Адаптация детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) к детскому саду
методическая разработка (младшая группа)

Русинова Ольга Александровна

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, потому что попадают в новую среду, к незнакомым людям, поэтому часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. К процессу адаптации ребенка может также добавиться кризис трех лет. Это период, когда малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А взрослые, этого не видят или, по крайней мере, не желают видеть, потому что проще, чтобы все было, как раньше. Поэтому малыш отстаивает перед нами свою личность, и психика его становится более ранимой к воздействию различных обстоятельств окружающей среды, чем прежде, что негативно сказывается на Адаптации. Это явно видно по изменениям в обычном поведении ребенка.

В три года малышу обычно уже нравиться контактировать с людьми. Он даже может сам выбирать повод для контакта. Однако, в первые дни нахождения в детском саду у некоторых малышей утрачивается стремление к общению. Такие дети становятся замкнутыми и нелюдимы, все время проводящие лишь в «гордом одиночестве». Затем на смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ребенок сам стал проявлять инициативу для вступления в общение со взрослыми людьми.

Во время адаптационного процесса все приобретённые навыки довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок на время может стать сильно заторможенным или неуправляемо гиперактивным. Вначале сон отсутствует совсем. По мере привыкания к детсаду, ребенок начинает засыпать. Но в первое время этот сон беспокойный, прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только когда ребенок адаптируется к саду, он сможет спокойно провести свой тихий час и спать спокойно. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, иногда отсутствующий совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает в другую крайность - ест очень много. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптации пошли на убыль, и скоро всё нормализуются.

Психологи различают три степени тяжести адаптации: Легкая адаптация сдвиги нормализуются в течение дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного. Адаптация средней тяжести сдвиги нормализуются в течение месяца. При этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5 7 дней, есть признаки психического стресса. Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. При этом типе адаптации процесс затягивается на длительное время, ребенок приспосабливается к коллективу месяцами. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую могут спрогнозировать у ребенка еще в детской поликлинике, желательно отдавать в сад не в три года, а по возможности позже, по мере совершенствования адаптационных механизмов.

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме. Стресс, возникающий в это время у ребенка, на время как бы превращает малыша в другого человека, разрушает его защитные барьеры, изменяет ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья. При этом снижается сопротивляемость ребенка к болезням. А при болезни может произойти срыв адаптации, после которого малышу придется адаптироваться заново.

Как минимизировать стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Прежде всего, родители должны подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Как надо это делать? - Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. - Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок многое слышит и отлично улавливает Ваши интонации. - Готовьте ребенка к временной разлуке с Вами. Дайте ему понять, что он уже большой. Что разлука неизбежна, но временна. - Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, очень дорог и любим. - Учите ребенка дома всем необходимым навыкам сомообслуживания. - Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня. - Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений. - Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за его непослушание. - Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

Как надо родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад: - Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. - Первое время забирайте ребенка домой пораньше, - Создавайте для него бесконфликтный, спокойный климат в семье. - Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач. - Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе. - Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за капризы. Балуясь, он испытывает и себя и мир на прочность, определяет допустимые границы своих действий в этом мире. - В присутствии ребенка говорите позитивно о детском саде, не обсуждайте связанные с ним проблемы. - Нельзя «наказывать» ребенка детским садом, в числе последних забирая его домой. - Не мешайте его контактам с детьми, оставаясь в группе наблюдателем: значимый взрослый порождает у ребёнка ситуацию двойственности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые хитрости адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду!

В этой теме  даны  ответы на все наболевшие вопросы в плане подготовки младшего дошкольника к детскому саду!...

"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

   В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...

Презентация для родителей младшей группы на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Презентация к родительскому собранию на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"...

Адаптация детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) к детскому саду.

Адаптация детей старшего дошкольного возраста к детскому саду...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

ПРОЕКТ «Яркий мир лета» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада в 1 младшей группе

ПРОЕКТ«Яркий мир лета»по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского садав 1 младшей группе Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жи...