Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»
рабочая программа

Карасик Альвина Андреевна
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса 
«Закаливание детей в разных возрастных 
группах ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_0.docx62.7 КБ
Файл plan.docx12.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка»

Протокол № 1 от 31.08.2021 г.

           УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка»

  _________________М.В. Немцева

Приказ  от 31.08.2021 г. № 245

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

«Закаливание детей в разных возрастных

группах ДОО»

срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Карасик А.А.

Смоленск 2021 г.

Пояснительная записка

     Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника,включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье». Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.

     Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от вредных привычек.

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой считается закаливание детей в детском саду.

 Здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, оно определяется гармоничным соответствующим возрасту развитием ребенка и его правильным закаливанием. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание в дошкольном возрасте нужно рассматривать как важную составляющую часть физического воспитания детей. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням.

     Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье. Все вышесказанное определяет проблему данного исследования, которая заключается в определении оптимальных путей закаливания детей.

Решение данной проблемы определяет цель и задачи работы, а также предмет и направление исследования.

Цель:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявления методик  и средств закаливания.

Задачи:проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования; дать определение понятию «закаливание», характеристику видов закаливания;показать возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ;представить примерную программу проведения закаливающих мероприятий в ДОУ.

Формы и методы организации:обобщения опыта деятельности воспитателя по решению проблем закаливания; моделирование форм и методов работы с детьми.

Практическая значимость: полученные результаты исследования помогут воспитателям, занимающимися воспитательной работой с детьми, осознать важность проблем закаливания, тем самым правильно организовать этапы проведения мероприятий закаливания. Результаты могут быть использованы воспитателями ДОУ в проведение мероприятий закаливания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, оно определяется гармоничным соответствующим возрасту развитием ребенка и его правильным закаливанием.

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.

Эффект закаливающих процедур может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных принципов, основанных на физиологических закономерностях процесса адаптации.

- учет индивидуальных особенностей ребенка

- постепенное увеличение силы раздражающего воздействия при проведении закаливающих процедур

- переход от более слабых по нагрузке закаливающих процедур к более сильным должен проводиться постепенно

- систематическое использование закаливающих процедур во все времена года.

комплексное использование всех природных закаливающих факторов (воздух, вода, солнечные лучи) совместно с физическими упражнениями и правильное разнообразное их сочетание.

- проведение закаливающих мероприятий на положительно-эмоциональной основе детей.

Средства закаливания различаются:

  • По действующему фактору – воздух, вода, солнце.
  • По силе воздействия – местные и общие.
  • По продолжительности воздействия.

Начинают закаливание с более мягких воздействий, т.е. с местных закаливающих процедур.

Закаливание не только повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка. Поэтому оно должно занимать прочное место в режиме дня всех детей.

Проведенное исследование показало, что использование разнообразных методов закаливания дало достаточно эффективные результаты. Дети стали реже болеть, сопротивляемость организма детей инфекциям увеличилась. Из этого можно сделать вывод, что необходимо широко внедрять в оздоровительные программы детских садов систематические методы закаливания.



Предварительный просмотр:

План закаливающих мероприятий в разных возрастных группах.

Группы от 3 до 4лет

1. Утренняя гимнастика в группе.

2. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения.

3. Физкультурные занятия + динамический час на прогулке 1 раз в неделю.  4.«Чесночные» киндеры

5. Аромаотерапия (лук, чеснок)

6. Прогулки: дневная; вечерняя

7. Оптимальный двигательный режим.

8. Гимнастика в кровати, после сна «Мы проснулись».

9. Закаливание. Топтание по дорожкам здоровья (с разной поверхностью)

10. Элементы обширного умывания

Группы от 4 до 5 лет

Приём детей на улице (при температуре до -15°)

1. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

2. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

3. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения.

4. Чесночные «киндеры»

5. Аромотерапия (лук, чеснок)

6. Прогулки: дневная, вечерняя

7. Оптимальный двигательный режим

8. Гимнастика пробуждения «Мышки-шкряботушки».

9. Закаливание: рижский метод

10. Обширное умывание, ходьба босиком

Старшие и подготовительные группы

1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)

2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

3. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

4. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.

5. Чесночные «киндеры»

6. Аромотерапия (лук, чеснок)

7. Прогулки: утренняя; дневная; вечерняя

8. Оптимальный двигательный режим

9. Гимнастика после сна «Пробуждение солнышка» 1и2часть

10. Закаливание: рижский метод, ходьба босиком по дорожкам здоровья (на профилактику) плоскостопия

11. Обширное умывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья»

Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, ...