МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА сценария воспитательной беседы «Равноправие» в объединении «Исторические тропы»
методическая разработка (подготовительная группа)

Большакова Майя Михайловна

Цель: провести информационную и просветительскую работу по основам культуры равенства и толерантности.

Задачи:

  • раскрыть разногласия и сходства между людьми, выявить последствия разногласий;
  • исследовать процесс обеспечения равных прав и возможностей;
  • способствовать развитию умения анализировать, принимать решения, выбирать правильную позицию;
  • способствовать формированию ценностных установок на толерантное общение и навыков толерантного поведения;
  • Побудить к воспитанию доброжелательности, отзывчивости, взаимоуважения, человечности, терпимости и неравнодушия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_2.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования городского округа Перевозский Нижегородской области "Детско-юношеский центр г. Перевоза"

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

сценария воспитательной беседы «Равноправие»

в объединении «Исторические тропы»

        

                                                           Составила: Педагог дополнительного

                                                           образования

                                                           Большакова Майя Михайловна

г. Перевоз,

2020 г.

Воспитательная беседа «Поделись своей добротой!

        

Цель: провести информационную и просветительскую работу по основам культуры равенства и толерантности.

Задачи:

  • раскрыть разногласия и сходства между людьми, выявить последствия разногласий;
  • исследовать процесс обеспечения равных прав и возможностей;
  • способствовать развитию умения анализировать, принимать решения, выбирать правильную позицию;
  • способствовать формированию ценностных установок на толерантное общение и навыков толерантного поведения;
  • Побудить к воспитанию доброжелательности, отзывчивости, взаимоуважения, человечности, терпимости и неравнодушия.

Ресурсы: бумаги и ручки для индивидуальной работы, бумага А4, маркеры, высказывания о равноправии, макет песчаного часов, стикеры, перечень прав человека.

Методы: Индивидуальная работа и работа в малых группах, метод «Ожидание», беседа, подвижные игры.

Форма работы: час общения

Ожидаемые результаты:

• понимать значение основных понятий, касающихся темы равенства и толерантности;

• научатся анализировать свои социальные роли и определять себя как личность;

• проанализировать, что учащиеся имеют общее и отличное в рамках своей микрогруппы.


Сценарий диспута «Равноправие и толерантность»

1.Организацийный момент.

Добрый день! Сегодня мы с вами прекрасную возможность пообщаться в тесном кругу и узнать что-то новое и интересное.

2.Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы попробуем прикоснуться к извечной проблеме, которая на первый взгляд кажется совсем простой и одновременно очень сложной, но важной.

Проблемой, которая иногда влияла, меняла, решала судьбу человека. Потому что действительно, как и в жизни есть неразъемные понятия - добро и зло, черное и белое, день и ночь. Понятия, которые кажутся совсем не совместимыми, но они не могут существовать друг без друга. Они дополняют, насыщают, дают жизнь друг другу. Жизнь показывает, что если между людьми, независимо от пола, есть взаимопонимание, взаимоуважение, нет унижений и превосходства, тогда мы видим гармонию общества. Правильные взаимодействия между людьми делают их равными в своих стремлениях, возможностях, предпочтениях. Именно об этом мы будем сегодня с Вами и поговорить. Итак, предлагаю принять участие в дискуссии «Ты более равноправен, чем я?»

Метод «Ожидание»

У вас на столах лежат стикеры, которые символизируют маленькие песчинки. Пожалуйста, запишите, что Вы ожидаете от занятия, чему Вас научит эта тема, и прикрепите их на верхнюю часть песочных часов на нашем флипчарте.

Время летит очень быстро-секунды, минуты, часы, годы. Мне бы очень хотелось, чтобы каждая ваша песчинки сегодня наполнилась смыслом, знаниями, которые вы могли воплощать в дальнейшей жизни.

Итак, цель нашего диспута:

• познакомимся с основными понятиями - «толерантность» и «равенство»;

• увидеть, сколько общего и отличного есть у Вас.

Основная часть

Педагог: Вы все получили листок бумаги и ручку. Сейчас я задам вам несколько вопросов, на которые Вы можете отвечать "да" или "нет".

Список вопросов №1

Список вопросов №2

1)Ты девушка?

1)Ты часто ощущаешься себя счастливым?

2)Ты был заграницей?

2)У тебя есть маникюр?

3)Ты занимаешься спортом?

3)У тебя есть родители?

4)Ты играешь на музыкальном инструменте?

4)Ты можешь жить без воды?

5)У тебя серый цвет глаз?

5)Твоя кровь зеленая?

6)Ты носишь очки?

6)Ты любишь хорошую погоду?

7)Ты посещал Нижегородский Кремль?

7)Ты можешь прожить без воздуха?

8)Ты спокойный человек?

8)Ты часто устаешь?

9)Ты высокий?

9)Ты можешь проходить сквозь стены?

10)Ты любишь рисовать?

10)Есть ли у тебя телефон?

11)Ты боишься высоты?

11)Есть ли у тебя друзья?

12)Ты предпочитаешь больше коричневый цвет, чем голубой?

12)Любишь ли ты поесть?

Педагог предлагает нескольким ученикам разного пола написать их ответы из списка №1 на флипчарте. Просит учеников посмотреть на ответы и сравнить их с собственными.

Педагог: Видите ли вы различия в ответах? Можете обобщить различия между ответами?

Педагог предлагает ученикам ответить на серию вопросов из списка №2. Опять несколько учеников записывают свои ответы на доске напротив записанных в алфавитном порядке букв.

Педагог: Почему почти не прослеживается расхождение между группами? Можете ли вы выделить общее в ответах.

Педагог: А сейчас мы с Вами разделимся на 3 команды, возьмем маркеры и ватманы. Учащиеся выполняют задания из карточек.

Задание 1 группе:

Найдите три примера из ситуаций, в которых приятно быть схожими с другими людьми. Объясните, почему вы считаете, что сходство нравится.

Задание 2 группе:

Найдите три примера из ситуаций, в которых приятно быть не похожими на других людей. Объясните, почему Вам нравиться быть в чем то не похожим.

Задание 3 группе:

Найдите три примера ситуаций, в которых неприятным является отличаться от других. Объясните, почему вы считаете, что это удачные примеры. Какие ощущения, по вашему мнению, переживают люди, отличающиеся от других?

Обсуждение ситуаций.

Педагог: От каждого из вас зависит, какими будут отношения в нашем коллективе, во всей стране, на всей планете. Для того, чтобы мирно жить в коллективе, нужно относиться друг к другу доброжелательно, по-дружески, терпеливо, уважительно. Конечно, невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все люди были преданными друзьями, и как показали эти ситуации, все мы имеем разное воспитание, интеллект, желание учиться, характеры, вкусы, темперамент и тому подобное. А на всем земном шаре мы встретим еще много разных людей. Не стоит быть «такими как все», но необходимо уважать мнение других и уметь отстаивать свою позицию. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать всех такими, какие они есть, то есть быть толерантными друг к другу.

Педагог: А сейчас я расскажу Вам притчу, про мальчика с ужасным характером.

Как-то отец дал ему мешок с гвоздями и сказал, чтобы он забивать в забор по одному гвоздю каждый раз, когда парень потеряет терпение и поссорится с кем-то. В первый день парень забил 37 гвоздей. Впоследствии он учился владеть собою, и количество забитых гвоздей ежедневно уменьшалась. Парень понял, что легче научиться сдерживать свои эмоции, чем забивать гвозди. Наконец наступил день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тогда отец приказал сыну извлечь из забора по гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроля и ни с кем не поссорится.

Шли дни, и впоследствии сын мог сказать отцу, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец подвел сына к ограде и сказал: «Ты хорошо себя ведешь, сынок, но посмотри, сколько дырок осталось ... Забор уже никогда не будет такой, как прежде ...» Когда вы с кем-то ссоритесь и говорите ему что-то неприятное, вы оставляете в другом человеке такие раны, как эти дыры. Раны остаются, несмотря на то, сколько раз потом вы просите прощения. Словесные раны причиняют такую же боль, как физические.

Педагог: А сейчас давайте попробуем на каждую букву к слову толерантность назвать черту характера присущую толерантной человеку

Т - терпеливый, общительный, тактичный

О - осторожный, оригинальный, особый

Л - лояльный, мягкий, легкий в общении

Е - энергичный, элегантный, эффективный

Р - умный, равный

А - авторитетный

Н - надежный, самый дорогой

Т - терпеливый

Н - необходим людям, нежный, независимый

И - интеллигентный, идеальный, идейный

С - сопереживаю чей, сочувствующий, воспринимающий, страдающий

Т – заботливый

Педагог: Именно таким и должен выглядеть толерантный человек. Но свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному, можно сказать, на разных уровнях:

  • отстраненно, без лишней критики;
  • выдержано, спокойно, выжидая компромиссного для всех варианта;
  • доброжелательно, активно понимая мотивы такого поведения человека, пытаясь помочь в случае необходимости.

Для того, чтобы достичь успеха в жизни, не тратить сил на конфликты, "бытовые войны", целесообразно сформировать в себе толерантность как черту характера. На каком уровне такое качество, как толерантность развита у Вас, поможет выяснить анкета. Ситуация 1:

  1. Дмитрий имеет нетипичную для парня прическу - слишком длинные волосы. Как вести себя тем, кому такой стиль не нравится?

а) постоянно демонстрировать свое недовольство

б) требовать соблюдать на занятиях в школе общего стиля одежды и прически

в) исходить из того, что человек имеет право на самовыражение и может делать что угодно со своими волосами

2. Оксана часто пропускает уроки без уважительных причин. Как относиться к этому?

а) осуждать эти поступки

б) считать, что это ее личное дело и не вмешиваться

в) с пониманием отнестись к проблемам Оксаны и постепенно поощрять ее к учебе

3. Вадим постоянно проявляет неуважение к другим, грубость к своим одноклассникам. Что делать?

а) отвечать грубостью на грубость

б) стремиться избегать общения

в) выяснить мотивы такого поведения, проводить с парнем разъяснительную работу

4. Ваша подруга надела на вечеринку платье, которое ей не подходит и неуместно на этом мероприятии. Что вы сделаете, чтобы ваша подруга не была посмешищем?

а) предложу ультиматум: или она переодевается, или идет отдыхать сама

б) намекну, что она забавно

в) корректно укажу ей на неуместность такого наряда

5. Вы - сторонник здорового образа жизни. Ваш младший брат не делает зарядки, курит, нерационально питается. Что вы будете делать?

а) расскажу родителям, пусть они решают, что делать

б) сделаю вид, будто ничего не замечаю

в) объяснять преимущества здорового образа жизни и буду привлекать к совместным занятиям спортом.

Оцениваем полученные результаты: а) - 1 балл, б) - 2 балла, в) - 3 баллов

5 баллов - вы достаточно категорична, негибкая, нетерпима к другим человек. Имея такую позицию, рискуете остаться одиноким! Начните с обдумывания такого высказывания: "Все люди разные - не лучше и не хуже, а просто разные".

6-10 баллов - характеризуетесь как несколько отстраненная личность с жизненным принципом "Моя хата - с краю, ничего не знаю" или имеете большую выдержку относительно поведения, мыслей, традиций других людей. Во-первых, старайтесь определить границу вашей терпимости! Во-вторых, обратите внимание, чтобы вас не называли слишком равнодушным человеком.

11-15 баллов - примите поздравления! Вы - толерантная личность, цените людей, уважаете их чувства, убеждения, независимо от того, совпадают ли они с вашими. Храните "Свое лицо"!

Педагог: Давайте выполним упражнение «Волшебный магазин" (дает учащимся возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться действительно толерантными людьми).

  Представьте, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Я выступлю в роли продавца, и буду обменивать одни качества на другие. Вы можете выбрать одну или несколько "вещей", которых у вас нет или они слабо проявляются. (Педагог выясняет, сколько и зачем ему нужно, и в каких случаях он хочет быть .... В качестве платы продавец просит взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке).

Педагог: А в завершение я хотела бы спросить: убедились ли вы в необходимости строить толерантные отношения? Думаете ли вы, что права и обязанности должны быть равными? Если ваш ответ «ДА», я хочу услышать громкие, бурные аплодисменты! Вы все, безусловно, разные. Но в то же время, безусловно, равны. Вы равны в правах быть такими, какие вы есть. Вы равны в праве иметь то, что вы хотите.

Все мы живем будущим: всегда мечтаем, спешим вперед, строим грандиозные планы и проекты. Каждый из нас имеет свои предпочтения, способности, стремления, но и каждый из нас имеет равные права и возможности для лечения, обучения, получения профессии и получения интересной высокооплачиваемой работы. Все должно зависеть от нашей настойчивости в стремлении к успеху.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного мероприятия для воспитанников объединения "Знайка" «Познакомьтесь: белый мишка»

Конспект воспитательного мероприятия для воспитанников  5 - 6 лет. Подойдет и для начальной школы«Познакомьтесь: белый мишка»...

Конспект учебно-воспитательных бесед.

Учебно-воспитательная беседа "Спорт - залог здоровья". Тема приурочена к Олимпийским играм....

Беседы с детьми на экологической тропе

Цель - предложить воспитателям и родителям темы и вопросы об окружающей природе на экологической тропе....

Воспитательная беседа с родителями

Воспитательная беседа с родителями детьми первой младшей группы...

«Воспитательная беседа, как средство воздействия на поведение ребенка»

Поведение детей нужно грамотно контролировать. Наряду с другими приемамивоздействия на поведение ребенка, воспитательная беседа занимает одно изключевых мест. Возникает вопрос: в чем же суть восп...

Сценарий воспитательного мероприятия квест-игра Путешествие по экологической тропе

Цель: Познакомить детей с многообразием окружающего мира и вызвать познавательное, эмоциональное отношение к наблюдаемым объектам: природным и созданными человеком....