Театрализованная ритмопластика
методическая разработка (младшая группа)

Магомедселимова Зухра Исаевна

Театрализованная ритмопластика. Рабочая программа 3-4г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabachaya_programma_3-4_goda.docx39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №135

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

педагогическим советом ГБДОУ детским садом №135 Невского района Санкт-Петербурга

протокол №1 от 31.08.2020

УВЕРЖДЕНА

Заведующий ГБДОУ детским садом №135 Невского района Санкт-Петербурга

_____________ Ю.Н. Петрова

приказ № 84 от 25.09.2020

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Театрализованная ритмопластика»

художественной направленности

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 3-х до 4 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Составил педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №135 Невского района Санкт-Петербурга Козлова А.А.

Санкт-Петербург

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театрализованная ритмопластика – синтетический вид деятельности, который помогает решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и в целом психического развития детей.

Опыт проведения ритмопластики показал, её привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые движения, направленные на развитие у детей музыкальности, двигательных качеств и умений, чувства ритма, творческих способностей, нравственно-эстетических качеств. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка, а разнообразие используемой на занятиях музыки дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческие способности, совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу.

Направленность программы

Образовательная программа дополнительного образования детей Театрализованная ритмопластика является программой художественной направленности. Предложенная программа направлена на художественное развитие детей от 3х-до 7 лет.

Ритмопластика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмопластикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти - вот неполная характеристика красивого движения. Занимаясь ритмопластикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным. В данной программе используются не только музыкально-ритмические и имитационные движения, но и разнообразные упражнения, игры. Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Каждое занятие - это путешествие в сказку, это игры и перевоплощения в различные образы.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Занятия проходят в форме обыгрывания сказки упражнениями, но отличаются степенью сложности содержащегося в нём материала: в зависимости от возраста дошкольника повышены нагрузки на мышечно-двигательный аппарат ребёнка и требования к качеству выполнения упражнений, акцентируется работа над пластикой тела и выразительностью выполнения движений-образов. Театрализованная ритмопластика даёт дошкольнику осознанно вникнуть в основы танцевального языка и танцевальных средств выразительности через игровую форму.

Цель программы:

Развитие у детей музыкально-пластических способностей; приобщение к миру искусства, воспитывать активность восприятия музыки, учить детей понимать музыкальное содержание и средства музыкальной выразительности, учить ребенка выражать себя в соответствии с музыкальным образом, планомерно развивать у детей музыкальный слух и память.

Задачи программы

Обучающие

- учить детей выполнять движения эмоционально, выражая себя в соответствии с образом, заложенном в музыке.

- учить понимать танцевальные средства выразительности;

- учить усвоению содержания текста

Также решаются задачи:

Развивающие

- развивать чувства ритма, темпа, понятия динамики, основы звуковысотности и тембра.

- создать предпосылки для творческого поиска в создании образа;

- активизировать творческий потенциал ребенка

- развивать навыки говорения; накопление словарного запаса; получение максимально полной информации об окружающем мире через литературные произведения

- развивать логическое мышление через тренировку умственной деятельности в процессе работы над литературным текстом.

Воспитательные

- воспитывать стремление выразительно выполнять движения;

- развивать артистические способности, художественный вкус, любовь к музыке, искусству;

- развивать внимания, сосредоточенность.

Условия реализации

Программа рассчитана на один год обучения для детей от 3-х до 4 лет

Форма и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов по 15 минут. Количество часов за год – 16 часов.

Планируемые результаты

1. Сформирован интерес к предмету «театрализованная ритмопластика»

2. Умеют выполнять упражнения по показу преподавателя, сохраняя заданное положение рук, ног, туловища в пространстве.

3. Освоены детьми комплексы первого года обучения.

4. Умеют определять отличительные качества персонажей и передавать их в движении.

5. Выполняют упражнения в соответствии с музыкальным сопровождением: слушают вступление, заканчивают движения с окончанием музыки.

6. Заложены основы правильной осанки.

7. Умеют отвечать  на поставленные вопросы по литературному материалу.

Формы обучения

Так как дети в младшем дошкольном возрасте не в полной мере владеют двигательными навыками и координацией движений, внимание акцентируется на освоении комплекса упражнений и в связи с этим, не предполагает углублённой работы над танцем.

Задача младшего возраста – не углубляться в изучение танца, а ознакомиться с характером возможных движений, исходя из музыкального сопровождения, раскрыть перед детьми основные средства танцевальной выразительности, способствовать проявлению интереса к танцевальной деятельности.

Приоритетные задачи

Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом

Комплексно-тематическое планирование для детей 3 – 4 лет

Месяц

Неделя

Название сказки-урока

Повторение упражнения

Новые упражнения

Цель

Програмные задачи

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

05.10.20-09.10.20

«Жадина»

Стопы – 1, Собака-топ, Кошка - 1, Лягушка, Петух, Утка

Развитие двигательных  способностей. Обще развивающие гимнастические упражнения под музыку, двигательно-пластические упражнения (этюды для рук и для тела).

Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями.

Пластические этюды: ситуативные, музыкально-пластические импровизации.

2 неделя

12.10.20- 16.10.20

«Добрая хозяюшка»

Петух, стопы – 1, утка, кошка – 1, собака - топ

Плавание 1, Кисть гладит

«Маша и мишка»

Стопы – 1, петух, утка,  собака - топ

Каша, Козлик, Гусь – 1, П/п - 1

3 неделя

19.10.20- 23.10.20

«Чьи башмачки?»

Кошка. Гусь. Петух. Собака – топ. Бег. Стопы.

Ритмический танец «Танец сидя»

4 неделя

26.10.20-30.10.20

«Когда можно плакать?»

Петух. Стопы. Козлик. Лягушка. Кошка, Кисть гладит

Колыбельная

«Урок – загадка»

Кошка, гусь, собака- топ, петух, утка

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

02.11.20 – 06.11.20

«Маша-растеряша»

Кошка. Петух. Бег. Стопы. Каша

Потягушки, Найди, Прыжки, Пирожки

2 неделя

09.11.20 – 13.11.20

Ритмический танец «Кузнечик»

3 неделя

16.11.20 – 20.11.20

«Мишка - топтыжка»

Стопы. Бег. Плавание

Медведь, лапы – лапки, наклоны, приседания, ножницы, прыжки

4 неделя

23.11.20 – 27.11.20

«Маша и медведь»

Стопы. Бег. Колыбельная.

Метла Приседания-дрова, Кисти встряхивают, каша, пирожки

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 неделя

30.11.20 -04.12.20

Урок- загадка «Кто, что делает?»

Стопы. Петух. Собака –топ. Кот. Бег. Козлик. Утка Гусь.. Плавание. Лягушка. Прыжки.

Собака – хвост, кот моется

«Репка»

Стопы. Бег. Собака – топ + хвост. Кошка. Каша.

Большой – маленький, мышка, репка, пила

2 неделя

07.12.20 – 11.12.20

«Заячьи слезы»

Пила. Стопы. Собака – топ. Козлик. Петух. Бег.

Заяц, топор, молоток, лиса

«Рукавичка»

Собака – топ. Мышь. Лягушка. Лиса. Медведь. Стопы. Собака – хвост. Бег.

Волк

3 неделя

14.12.20- 17.12.20

Ритмически танец «У оленя дом большой»

4 неделя

21.12.20 – 25.12.20

«Кот и лиса»

Кот моется, стопы – 1, мышь, кошка – 1, лиса, волк, медведь, заяц, ножницы, бег.

«Лисичка со скалочкой»

Лиса, петух, уточка, стопы – 1, плавание, ножницы, собака – топ, собака – хвост

Топотушки

5 неделя

28.12.20 – 31.12.20

«Елка»

Собака – топ. Заяц. Лиса.. Бег. Волк. Медведь. Стопы Птичка.

Лошадка, Паровоз, Ветер

Я

Н

В

А

Р

Ь

1 неделя

КАНИКУЛЫ

2 неделя

11.01.21 – 15.01.21

«Верное средство»

Медведь, птичка, стопы – 1, заяц, колыбельная, П/п - 1

Голова – 2, колокольчик, луна

Развитие двигательных  способностей. Общеразвивающие гимнастические упражнения под музыку, двигательно-пластические упражнения (этюды для рук и для тела).

Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями.

Пластические этюды: ситуативные, музыкально-пластические импровизации

«Метелица»

Пирожки, стопы – 1, метла, каша, кисти встряхивать, прыжки

Цветы, петух – 2, ворота

3 неделя

18.01.21 – 22.01.21

Ритмический танец «У оленя дом большой»

Ритмический танец «Если весело живется»

4 неделя

25.01.21 – 29.01.21

«Волк и семеро козлят»

Козлик. Стопы. Замок. Молоток. Бег. Ворота. Волк. Прыжки.

Найди

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1 неделя

01.02.21 – 05.02.21

Урок- загадка «Кто, что делает?»

Стопы. Петух. Собака –топ. Кот. Бег. Козлик. Утка Гусь. Плавание. Лягушка. Прыжки.

Собака – хвост,

«Внученька»

Стопы.. Ножницы. Медведь. Волк. Лиса. Бег. Каша.

Приседания – грибы, Топотушки, Ворота

2 неделя

08.02.21  - 12.02.21

«Курочка Ряба и 10 утят»

Мышь. Стопы. Ворота. Наклон. Плавание. Утка. Кошка. Бег.

Курица, Голова,  Птичка

3 неделя

15.02.21 – 19.02.21

«Звери в яме»

Петушок. Курица, Заяц. Лиса. Волк. Медведь. Бег. Птичка.

Град-дождь Веревочка, Полька

Путешествие по станциям «Весёлый экспресс»

4 неделя

22.02.21 – 26.02.21

«Сказка о глупом мышонке»

Колыбельная. Мышка. Утка. Стопы. Лягушка. Петух. Кошка. Лошадка. Бег. Найди.

Рыбка

М

А

Р

Т

1 неделя

01.03.21 – 05.03.21

«Кто живет в лесу?»

Лошадка. Мышь.. Заяц. Лиса. Волк. Медведь. Ножницы. Голова. Птичка.

Большой – маленький, Муха – пчела

«Под грибом»

Муха, бег, мышка, птичка, заяц, лиса, лягушка, большой - маленький

Град – дождь, наклоны - 2

2 неделя

08.03.21 – 12.03.21

Ритмический танец «Галоп шестёрками»

«Капризная кошка»

Кошка, каша, прыжки, гусь, птичка, мышка, собака – хвост, бег

Рыба – 1, петушок - 2

3 неделя

15.03.21 – 19.03.21

«Гадкий утёнок»

Утка, стопы – 1, плавание – 1, петух – 2, голова – 1, бег, птички, собака

Ветер - ветерок

4 неделя

22.03.21 – 26.03.21

«Живая шляпа»

Кот  моется, муха, ножницы – 1, стопы – 1, прыжки, бег, кошка - 1

Поезд, замок

«3 поросенка»

Полька. Ветер. Дождь. Топор. Стопы, Бег. Козлик. Волк. Ножницы.

Самовар, Замок

5 неделя

29.03.21 – 02.04.21

«Волк и семеро козлят»

Козлик. Стопы. Замок. Молоток. Бег. Ворота. Волк. Прыжки.

Найди

«Красная шапочка»

Пирожки. Стопы. Цветы. Приседания. Волк. Бег. Птичка

Мельница

А

П

Р

Е

Л

Ь

1 неделя

05.04.21 – 09.04.21

«Кот в сапогах»

Мельница. Козлик. Кошка. Заяц. Плавание. Бег. Большой – маленький. Медведь. Мышь. Лошадка. Стопы.

Червяк

Развитие двигательных  способностей. Общеразвивающие гимнастические упражнения под музыку, двигательно-пластические упражнения (этюды для рук и для тела).

Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями.

Пластические этюды: ситуативные, музыкально-пластические импровизации

«Принцесса на горошине»

Лошадка, Стопы. Ветер. Град-дождь. Топотушки. Ворота. Бег.

Неваляшка, Гармошка, Дудочка, Барабан, Орешек

2 неделя

12.04.21 – 16.04.21

«Золушка»

Приседания, каша, метла, лошадки, орешек, бег, стопы – 1, мышь, лягушка, ножницы

Часы

3 неделя

19.04.21 – 23.04.21

«В гостях у жителей полянки «Отгадай-ка»

Поезд. Мельница. Замок. Топотушки. Червяк. Самовар. Орешек. Неваляшка. Наклоны

Цветы. Колокольчик. Часики. Луна

«Бобик в гостях у Барбоса

Мышь, кошка, собака – топ. Часы, пила, прыжки, ворота, ножницы, неваляшка, стопы – 1, бег

Наклоны - 3

4 неделя

26.04.21 – 30.04.21

«Пудель»

Пирожки, собака – хвост, ворота, стопы – 1, найди, бег, прыжки, орешек, курица

Наклон -1 - курица

«Пожар»

Пирожки. Колыбельная. Стопы. Ножницы. Бег. Собака – топ. Хвост.

Огонь, Машина, Смех

М

А

Й

1 неделя

03.05.21 – 07.05.21

«Колобок»

Стопы. Метла. Пирожки. Орешек. Заяц. Волк. Медведь. Бег. Лиса. Наклоны.

«Путешествие в Морское царство – подводное государство»

2 неделя

10.05.21 – 14.05.21

«Цыпленок и утенок»

Орешек. Утка. Курица. Стопы. Наклон. Червяк. Муха. Лягушка. Плавание. Рыбка. Репка

«Поход в зоопарк»

3 неделя

17.05.21 – 21.05.21

Итоговое занятие

Взаимодействие педагога с родителями

№ п/п

Тема

Формы взаимодействия

Сроки

1

«Ритмика для детей дошкольного возраста» (организация работы, календарь мероприятий)

Родительское собрание (дистанционно)

Октябрь

2

Дни открытых занятий: «Танцуем, играем, всех приглашаем»

Просмотр и обсуждение открытого занятия по «Театрализованной ритмопластике»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная ритмопластика в детском саду

Развивитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность, последовательное ознакомление детей с видами театра, работа над речью и интонацией....

Конспект занятия по театрализованной ритмопластике «Фантазёры»

Обучающие задачи:- слышать и чувствовать начало и конец музыкального произведения;- слышать и различать приёмы звукоизвлечения (legato, staccato);- учить воспроизводить голосом различную динамику (зву...

Театрализованная ритмопластика

Кружок разработан на основе программ «Театрализованная ритмопластика», авторы И.И. Крылова, И.В. Алексеева и раздела программы «Школа 2100»: «Синтез искусств» автор О.А.Куревина....

Театрализованная ритмопластика

Театрализованная ритмопластика – это чтение сказки по возрасту детей с последующим изображением героев и их действий...

Театрализованная ритмопластика "Лесная школа"

Инновационная деятельность в рамках здороьесбережения...

программа по театрализованной ритмопластике

программа по театрализованной ритмопластике для детей 4-5лет...