Консультация для воспитателей "Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"
консультация

Давыденко Елена Анатольевна

Сенсорная культура и умственное развитие дошкольников с точки зрения психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensorika.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовтла  воспитатель

МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок»

Давыденко Елена Анатольевна

        СЕНСОРНАЯ КУЛЬТУРА И  УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

        

Всестороннее развитие личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание.

При этом умственное  воспитание ребенка выступает  не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и формирование определенных качеств личности.

Из года в год усложняются  задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ, совершенствуются содержание и методы обучения на занятиях.

На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей, в подготовке к школе.

Чтобы решить эти задачи важно помнить о том, что воспитательно-образовательная работа целиком и полностью зависит от педагога, его грамотного руководства ею, поэтому проблема умственного воспитания на сегодняшний день своевременна и актуальна.

Основой умственного воспитания  является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д.Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей дошкольного возраста. Ребенок начинает познавать окружающий мир через ощущения, через восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения о нем. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире . Выдающиеся зарубежные ученые  в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель , М . Монтессори , О . Декроли ), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие  с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом ее переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается  рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты .

Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить  особенности его формы, цвета . Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями , сравнение объектов по величине. При освоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Таких примеров можно было бы перечислить огромное количеств.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его  сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения

(особенно в 1 классе) связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате у ребенка возникают разнообразные проблемы  в усвоении учебного материала  

Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня сенсорного развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора , писателя, конструктора занимают сенсорные способности, которые позволяют с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

А истоки сенсорных способностей лежат в общем, уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития  ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.   Главное направление  сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Содержание сенсорного воспитания определено комплексной программой «Программа воспитания и обучения в детском саду» А.М.Васильевой.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Разностороннее сенсорное воспитание дошкольников осуществляется в процессе повседневной жизни, в играх и на занятиях под руководством воспитателя.

Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной деятельности. Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике, а также  в продуктивной деятельности, а именно рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Они сталкиваются с различными свойствами предметов «цвет, форма, величина, количество», их пространственным расположением, свойствами поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая, мягкая, твердая, тяжелая, легкая, холодная, теплая ).

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений  о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.) Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.  

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, больше – меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятие о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов. Обучение детей обследованию формы предметов является более сложным. Прежде всего, возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значения образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «овальный», «квадратный» и т.п.).

Однако немногие предметы имеют простую форму, которая похожа на ту или иную фигуру. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей , наконец , отдельные дополнительные детали .

Обучая детей обобщенным способам обследования предметов с применением специально—разработанных систем сенсорных эталонов можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия. В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают их пространственные отношения, пропорции и т. д.    

Большое значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной  деятельности    детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте  оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми, следующими основными отношениями действительности: 1) «часть-целое», 2)«предмет—предмет», 3) «предмет—система предметов».        

С помощью специально разработанных методик ученым удалось установить, что овладение каждым типом отношений оказывает существенное влияние на становление и развитие основных форм детского мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического).

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование умений рассматривать предметы в их взаимосвязи и взаимодействии с целыми совокупностями предметов , выступающими в качестве систем , внутри которых искомый предмет существует и функционирует. Иначе говор, объектом познавательной деятельности ребенка становится фундаментальное отношение «предмет—система предметов».

Овладение детьми отношением «предмет—система предметов» значительно расширяет возможности их познавательной деятельности, оказывает существенное влияние на развитие поисково-исследовательской деятельности. При этом появляется возможность формирования принципиально нового способа экспериментирования с предметами (как реального , так и мысленного) , который заключается в том , что обследуемый ребенком предмет последовательно включается им в различные системы предметов .

В концепции «предметного содержания деятельности», разработанной академиком А.Н.Леонтьевым , познание –деятельность  , направленная на освоение предметного мира .Вступая в контакт с предметами внешнего мира , человек  познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), так и воздействуя на него.

В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные ориентировки: вперед – назад, вверху – внизу, далеко – близко, справа – слева и др., которыми они руководствуются в жизненных ситуациях.   Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. Вначале ребенку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Это достигается постепенно в результате накопления опыта и целенаправленного обучения.

Усвоение сенсорного опыта не должно быть эмпирическим. Первостепенное значение в обучении  дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает  психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения , наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой  дидактический материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, цвет, количество, форма, пространственное расположение). Кроме этого, дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.

  Усвоение учебного материала будет более эффективным, если на занятиях по математике применяются технические средства обучения. Они позволяют показать детям самые различные предметы, явления (часто редкие, малодоступные), что делает процесс обучения привлекательным, повышает интерес к изучаемому предмету, активизирует познавательную деятельность.

Практика обучения дошкольников показывает, что на его успешность влияет не только содержание учебного материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

В последние десятилетия стал важен вопрос о совершенствовании учебно-воспитательного  процесса путем перехода от репродуктивных к так называемым активным методам обучения, которые побуждают обучающихся к самостоятельному  добыванию знаний. Эти методы активизируют познавательную деятельность детей, а также развивают мышление и формируют практические умения и навыки в процессе овладения учебным материалом.

Пристальное внимание этим методам ученые и практики стали уделять в 60-е г.  20 века, что было связано с поиском путей активизации обучаемых в образовательном процессе. Познавательная активность обучаемых выражается в устойчивом интересе к знаниям, разнообразных самостоятельных учебных действий. Традиционная технология обучения слабо развивает познавательную активность, так как направлена на то, чтобы дошкольник слушал, запоминал, воспроизводил сказанное педагогом.

Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е г., в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова. Во второй половине 1960-х—начале 1970-х г.г. систематически активные методы обучения стали широко разрабатываться в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению.

Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения сыграли работы М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевского, И.М. Сыроежина, С.Р. Гидрович, В.И. Рабальского, Р.Ф. Жукова, В.Н. Буркова, Б.Н. Христенко, А.М Смолкина, А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, В.Ф.Комарова.

Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М.Матюшкин , Т.В.Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М.Леви и др.

В своих работах А.М. Матюшкин обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной деятельности, ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности педагога и обучаемых , их взаимной активности в рамках субъект—субъектных отношений.

Учебный процесс с использованием активных методов обучения должен опираться на совокупность известных общедидактических  принципов обучения:

- проблемность  обеспечивает организацию занятия, когда обучаемые узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем, что активизирует мыслительную деятельность и повышает эффективность обучения;

- равновесие обеспечивает взаимосвязь между содержанием и методом обучения , между подготовленностью обучаемых и темой  учебного занятия;

- моделирование предполагает выделение целей и задач обучения, обеспечивающих его средства и методы, разработку структуры и режима занятий, формирование конечного результата.

При организации учебного процесса с применением активных методов обучения в дошкольном учреждении необходимо руководствоваться и такими  частными   принципами   как:

- входной и выходной контроль – предусматривает подготовку учебного процесса согласно реальному уровню подготовленности обучаемых, выявление их интересов и способностей, уровня освоения образовательной программы;

- негативный опыт—предусматривает  в практической деятельности наряду с успехом допущение ошибок (поэтому необходимо учить их избегать);

- опережающее обучение – подразумевает овладение практическим знанием новейших  технологий педагогом и умение применять их на практике, что способствует формированию у дошкольников уверенности в своих силах и обеспечивает высокий уровень результатов в будущем;

- экономия времени на усвоения нового материала.

Активные методы обучения  при умелом  применении позволяют решать три  учебно - организационные задачи:

- подчинить процесс обучения управляющему воздействию педагога;

- обеспечить активное участие на занятиях как хорошо, так и слабо подготовленных дошкольников;

- установить эффективный контроль за успехами детей.

Активные методы могут быть использованы на разных этапах обучения : при первичном овладении знаниями, их закреплении и совершенствовании , формировании умений и навыков.

Перспективным и важным представляется  проблемно-поисковый  метод обучения. В процессе решения проблемной ситуации взрослый учит ребенка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия.

Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем опытных проб. Искусство педагога заключается в умении правильно оценить как верные, так и неверные ответы, направляя поисковую деятельность детей.

Особое внимание при решении проблемных задач педагог уделяет неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, взрослый помогает им понять ошибочность решения и подводит к поиску нового способа. Прежде всего должна поощряться познавательная активность ребенка, очень важен эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к занятиям. Доброжелательная оценка педагога, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяет детям правильно реагировать на неудачу, высказывать свое мнение. Атмосфера эмоционального творческого подъема на занятии создает ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.

Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Педагог должен постоянно стремиться к поиску разнообразных вариантов проведения занятий. Например, важно, как близко к педагогу или к месту действия с объектами находится ребенок, может ли он непосредственно участвовать в происходящем. Организация занятий небольшими группами способствует взаимообучению и взаимопроверке , стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Для совместного поиска ответа очень полезны дискуссии. Необходимость объяснить способы действия товарища, возможность задать вопрос, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. «Роль игровых средств в современном обучении   возрастает» - отмечает  Е.В.Колесникова. Психологами было доказано, что игровые упражнения, дидактические игры помогают ребенку лучше овладеть основами математики. Они способствуют закреплению знаний и навыков у детей. Использование загадок, считалок, головоломок, задач-шуток, сказок, проведение математических досугов, КВН помогают детям проявить свою сообразительность, смекалку, научат вести самостоятельный поиск при решении задач.  

Эффективной является такая инновационная  форма организации обучения, как интегрированные занятия. Интегрированные занятия, с одной стороны, позволяют качественно изменить содержание обучения дошкольников, сделать его информационно емким, усилить воспитательную и развивающую направленность обучения, формировать целостную картину мира. С другой стороны – уменьшить количество занятий, при этом соблюсти нормы их длительности, т.е. снизить учебную нагрузку, освободить время для игр и другой самостоятельной деятельности детей.   Интегрированное занятие – это учебно – познавательная  деятельность дошкольников, содержание которой имеет сложную структура и  требует от педагога грамотного подхода к его подготовке и проведению.  

Таким образом, использование  педагогом активных методов, разнообразных приемов активизации познавательной деятельности детей , форм организации проведения занятий способствует формированию сенсорной культуры дошкольников, развитию мышления, познавательных интересов и творческих способностей. Но педагогу важно помнить о том, что наряду с активными методами используются и традиционные. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы. Выбор методов обучения зависит от содержания, характера и сложности изучаемого материала, дидактических целей, наличия средств обучения, предварительных знаний обучаемых. На выбор в значительной мере влияют педагогический опыт, индивидуальные качества, стиль работы – то, что называется педагогическим мастерством.


Литература:

1.Болотина Л.Р., Комарова Т.С. «Дошкольная педагогика» М.Academ : Л., 1997г

2. «Детская психология» В.С.Мухина. ЭКСМО-Пресс , М ., 2000г  

3. «Дошкольная педагогика» Ядэшко В.И. Ф.А.Сохина М. Просвещение , 1980г.

4. «Дидактические игры в детском саду» Бондаренко А.К., М.Просвещение , 1991г.

5.Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников» М.Просвещение , 1992г.

6. «Интегрированные занятия по познавательному развитию детей» Лазарева М.В.

ж. «Воспитатель ДОУ» № 10  2008 г.    

7.«Интеллектуально—досуговые игры как средство подготовки детей к школьному обучению» Харисова А.З.,ж. «Воспитатель ДОУ»  № 12  2009 г.

8. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» , М .1975 г.

9. Михайлова О. «Игровые задачи для дошкольников» , СПб, «Акцент» 1996 г.

10. «Сенсорное воспитание в детском саду» под ред. Поддьякова Н.Н., В.Н.Аванесовой

        М .Просвещение , 1981 г.

11. «Сергеева М Г. «Активные методы  как проявление творчества педагога»    

        ж . «Управление ДОУ»  № 2  2010 г.

12.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей»  

        Ярославль , академия развития : 1997 г.

13. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» под ред. Н.Н.Поддьякова ,

        Ф.А.Сохина  М. Просвещение , 1984 г.

14. «Воспитание детей в старшей группе детского сада» Гербова В.В. , Иванкова Р.А. ,

        Казакова Р.Г. и др.  М., Просвещение  1984 г.

15. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер  М., Просвещение, 1988 г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная культура и умственное развитие ребенка

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п....

Сенсорная культура и умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ.  Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»...

Сенсорное культура и умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Статья для педагогов и родителей о значении сенсорного развития....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»

«Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»Сенсорное развитие ребенка – развитие его воспитания и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, поло...

Статья на тему" Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"

Статья на тему: " Сенсорная культура и умственное развитие ребенка". Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет....

Консультация для родителей "Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"

Консультация для родителей "Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"...