит светофор.

— Водители, как вы думаете, как называется этот знак? (ответы детей).

— Этот знак называется «Пешеходный переход». Но он не для пешеходов, а для водителей. Водители, о чём предупреждает вас этот знак? (предположения детей).

— Знак «Пешеходный переход» предупреждает водителя о том, что он подъезжает к пешеходному переходу, где нет светофора. Водители, как вы поступите, когда увидите эти предупреждающие знаки? (ответы детей).

— Предупреждающие знаки, треугольной формы белого цвета с красной каймой предупреждают нас об опасности. Такие знаки рекомендуют водителю снизить скорость, оценить ситуацию и быть внимательным. Водители, вы запомнили эти предупреждающие знаки? (ответы детей).

— Водители, занятие в Автошколе закончилось. До свидания!

Чтение рассказа Т. Александровой «Трёхцветик».

Задачи. Расширять знания детей о светофоре, который регулирует движение на дороге. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать сказку.

Чтение.

— Дети послушайте, пожалуйста, рассказ Татьяны Александровой о маленьком светофоре Трёхцветике.

Жил-был маленький светофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрёстке двух небольших улиц и смотрел сначала зелёным глазом налево, красным – направо, а потом жёлтыми глазами туда и сюда. Стоит и смотрит день и ночь. А мимо едут машины – большие, средние и маленькие; идут или бегут люди – маленькие, большие, средние.

Светик заметил. Что и машины, и люди больше всего рады зелёному свету. Посмотрит Светик зелёным глазом – сразу же машины и люди весело и бодро двигают колёсами или ногами. У кого что есть. Посмотрит красным – все останавливаются в нетерпении, дают задний ход, фырчат и ворчат.

— Идите, бегите, мчитесь! – радостно сообщал Светик всем, кому светил зелёным глазом. А тем, кто останавливался и ждал, он старался как можно красивее светить красным глазом:

— Подождите, уступите, потерпите! Через миг я и вам зажгу зелёный свет.

И так день и ночь. И всё время одним хорошо: они идут и едут, а другим плохо: они стоят и ждут. И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-либо «нет». Особенно если он спешит. И однажды Светик решил: «Пусть всем будет хорошо! Буду смотреть и направо, и налево зелёными глазами!»

О! Если бы это произошло, все бы затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало. Машины налетели бы друг на друга, а люди бы попали бы под машины!

Но, к счастью, Светик мог смотреть и налево, и направо только жёлтыми глазами. Одни машины остановились на жёлтый свет, другие приготовились мчаться, но никто не двинулся с места.

«Я хотел быть добрым сразу ко всем, – подумал Светик, – и чуть было всех не погубил!» И опять вместо двух жёлтых глаз зелёный посмотрел налево:

— Идите, бегите, мчитесь!

А красный направо:

— Подождите, уступите, потерпите!

И одни пошли и поехали, а другие остановились и стали ждать.

— Всё-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет», – объяснил Светик осенним листьям, которые кружились около него на ветру.

— О, конечно, конечно! – шуршали в ответ листья, и ветер уносил их.

— Так приятно всегда говорить «да», и всё-таки иногда «нет» лучше, чем «да», –говорил Светик снежинкам, которые весело плясали вокруг него и становились то зелёными, то красными. И снежинки тихо с ним соглашались. А птицы внимательно слушали Светика и кивали головами:

— Да-да! Конечно! Ты прав! Поэтому возле тебя так тепло и спокойно.

— Дети, а что произошло бы, если Светик для всех включил зелёный свет? (предположения детей).

— Если свет зажёгся красный, значит, двигаться опасно. Жёлтый свет — предупрежденье, жди сигнала для движенья. Свет зелёный говорит: «Проходите, путь открыт!»

Беседа «Два светофора».

Задачи. Уточнить представления детей о назначении разных светофоров на пешеходном переходе. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.

Материал для деятельности. Макеты светофоров: автомобильного и для пешеходов.

Беседа.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Олеси Емельяновой «Светофор автомобильный».

Показал Валера Дане

Светофор с тремя глазами,

Что глядит зачем-то вбок

Прямо на машин поток,

И они, определённо,

Едут на сигнал зелёный.

Даня к выводу пришёл:

«Светофор с ума сошёл!»

И пожаловался маме.

Но она сказала Дане:

«Делать вывод не спеши –

Светофор тот для машин.

Значит должен пешеход

Делать всё наоборот!

Для машин зажжётся красный –

Пешеходам безопасно!

Для машин зелёный свет –

Пешеходам хода нет!

Если жёлтый загорится,

Жди, какой потом включится».

Больше Даню с этих пор

Не обманет светофор.

— Дети, есть два светофора, светофор для водителей и светофор для пешеходов. Чем отличаются эти светофоры? (предположения детей).

Педагог показывает детям макеты светофоров.

— Светофор для водителей смотрит на дорогу, навстречу движения автомобилей. У светофора для водителей три света: красный, жёлтый, зелёный. Пешеходный светофор смотрит на пешеходов. У него два глаза: красный и зелёный. Дети, напомните мне, пожалуйста, правила перехода через дорогу.

Правила перехода через дорогу.

Переходим дорогу только вместе со знакомым взрослым.

Если есть светофор, переходим дорогу на зелёный сигнал пешеходного светофора.

Никогда не переходим улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зелёный свет.

Если нет светофора, переходим дорогу только там, где визит знак «Пешеходный переход».

Подойдя к знаку «Пешеходный переход», встанем на дорогу и посмотрим налево. Убедимся, что водитель увидел нас и затормозил.

Переходя дорогу, следим за машинами, некоторые бестолковые водители, могут нарушить правила дорожного движения и не затормозить.

Спокойно, не бегом, но и не медленно дойдём до середины дороги, и посмотрим направо.

Если машины едут быстро и не тормозят, лучше пропустим бестолковых водителей.

Не перебегаем дорогу перед транспортом, который быстро едет. Машина всегда быстрее нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Проект по теме: «Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни».

Проект по теме: "Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни"...

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Создание условий для работы с семьей на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....

Интегративный педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. «Осторожно на дороге!» (средний дошкольный возраст)

Одной из важнейших задач детского сада является забота о безопасности воспитанников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма побуждает искать наиболее эффективные пути сохране...

«Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (далее ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста...