Проект "Сказки Ямала"
проект (подготовительная группа)

Карякина Ирина Сергеевна

Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале. Закрепить навыки рисования в простых и нетрадиционных техниках рисования.  Воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_yamala-pasport.docx66.99 КБ
Microsoft Office document icon skazki_dlya_proekta.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Сказки Ямала»

73671dcd48c244e0e246296e93bbe125

                                                                                                                             

                                                                                       

  Руководитель проекта

                                                                                    воспитатель ИЗО  

                                                                                  Карякина И.С.

                                       

г. Новый Уренгой

2020г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Продолжительность проекта: краткосрочный

Срок реализации проекта : 01.10.-30.11.20. (октябрь-ноябрь 2020)

Тип проекта: познавательно – воспитательный.

Руководитель проекта : Карякина И.С.

Участники проекта:  дети подготовительных групп № 2, № 6, № 9;  родители воспитанников, воспитатели групп, узкие специалисты. 

Возраст детей: 6-7 (8) лет.

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие,  художественно – эстетическое развитие, развития воображения и фантазии, развитие навыков нетрадиционного рисования.

Реализация проекта

Это правда!

Ну что же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

Э. Успенский.

Актуальность проекта

Нетрадиционные техники – толчок к развитию воображения.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Развивает детскую фантазию и раскрепощает ребенка в работе, как и эмоционально, так и физически. Духовной аспект ребенка немаловажная часть в его развитии, как и в рисовании, так и в музыке, в спорте.

Поэтому, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают

читаемые им сказки, стихи, рассказы. Сказки народов севера несут в себе мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу,

нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с

удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети знакомятся с природой края, где они живут, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Сказка становится поучительнее и хорошо воздействует на психологическое развитие ребенка, если ее прорисовать. Тесть, выступить своего рода иллюстратором сказки. Кто сказал, что есть вещи, которые нельзя совмещать при творчестве? Все возможно, если есть желание и полет фантазий.

Поэтому, для реализации проекта, мы выбрали  сказками коренных народов Севера, и «оживили» их с помощью нетрадиционной техники рисования.

Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале. Закрепить навыки рисования в простых и нетрадиционных техниках рисования.  Воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. 

         Цель:

  • Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  •  Развитие навыков создания иллюстрации по сказкам народов севера,
  • Формирование у детей подготовительного дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих на Ямале через восприятие сказок северного народа.

Задачи:

  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
  • Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования  (метод «тычка», рисование «по-мокрому»,  пастельные мелки+ свечка и т.д.)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и сказками народов севера, стимулировать их совместное творчество с детьми, для создания иллюстрации к сказкам.
  •  Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;
  •  Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание,  согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие - жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.
  • Воспитывать любовь к Северному краю.
  • Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Этапы проекта

  1. Подготовительный
  • Разработка плана по реализации проекта;
  • Подбор и изучение литературы северных народов, иллюстраций, техники нетрадиционного рисования;
  • Изготовление и подбор нетрадиционного материала к изобразительной деятельности;
  • Познакомить родителей и педагогов с проектом; обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ.
  1. Основной
  • Чтение сказок и беседы о коренных народов севера;
  • Занятие «Сказки народов Севера»
  • Беседа «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»;
  • Оформление консультации в родительском уголке по теме: «Значение сказки в развитии дошкольника»;
  • Прорисовка сказок по проекту;
  • Создание лэпбука «Сказки Ямала»;
  • Игровая программа с детьми « В гости к Ялонейки»;
  • Выставка рисунков «Сказки Ямала».

  1. Заключительный
  • Создание художественного альбома из детских рисунков «Сказки Ямала»;
  • Итоговый показ презентации проекта «Сказки Ямала» .

Формы реализации проекта:

  • совместная деятельность в режимных моментах;
  •  творческая деятельность детей;
  •  совместная деятельность родителей и детей.

           Предполагаемые результаты  методической разработки

  • Воспитанник, имеющий представление о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;
  • Воспитанник,  имеющий представление о сказках народов севера, о творчестве Северных писателей;
  •  Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и экспериментируют с ним;
  • Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью
  • нетрадиционных средств выразительности;
  • Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы;
  • Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное и большое участие в работе группы.

Перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами

на октябрь-ноябрь  2020г

Название мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

Участники мероприятия

Ответственные

Оформление консультации по теме: « Значение сказки в развитии дошкольника»

В совместной деятельности

В течение 1  недели

Воспитатели, родители

Карякина И.С.

Чтение сказок

коренных народов Севера

  В совместной деятельности

В течении 1 недели

Дети, воспитатели

Карякина И.С.

Воспитатели группы.

Занятие на тему «Сказки народов Севера»

В совместной деятельности

В течении 2-ой недели

Воспитанники гр.№ 2

Карякина И.С.

Воспитатели группы.

Создание лэпбука «Сказки Ямала»

В совместной деятельности

В течение 3 недели

Воспитанники гр. № 6

Карякина И.С.

Беседа «  Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

В совместной деятельности

4 неделя

Дети, родители,

воспитатели

Карякина И.С.

Прорисовка  1  сказки «Сказка о северном сиянии»

(ненецкая)

В совместной деятельности

4 неделя

Дети, родители,

воспитатель ИЗО

Карякина И.С.

Прорисовка 2-ой сказки «Почему у зайца длинные уши?»

(мансийская)

В совместной деятельности

5 неделя

Дети,

родители,

воспитатель ИЗО

Карякина И.С.

Прорисовка 3 сказки «Кот»

В совместной деятельности

6 неделя

Дети,  воспитатель ИЗО

Карякина И.С.

Прорисовка 4 сказки «Про северный ветер»

В совместной деятельности

7 неделя

Дети,  воспитатель ИЗО

Карякина И.С.

Игровая программа

« В гости к Ялонейки»

В совместной деятельности

8 неделя

Воспитанники гр.№ 9

Карякина И.С.

Дугужева

С.М.

Выставка рисунков «Сказки Ямала»

В совместной деятельности

8 неделя

Воспитанники гр.№ 2,№ 9, № 6.

Карякина И.С.

воспитатели

Создание художественного альбома из детских рисунков «Сказки Ямала» и

презентации проекта «Сказки Ямала» .

В совместной деятельности

По окончанию проекта

Дети, воспитатель ИЗО

Карякина И.С.

  

Список литературы

  1.  Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Е.Н. Самойлова «Сказки народов севера» ТОО  «Алфавит».1995
  3. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
  4.  Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар.- 1995.
  5.  М. Булатов «Сказки народов севера» . Москва-Издательство  «Paulsen» 2020г.
  6. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2000.
  7.  Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М. : «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.
  8.  Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей.» – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2004.
  9.  Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования» М., Педагогическое общество России, 2007.
  10.  Компанцева Л. В. «Освоение личностно-ориентированных технологий художественного образования детей дошкольного возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные технологии приобщения детей к искусству» Ростов н /Д., 2003.



Предварительный просмотр:

                                                                                                              По проекту «Сказки Ямала»

составила воспитатель ИЗО

Карякина И.С.

СКАЗКА О СЕВЕРНОМ СИЯНИИ

(ненецкая сказка)

По древним преданиям народов Севера жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный – в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем в тундре стемнело – не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик громко заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол все летал над тундрой кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костер, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.

*********************************************************************

ПОЧЕМУ У ЗАЙЦА ДЛИННЫЕ УШИ?

(мансийская сказка)

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривает, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.

- Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям,- говорит лось.- Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?

Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»

- Кому вот эти рога дать? - спрашивает лось жену.

Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:

- Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.

- Хорошо,- говорит лось.- А вот эти, большие, кому?

Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:

- Эти мне дай, мне, зайцу!

- Что ты, братец? - удивился лось.- Куда тебе такие рога?

- Как - куда? - говорит заяц. - Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!

- Ну что ж, бери! - сказал лось и дал зайцу рога.

Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц - и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.

А лось с женой хохочут.

— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

                                                                КОТ

(хантыйская сказка)

Жили старик со старухой. Был у них кот. Однажды кот убежал в лес. Бродил-бродил кот по лесу, - наступила осень, стало холодно, а он все бродит по лесу, ищет теплый уголок, куда можно было бы спрятаться. Так, бродя по лесу, встретил он петуха и говорит ему:

- Осень наступила, холодно стало, построим себе дом.

- Не буду. Что я с домом буду делать? - отвечает петух. Я в любом месте укроюсь.

Побрел кот дальше. Долго ли, коротко ли бродил по лесу, встретил теленка и говорит ему:

- Эй, приятель, давай выстроим дом.

- Ну что я с домом буду делать? - говорит теленок. - Я сделаю какое-нибудь гнездышко из сена и лягу в него. Опять кот пошел бродить. Долго ли, коротко бродил, встретил жеребенка.

- Давай-ка, приятель, построим дом.

- Что я буду делать с домом? Я в любом месте простою, - ответил ему жеребенок.

- Коли так, - сказал кот, - пойду и построю дом один. Стал строить дом. Дом построил, вошел внутрь, забрался на печку и лег там.

Пришла зима. Лежит кот на печке, кости греет. Однажды, слышит он чьи-то шаги. Подошел к двери, стал окликать, - оказывается, петух пришел.

- Я замерзаю! - кричит петух. - Впусти меня в дом. Если на тебя нападут, я буду кричать и клеваться.

- А когда я звал тебя вместе дом строить, ты не шел!..

Так они разговаривают, вдруг теленок бежит с криком.

- Впусти меня! - говорит теленок. - Если на тебя нападут, я буду кричать и бодаться. Кот говорит:

- Я тебя звал дом строить, ты не шел!

В это время пришел жеребенок:

- Впусти меня! Если на тебя нападут, я буду лягаться и кусаться. Кот говорит:

- Ну-ну, входите, входите. Вошли они.

Долго ли, коротко ли жили, однажды стала их дверь открываться.

Петух спрашивает:

- Кто там?

- Я, росомаха! Впустите меня.

- Тише, тише, хозяин спит. Если проснется, убьет тебя. Испугалась росомаха и побежала к медведю. Медведь послал волка.

- Сходи, узнай, как зовут хозяина.

Пришел волк туда.

Петух, жеребенок и теленок-все бросились к дверям.

- Не входи, не входи, убьет тебя наш хозяин.

- Да скажите, как зовут вашего хозяина?

- Хозяин наш-кот.

Волк прибежал домой, говорит медведю:

- Имя их хозяина - кот.

- Теперь пойдемте-ка, добудем оленей, - говорит медведь, - оленя убьем и позовем кота в гости. Пошли. Добыли четырех оленей. Медведь говорит росомахе:

- Сходи, позови кота сюда в гости.

Пошла росомаха. Пришла, открыла дверь и говорит:

- Пусть приходит ваш хозяин погостить к нам. Теленок разбудил кота.

- Медведь зовет тебя в гости.

Кот встал, оделся и пошел потихонечку.

Пришел. А медведь забрался на дерево, боится кота.

Кот стал есть. Ест и мяукает:

- Мяу! Мяу!

Медведь спрашивает росомаху:

- Ты знаешь ведь русский язык, ты понимаешь, что он говорит? Росомаха отвечает:

- Мало, мало! - он говорит.

- Говорил же я тебе раньше, что надо было убить еще двух оленей. Теперь он нас съест.

Кот поднялся. Медведь испугался и свалился с верхушки дерева прямо на сук. Сук вонзился в медведя, и медведь сдох.

А волк с росомахой убежали в лес и теперь ходят они в лесу.

********************************************************************

ПРО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР

(Мансийская сказка)

Лун-Вот-Ойка, Северный ветер. Старик в низовой стороне за морем жил. День и ночь не переставая дул. От того на земле очень холодно было. Люди от Северного ветра страдали. И зиму и лето ветер все дул и дул. Каждый день люди от холода умирали

Однажды один человек сказал:

- Пойду в низовую землю на Северного ветра. Буду с ним биться.

Собрался и пошел. Долго ли, коротко ли, до низовой земли добрался. К Северному ветру пришел, биться его зовет. Северный ветер лук и стрелы схватил, из дому выбежал.

Долго бились, долго друг в друга стрелы пускали. Под конец человек изловчился, лук натянул, стрелу пустил. Стрела Северному ветру половину нижней челюсти разбила.

С этой поры ветер  дуть перестал. Стало тепло. Такая жара настала, что люди от нее болеть стали. И зиму и лето все тепло. Каждый день люди от жары умирали.

Много ли, мало ли времени прошло, снова ветер подувать начал. Челюсти у него заживать стала.

Челюсть у него хоть и зажила, прежней силы все же не осталось. В половину прежней силы лишь дует. Людям с той поры хорошо жить стало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Ямал"

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....

зимний спортивный праздник "Мы дети ЯМАЛА"

формирование навыков игры на улице в зиний период времени года...

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…» образование ямала электронный журнал №5 2014 год http://yamal-obr.ru/articles/na-karte-yamala/

Цель: Воспитание у детей любви к родному краю.        Задачи развития:Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгос...

развлечение ко дню Ямала "Наш Ямал!" на примере игры "Счастливый случай"

воспитание у детей чувства патриотизма, развитие знаний о своём крае...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...

Конкурсно-интелектуально мероприятие "Тайны Ямала " Посвящено 90-летию Ямала.

Данное мероприятие направлено на празднование посвященное 90-летию ЯМАЛА,формирование представления у учащихся о жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих ЯНАО, развитие познавательного ...