Устное народное творчество Проект «Любимые потешки малышам» с детьми младшего возраста
проект (младшая группа)

Гуюмчян Лара Сосовна

Актуальность проекта: русский фольклор – одно из действенных и ярких        

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель: знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества, воспитывать любовь к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poteshki.docx49.09 КБ

Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

Устное народное творчество

Проект «Любимые потешки малышам» 

с детьми младшего возраста

                               

       

 Составила:

 Воспитатель

Гуюмчян Лара Сосовна

-2021г.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Продолжительность: краткосрочный (5 дней),.

Участники проекта: воспитатель, дети группы, родители.

Предполагаемый результат:

- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника        проекта;

- создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

Актуальность проекта: русский фольклор – одно из действенных и ярких        

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель: знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества, воспитывать любовь к книге.

Задачи:

- повышать интерес к русским народным потешкам;

-учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации;

-развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса;

- развивать мышление, умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки;

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение;

- побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

План работы по подготовке проекта

- подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту  детей;

- составить альбом потешек для режимных моментов;

- подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям;

- создать фотовыставку по проекту.

Совместная деятельность с детьми.

  1. Чтение , обыгрывание, рассказывание потешек.
  2. Беседы по содержанию потешек.
  3. Заучивание потешек.
  4. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
  5. Дидактические и развивающие игры.
  6. Продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, конструирование.
  7. Театральная деятельность – обыгрывание потешек.

Совместная деятельность с родителями.

  1. Чтение потешек детям дома.
  2. Заучивание потешек вместе с детьми.
  3. Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.
  4. Создание фотовыставки.
  5.  Консультация для родителей « С какими книжками лучше дружить дошколятам», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».

Приложение №1

                             Образовательная деятельность.

                              Чтение потешки «Петушок, петушок…»

Цель: формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста.

Ход.

Дети сидят на коврике. Воспитатель предварительно показывает им игрушечного петушка, называет «Петя-петушок». Все рассматривают ее, берут в руки, гладят, повторяют «Петя-петушок». Воспитатель спрашивает: «Как Петя поет?» Дети отвечают. Читает потешку, сопровождая чтение игровыми действиями с куклой в соответствии с текстом: 

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

(фото)

Воспитатель читает потешку «Водичка»

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: А теперь высушим ладошки: наберём в рот воздух, и подуем на ладошки. А теперь потрясём ручками и снова дунем на ладошки. Высушили? Молодцы! Ой, ребятки, ветер сильный налетел, прячьте скорее ладошки, а то замёрзнут! (Дети прячут руки за спину, воспитатель дует сильно. Повтор два раза). Молодцы! Все мы дружно наигрались и домой идти собрались.  Спокойная ходьба.

Приложение № 2

                        Образовательная деятельность.

                          Ознакомление с окружающим.

Программное содержание:

•        Знакомить детей с понятием “Семья” на примере семьи Петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях.

•        Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений.

•        Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными произведениям.

•        Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей: закрепляя произношение звуков в звукоподражательных словах.

•        Познакомить с образованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (“бородушка”); называние предметов (“что это?”, “кто это?”).

•        Учить детей различать по внешнему виду животных и птиц, правильно называть их, отчетливо и внятно произносить слова и фразы.

•        Закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами.

•        Развивать координацию руки и ритмичность движений.

•        Развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

Материал:

  Игрушки (петушок, курочка, цыпленок), ширма, рисунки птиц, шапочка курочки,    

  маски цыплят, карандаши, трафареты тарелок.

Ход :

Предварительная работа: чтение потешек о петушке, курочке, цыплятах,  разучивание подвижной игры “Вышла курочка гулять”, рассматривание игрушек и иллюстраций на индивидуальных занятиях с детьми.

Воспитатель предлагает игру “Как у птичьего двора собралась детвора…”

Дети водят группе хоровод.

Воспитатель: Ребята, как мы весело играли и на птичий двор попали. (На подставках размещены картинки с изображением петушка, курочки, гуся, утки, индюка. Воспитатель подводит детей по очереди к каждой картинке.)

Воспитатель: Наша курочка в окно: “Ко-ко-ко”.

Дети: Ко-ко-ко!

Воспитатель: Наша уточка с утра: “Кря-кря-кря!”

Дети: Кря-кря-кря!

Воспитатель: Гусь гогочет у пруда: “Га-га-га!”

Дети: Га-га-га!

Воспитатель: А индюк среди двора: “Бал-бал-бал!”

Дети: Бал-бал-бал!

Воспитатель: А как Петя-петушок раным-рано поутру нам поет?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Вот как он кукарекает. Какие вы молодцы, присаживайтесь на стульчики, у меня для вас сюрприз.

(Дети садятся на стулья вокруг ковра, воспитатель перед ними за столом. На столе ширма.)

Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда, отгадайте, ребята, о ком я говорю:

“Рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает”.

- Кто это?

Дети: Петушок!

Воспитатель: Правильно. А как он голосисто поет?

Дети: Ку-ка-ре- ку!

Воспитатель: Да, что он делает?

Дети: Кукарекает.

Воспитатель: Молодцы. Давайте позовем Петушка к нам в гости:

 “Петушок, петушок,

 выгляни в окошко,

дадим тебе горошка!”

Дети: “Петушок, петушок, выгляни в окошко, дадим тебе горошка!”

Петушок: Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети. Вы ведь знаете, кто я такой? А может, вы стихотворение про меня знаете? Прочитаете?

Дети:            

Петушок, Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Воспитатель показывает игрушку (петушка) из-за ширмы, обращая внимание детей на признаки этой птицы: гребешок, бородушка, перышки, лапки.

Воспитатель: Вот какой красивый папа-петушок. А он не один живет. Кого он зовет?

Дети: Курочку.

Воспитатель: Да, он маму-курочку зовет. Давайте поможем ему, позовем громко:

                                       \

 “Курочка, иди к нам!

                                               Ку-ка-ре-ку!”

Курочка: Ко-ко-ко!

(Воспитатель достает игрушку-курочку.)

- Здравствуйте, дети. Здравствуй Петя-петушок! Вы не видели ребята, куда спрятались наши детки-цыплятки? Помогите мне их найти.(Рассказываю известную потешку о курочке.)

Воспитатель:

“Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Малых деток созывает:

Ко-ко-ко!”

Ребята, как курочка цыплят зовет?

Дети: Ко-ко-ко!

Дети встают со стульев и ищут цыплят.

Воспитатель: (обращается к петушку)

“Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок.

Через темный лесок,

Через лес за реку

Покричи: Ку-ка-ре-ку!”

- Ребята, давайте поможем Петушку и громко покукарекаем, чтобы маленькие цыплята услышали и тоже пришли к нам.

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель подает знак “тихо”. Дети сели на стульчики.

Воспитатель: Пи-пи-пи. Дети, слышите, кто-то пищит? Как вы думаете, кто это?

Дети: Цыплята.

Из-за ширмы появляются цыплята.

Воспитатель: Нашлись наши цыплятки. Посмотрите, какие они…

Дети: Маленькие, пушистенькие, желтенькие. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает.)

Воспитатель: Какие у них маленькие клювики.

Дети: Крылышки, лапки.

Воспитатель: Вот какая семья дружная. Мама в этой семье кто?

Дети: Курочка.

Воспитатель: А папа…?

Дети: Петушок.

Воспитатель: А детки, дочки и сыночки?

Дети: Цыплята.

Воспитатель: Наша курочка в окно: “Ко-ко-ко!”

Дети: Ко-ко-ко!

Воспитатель: А как Петя-петушок ранним утром нам споет?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Ребята, а как пищат цыплятки?

 Дети: Пи-пи-пи-пи!    

Воспитатель: А вы хотите быть цыплятами? Тогда я буду мама-курочка, а вы цыплята. Воспитатель надевает шапочку “курочки”, а дети маски цыплят.

Дети ходят по группе за воспитателем и выполняют движения, соответствующие тексту.                  

                                 Игра <<Вышла курочка гулять>>

Вышла курочка гулять,                  (У детей надеты маски-цыплята)

Свежей травки пощипать.           (Дети свободно бегают по ковру)

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Съели толстого жука,                 (Стучат пальцами о пол)

Дождевого червяка,                      (Наклоны туловища вперед)

Выпили водицы

Полное корытце.

Квохчет курочка

“Ко-ко-ко. Ко-ко-ко!                     (Все хором повторяют: Ко-ко-ко Ко-ко-ко!)

Не ходите далеко!

Лапками гребите!

Зернышки ищите”.

Воспитатель: Давайте поищем зернышки. Нет, нигде не видно. А цыплята есть хотят, на всю улицу пищат: << Пи-пи-пи >>.

Давайте поможем цыплятам и нарисуем зернышки. Кто хочет нарисовать?

Дети: Я, я!

Воспитатель: Все хотят. Давайте нарисуем, а вечером мамам и папам покажем, расскажем, кто у нас в гостях был.

Рисование карандашами.

Дети рисуют карандашами зернышки - каждый на своей тарелке (трафарете) для своего цыпленка.

Воспитатель помогает формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги). Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш в правой руке – тремя пальцами не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно.

Учим рисовать небольшие по размеру круги-точки, располагать их равномерно, не выходить за пределы контура, заполнять свободное пространство трафарета, учить делать  плавные движения в любом направлении, учить рисовать только на бумаге.

Обыгрывание поделки

Дети кормят цыплят.

Воспитатель: Теперь цыплята наелись, и им захотелось спать. Давайте споем им колыбельную.

Ходит Сон по хате

В сереньком халате,

А Сониха под окном –

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

Ты, цыпленочек, усни.

Утренняя гимнастика

                            «Потешки в гостях у ребят».

Цель:

•        Упражнять детей в ходьбе и беге на носках,

•        Закреплять двигательные навыки,

•        Развивать физические качества и способности;

•        Дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день.

Материал: Игрушка – кошка, погремушки - по 2 шт., тактильная дорожка.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто к нам сегодня в гости придет.

     Мохнатенькая,

    Усатенькая,

   Молоко пьет,

    Песенки поет.

                                  (кошка)

Воспитатель: - Мы сегодня будем делать утреннюю гимнастику вместе с кошечкой. Все встаем в круг.

Ходьба по кругу:

 Малышы-крепыши вышли на площадку

 Малыши-крепыши   делают зарядку!

 Раз-два, три-четыре.

 Руки выше!  Ноги шире!

ОРУ с погремушками.

Потягивание:

Вот проснулись, потянулись, с боку на бок повернулись!

Потягушечки!  Потягушечки! Где игрушечки, погремушечки?  

(Дети берут в руки погремушки).

Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Бег на носочках:

Дети гремят погремушками (звукоподражание «бом-бом»).

Тили - бом! Тили - бом! Загорелся Кошкин дом,

Загорелся Кошкин дом. Стоит дым столбом.

Ходьба. Дыхательные упражнения. Построение в круг.

1. Кошка выскочила, глаза выпучила!

  (Дети поднимают руки вверх вместе с погремушками).

«Киска-киска». И. п. – основная стойка, погремушка в руках за спиной: махи руками, звукоподражание «мяу-мяу». Повторить 5 раз.

2. Бежит курица с ведром

    Заливать Кошкин дом.

«Курочка». И. п. – то же: наклон вперед, постучать погремушками, звукоподражание «кудах-тах-тах».

3. Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.

    Прилетели две тетери, поклевали – улетели.

«Тетери». И. п. сидя, погремушки в руках у бедер: согнуть ноги, постучать погремушками, звукоподражание «тра-та-та». Повторить 5 раз.

4. Киска-киска, киска, брысь

    На дорожку не садись наши детки пойдут  через киску упадут.

(Дети идут босиком по тактильной дорожке, где находится игрушка-кошка: повторить 5 раз).

Бег врассыпную:

Птички летят, колокольчики звенят

Раз, два, не воронь!  Разбежались как огонь.

Ходьба.

Погремушка не греми, погремушка отдохни.

(Погремушка за спиной у детей).

                   Зарядка с потешками.

У меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои?

(руки за спиной)

Раз, два, три, четыре, пять—

Покажитесь мне опять.

(показывают руки)

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои?

(уши закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять—

Покажитесь мне опять.

(показывают уши)

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои?

(глаза закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять—

Покажитесь мне опять.

(убирают ладошки от глаз)

                                                Приложение № 7

                 

   Познавательная деятельность (сенсорика) «Путешествие с лошадкой»

 Цель: Познакомить с новой потешкой, вызвать радостное настроение: обучить детей выбирать объекты заданных цветов; развивать мелкие движения кисти, чувство ритма. Задачи: закреплять знания детей о сенсорных свойствах предметов (цвет); развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, слуховые; воспитывать эмоционально – положительное отношение к игре и доброжелательные взаимоотношения; развивать речь (умение слышать воспитателя, повторять за ним потешку) . Оборудование: кубики, погремушки, грибочки трех цветов, полянки этих же цветов.

Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами не ребятки, а лошадки. У нас в руках «подковы» -кубики, мы будем ими цокать- стучать. Воспитатель читает стихотворение и в такт ударяет кубиками.

Чики- чи-ки- чикалочки, едет Ваня на палочке,

А Дашенька в тележке щелкает орешки.

Повторение с детьми.

Воспитатель: Мы прискакали на полянку. Какого она цвета? (показывает полянку красного цвета). Звери  перемешали грибочки разных цветов. Выберем и посадим на нее грибочки красного цвета. Сели на стульчики.

Воспитатель: Устали? Подкрепимся.

Пальчиковая гимнастика. У печи, печи, печи

Испечем мы калачи. (Дети имитируют лепку калачей)

Воспитатель раздает погремушки.

Воспитатель: А теперь мы музыкальные лошадки.

Повтор стихотворения со звучанием погремушек в такт.

Воспитатель: Приехали на другую полянку. Какого цвета (показывает полянку желтого цвета) Выбираем и садим грибы желтого цвета.

А теперь мы просто лошадки. (Цоканье язычком). Прискакали к бабушке на полянку.  Бабушка очки надела и полянку разглядела.

Какого она цвета? Посадим на нее грибочки зеленого цвета. Молодцы. Все грибочки посадили правильно по полянкам.

                                         

(фото)

Приложение № 8

                 Потешки для детей.

Улитка, улитка! Покажи свои рога — дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки, сдобной лепешки. Высуни рожки!

 

Пышка, лепёшка в  печи сидела,

На нас глядела, в рот захотела.

 

Ладушки, ладушки, испечём оладушки.

На окно поставим. Остывать заставим.

Немного погодим, всем оладушек дадим.

 

Катя, Катя маленька, Катенька удаленька,

Пройдись по дороженьке, топни, Катя, ноженькой.

 

Дождик, дождик, посильней – будет травка зеленей,

Вырастут цветочки  на нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще, расти, трава, гуще.

Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти — дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи, зря в окошко не стучи!

 

После завтрака шнурок лег погреться на песок,

Полежал совсем немного и  отправился в дорогу,

Погулял среди травинок и  приполз назад, в ботинок.

 

Ветер елками шумит, ежик наш домой спешит.

А навстречу ему волк, на ежа зубами — щелк.

Еж иголки показал, волк со страху убежал.

 

Раз, два, три, четыре.

Посчитаем дырки в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

 

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

И смотрели три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели Васьки на карниз,

Посмотрели вверх и вниз...

И сказали три кота:

«Красота-а-а-а!»

 

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят.

       Информационное обеспечение:

1. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий (Текст)/ В.В.Гербова.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка- Синтез, 2014.- 112с.

2. Гладышева, Н.Н., Сержантова, Ю.Б. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». 2-я младшая группа.- Волгоград: Учитель, 2014.-382 с.

3. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада (Текст) / Н.Ф.Губанова. –М.: Мозайка-Синтез, 2008.- 128 с.

4. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада (Текст) / Н.Ф.Губанова. –М.: Мозайка-Синтез, 2008.- 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

Устное народное творчество для развития речи малышей.

Статья , о значении устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников....

«Устное народное творчество как средство развития малышей»

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Считаю, что мы должны всегда помнить об этом. Ве...

Консультация для воспитателей "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие ...

Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."

ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...