Проект «Куклы из бабушкиного сундучка»
проект (старшая группа)

Ковалева Наталья Петровна

Самая главная игрушка для детей всех возрастов – это  кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре.      Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

          Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Куклы из бабушкиного сундучка»25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Полное название проекта: «Куклы из бабушкиного сундучка»

         Авторы проекта:

Наталья Петровна Ковалева,  старший воспитатель МКОУ Коченевская СОШ №2, Екатерина Николаевна Артамонова воспитатель МКОУ Коченевская СОШ №2;

Адрес организации: 632641 Новосибирская область Коченёвский район р.п. Коченёво улица Строительная 29

Телефон: 8 383.512 60 60

Место проведения: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный (2019-2020 учебный год)

Участники проекта: воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проекта:

            Самая главная игрушка для детей всех возрастов – это  кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре.      Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

          Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

        Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Куклы из бабушкиного сундучка».

Задачи проекта:

расширять знания детей о культуре  народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки);
             познакомить детей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления);
             учить изготовлять народных кукол;
           развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение;
           развивать речь детей, расширять словарный запас;
           воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;

организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.

         Методы и приемы:

        наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

        словесные – объяснение, рассказ, чтение беседа;

        практические – упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование.

Материал: картины, книги, журналы, открытки, художественные произведения, оборудование для опытов и экспериментов, видеопрезентации, видеоролики.

Формы работы по проекту.

Организованная деятельность: непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, музыке; беседы по теме «Куклы»;  дидактические, подвижные театрализованные игры; исследовательская деятельность ( наблюдения); чтение книг;   развлечения.

Самостоятельная деятельность: подвижные игры, дидактические игры, настольные игры, рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением кукол, художественное творчество, решение проблемных ситуаций.

Взаимодействие с семьей: наглядная агитация по теме проекта «Куклы из бабушкиного сундучка» (стенды, памятки, выставки, газеты, консультации);  творческая мастерская «Куклы наших бабушек»; подготовка костюмов и атрибутов к  театрализованной постановке.

Взаимодействие с педагогами: консультация «Такие разные куклы», развлечение «Куклы наших бабушек».

Внешние связи: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Коченевская средняя общеобразовательная школа №2, детская общественная организация «Радуга», МУ Дом культуры«Рассвет»,  МУ Коченевская централизованна библиотечная система филиал № 4, муниципальное казённое образовательное учреждение  дополнительного образования детей Коченевская детская музыкальная  школа.

Условия необходимые для реализации проекта.

Материальные: наглядный и дидактический материал по проекту «Куклы наших бабушек»: картинки с изображением кукол, сюжетные картины с изображением действий людей по отношению к кукле, атрибуты к театрализованным, подвижным и дидактическим играм, к развлечениям.

Педагогические: презентации, загадки, стихи, рассказы, сказки, песни, дидактические игры, физминутки, пальчиковые игры, подвижные игры, иллюстрации.

Интеграция образовательных областей:

социально–коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной, музыкальной, двигательной.

Продукт проекта:

альбомы «Что за прелесть эти сказки!», «Русская народная кукла в сказках и былинах русского народа», «Народные промыслы», «Музей в картинках», «Куклы из бабушкиного;

развлечение «Куклы из бабушкиного сундучка»;

мини – музей «Куклы из бабушкиного сундучка»;

выставка книжек–малышек «Такие разные куклы».

Область применения:

мастер класс по использованию пособий;

развлечение для детей младшей группы;

 презентация проекта.

Предварительная работа:

поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Куклы из бабушкиного сундучка»;

чтение стихов, произведений, рассматривание иллюстраций.

Предполагаемый результат:

повышение уровня знаний у воспитанников и их родителей о куклах наших предков;

умение различать и называть некоторые куклы;

систематизация дидактического материала по теме «Куклы из бабушкиного сундучка»;

активизация словарного запаса.

Этапы и сроки реализации проекта:

Подготовительный этап

- Изучение и анализ литературы по теме;

- Планирование совместной работы с детьми и родителями;

- Совершенствование необходимой материально- технической базы  и  предметно-пространственной развивающей среды.

Основной этап

Занятия по познавательному развитию:

- Знакомство с русской народной куклой;

- Кукла из глубины веков;

- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол;

- Русские народные куклы: «Зерновушка», «Пеленашка», «Столбушка», «Кувадка».

Беседы:

- О куклах;

- Куклы наших бабушек;

- Моя любимая кукла;

- Тряпичные куклы.

Занятия по продуктивной деятельности:

Совместный детско-родительский мастер класс по изготовлению куклы Кувадки «День семьи, любви и верности»

Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Сказка А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

И. Рюмина «Куклы наших бабушек»

Проведение сюжетно – ролевых игр:

«Дом», «Семья», «Детский сад».

Работа с родителями:

анкетирование "Игры и игрушки Вашего ребенка", «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома»;

подготовка материалов и изготовление кукол;

информация для родителей  на сайте детского сада;

консультация для родителей «Роль куклы в жизни ребёнка», «Игрушка в жизни ребенка»;

творческая гостиная.

Заключительный этап:

организация мини – музея «Куклы из бабушкиного сундучка»;

оформление презентаций «Кукла оберег Кувадка», «Народные куклы для игры» для группы и методического кабинета;

выпуск стенгазеты «День семьи, любви и верности»;

развлечение «Куклы из бабушкиного сундучка»;

презентация проекта.

Результаты  работы над проектом:

По  результатам работы проекта «Народная кукла в играх детей»  стало понятно, что знакомство с историей народной куклы  и технологией её изготовления, возможно, начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла  наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.  Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус.  Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц.  Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус. 
          Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к  народной традиционной культуре России.

В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников,  в работе над проектом  были задействованы родители и дети группы, значительно повысился уровень  знаний  родителей и педагогов по проблеме, пополнилась  и обновилась пространственно-предметно развивающая среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани.

Верно.

Директор школы ____________________И.В. Соловьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...

Проект "Куклы из бабушкиного сундучка"

АктуальностьВ каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. К...

статья к презентации проекта "Куклы из бабушкиного сундучка"

В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка - незаменимый спутник этих игр. Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценн...

Презентация проекта "Куклы из бабушкиного сундучка"

В презентации представлены: паспорт прокта, цели, задачи, планируемые рузультаты, фото-отчет...

Проект "Куклы из бабушкиного сундучка"

Сегодня мы на многое  начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. ...

Творческий проект "Куклы из Бабушкиного сундучка"

Проявление интереса у старших дошкольников к истории русского народа, к его культуре, традициям и обычаям. Необходимость возродить и "прикоснуться" к истокам народной культуры - цель проекта...

Проект "Куклы из бабушкиного сундучка"

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались, бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем...