Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
рабочая программа

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Актуальность. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важных направлений деятельности дошкольных учреждений.

Статистический  анализ состояния здоровья  детей  подтверждает, что количество здоровых детей с каждым годом снижается.

Первопричинами снижения уровня практически здоровых детей в городе являются  низкая двигательная активность детей в семье.  В последнее время наблюдается ослабление многих функций современной семьи, которые имеют прямое отношение к здоровью детей и их развитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zdorovyu.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

 МБДОУ «Детский сад №40

«Антошка»

 протокол №1 от 31.08.2020

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 40

«Антошка»  

________Ж.А.  Соколова

приказ №249 от 31.08.2020

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Составитель:

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 40 «Антошка»  

ДУБОДЕЛ ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА

Содержание

1.

Пояснительная записка

2.

Содержание программы

3.

Этапы реализации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении

4.

Условия реализации программы

5.

Мониторинг реализации программы

6.

Список литературы

Цель программы

      Способствовать сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста, формированию ценностного отношения к собственному здоровью .

Задачи программы

1. Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей.

2. Развитие физических качеств.

3. Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня.

4. Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью  и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.

5. Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности  и самостоятельности.

6. Педагогическое просвещение родителей, популяризация  знаний о здоровом образе жизни, вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение заболеваемости
  2. Повышение уровня развития физических качеств

      3. Сформировано ценностное отношение к своему здоровью  и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.

      4.Сформировано психоэмоциональное благополучие детей.

      5. До 45% семей вовлечены в совместную спортивно-оздоровительную деятельность. До 70% повышена компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья детей.

Пояснительная записка

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Актуальность. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важных направлений деятельности дошкольных учреждений.

Статистический  анализ состояния здоровья  детей  подтверждает, что количество здоровых детей с каждым годом снижается.

Первопричинами снижения уровня практически здоровых детей в городе являются  низкая двигательная активность детей в семье.  В последнее время наблюдается ослабление многих функций современной семьи, которые имеют прямое отношение к здоровью детей и их развитию.

Практически во всех дошкольных учреждениях физическое развитие и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением. В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку созданы условия соответствующие требованиям СанПиН, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.

Сложившаяся в дошкольном учреждении система оздоровительной работы в активизации процесса оздоровления детей ведется через внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

  Это позволит добиться максимальных результатов по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, сформировать у них основы знаний, умений и навыков ЗОЖ и главное, сформировать и развить внутренние мотивы детей к  пониманию ценности здоровья, стремлению выполнять гигиенические процедуры, физические упражнения, вести подвижный образ жизни.

Все вышесказанное явилось основой для разработки образовательной программы  по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Оздоровительная работа в дошкольном учреждении строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых подходов к оздоровлению детей, разнообразием педагогических услуг.

Общеизвестно, что в дошкольном детстве потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор.

 В связи с этим  решением проблемы может стать:

  • включение детей в комплекс оздоровительных мероприятий
  • внедрение в образовательный процесс здоровьсберегающих технологий, а именно, особых форм двигательной активности детей,  которые имеют оздоровительную направленность.

В программе рассматриваются представления о ребенке как  о целостном духовно-телесном организме.  Ребенок  -  целостный организм, который является посредником и преобразователем  значимых для него природных, социальных и экологических связей.  Формирование двигательной сферы в игре способно выработать у него осмысленное отношение к собственному телу, его состояниям и возможностям. Именно такой подход обеспечит воспитание у ребенка ценностного отношения к движению, как способу существования живого, а также осмысленное отношение  к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому.

Теоретическое обоснование. Методологической основой программы является программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, разработанная под руководством В.Т. Кудрявцева, доктора психологических наук, директора института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. В этой программе  на основе комплексного междисциплинарного подхода к проблеме нашли своё продолжение и развитие идеи ведущих российских физиологов А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, педагогов П.С. Лесгафта, Ю.Ф. Змановского, М.И. Чистяковой, Л.Н. Волошиной, З.И. Бересневой.

Цель программы: способствовать сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста, формированию ценностного отношения к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей.
  2. Развитие физических качеств.
  3. Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня.
  4. Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью  и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.
  5. Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности  и самостоятельности.
  6. Педагогическое просвещение родителей, популяризация  знаний о здоровом образе жизни, вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность.

Основные направления организации оздоровительной работы:

1) Социально-психологическое: направленно на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни и получение комплекса теоретических знаний.

2) Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.

3) Оздоровительное – повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Основные принципы программы.

  1. Принцип научности – использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик проводимые мероприятия направленных на укрепление здоровья, основаны на научные и практически апробированные методики.
  2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности
  3. Принцип последовательности и системности, который обозначает последовательную линейную логику разворачивания содержания образования и движение от частного к сложному.

4. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

 5. Принцип прочности – повторение. Прочность знаний дополняется гибкостью и практичностью.

Концептуальные основы оздоровительной работы с детьми.

Основы отечественной системы физического воспитания детей дошкольного возраста – теоретические, естественнонаучные, методические, организационные связаны с педагогической деятельностью П.Ф. Лесгафта, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, Ю.Ф. Змановского и т.д.

В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития ребенка является приоритетным направлением в дошкольных учреждениях. Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации образовательного процесса.

Физическое воспитание содержит большие возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребенка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальнее особенности личности, культура жеста.

Физическая культура приводит к телесной гармонии ребенка, воспитывает эстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, без которого немыслим творческий процесс оздоровления организма. Физическая культура как творческая деятельность содействует развитию мышления, воображения, желание придумать новое, а затем практически реализовать свой замысел.

Степень усвоения программы определяется в каждой возрастной группе по уровню сформированности представлений и практических умений о здоровом образе жизни, уровню сформированности двигательной культуры в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного учреждения.

2. Содержание программы.

В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи. В соответствии с содержанием программы определены задачи в каждой возрастной группе.

от 5 до 6 лет (старшая группа)

«Физическое развитие»

 Знание последовательности действий КГН и культуры поведения за столом.

   

Проявлять самостоятельность и последовательность в выполнении КГН, самообслуживании.

Замечать неполадки в одежде.     Пользоваться столовыми приборами, выходя из-за стола благодарить.

-учить воспринимать

 показ как образец для

самостоятельного выполнения

упражнений;

- приучать  оценивать движения сверстников и замечать их ошибки;

-добиваться уверенно и активного выполнения основных элементов техники движений;

- развивать скоростно-силовые качества

-закреплять умения ориентировки в пространстве

-побуждать к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;

-соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.

6 до 7 лет. (подготовительная группа)

«Физическое развитие»

Представление о здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур, закаливания, занятия спортом,  о необходимости пребывания на свежем воздухе и укрепления здоровья.

Знакомство с правилами безопасного поведения, сведения о травмирующих ситуациях, о некоторых приемах первой помощи в случае травмы, о правилах поведения в обществе  в случае заболевания.  

Самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процессы.       Осваивать приемы элементарной первой помощи при травмах (смазать царапину, пе6ревязать палец, приложить холодное к ушибу)

Выполнять утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях.

- добиваться осознанного выполнения детьми

 всех видов движений;

-учить анализировать свои движения и движения товарищей;

-формировать первоначальные представления о

спортивных играх и упражнениях.

- развивать ловкость движений, быстроту и общую выносливость.

-добиваться активного выполнения детьми всех видов движений;

- развивать творчество и инициативу в выполнении движений

-закреплять умения в самостоятельной организации игр и упражнений со сверстниками;

-закреплять правила и двигательные умения в спортивных играх и

упражнениях.

        

        Образовательная деятельность с воспитанниками реализуется в совместной и самостоятельной деятельности, при организации режимных моментов и направлена на охрану здоровья воспитанников и формирование представлений о здоровом образе жизни

  1. Работа с педагогами направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах. Предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.

  1. Работа с семьей направлена на информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей, организацию клубов по интересам, совместное участие в спортивных мероприятий и др.

  1. Взаимодействие с социумом направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе ДОУ, конференций, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений.

Каждый раздел программы включает в себя основные направления деятельности дошкольного учреждения в период реализации программы с целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительной работы:

1) Социально-психологическое, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы и получение комплекса теоретических знаний. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.

2) Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Педагогический процесс выстраивается таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание будет уделено организации спортивных секций и кружков на базе ДОУ для детей, совместных для детей и их родителей, и для персонала ДОУ.

3) Оздоровительное – направлено на развитие компенсанаторных функций, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Содержание физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с разделами программы

Направления

Содержание

Образовательная деят-ть с воспитанниками

Работа с педагогами

Работа с семьей

социально-психологическое направление

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

4. Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью  и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.

5. Педагогическое просвещение родителей, популяризация  знаний о здоровом образе жизни.

- Непосредственно-образовательная деятельность согласно тематическому плану.

- Беседы по формированию здорового образа жизни согласно тематическому плану.

- Игровые обучающие ситуации согласно тематическому плану.

- Театрализованные игры.

- Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни.

Изучение теории, актуальных проблем физического воспитания.

Разработка и внедрение программ, пособий, методических рекомендаций.

Курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги.

Обмен опытом в виде презентаций на педсоветах.

Изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании.

Самообразование.

Консультации

Индивидуальные беседы

Родительские собрания, памятки,

анкетирование,

опросники по вопросам здорового образа жизни.

двигательное

1. Развитие физических качеств  (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и    

координации)

2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом    

совершенствовании.

4.Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня.

5. Вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность.

- Непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре

- Развитие мелкой моторики.

- Утренняя гимнастика.

- Гимнастика после дневного сна.

- Подвижные игры.

- Спортивные игры.

- Физические упражнения.

- Физ.минутки.

- Физическая активность на воздухе.

- Физкультурный досуг.

- Спортивные праздники.

- Дни здоровья.

Участие в конкурсах, спортивных соревнованиях.

Участие в опытно-экспериментальной работе.  

Памятки.

Анкетирование.

Проведение семейных праздников, развлечений, акций, «Дней открытых дверей», с совместным участием родителей и детей.

Создание совместно с родителями условий на участках для двигательной активности.

оздоровительное

1.Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей. 2.Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма

3. Профилактика заболеваемости.

4. Улучшение физической и умственной работоспособности

5.Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности  и самостоятельности.

6. Педагогическое просвещение родителей, популяризация  знаний о здоровом образе жизни.

Соблюдение температурного режима.

Соблюдение режима дня.

Закаливание

Профилактика зрения, плоскостопия, осанки, самомассаж, дыхательная гимнастика. Прогулки, утренний прием детей на улице.

Витаминизация, чесночная терапия.

Использование новинок и нетрадиционных подходов в физкультурно-оздоровительной работе

Внедрение в работу с детьми разработанных пособий, методических рекомендаций.

Памятки

Анкетирование

Родительские собрания по профилактике заболеваемости; профилактике нарушений осанки, плоскостопия, зрения и т.д.

Создание условий на участках для двигательной активности совместно с родителями.

3.Этапы реализации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Этапы

Содержание

Сроки

Подготовительный

- Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей.

 -Подбор новых более эффективных форм для работы педагогами.

- Создание системы взаимодействия с  родителями

- Составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни.

Сентябрь-октябрь

Диагностический

Разработка диагностического инструментария оценки результативности.

Методика проведения диагностики по физическому воспитанию Г. Лескова, М. Ноткина.

Формула В.И. Усакова «Темпы прироста»

Методика проведения диагностики «Человек и его здоровье» Е.В. Гончарова

Ежегодно

Сентябрь

Декабрь

Май

Основной

- Апробация системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в рамках программы. Проведение занятий, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни.

- Вовлечение педагогов, родителей в единую творческую деятельность.

- Разработка и проведение с педагогами и родителями серии семинаров-практикумов, консультаций, ролевых и деловых игр, мастер-классов по обучению использования в работе инновационных технологий, методик в области «Физическая культура» и «Здоровье». Разработка сценариев КВН и викторин и их проведение (закрепление знаний педагогов по физкультурно-оздоровительной работе)

КВН «Если хочешь быть здоров».

Викторина по здоровому образу жизни.

Проведение Недели здоровья.

Проведение спортивного праздника, посвященного 7 апреля – Всемирному дню здоровья «Спортивная семья».

- Мини – проекты оздоровительной направленности

- Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по физическому развитию и оздоровлению детей.

- Апробация системы работы по профилактике заболеваемости.

- Организация проведения педагогического аукциона по физическому образованию.

- Организация встреч детей и родителей с медицинскими работниками.

- Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни.

- Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий.

- Организация в группах уголков здоровья.

- Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д.

Октябрь-апрель

В течение года

Ноябрь

Январь

2 раза в год (осень, весна)

Апрель

1 раз в год

В течение года

В течение года

Итоговый

- Обмен инновационным опытом.

- Обобщение результатов инновационной деятельности в ходе мониторинга.

-Трансляция результатов реализации программы «Здоровый ребенок».

- Организация самоанализа деятельности.

- Создание пакета методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей.

5. Педагогическая диагностика.

Критерии

Показатели

инструментарий

Сроки

Ожидаемый результат

  1. Образовательная деятельность с воспитанниками.

Развития физических качеств

Количество воспитанников  с высоким, средним, низким уровнем развития физических качеств,

Методика Н.А. Ноткиной, Г.Лесковой

Формула В.И.Усакова «Темпы прироста»

Сентябрь

Май

Ежегодное повышение уровня развития физических качеств и двигательных навыков

   

Усвоения  основных  двигательных навыков

Количество воспитанников  с высоким уровнем усвоения двигательных навыков

Сентябрь  Май

Заболеваемость

общая заболеваемость, простудная заболеваемость, заболеваемость детей  в случаях на 1 ребенка, заболеваемость в днях  на 1 ребенка,

индекс здоровья.

Расчет формулы заболеваемости, формула индекса здоровья

Ежемесячно

1 раз  в квартал

Снижена заболеваемость.

Уровень сформированности представлений и практических умений

Количество воспитанников  с высоким уровнем усвоения задач по ЗОЖ

Методика проведения диагностики «Человек и его здоровье», Е.В. Гончарова

Сентябрь

Май

Сформировано ценностное отношение к своему здоровью  и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни. Сформировано психоэмоциональное благополучие детей.

Список литературы.

  1. Бабаева И.Т., А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. Программа «Детство», – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011
  2. Дергунская В.А. Диагностика культур здоровья дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005
  3.  Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровьеформирующее физическое развитие. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2001
  4. Чупаха И.Б., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Ставрополь: 2001
  5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр Академия, 2001
  6. Чупаха И.Б., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровый ребенок в здоровом социуме.- М.: Ставрополь: 1999
  7. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2003
  8. Иванков Ч.Т. Теоретические основ физического воспитания. – М.: 2000
  9. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М.: Академия, 2002
  10. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989
  11. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2000
  12. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб, 1993
  13. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
  14. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: 2000
  15. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. - М.: ТЦ Сфера, 2004
  16. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1995
  17. Лескова Г., Ноткина Н.А. Методика проведения диагностики по физическому воспитанию
  18. Формула Усакова В.И. Темпы прироста.
  19. Гончарова Е.В. Методика проведения диагностики Человек и его здоровье.
  20. Потапчук А.А. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. - СПб Речь, 2001
  21. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье. М.: АРКТИ, 2004
  22. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. - М.: ФиС, 1953
  23. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2002
  24. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: НЦ ЭНАС, 2004
  25. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья»

Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, ...

Рабочие программы по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного...