«Устное народное творчество как средство развития малышей»
консультация (младшая группа) на тему

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Считаю, что мы должны всегда помнить об этом. Ведь все дальше от нас уходят традиции,духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания, обряды, а это не допустимо. Убеждена, что знание культуры собственного народа, умение понять, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.

К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего, любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_ust_nar_tvor_sredst_razv_mal.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» муниципального образования «Мелекеский район» Ульяновской области

Консультация

«Устное народное творчество как средство развития малышей»

МДОУ «Детский сад» «Василек» р.п. Мулловка»

Воспитатель Колесникова И.Ю.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Считаю, что мы должны всегда помнить об этом. Ведь все дальше от нас уходят традиции,духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания, обряды, а это не допустимо. Убеждена, что знание культуры собственного народа, умение понять, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.

К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего, любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Наша задача – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей.

Малыш с первых дней жизни слышит народные песенки, если взрослые, играя с ребёнком, не забывают повторять песенки – потешки – ребёнок легко овладевает речью. Дети очень любят такие игры и радостная приподнятость, эмоциональный подъём значительно активизируют способности детей. Они по первым словам потешки уже знают, что за этим последует. Так всё больше ребёнок сживается с родной речью, её смыслом, звучанием. Они спешат овладеть речью, чтобы вступить в контакт с окружающими и понять их взаимоотношения, правила жизни. Забавляясь и играя звуками, малыш всё увереннее, всё чаще проговаривает каждое слово потешек, он запоминает их, а вместе с ними запоминает и первые понятия: нельзя стоять в стороне от общего дела, нельзя одному есть пряники, если приключилась у кого – то беда, - все должны дружно помогать, выручать из беды («Тили – бом», даже на волка должны нападать гуси, спасая гусёнка: ради другого рисковать своей жизнью. В песенках, потешках ребенок улавливает отношение человека к животному, его доброту и ласку:

-«Уж как я свою коровушку люблю, свежей травкой я Бурёнушку кормлю, ты иди, моя коровушка, домой, напою тебя водою ключевой. »

Малышу ещё недоступно осознание смены времён года и связанных с этим погодных явлений. Природа, как особая область познания не выступает ещё перед ним во всём её многообразии. Но уже в этот период он ситуативно познаёт метаморфозы вчерашнего и сегодняшнего дня. Он быстро откликается на солнышко, ветер, снег, дождь. Считаю, что эти первые наблюдения уже играют определённую роль в ознакомлении с родным краем, родной стороной, родной природой. Поэтому уже в этом возрасте связывают наблюдения с детьми в природе с короткими художественными текстами: «Снег, снег кружится, белая вся улица… »

Действительно, приходишь к выводу: организовать режимные моменты, провести игру – занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша поможет - фольклор, создававшийся русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

Наблюдая за игрой детей в кукольном уголке, особенно в тот момент, когда «измученная мама» не может уложить своего плачущего «малыша» и использует всем известное наказание «щлепок», я предлагаю спеть колыбельную, умиротворяющую, светлую, монотонную.

- «Баю, баюшки, баю не ложися на краю… »

По лицам детей заметила, что им понравилось, объяснила, что это колыбельная песенка, которую поют мамы, чтобы успокоить ребёнка.

Образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенька – коток, собачка, заинька, гуленьки и. т. п.) Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребёнку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив.

Грамматическое разнообразие малых фольклорных форм способствует освоению грамматического строя речи, обучая детей образовывать однокоренные слова (котенька, коток, котик,, котя) .

Малые фольклорные формы помогают детям постигать окружающий мир, учат быть добрыми, ласковыми, погружают их в стихию исконно народной русской речи, создают у детей положительный эмоциональный настрой.

- «Уж ты глазоньки зажми, угомон тебя возьми, угомон тебя возьми сам покрепче усни»

Всё это поможет ближе знакомить детей с русским народным творчеством. В процессе ознакомления детей с устным народным творчеством используются различные формы работы, многие занятия носят интегрированный характер. На таких занятиях используются фольклорные произведения различных жанров, сочетаются разные виды деятельности (словесная с музыкальной, изобразительной, театрально — игровой.)

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения заключённые в них легко воспринимаются и запоминаются.

Они украшают и обогащают речь детей, взрослых, расширяют воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие пословицы и поговорки, ребёнок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение. Разумеется, в воспитательной работе необходимо использовать только те пословицы и поговорки, терминология которых понятна современному ребёнку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Велико значение и выразительность языка пословиц о труде: «Труд человека кормит, а лень портит», «Не учись безделию, учись рукоделию». О силе коллектива: «Дружно — не грузно, а врозь, - хоть брось». О ценности дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг, лучше новых двух». О взаимной зависимости поступков: «Как аукнется, так и откликнется». Народная мудрость о Родине: «родина — мать, умей за неё постоять», «Человек без Родины, что соловей без сада», «Если дружба велика, будет Родина крепка».

Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по -новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность. Они направлены на нахождение тождества, или сходства различных предметов и явлений. Чаще всего в загадках фигурирует животное, окружающие ребёнка предметы, явления природы. Дети очень любят загадки. Они заметно развивают у детей дошкольного возраста наблюдательность, сообразительность, воображение, умение анализировать. Отгадывание загадок требует определённых знаний об окружающем мире.

В народном творчестве, сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая, или слушая сказку, мы не замечаем, как оказываемся во власти удивительного вымысла. В сказках добро и зло ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни — это и есть правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовёт на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм. Очень красив язык сказок; он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений. Сказки воспитывают в детях доброту, чувство отзывчивости, стремление помочь обиженному, нетерпимость к проявлению жестокости, злобности. Но сказка и предупреждает детей и о вреде излишней доверчивости. После встречи колобка с волком, медведем, оказалось, что страшен не тот, кто прямо говорит: «Я тебя съем», а тот, кто расхваливает тебя самого и твою песенку. Учат сказки, и вслушиваться, сравнивать, думать. Смелость, находчивость, выдержка, помогают Машеньке вернуться домой. Желательно в работе над сказкой провести рисование, по мотивам сказки, игры драматизации определённых эпизодов сказок. Любят дети слушать сказки в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки персонажей помогали детям вслушиваться в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

С закличками и приговорками дети, забавляются по какому — либо случаю (дождь, солнце)

- «Дождик, дождик пуще, будет травка гуще. »

Хорошим подспорьем в знакомстве детей с животным миром служат приговорки. Их трудно отличить от закличек и по форме и по содержанию. Приговорки насекомым: «- Бабочка, бабочка, сядь на лавочку, дам булавочку». Дети любуются бабочкой, стараются, чтобы она улетела. Очень любят дети скороговорки и чистоговорки, которые быстро откладываются в памяти, развивают речь. Скороговорки — отражение различных сторон жизни русского народа: быта, интересов, верований. Употребление в речи скороговорок развивает у детей чувство языка, предупреждает косноязычие.

Проводя такую работу с детьми, наблюдая за ними, можно с уверенностью сказать: дети, покидая детский сад, смогут объединить прошлое с будущим, русское народное творчество войдём в жизнь, быт, семью воспитанников. Они твёрдо будут знать правила: «Умей говорить языком доброты»; умей веселиться, но помни: «Делу время, потехе час»; береги дружбу и помни: «Дружба и братство — дороже богатства»; люби и цени семью свою, знай: «В семье лад, так не нужен и клад»; цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».

 

Народное творчество в повседневной жизни детей

Воспитатель: Колесникова И. Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»

Моя работа, о развитие компонентов  устной речи  у детей с помощью устного народного творчества....

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.  Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной ...

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...