Педагогический проект на тему: «Азбука дорожного движения»
проект (старшая группа)
Информационно – познавательный проект по теме «Азбука Дорожного Движения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eremchukova_m.v._dou_3.docx | 49.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №3» Тайгинского городского округа
Педагогический проект на тему:
«Азбука дорожного движения»
Выполнила: воспитатель Еремчукова М.В.
Содержание
- Паспорт проекта……………………………………………………………3
- Введение…………………………………………………………………..6
- Актуальность темы……………………………………………………….7
- Цель и задачи …………………………………………………………..8
- Особенности организации работы………………………………………9
- Этапы реализации и содержание основных мероприятий…………..11
- Диагностическое исследование детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………13
- Выводы и результаты…………………………………………………..15
- Список литературы …………………………………………………….17
- Приложение…………………………………………………………….18
- Паспорт проекта
Наименование проекта | «Азбука Дорожного Движения» |
Тип проекта Продолжительность Возраст детей | Информационно – познавательный Среднесрочный (декабрь – апрель) Старшая группа (5-6 лет) |
Основания для разработки проекта | - «Конвенция о правах ребёнка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.) - Закон РФ «Об образовании» от 01.09.2013г. №273 – ФЗ. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г. №1155). - Основная общеобразовательная программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - с, |
Заказчик проекта | Родители, педагоги |
Основные разработчики проекта | Автор: Еремчукова Мария Васильевна, воспитатель Разработчик: Еремчукова Мария Васильевна, воспитатель Инициатор: Еремчукова Мария Васильевна, воспитатель |
Цель проекта | формирование и развитие у детей дошкольного возраста необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, на улице и в транспорте. |
Задачи проекта | - познакомить детей с назначением дорожных знаков, научить их понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах; - закрепить и уточнить правила дорожного движения, назначение светофора; - расширить знания детей о транспортных средствах; - способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; - привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах; - развивать внимание, самостоятельность, осторожность; - воспитывать навыки личной безопасности; - развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения; - воспитывать в детях грамотных пешеходов; - развивать эмоциональную отзывчивость. |
Основные направления проекта | - Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; - Расширять словарный запас детей по дорожной лексике; - Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности; |
Исполнители проекта | Дети, родители, воспитатели |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | - сформировано у детей правильное понимание значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развиты необходимые для этого навыки и умения; - привиты устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации; |
Целевая группа проекта | Дети, родители, воспитатели |
Ресурсное обеспечение | материально–техническое, методическое |
- Введение
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с Правилами Дорожного Движения (ПДД) и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. В соответствии с Федеральными Государственными Стандартами Дошкольного Образования (ФГОС ДО) одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Одно из важных значений в этой области имеет именно изучение Правил Дорожного Движения. Правилам дорожного движения мы учим детей с раннего возраста. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия дорожного движения, а так же научиться важнейшим правилам поведения на дороге и в транспорте. Естественно, что при обучении дошкольников ПДД должна осуществляться системная и планомерная работа по формированию основ безопасного поведения у детей на дорогах и в транспорте. Изучение ПДД в ДОУ необходимо с самого раннего возраста, так как работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице и в транспорте – это работа не одного дня. А для того чтобы были результаты, одних занятий и бесед недостаточно, детей необходимо научить применять их на практике. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.
- Актуальность темы
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге.
Проблема: отношение к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах, как второстепенному предмету.
Гипотеза: состоит в предположении, что обеспечение успешного формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательных процессов (ощущений, восприятий, представлений, мышления, памяти), через всестороннее воспитание и развитие (физическое, интеллектуальное, нравственно-этическое, художественно-эстетическое и обогащение эмоциональной сферы, направленной на соблюдение Правил дорожного движения);
• организация развивающей среды в группах детского сада;
• подготовленности педагогов к реализации в воспитательно-образовательной деятельности формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста;
- Цель и задачи
Цель проекта:
- формирование и развитие у детей дошкольного возраста необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, на улице и в транспорте.
- закрепление знаний правил уличного движения и поведения на улице, пополнение знаний детей о правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
- познакомить детей с назначением дорожных знаков, научить их понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- закрепить и уточнить правила дорожного движения, назначение светофора;
- расширить знания детей о транспортных средствах;
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
- развивать внимание, самостоятельность, осторожность;
- воспитывать навыки личной безопасности;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
- Особенности организации работы по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
В основу моей работы легли следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:
• Ребёнок - пешеход.
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотное поведение ребенка в роли пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);
• Ребёнок – пассажир.
Изучение правил пользования маршрутным транспортом, знакомство с обязанностями пассажиров, наблюдение за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
• Ребёнок водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т. д.).
Методы работы:
- Непосредственно-образовательная деятельность.
- Художественное творчество.
- Ситуационно-имитационное моделирование.
- Чтение художественной литературы.
- Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам города
- Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
- Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
- Тематические погружения по теме проекта.
- Работа с родителями.
- Использование и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Технологии реализации:
- ИКТ - технологии – позволяют сделать занятия необычными, яркими, насыщенными, вызывая положительный эмоциональный отклик детей, помогают усвоить материал на высоком уровне;
- Игровые технологии – игра создаёт атмосферу свободного и радостного творчества. Играя, обучаем – развиваем – воспитываем;
6. Этапы реализации и содержание основных мероприятий
Срок реализации проекта «Азбука Дорожного Движения»: декабрь 2018г. – апрель 2019г.
I этап. Подготовительный этап деятельности. Срок проведения (декабрь 2018 года).
Для педагогов
- Изучение нормативных документов, научной психолого – педагогической, методической литературы.
- Анкетирование «Проверка знаний воспитателя о правилах дорожного движения». Приложение 1.
- Перспективное планирование по ПДД. Приложение 2
Для родителей
- Беседы, опросы.
- Анкетирование «Правила и безопасность дорожного движения». Приложение 3.
Для детей
- Диагностика знаний детей основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
II этап. Практический этап деятельности в старшей группе. Срок проведения: (январь – март 2019 года)
Представляет собой прохождение трех модулей:
Для педагогов:
- Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дорожная азбука». Приложение 4
- Консультация для педагогов «Что должен знать воспитатель о ПДД?»
- Создание пособий, дидактических и настольно-печатных игр: игра «Собери светофор», Игра «Собери дорожный знак».
- картотеки практических заданий, видеотеки.
Для родителей:
- Консультация: «Безопасность детей – забота взрослых».
- Папки-передвижки: «Памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода», «Правила дорожного движения», «Ребенок на улице», «Памятка юного пешехода»; буклеты: «Родителям – водителям», «Знай и соблюдай правила дорожного движения», «причины детского дорожно- транспортного травматизма в семье».
- Беседы, советы, рекомендации;
- Безопасный путь от детского сада домой.
Для детей:
- Рассматривание плакатов, иллюстраций по безопасности дорожного движения с детьми;
- Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Н.Носов «Автомобиль»; Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д.;
- Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация);
- Конкурс на лучший рисунок по пропаганде ПДД совместно с родителями на тему « Я пешеход»;
- Проведение занятий по ПДД;
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- Решение игровых и проблемных ситуаций;
- Целевые прогулки по ПДД. Приложение 5
- Безопасный путь от детского сада домой. Приложение 6
- Викторина с инспектором ГАИ «Грамотный пешеход»
- НОД с изготовлением светоотражателей. «Светоотражающий значок - фликер». Приложение 7
III этап - заключительный. Подведение результатов: мониторинг, обобщение материалов проекта.
- Мониторинг
Исследование проходило на базе МАДОУ «Детский сад №3»ТГО. Приняли участие 25 детей старшей группы. Задачи диагностики:
1.Получить объективную картину уровня усвоения знаний, умений и воспитанности детей для адекватной оценки их деятельности;
2.Выявить слабые места в методической и воспитательной работе по обучению детей навыкам безопасного поведения на дорогах.
Предполагаемые результаты обучения:
-имеют знания о проезжей части, свободно ориентируются на улице
-имеют знания о перекрестке его значении
-имеют знания о знаках и их значениях.
Получение первичной информации по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста. Рисунок 1.
Рисунок 1
Наименование понятий | Возрастные группы и уровни усвоения (%) | |||||
Старшая группа | ||||||
декабрь | ||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
Общие знания у детей по ПДД | 15% | 27% | 58% | |||
Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части | 20% | 31% | 49% | |||
Правила поведения людей в транспорте | 13% | 21% | 67% | |||
Основные понятия и термины по ПДД | 7% | 18% | 75% |
Вывод: Исходя, из таблицы можно выстроить рейтинг по высокому уровню освоения программного материала.
1. Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части;
2. Правила поведения людей в транспорте;
3. Общие знания у детей ПДД;
4. Основные понятия и термины по ПДД. Из рейтинговой таблицы видно, что дети имеют неплохие знания но, испытывают трудности в ориентировке по карте и схеме, так же путаются в видах знаков.
Рекомендации: Для достижения наиболее высоких результатов рекомендуется провести дополнительную работу. Динамика положительного результата работы будет отражаться в итоговой диагностике в апреле месяце. Провести работу с родителями по данному направлению.
Получение итоговой информации по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста. Рисунок 2.
Рисунок 2
Наименование понятий | Возрастные группы и уровни усвоения (%) | |||||
Старшая группа | ||||||
апрель | ||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
Общие знания у детей по ПДД | 45% | 31% | 24% | |||
Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части | 58% | 23% | 19% | |||
Правила поведения людей в транспорте | 64% | 28% | 8% | |||
Основные понятия и термины по ПДД | 66% | 27% | 7% |
Из итоговой таблицы видно, что дети имеют хорошие знания, не испытывают трудности в освоении основных понятий и терминов по ПДД. Могут воспроизвести изученные термины и понятия, объяснить их суть и установить логическую взаимосвязь между ними, самостоятельно выполняют практические задания и объективно оценивают дорожную ситуацию. Умеют адекватно ориентироваться на дороге.
Рекомендации: Для достижения наиболее высоких результатов рекомендуется в дальнейшем организовать индивидуальную работу с детьми, имеющими средние результаты, а именно: в выполнении практических заданий, оценки дорожной ситуации и умению адекватно ориентироваться на ней.
7.Выводы и результаты
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- осознание родителями важности работы по изучению правил дорожного движения.
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, в ходе проекта родители совместно с детьми представляли изображения своих маршрутов от их дома до детского сада, рассказывая об опасностях знаках в этом пути. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.
Исходя из этого, я, буду продолжать работу по разработанному проекту, создавая условия для реализации и развития знаний по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
- Авдеева Н.Н. , Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
- Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
- Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
- Данилова Т.И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
- Елжова Н.В. «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Азбука дорожного движения» Формирование навыков правильного поведения дошкольников на дороге
Проект на тему:«Азбука дорожного движения» Формирование навыков правильного поведения дошкольников на дороге Вид проекта: долгосрочный, групповой.Участники проекта: дети старшей г...
Презентация проекта на тему: "Азбука дорожного движения"
Презентация проекта для педагогов ДОУ....
Проект на тему "Азбука дорожного движения"
Проект на тему "Азбука дорожного движения"...
Педагогический проект по ПДД "Азбука Дорожного Движения"
Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как мож...
Проект на тему: «Азбука дорожного движения»
Проект т по безопасности дня в старшей группе "Азбука дорожного движения"...
2020-2024г. Презентация "Опыт работы по обеспечению поддержки родительской инициативы посредством реализации проекта по теме «Азбука дорожного движения»
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной сред...