Воспитание культурно-гигиенических навыков. Понятия КГН, КГпривычки. Значение, условия формирования. Приемы работы по формированию КГН в разных возрастных группах, специфика.
учебно-методический материал

Деменок Мария Викторовна
 
    Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kulturno-gigienicheskih_navykov_i_privychek.docx56.32 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Понятия КГН, КГпривычки. Значение, условия формирования. Приемы работы по формированию КГН в разных возрастных группах, специфика.

    Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек являетс++я образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.

 Гигиеническое воспитание детей

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. п.).

 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Ребенка нужно научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом.

После утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Необходимо, чтобы после приема душа или умывания ребенок вытерся насухо. Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно это правило соблюдать летом.

Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

 Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. п.).

На физкультурных занятиях во время общеразвивающих упражнений можно рассказать детям о пользе тех или иных движений для здоровья и развития, о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе, о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, после окончания занятий аккуратно ее складывать и мыть руки с мылом до локтя (проводить влажные обтирания до пояса). Во время труда в помещении или на участке также есть немало возможностей для закрепления гигиенических навыков у детей. Например, воспитатель объясняет, что нужно не только выполнить работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарем. Детям следует напоминать также и о необходимости поддерживать чистоту на своем рабочем месте, в рабочей зоне.

Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.

Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.[4;76]

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!".

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

 Пути формирования культурно-гигиенических навыков

Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Дошкольник 3-х лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания - мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действии в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно- гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В. Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

                        Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах

                            Первая младшая группа

 Одна из задач воспитания детей I  младшей  группы  -  формирование  у  них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков.  Дети 3-го жизни, пришедшие в  детский  сад,  отличаются  друг  от  друга  уровнем воспитанности, владеют различными навыками и  только  начинают  привыкать  к новой для них обстановке. Отсюда –  особое  значение  в  работе  с  малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

 Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо   решающим методом  воспитания  малышей  служит  непосредственное    общение   с   ними воспитателя.

 Ребенок  младшей  группы  испытывает  особенно   большую   потребность   в

постоянных  контактах  с  взрослыми.  От  того,  как   сложатся,   и   будут

развиваться  отношения  малыша  с   взрослыми,   во   многом   зависит   его

взаимоотношения и культура поведения при контактах с  более  широким  кругом

людей.

 Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка  ведется  по

нескольким  направлениям.  Одно  из  них  -  формирование  умения  играть  и

заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого  часа,  одеваться

и умываться вместе  с  группой  сверстников,  рядом  с  товарищами,  т.е.  в

коллективе. При этом у детей развивается  чувство  коллективизма.  Не  менее

важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание  помочь  им,

а  позднее  и  самостоятельно  выполнять  несложные  трудовые  действия   по

самообслуживанию.

 Воспитание бережного отношения к игрушкам  и  вещам,  умение  преодолевать

небольшие трудности и доводить  дело  до  конца,  чувство  благодарности  за

заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и  взрослым

- все это основополагающие  программные  направления  педагогической  работы

воспитателя  в I младшей группе детского сада.

 Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского  сада  является

воспитание культурно-гигиенических  навыков  –  опрятности,  аккуратности  в

быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

 Чтобы облегчить ребенку освоение новых  навыков,  необходимо  делать  этот

процесс  доступным,  интересным  и  увлекательным.   И   делать   это   надо

педагогически тонко,  ненавязчиво.  При  этом  воспитателю  важно  учитывать

возрастную   особенность   детей   3-го   года   жизни   -   стремление    к

самостоятельности.

 На протяжении младшего  дошкольного  возраста  ребенок  приобретает  много

навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

 Повторяясь  многократно  в   различных   режимах   такие   действия,   как

самостоятельное одевание, причесывание и т.д.  доставляют  ребенку  радость;

дети осваивают, что и, как и в какой последовательности  надо делать.

 Для  более  легкого  овладения  определенными  навыками  связанных  с  его

усвоением действия членят на несколько операций.

 Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков  культурного

поведения у малышей: по  мере  овладения  новыми  действиями  детям  хочется

неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти  действия  в

игру. Воспитатель,  видя  это,  включается  в  игру  и  направляет  действия

ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким  образом,  приемы  правильных

действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

 Прежде всего,  следует  запомнить:  на  начальном  этапе  усвоения  навыка

торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать  им  возможность  спокойно

выполнять осваиваемые действия. Подобная  обстановка  позволит  сохранить  у

них положительно-эмоциональный настрой. Однако,  необходимость  укладываться

в отведенное для режимных процессов  время,  остается.  Поэтому  надо  умело

направить  усилие  детей  на  более  целеустремленные  действия.  Для  этого

эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

 Другой,  также  весьма  эффективный  способ  –  использование   игр.   При

удовлетворении появившегося интереса ребенка к  новым  для  него  действиям,

при неоднократном их выполнении, навык становится  прочным.  Для  укрепления

навыка следует также использовать поощрение  малыша  за  удачно  выполненное

задание.

 Характер  оценки  действий  и  поступков   меняется   в   соответствии   с

повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если  в

начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются  положительно,  то  в

дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только  качество

действий.

 Воспитание  нравственных  привычек  осуществляется  в  процессе  постоянно

усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в  процессе  их  роста  и

развития.  Педагогу  важно  видеть,  как  происходит  нравственное  развитие

каждого ребенка, как меняется проявления  его  отношения  к  сверстникам,  к

правилам общественного поведения.  Для  этого  он  гибко  и  целенаправленно

предлагает  жизненные  различные  ситуации,  поощряет   и   доброжелательное

отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации,   как

для выявления уровня нравственного развития, так и  для  формирования  опыта

доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные  стороны  жизни

детей – игровую, трудовую, учебную.

 Для  усвоения  детьми   более   трудных   правил   культурного   поведения

целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-

инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения  навыками

каждым ребенком группы.

 Через игры-занятия воспитатель  может  в  увлекательной  форме  не  только

раскрыть  содержание  требований  в  необходимой  последовательности,  но  и

связать  эти  требования  с  конкретными   поступками   малыша,   это   дает

возможность  закрепить   положительное   отношение   к   их   выполнению   в

повседневной жизни.

 Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня.  Например,  игру-

занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного  сна,  непосредственно

перед умыванием.

 Длительность игр-занятий определяется их задачами  и  содержанием.  Местом

проведения занятия могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

 Игры-занятия и  игры-упражнения  целесообразней  проводить  с  подгруппами

детей 10-12 человек, так как работа со всей  группой  не  даст  желательного

результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать  речь  воспитателя,

обращенную ко всем.

 Учитывая особенности в работе  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста,

занятиям  следует  придавать  максимальную  значимость,   что   обеспечивает

хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда  в  играх-занятиях

принимает участие ребенок старшей группы,  показывает  непосредственно  само

действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

 В  игры-занятия  можно  включить  разнообразные  игрушки,  предметы.   Это

способствует   активизации   одновременно   зрительного   и    двигательного

анализаторов  ребенка.  Предмет,  действие  воспитатель  показывает  каждому

малышу, например, как следует держать  ложку,  дети  тут  же  упражняются  в

правильном  действии  ложкой.  Такие  имитирующие   действия   с   реальными

предметами  в   воображаемой   ситуации    помогают   малышам   в   освоении

практических действий в жизненно важных режимных процессов.

 Показанные и  освоенные  на  занятиях  действия  в  результате  постоянных

упражнений в  повседневной  деятельности  перерастают  в  устойчивые  навыки

культурного поведения. В дальнейшем эти навыки   дети начинают  использовать

в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия  можно  включить  содержание

различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

 В конце года дети принимают участие в  подготовке  к  «переезду  на  новую

квартиру» - в другую группу. Они укладывают  игрушки  в  коробки,  усаживают

кукол в различные транспортные средства –  коляски,  автомашины.  Опять-таки

преднамеренно   созданная   воспитателем   ситуация,   помогающая   ему    в

формировании  благожелательного  отношения  детей  друг  к  другу,   навыков

нравственного поведения.

 Игровые  приемы,  используемые  воспитателем  и   вызывающие   у   малышей

положительные эмоции, обеспечивают более высокую   восприимчивость  ребенком

нравственных   правил   поведения.   Педагог    ненавязчиво     вырабатывает

интеллектуально-эмоциональное  отношение   детей   к   конкретным   правилам

общественного  поведения,  закрепляет  их  в  опыте,  побуждает  малышей   к

доброжелательным действиям. При этом  процесс  воспитания  получается  очень

естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

 Игровые приемы очень эффективны в воспитании  маленьких  детей.  Их  можно

рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.

 Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и  кукол.  В

группе обязательно должна быть крупная кукла с  подбором  одежды.  Например,

любимый малышами мишка. Надевая на него  рубашку  и  штанишки,  шапку,  дети

быстрее научатся одеваться сами.

 С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на  одежде  детей

были пришиты петельки, за которые он  может  вешать  ее  в  свой  шкаф.  Это

облегчит формирование навыка аккуратно содержать  одежду.  Ну  а  для  более

быстрого запоминания ребенком своего шкафа, своего места за  столом  и  т.д.

Также используются игровые приемы: «Сейчас мы узнаем,  кто  хорошо  запомнил

картинку на своем шкафу». Дети, возвращаясь с прогулки, находят  картинки  и

безошибочно вешают одежду в свой шкаф.

 Игры – занятия, проведенные с целью воспитания у детей культуры поведения,

имеют  свою  специфику.  Они   органично   вписываются   в   такие   разделы

воспитательной работы как, «Расширение ориентировки в окружающем и  развитие

речи», «Ознакомление с окружающим и развитие речи».  Проводятся  они  раз  в

месяц.

 Планируя  содержание  нравственно  направленных  игр-занятий,  воспитатель

основывается  на  своих  наблюдениях  за  детьми.  Прослеживая  изменения  в

развитии поведения детей, он корректирует содержание  игр-занятий  с  учетом

конкретных условий и возможностей детей.

         Вторая младшая группа

 С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков

культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется.

 У детей на  4-ом  году  жизни  продолжают  формировать  самостоятельность,

умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования  к

выполнению  действий  в  ходе  режимных  процессов,  бережному  отношению  к

игрушкам,  к труду старших.  Воспитатель  большое  внимание  должен  уделять

формированию  у  детей  и  выполнению  ими   правил   вежливого   обращения,

организованного поведения в детском саду, на улице.

 Планируя  работу,  педагог  особое  внимание  уделяет  формированию  таких

качеств, как  чуткость,  внимательность,  предупредительность,  тактичность,

которые помогут ребенку видеть и различать состояние  человека,  решив,  как

следует  поступить  в  конкретном  случае,  чтобы  не  причинить  окружающим

неприятность.

 Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет  вечер.

Это время особенно доверительного общения воспитателя  с  детьми,  разговора

по душам. Непосредственное общение  с  воспитателем  содействует  укреплению

привязанности, доверия к нему ребенка  –  важнейшего  условия  нравственного

воспитания. На вечерние час  также  могут  быть  запланированы  инсценировки

несложных  сюжетов  с  помощью  игрушек.  Содержание  таких  сценок  педагог

черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

 Уровень развития  детей 4-го  года  жизни  позволяет  несколько  усложнить

программные требования к  нравственно  направленным  играм-занятиям,  играм-

упражнениям,  инсценировкам.  Теперь  они   строятся   так,   чтобы   каждое

последующее упражнение опиралось на  приобретенный  ранее  опыт  детей.  Тем

самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

   Принципом  проведения  игр   становится   более   широкое,   комплексное

воздействие  на   сознание   и   нравственные   чувства   детей,   а   также

предоставление им возможности  упражняться  в  совершении  нужных  действий,

поступков. Постепенно детям предоставляется  все  больше  самостоятельность,

минуя показ действий, создается возможность для  самостоятельных  упражнений

в культурном поведении.

 Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и

конкретным  поведением  ребенка,  следует  широко  использовать   упражнения

игрового характера.  Детей  очень  увлекают,  например,  игры-упражнения  на

закрепление правил этикета в общении с окружающими  взрослыми  и  детьми,  в

которых используются  кукольный  театр,  игрушки,  юмористические  картинки,

слайды, отрывки из диафильмов и т.п.

 Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя  –  своеобразная  и

необходимая для формирования навыка тренировка  поведения  детей.  Например:

на занятии «В гостях у Матрешки» было наглядно показано,  как  надо  вежливо

здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече  с  детьми

необходимо не только  приветливо  здороваться,  но  в  случае  необходимости

напомнить, как здороваться с Матрешкой на занятии,  т.е.  последовательно  и

настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.

 Постепенно  игровые  упражнения  и  задания  усложняются,  демонстрировать

действия  в  комплексе.  Такие  упражнения  позволяют   обобщить   отдельные

действия, показать детям в комплексе,  например,  процесс  умывания.  У  них

возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

  Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место»  -  воспитывает  аккуратность,

навыки  поддерживать  порядок.  После  проведения  таких  игр,   занятий   и

упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок.

 Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие

развивать  содержание  игр  в   соответствии   с   приобретенными   навыками

культурного   поведения.   Например,   в   игре-упражнении    «Кукла    Таня

простудилась» детям были показаны способы  правильного  пользования  носовым

платком. Затем воспитатель вложил чистые платочки куклам в  карман.  Дети  с

удовольствием играют с «больными» куклами и в результате через 2-3 недели  в

большинстве своем овладевают навыки правильного пользования носовым  платком

и т.д.

                               Средняя группа

 Минул  еще  год.  Дети  подросли,  овладели  рядом   навыков   культурного

поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию  у  ребят

навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется.

 Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их  интересы

становятся  разносторонними.   Увеличивается   объем   знаний,   расширяются

возможности ознакомления детей с  явлениями  общественной  жизни.  Предметом

детского внимания становится труд взрослых, их  взаимоотношения  в  процессе

труда, яркие, заметные события в  ближайшем  окружение,  дома.  И  атмосфера

жизни в детском саду приобретает  для  формирования  нравственных  чувств  и

качеств особое значение.

    Сочетание   руководства   самостоятельной   практической   повседневной

деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к  труду

взрослых,  общественному  значению   этого   труда   содействует   успешному

расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры  общения  с  ними.

Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания  детей

к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно  по  отношению  к

близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы  взрослых

о них. Чтобы это не  произошло,  нужно  научить  детей  видеть,  понимать  и

оценивать труд взрослых, их  положительные  действия  и  отношения.  Хорошее

средство для этого – правильное отображение  таких  действий  в  занятиях  и

играх. Два-три нравственно направленных занятия можно  посвятить  специально

в течении года специально уважения к окружающим  взрослым,  прежде  всего  к

родителям, педагогам, няням.

                               Старшая группа

 В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и

привычек   культурного   поведения    активно    продолжается.    Содержание

педагогического процесса на этом  этапе  составляет  воспитание  уважения  к

родным  и  близким,  привязанности  уважения  к  воспитателям,   осознанного

стремления порадовать старших хорошими  поступками,  желание  быть  полезным

окружающим. У детей старшей  группы  необходимо  активно  и  последовательно

формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься  сообща,

умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру  хороших

людей,  положительным,  героическим  персонажем   известных   художественных

произведений.

 В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое

место воспитание  культуры  общения.  Формирования  уважения  к  окружающим,

доброжелательности, волевых качеств, сдержанности  происходит  в  коллективе

сверстников.  Коллектив   играет   в   жизни   детей   все   большую   роль,

взаимоотношения детей усложняются.

 В  поведении  старшего  дошкольника  ярче  выступает  связь   нравственных

качеств и свойств  личности  с  интеллектом,  познавательным  и  интересным,

отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и  сверстникам,  к

себе.  Ребенок  в  процессе  общения  уже  может  быть   сдержанным,   умеет

действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя  при  этом

волевые достаточные усилия.  Но,  конечно  же,  это  только  начало  умения,

которое надо развивать и закреплять.

 Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени

старшего дошкольного возраста, продолжает  оставаться  организация  жизни  и

деятельности  ребенка,  соответствующая   опыту   содержательного   общения,

формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

 Эффективным методом уточнения  систематизации  нравственных  представлений

старших  дошкольников  является  этическая  беседа.  Такие   беседы   должны

органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

 Этическая  беседа,   как   метод   нравственного   воспитания   отличается

существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в  основном

подлинно жизненные ситуации,  поведение  окружающих  людей  и  прежде  всего

самих  воспитанников.  Воспитатель  дает   характеристику   тем   фактам   и

поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении  со  сверстниками

и взрослыми.

 Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке  событий,

помогают ребенку ориентироваться в той  или  иной  ситуации  и  поступать  в

соответствии с правилами нравственного поведения.

 Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные  занятия,

содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и  обучения

в детском саду». Но, обращаясь к  программным  задачам  воспитания,  педагог

должен  конкретизировать  их,  прорабатывать  правила  и  нормы   поведения,

воспитание которых необходимо усилить в данной группе с  учетом  взрослых  и

индивидуальных особенностей детей.

 Число подобных бесед невелико: пять-семь в год т.е.  один  раз  в  течение

полутора-двух месяцев.

 Следует помнить: главная цель этических бесед  заключается  в  том,  чтобы

сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения,  которыми  он  мог  бы

руководствоваться в своих  поступках.   И  опираться  такие  беседы  должны,

прежде  всего,  на  подлинные  события  и   явления,   которые   в   избытке

предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

 Готовясь  к  такой  беседе,  педагог  должен  проанализировать,  что  было

предметом наиболее ярких впечатлений детей, как  они  восприняли  увиденное,

как переживают его.

 Если в этическую беседу воспитатель считает  нужным  включить  отрывки  из

того  или  иного  художественного  произведения,   он   обязательно   должен

подчинить их содержания воспитателям функциям.

    Если  содержание  беседы  доступно  и  интересно  детям,   то   следует

заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искреннее оценки:  педагогу  как  бы

приоткрывается   внутренний   мир   ребенка.   Это   позволяет   обоснованно

определить,  как  малыши  восприняли  идею,  морали  произведения,  и   дает

возможность дальнейшего тактичного корректирования  поведения  детей.  А  то

обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты  поведения

и различные ситуации, вызывает сопереживание,  эмоциональное  влияние  детей

друг на друга, способствует  взаимному  обогащению  их  чувств  и  этических

представлений.

 Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует  о  том,

что в этом возрасте постепенно происходит переход от  восприятия  содержания

отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении.  Посредством

этических  бесед  воспитатель  связывает  между  собой  в   сознании   детей

разрозненные  представления  в  единое  целое  –  основу   будущей   системы

нравственных  оценок.  Именно  усвоение  этических  понятий  в  определенной

системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий  добра,

общего   блага,   справедливости   формирует   первоначальное   понятие    о

человеческом достоинстве.

  Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию  его

поведения еще не  велико.  Но  в  этом  возрасте  ребенок  еще  в  состоянии

оценивать поведение свое на окружающих. Поэтому темы этических бесед  должны

обязательно включать ведущие для  данной  возрастной  группы  понятия.  «Моя

мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я  дома»  и  многие  др.

Названые темы могут быть  конкретизированы  и  дополнены  в  зависимости  от

представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по  данной  теме

и т.п. Важно чтобы содержание перечисленных ведущих тем  и  тем  дополняющих

обязательно связывалось со всем содержанием  педагогического  процесса,  без

чего нельзя  обеспечить  эффективность  нравственного  воспитания,  а  также

помогают  систематизировать  и  обобщить  представления  о   нравственности,

которые приобрели дети в предыдущих группах.

 Этические беседы,  их  результаты  должны  непосредственно  проявляться  в

практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что  очень  важно

для закрепления результатов педагогического воздействия.

 Первый день новой,  старшей  группы.  Групповые  помещения  оформлены  по-

праздничному. Так было прежде и при переходе детей во II младшую группу и  в

среднюю.  Отличие  –  в  более  серьезном  и   доверительном   тоне   беседы

воспитателя.

 Он не только показывает детям все  помещения,  но  и  организует  просмотр

работ детей, перешедших в подготовительную группу, рассказывает им, как  они

трудились, играли, как были должны. Вместе с детьми воспитатель  размышляет,

как лучше все расставить в комнатах группы.  В  тоже  время  он  содействует

веселому настроению детей, их радостному общению друг с  другом,  знакомству

с новинками. А когда прием новичок завершен, можно организовать  развлечение

с участием всех детей и сотрудников.

                           Подготовительная группа

 Основная  задача  нравственного  воспитания  дошкольников  на  этом  этапе

состоит, прежде всего в закрепление, углублении  и  расширении  всего  того,

что они приобрели  за  весь  за  весь  предшествующий  период  пребывания  в

детском саду. В  повседневной  педагогической  практике  воспитатель  должен

стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более  глубокими,  и

их проявление в отношениях к людям,  их  деятельности,  к  родной  стране  –

более устойчивым  и  организованными.  Нравственные  представления  детей  о

явлениях  общественной  жизни,  о  присущих  людям  качествах   (таких   как

справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и  др.)  становятся

более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки  нравственного

поведения – более  естественными  и  прочными,  обретают  большую  широту  и

устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в  детском

саду и дома, но и в любой обстановке, не  только  на  глазах  взрослых,  под

контролем, но и по собственному побуждению. Особое  внимание  воспитателя  в

данной возрастной группе  должно  быть  сосредоточено  также  на  воспитании

потребности  в  соблюдении  правил   личной   гигиены   и   в   естественной

взаимопомощи детей в различной режимных процессах,  в  формировании  волевых

качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

 Названные задачи конкретизированы в  соответствующих  разделах  «Программы

воспитания и обучения в детском саду».  «Воспитание  культурно-гигиенических

навыков», «Воспитание  навыков  культуры  поведения»,  «Воспитание  гуманных

чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений» и др.

 Для обеспечения органической преемственности между детским садом и  школой

в нравственном  воспитании  очень  важен  высокий  уровень  воспитанности  в

широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений  детей

начальная   школа   справедливо   рассматривает   как   главный    результат

нравственного воспитания ребенка в предшествующий  период;  именно  на  этом

фундаменте в начальных классах происходит  дальнейшие  развитие  новых  форм

нравственного поведения.

 От достигнутого воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных

качеств  первоклассника  затрудняющих  учебную  деятельность  и  воспитание,

педагоги   часто   называют    неаккуратность,    отсутствие    собранности.

Чистоплотность,  воспитания  в   годы   дошкольного   детства   обеспечивает

первокласснику  естественное,  без   особых   усилий   поддержания   порядка

портфеля,  на  рабочем  месте  и  тем  самым  экономит  время  для   учебной

деятельности.

 Многие  учителя  начальных  классов  нередко   сетуют   на   то,   что   у

первоклассника можно отметить «леность ума». Неприученность к  настойчивости

в овладении знаний, и стремлении понять смысл полученных сведений,  неумение

сосредоточится – это серьезная проблема. Выпустить детей в  школу  с  такими

качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата –  одна  из

важнейших воспитательных задач в подготовительной к  школе  группе  детского

сада.

  Хорошим средством для привития этого качества служат коллективная  чтения

с последующим пересказом содержания прочитанной сказки,  басни  и  т.д.  Это

очень  помогает  воспитанию  ребенка,  готовящегося  к  обучению  в   школе,

формированию навыков учебной деятельности.

 Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как  и  в

предыдущих, решаются на основе целесообразного  отбора  методов  и  приемов,

наиболее  удачного  их   сочетания,   обеспечивающих   взаимосвязь   учебно-

познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.

 Важно отметить, что в работе с  детьми  этой  группы  надо  предусмотреть,

чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями,  которые

он будет получать в процессе воспитания.  Необходимо  также  внимательнейшим

образом  учитывать,  как  на  поведении  детей  отражаются  их  впечатления,

получаемые в результате  наблюдений  жизненных  различных  ситуаций,  каково

отношение детей  к  подмеченным  поступкам  товарищей  и  взрослых.  Поэтому

особое значение приобретает задушевные  индивидуальные  беседы  и  групповые

этические  беседы;   очень   эффективны   также   игры-инсценировки,   игры-

упражнения. Дополняя друг друга они позволяют формировать  нравственный  мир

старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения.

 Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог  формирует

этические  понятия  культуру  поведения  в  общественных  местах,   культуру

взаимоотношений культуру речи, культуру внешнего вида. Но  следует  помнить,

что в подготовительной группе не  теряют  свой  значимости  игровые  приемы,

включенные в воспитательный  процесс,  сочетая  их  с  этическими  беседами,

педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы  повседневного

общения.  Важно  также  чтобы  нравственно  направленные   занятия,   беседы

содержали  не  только  правило  этикета,  но   и   интересные   практические

упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее  воздействовать  на

внутренний мир ребенка.

 Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения

повышается,   если   педагог   устанавливает   органическую   связь    между

разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа  должна  обязательно

найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.

 Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за  поступками  детей.

Именно  здесь  воспитатель   отмечает,   как   воздействовали   на   ребенка

предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д.

 Воспитание –  творческий  процесс,  поэтому  предусмотреть  и  планировать

работу на две недели, месяц и т.д. без  анализа  предшествующих  дневниковых

записей невозможно.

 Продуманное использование многовариантных связей позволяет «красной нитью»

провести воспитание  культуры  поведения  через  все  процессы  обучения  на

занятиях, игры, музыкальную, изобразительную и др. виды деятельности  детей.

Конкретная    реализация    взаимосвязи    воспитательного    процесса     –

самостоятельная деятельность.

 Очень важно, чтобы весь режим детского  сада,  все  то,  что  мы  называем

повседневной  жизнью,  было   наполнено   содержательной   деятельностью   и

общением. Это способствует духовного  мира  ребенка.  Решая  данную  задачу,

педагог создает благоприятную  почву  для  формирования  положительных  черт

характера и нравственных качеств личности.

  На  укрепление  культурно-гигиенических  навыков  и  привычек  направлены

некоторые игры-занятия, игры-упражнения. В  зависимости  от  их  конкретного

содержания усваиваются различные правила или их сочетания  (мой  руки  перед

едой, правильно пользуйся носовым платком и т.п.).

 При этом воспитатель должен  неустанно  подчеркивать  социальное  значение

правил аккуратности, их выполнение –  это  признак  и  уважения  к  близким,

вообще к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по театрализованной деятельности в разных возрастных группах

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей с...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»...