Педагогический проект на тему: «Азбука дорожного движения»
проект (старшая группа)

Еремчукова Мария Васильевна

Информационно – познавательный проект по теме «Азбука Дорожного Движения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eremchukova_m.v._dou_3.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №3» Тайгинского городского округа

Педагогический проект на тему:

«Азбука дорожного движения»

       

                                                     Выполнила: воспитатель               Еремчукова М.В.                      

              Содержание

  1. Паспорт проекта……………………………………………………………3
  2. Введение…………………………………………………………………..6
  3. Актуальность темы……………………………………………………….7
  4. Цель и задачи    …………………………………………………………..8
  5. Особенности организации работы………………………………………9
  6. Этапы реализации и содержание основных мероприятий…………..11
  7. Диагностическое исследование детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………13
  8. Выводы и результаты…………………………………………………..15
  9. Список литературы …………………………………………………….17
  10.  Приложение…………………………………………………………….18

  1. Паспорт проекта

Наименование проекта

«Азбука Дорожного Движения»

Тип проекта

Продолжительность

Возраст детей

Информационно – познавательный

Среднесрочный  (декабрь – апрель)

Старшая группа (5-6 лет)

Основания для разработки проекта

- «Конвенция о правах ребёнка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.)

- Закон РФ «Об образовании» от 01.09.2013г. №273 – ФЗ.

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г. №1155).

- Основная общеобразовательная программа  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - с,

Заказчик проекта

Родители, педагоги

Основные разработчики проекта

Автор: Еремчукова Мария Васильевна, воспитатель

Разработчик: Еремчукова Мария Васильевна,  воспитатель

Инициатор: Еремчукова Мария Васильевна, воспитатель

Цель проекта

формирование и развитие у детей дошкольного возраста необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, на улице и в транспорте.

Задачи проекта

- познакомить детей с назначением дорожных знаков, научить их понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

- закрепить и уточнить правила дорожного движения, назначение светофора;

- расширить знания детей о транспортных средствах;

- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;

- привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

- развивать внимание, самостоятельность, осторожность;

- воспитывать навыки личной безопасности;

- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

- воспитывать в детях грамотных пешеходов;

- развивать эмоциональную отзывчивость.

Основные направления проекта

- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;

- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

- Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности;

Исполнители проекта

Дети, родители, воспитатели

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

- сформировано у детей правильное понимание значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развиты необходимые для этого навыки и умения;

- привиты устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

Целевая группа проекта

Дети, родители, воспитатели

Ресурсное обеспечение

материально–техническое, методическое

  1. Введение

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с Правилами Дорожного Движения (ПДД) и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. В соответствии с Федеральными Государственными Стандартами Дошкольного Образования (ФГОС ДО) одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Одно из важных значений в этой области имеет именно изучение Правил Дорожного Движения. Правилам дорожного движения мы учим детей с раннего возраста. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия дорожного движения, а так же научиться важнейшим правилам поведения на дороге и в транспорте. Естественно, что при обучении дошкольников ПДД должна осуществляться системная и планомерная работа по формированию основ безопасного поведения у детей на дорогах и в транспорте. Изучение ПДД в ДОУ необходимо с самого раннего возраста, так как работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице и в транспорте – это работа не одного дня. А для того чтобы были результаты, одних занятий и бесед недостаточно, детей необходимо научить применять их на практике. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.

  1. Актуальность темы

В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге.

Проблема: отношение к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах, как второстепенному предмету.

Гипотеза: состоит в предположении, что обеспечение успешного формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

• формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательных процессов (ощущений, восприятий, представлений, мышления, памяти), через всестороннее воспитание и развитие (физическое, интеллектуальное, нравственно-этическое, художественно-эстетическое и обогащение эмоциональной сферы, направленной на соблюдение Правил дорожного движения);

• организация развивающей среды в группах детского сада;

• подготовленности педагогов к реализации в воспитательно-образовательной деятельности формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста;

  1. Цель и задачи

Цель проекта:

  • формирование и развитие у детей дошкольного возраста необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, на улице и в транспорте.
  • закрепление знаний правил уличного движения и поведения на улице, пополнение знаний детей о правилах дорожного движения.

Задачи проекта:

  • познакомить детей с назначением дорожных знаков, научить их понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • закрепить и уточнить правила дорожного движения, назначение светофора;
  • расширить знания детей о транспортных средствах;
  • способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
  • привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
  • развивать внимание, самостоятельность, осторожность;
  • воспитывать навыки личной безопасности;
  • развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов;
  • развивать эмоциональную отзывчивость.

  1. Особенности организации работы по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.

В основу моей работы легли следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

 2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

 5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:

• Ребёнок - пешеход.

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотное поведение ребенка в роли пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);

• Ребёнок – пассажир.

Изучение правил пользования маршрутным транспортом, знакомство с обязанностями пассажиров, наблюдение за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

• Ребёнок водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т. д.).

Методы работы:

  • Непосредственно-образовательная деятельность.
  • Художественное творчество.
  • Ситуационно-имитационное моделирование.
  • Чтение художественной литературы.
  • Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
  • Целевые прогулки и экскурсии по улицам города
  • Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
  • Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
  • Тематические погружения по теме проекта.
  • Работа с родителями.
  • Использование и видеоматериалов по проблеме ПДД.

Технологии реализации:

  • ИКТ - технологии – позволяют сделать занятия необычными, яркими, насыщенными, вызывая положительный эмоциональный отклик детей, помогают усвоить материал на высоком уровне;
  • Игровые технологии – игра создаёт атмосферу свободного и радостного творчества. Играя, обучаем – развиваем – воспитываем;

6.        Этапы реализации и содержание основных мероприятий

Срок реализации проекта «Азбука Дорожного Движения»: декабрь 2018г. – апрель 2019г.

I этап. Подготовительный этап деятельности. Срок проведения (декабрь 2018 года).

Для педагогов

  • Изучение нормативных документов, научной психолого – педагогической, методической литературы.
  • Анкетирование «Проверка знаний воспитателя о правилах дорожного движения». Приложение 1.
  • Перспективное планирование по ПДД.  Приложение 2

Для родителей

  • Беседы, опросы.
  • Анкетирование «Правила и безопасность дорожного движения». Приложение 3.  

Для детей

  • Диагностика знаний детей основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.

II этап. Практический этап деятельности в старшей группе. Срок проведения: (январь  – март 2019 года)

Представляет собой прохождение трех модулей:

Для педагогов:

  •  Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дорожная азбука». Приложение 4
  •  Консультация для педагогов «Что должен знать воспитатель о ПДД?»
  • Создание пособий, дидактических и настольно-печатных игр: игра «Собери светофор», Игра «Собери дорожный знак».
  • картотеки практических заданий,  видеотеки.

Для родителей:

  • Консультация: «Безопасность детей – забота взрослых».
  • Папки-передвижки: «Памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода», «Правила дорожного движения», «Ребенок на улице», «Памятка юного пешехода»; буклеты: «Родителям – водителям», «Знай и соблюдай правила дорожного движения», «причины детского дорожно- транспортного травматизма в семье».
  •  Беседы, советы, рекомендации;
  • Безопасный путь от детского сада домой.        

Для детей:

  • Рассматривание плакатов, иллюстраций по безопасности дорожного движения с детьми;
  • Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Н.Носов «Автомобиль»;  Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д.;
  • Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация);
  • Конкурс на лучший рисунок по пропаганде ПДД совместно с родителями на тему « Я пешеход»;
  • Проведение занятий по ПДД;
  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
  • Решение игровых и проблемных ситуаций;
  • Целевые прогулки по ПДД. Приложение 5
  • Безопасный путь от детского сада домой. Приложение 6
  • Викторина с инспектором ГАИ «Грамотный пешеход»
  • НОД с изготовлением светоотражателей. «Светоотражающий значок -  фликер». Приложение 7

III этап - заключительный. Подведение результатов: мониторинг, обобщение материалов проекта.

  1. Мониторинг

Исследование проходило на базе МАДОУ «Детский сад №3»ТГО. Приняли участие 25 детей старшей группы. Задачи диагностики:

1.Получить объективную картину уровня усвоения знаний, умений и воспитанности детей для адекватной оценки их деятельности;

2.Выявить слабые места в методической и воспитательной работе по обучению детей навыкам безопасного поведения на дорогах.

Предполагаемые результаты обучения:

-имеют знания о проезжей части, свободно ориентируются на улице

 -имеют знания о перекрестке его значении

-имеют знания о знаках и их значениях.

Получение первичной информации по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.  Рисунок 1.

Рисунок 1

Наименование понятий

Возрастные группы и уровни усвоения (%)

Старшая группа

декабрь

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общие знания у детей по ПДД

15%

27%

58%

Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части

20%

31%

49%

Правила поведения людей в транспорте

13%

21%

67%

Основные понятия и термины по ПДД

7%

18%

75%

Вывод: Исходя, из таблицы можно выстроить рейтинг по высокому уровню освоения программного материала.

1. Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части;

2. Правила поведения людей в транспорте;

3. Общие знания у детей ПДД;

4. Основные понятия и термины по ПДД. Из рейтинговой таблицы видно, что дети имеют неплохие знания но, испытывают трудности в ориентировке по карте и схеме, так же путаются в видах знаков.

Рекомендации: Для достижения наиболее высоких результатов рекомендуется провести дополнительную работу. Динамика положительного результата работы будет отражаться в итоговой диагностике в апреле месяце. Провести работу с родителями по данному направлению.

Получение итоговой информации по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.  Рисунок 2.

Рисунок 2

Наименование понятий

Возрастные группы и уровни усвоения (%)

Старшая группа

апрель

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общие знания у детей по ПДД

45%

31%

24%

Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части

58%

23%

19%

Правила поведения людей в транспорте

64%

28%

8%

Основные понятия и термины по ПДД

66%

27%

7%

Из итоговой таблицы видно, что дети имеют хорошие знания, не испытывают трудности в освоении основных понятий и терминов по ПДД. Могут воспроизвести изученные термины и понятия, объяснить их суть и установить логическую взаимосвязь между ними, самостоятельно выполняют практические задания и объективно оценивают дорожную ситуацию. Умеют адекватно ориентироваться на дороге.

 Рекомендации: Для достижения наиболее высоких результатов рекомендуется в дальнейшем организовать индивидуальную работу с детьми, имеющими средние результаты, а именно: в выполнении практических заданий, оценки дорожной ситуации и умению адекватно ориентироваться на ней.

                             

   7.Выводы и результаты

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений;
  • привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • осознание родителями важности работы по изучению правил дорожного движения.

Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.

Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, в ходе проекта родители совместно с детьми представляли изображения своих маршрутов от их дома до детского сада, рассказывая об опасностях знаках в этом пути.  Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.

Исходя из этого, я, буду продолжать работу по разработанному проекту, создавая условия для реализации и развития знаний по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы 

  1. Авдеева Н.Н. , Князева О.Л.,  Стеркина Р.Б., Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л.,  Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
  3. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48.
  4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
  6. Данилова Т.И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
  7. Елжова Н.В. «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Азбука дорожного движения» Формирование навыков правильного поведения дошкольников на дороге

Проект на тему:«Азбука дорожного движения» Формирование навыков правильного поведения дошкольников на дороге Вид проекта: долгосрочный, групповой.Участники проекта: дети старшей г...

Презентация проекта на тему: "Азбука дорожного движения"

Презентация проекта для педагогов ДОУ....

Проект на тему "Азбука дорожного движения"

Проект на тему "Азбука дорожного движения"...

Педагогический проект по ПДД "Азбука Дорожного Движения"

Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как мож...

Проект на тему: «Азбука дорожного движения»

Проект т по безопасности дня в старшей группе "Азбука дорожного движения"...

2020-2024г. Презентация "Опыт работы по обеспечению поддержки родительской инициативы посредством реализации проекта по теме «Азбука дорожного движения»

С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной сред...